Метянина Татьяна Викторовна

Сайт учителя начальных классов

Доброта спасёт мир.

Профессия: Учитель начальных классов

Профессиональные интересы: ИКТ

Увлечения: Вышивание, вязание, кулинария

Регион: Тульская область

Место работы: МБОУ ЦО №50

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/metyanina-tatyana-viktorovna
Труднее быть в течение недели порядочным человеком, чем героем в течение пятнадцати минут.
Ренар

Первому учителю

Благодарим судьбу за то, 
Что нам так в жизни повезло, 
Что вы за руку привели, 
К началу трудного пути! 
Посеяли в сердцах добро, 
Распознавать учили зло, 
И справедливостью своей 
Вы покорили всех детей! 
Вы были нам поводырем 
При нашей встрече с букварем. 
Вы помогли нам мир открыть, 
Писать и с книгою дружить! 
Всегда для каждого из нас 
Вы время находили, 
И каждый день, и каждый час 
Вы терпеливы были! 
Мы любим вас от всей души 
И взрослые, и малыши, 
Девчонки наши и мальчишки, 
И тихие, и шалунишки! 
Нам никогда не позабыть 
Лучистый свет любимых глаз, 
Желаем вам здоровой быть, 
Хотим счастливой видеть вас!

б

О себе

Работаю учителем с 1987года. Закончила Тульский педагогический институт имени Л.Н.Толстого в 1987 году с отличием.  По распределению попала на работу в поселок Шатск, где и работаю до сих пор учителем начальных классов. Пусть так будет......

Первую учительницу любят все на свете!
Море своих сил дарует она детям!
Если вдруг случится с кем-нибудь беда,
Учительница выслушает и выручит всегда!
Первая учительница – первый друг!
Пусть всегда Вас любят все вокруг!
Пусть легко Вам будет из любых детей
Вырастить порядочных и знающих людей!

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Л.Н.Толстой "Война и мир"

Войнич " Овод"

А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

М.Ю.Лермонтов "Мцыри"

 

Моё портфолио

 

 

РЕАЛИЗАЦИЯ

ПРОГРАММЫ  " ШКОЛА 2100"

В ШКОЛЬНЫЙ КУРС

НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА
МБОУ «ЦО№50»

УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
МЕТЯНИНОЙ Т.В.

 

 

ОТЛИЧИЕ ПРОГРАММЫ

" ШКОЛА 2100"

ОТ ДРУГИХ, НАХОДЯЩИХСЯ

  В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметы, которые работают по этой программе:

1. математика ( Л.Г. Петерсон)

2. информатика ( Горячев)

3. детская риторика в рассказах и картинках ( Ладыженская)

4. литература и русский язык ( Бунеева, Бунеев).

 

 

 

 

 

 

 

 Взяв в 1997 году класс 6- леток, я решила отойти от традиционной программы и попробовать комплект комплект учебников  образовательной программы " Школа 2100"

В первый год обучения , я взяла из этой программы только курс математики. Он был создан на базе психолого- педагогических исследований, проведённых в конце 70-х начале 80-х годов под руководством профессора Н. Я. Виленкина. Этот курс является частью единого непрерывного курса математики, который разрабатывается в настоящее время с позиции развивающего обучения ( научный руководитель- Г. В. Дорофеев).

Курс математики ориентирован на развития духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету.

Наряду с развитием вычислительных навыков, идёт развитие мыслительных  операций, умение анализировать,сравнивать, обобщать, классифицировать,рассуждать по аналогии.

С первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия ( " придумай", " найди", " составь", " выбери"), развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности ( интереса к предмету).

 В основе традиционной программы лежит объяснительно-иллюстрированный метод, на основе которого строится сегодня обучение в школе. В курсе Л.Г. Петерсон лежит деятельностный метод( в этом есть отличие от " традиционки"). Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые математические понятия и отношения между ними не даются  детям в готовом виде. Дети " открывают" их сами в процессе самостоятельной исследовательской  деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомяс общепринятой системой обозначения. Таким образом, дети строят "свою" математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимостьпредварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.

Структура этого метода такова:

1. постановка учебной задачи( проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы)

2. " открытие" детьми нового знания(дети "открывают" новое свойство или отношение, а учитель подводит итог, даёт общепринятую терминологию, показывает образец комментирования)

3. первичное закрепление (тренировочные упражнения с обязательным комментированием) и проговаривание всез изученных алгоритмов

4. обучающая самостоятельная работа(специальные тетради для " Самостоятельных и контрольных работ"индивидуально для каждого ученика по вариантам для каждого класса. В конце каждой сам. работы- работа над ошибками. Исключаются "2". После работы над ошибками ставиться "3".( кроме контрольных работ).

5. решение задач на повторение(здесь задания , доводящие до уровня автоматизированного навыка+ регулярно включаются нестандартные, логические, занимательные задачи.)

 

Число уроков отработки и закрепления знаний в данном курсе меньше, чем в традиционном из-за большого объёма изучаемых понятий. Связанно это с направленностью программы на развитие детей и на формирование у них познавательных интересов. Детям для полноценного личностного развития на каждом уроке нужна " пища для ума". Если уроки посвящать только отработке, то приэтом будет закрепляться навык, но тормозиться развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и личностных качеств.

Чтобы не терять в уровне отработки навыков и поддерживать высокий уровень активности детей используется приём "опережающей многолинейности". После введения понятия, которое требует для отработки длительного времени, мы знакомим учащихся с такими математическими фактами, которые не обязательно на этом возрастном этапе, а служат развитию детей, расширению их кругозора, формированию интереса к математике..Тренировочные упражнения выполняются параллельно с исследованием новых математических идей, поэтому они не утомляют детей. Тем более им придаётся как правило игровая форма ( кодирование, расшифровка, отгадывание загадок).

