Система работы педагогического коллектива по взаимодействию с семьей

Крицкая Ольга Вячеславовна

Определяющая роль в установлении взаимодействия образовательного учреждения и семьи принадлежит педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы педагогического коллектива

 по взаимодействию с семьей

Для современного учреждения дополнительного образования важно тесное и плодотворное взаимодействие с родителями обучающихся. Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в учреждение дополнительного образования?»- это вечная «головная боль» всех педагогов. В связи с этим перед педагогами стоит важная и ответственная задача- сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса.

Определяющая роль в установлении взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи принадлежит педагогам. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Формы работы педагога с родителями разнообразны:

индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями, дни консультаций родителей ;

групповые: работа с активом, родительским комитетом;

коллективные: родительские собрания, общие родительские собрания учреждения, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные воспитательные мероприятия и т.д.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консультаций родителей и дачи им практических советов по улучшению семейного воспитания. Например, отдельные обучающиеся отличаются повышенной нервозностью или упрямством. Не все родители достаточно компетентны в подходе к таким детям и нуждаются в квалифицированной помощи педагогов.

Очень важной является индивидуальная работа с родителями обучающихся, которые проявляют особые способности или особую одаренность в области творчества, искусства. Контакты с родителями таких обучающихся выражаются в том, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности, и в особенности в общественно полезную работу.

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей.

Особенно важной формой является деятельность родительского комитета.

Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.

Коллективные формы работы

Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и учреждения дополнительного образования  к воспитанию детей.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Встречи родительской общественности с администрацией учреждения, педагогами. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Для нашего учреждения дополнительного образования наиболее характерны такие формы установления контактов с родителями, как работа с родительским комитетом, консультирование и педагогические поручения, что обуславливается добровольностью и необязательностью получения детьми дополнительного образования и как следствие отстраненность большинства родителей от жизни детского творческого коллектива и проблем детей в частности.

Виды педагогических поручений:

  • Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную), - руководство детским клубом, индивидуальное шефство, наставничество и т.д.
  • Поручения, предполагающие оказание организационной помощи педагогу - содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками), в организации встреч с интересными людьми и т.д.
  • Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы учреждения, в решении хозяйственных задач - участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве.

Широко используется педагогами дополнительного образования такая форма работы с родителям, как консультирование.

Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление о делах и поведении ребенка, о его успехах, его творческом потенциале, педагог  же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого обучающегося. Консультирование родителей педагогами дополнительного образования бывает двух типов:

  • методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ребенка – для вновь поступивших детей и одаренных детей – способов дополнительного образования);
  • психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).

Однако, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Учреждение дополнительного образования было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. К этому надо быть готовым, начиная строить систему работы с родителями обучающихся.

Правила

эффективного взаимодействия педагога с семьями обучающихся

Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами!

Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!

Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

Умейте терпеливо слушать родителей, дайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!

То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, детей и педагогов!

Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность!

Готовясь к встрече с семьей ребенка, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее!

Каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка!

Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалисту!

Если родители принимают активное участие в жизни детского коллектива, их усилия должны быть отмечены руководителем и администрацией образовательного учреждения!

Правила установления контактов с семьей обучающегося

Первое правило. В основе работы образовательного учреждения с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений педагогов и родителей – взаимное уважение. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у педагогов, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учреждения образования. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог – лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи. Хороший педагог в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.


 

Комментарии

Шайдулина Минзифа Закировна

Ольга Вячеславовна! Действительно,сейчас стало труднее привлекать родителей к взаимодействию с образовательным учреждением, особенно если это учреждение дополнительного образования. Вы поделились своим опытом работы. Спасибо Вам.

В нашей работе самое трудное найти взаимопонимание с родителями.Спасибо за статью.

Каргаполова Татьяна Михайловна

Статья идеальна в теории, на практике происходит другое. Конечно, педагог играет большую роль, но должно быть идеальное взаимопонимание обеих сторон. Ведь есть родители, которые учителей не понимают, а есть родители придирчивые и скандальные.

Логак Ирина Михайловна

Родителями нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения. Спасибо за статью.

Лариса Станиславовна Фурман

По моему одной из причин снижения эффективности работы с родителями является значительное увеличение документации, которую теперь по любому поводу нужно оформлять. Это занимает и время и силы педагога. Я начинала работать, когда этого было значительно меньше и ощущаю разницу.

Трошкова Валентина Леонидовна

В наше время надо очень постараться, чтобы добиться взаимодействия с семьями детей.

Первова Наталья Николаевна

Очень важная тема, работа с родителями - очень важная сфера педагогической деятельности. Спасибо за полезную тему, хорошо изложен материал. Успехов в дальнейшей работе.

Фомина Татьяна Николаевна

Статья очень интересная и полезная. Для себя я, как классный руководитель, взяла правила работы с родителями.
Полностью разделяю с вами взгляды на то,что должен быть жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.