Наряду с этим в зтом курсе даётся " сквозная информация" (необязательная). Таким образом, каждый ребёнок с невысоким уровнем подготовки имеет возможность " не спеша" отрабатывать  навык, а более подготовленные дети постоянно получают " пищу для ума", что делает уроки математики привлекательными для всех детей- и для сильных, и для слабых.

Весь курс укомплектован: для учащихся это учебники на печатной основеи самостоятельные, контрольные работы; а для учителя- методические рекомендации.

Построенная авторами этого курса многоуровневая система начальных математических понятий позволила установит порядок введения фундаментальных понятий, обеспечивающих преемственные связи между ними и непрерывное развитие всех содержательно- методических линий курса математики с 1-го по 9-й класс..

Особенностью программы " Школа 2100" является то, что все курсы по предметам имеют связь("межпредметные отношения").

В частности, математика очень связана и перекликается с курсом информатики(А.В. Горячев),который я ввела на третьем году обучения.

В курсе информатики предусмотрены учебники на печатной основе( они же и явдяются тетрадями). Их 4 на год.( по одной на четверть).

В 3 классе рассмтриваются следующие разделы:

1. алгоритмы

Представления об алгоритмах, формах их записи, основных структурах управления, вложенных алгоритмах, параллельных алгоритмах и способах проектирования алгоритмов получают в 1 четверти.При этом дети самостоятельно  составляют план и детально описывают алгоритм выполнения задания, учатся тестировать алгоритмы, вносить в них необходимые исправления.

2.объекты

Дети учатся

а) описывать предметы перечислением их составных частей и действий, выполняемых ими или над ними;

б). находить общее в составе и действиях предметов и определять таким способом общие названия;

в). зная общее название, находить и описывать особенное в предметах, перечисляя, " что у него ещё есть и что он ещё умеет

3.множество

Учебный материал 3 четверти условно можно разделить на две части:

а). темы, непосредственно связанные с логикой: логические цепочки, правила и выводы

б). начальные знания в областях математики, активно используемых в информатике:злементы теории графов, теории множеств, математической логики.

4.закономерности

Здесь развитие курса идёт в следующих направлениях:

а). знакомство с наиболее общими, фундаментальными закономерностями логики

б). привитие навыков решения нетиповых задач, тренировка мышления по аналогии, развитие умения находить закономерности, развитие фантазии, знакомство с приёмам фантазировать, принятия оптимальных решений.

 

Следующие три предмета в этой программе, которые неразрывно связаны между собой - это литература

1 класс " Капельки солнца"

2 класс " Маленькая дверь в большой мир"

3 класс" В одном счастливом детстве"

4 класс"В океане света"

5 класс " Шаг за шагом"

" Русский язык"+ дидактический материал для каждого класса Л. Ю. Комиссаровой.

Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

" Риторика" ( автор. коллектив Ладыженской для 1-4 классов,5-9 классов)

Литература

В основу взят традиционный тематический принцип группировки материала. Все книги для чтения объединены внутренней логикой. Суть её такова:

1 класс познаёт себя и мир вокруг: людей, проироду, усваивает нормы отношения к этому миру и поведения.

2 класс мир расширяется. Появляются произведения фольклора народов России и мира ( сказки, былины, загадки), авторские сказки, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль, где чётко видно, что где бы ни жил человек, всегда цениться трудолюбие, патриотизм, а неприятие вызывает леность, глупость.

В 3 классе знакомятся с произведениями детской и " взрослой " литературы разных жанров " рассказы, отрывки из повестей, сказки, поэмы и пьесы. Здесь и классика русской и зарубежной литературы.

В 4 классе даётся целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах.

Таким образом, дети пройдя этот курс должны уметь:

1). прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов

2). самостоятельно выделить ключевые слова в тевсте ( связь с риторикой)

3 ). формулировать главную мысль, соотносит её с заглавием

4). составлять план

5). пересказывать прочитанное

6). называть героев, видеть в тексте описание природы, интерьера

7) давать характеристику героев

8) высказывать своё отношение к прочитанному

9) относить прочитанное к определённому виду и жанру

Риторика ( введена в 2 классе)

Учит детей умелому, успешному , эффективному общению, успешно пользоваться даром слова. Этот курс даёт понятие о науке риторике, обучать умением говорить, слушать, читать, писать. Большое внимание уделяется теме, заголовкам текста, основной мысли текста, опорным( ключевым) словам, пересказам.

Рассматриваются основные типы текстов: рассуждение, описание, повествование. Понятие об их смысловых различиях.

Большая работа ведётся поречевому этикету.

Этот курс я начала во 2 классе, ставя перед собой цель - корректировать поведение учащихся ( класс со сложным поведением)., развития речи учащихся ( дети пришли в школу в основном малоподготовленные).

Русский язык.

Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения заключается в том, что:

1. предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом;развития на этой основе языкового чутья детей

2. введено понятие "орфограмма", названы опознавательные признаки орфограмм

3. сведения о частях слова вводятся раньше- с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес

4. " состав слова" и" лексика" -"сквозные темы" всего курса

5. усиленное внимание к синтаксису и пунктуации- основе письменной речи, к средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих.Увеличение объёма изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6. изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного обучения

7. выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка- формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения худ.текста и учебно-научного текста.

 

Очень жаль, что авторы программы, которые 10 лет назад, начинали вместе и очень удачно ( на мой взгляд) сейчас «разбежались» по разным УМК. Мне очень трудно их разъединить, и я продолжаю работать по ним до сих пор.Буду рада, если мой опыт работы кому-нибудь поможет.

Мои публикации:
Воспитательная работа
Здоровый образ жизни
Математика
Материалы МО
Окружающий мир
Разное
Региональный компонент
Русский язык
Чтение
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: