Определение тональностей по ключевым знакам

Учимся определять тональности по ключевым знакам

Ключевые знаки:
Длительность упражнения:
Перейти к следующему вопросу:
Домашнее задание
Поделиться упражнением:

0/0 0% 0:00
Мажор Минор

Упражнение закончено

Результат



Сегодня мы занимались
минут секунд
Чем займемся дальше?
Нашли ошибку?

Ключевая подпись

В теории музыки  ключом  произведения является группа звуков или гамма, которая составляет основу музыкальной композиции в классическом, западном искусстве и западной поп-музыке.

Группа включает в себя  тоническую ноту  и соответствующие ей  аккорды , также называемые  тоникой  или  тоническим аккордом , которые обеспечивают субъективное ощущение прибытия и отдыха, а также имеют уникальную связь с другими звуками той же группы, их соответствующими аккордами и звуками. и аккорды вне группы. [1]  Ноты и аккорды, отличные от тоники, в пьесе создают разную степень напряжения, которое разрешается, когда возвращается тоническая нота или аккорд.

Тональность может быть в мажоре или миноре, хотя музыканты предполагают мажор, если это не указано, например, «Эта пьеса в до» подразумевает, что тональность песни - до мажор. Популярные песни обычно написаны в тональности, как и классическая музыка в период обычной практики, около 1650–1900 годов. В более длинных произведениях классического репертуара могут быть разделы в контрастных тональностях.

Обзор 

Методы, устанавливающие тональность для конкретного произведения, могут быть сложными для объяснения и различаться в зависимости от истории музыки. [ Править ]  Тем не менее, аккорды, наиболее часто используемые в пьесе в определенной тональности, - это те, которые содержат ноты в соответствующей гамме, и обычные последовательности этих аккордов, особенно каденции, ориентируют слушателя вокруг тоники.

Ключевая подпись не всегда является надежным ориентиром для тональности написанного произведения. Он не различает мажорную тональность и относительную минорную; произведение может модулировать другую тональность; если модуляция короткая, она может не включать изменение тональности, а вместо этого указывается случайными знаками. Иногда пьеса в таком ладе, как миксолидийский или дорийский, написана с мажорной или минорной тональностью, соответствующей тонике, и случайными знаками на протяжении всей пьесы.

Пьесы в ладах, не соответствующих мажорной или минорной тональности, иногда можно назвать находящимися в тональности тоники. Пьеса, использующая какой-либо другой тип гармонии, разрешающийся, например, в A, может быть описана как «in A», чтобы указать, что A является тональным центром пьесы.

Инструмент находится «в тональности», несвязанное использование, означающее, что высота звука считается «естественной» для этого инструмента. Например, современные трубы обычно звучат в тональности B ♭ , поскольку ноты, воспроизводимые без использования клапанов, соответствуют гармоническому ряду, основная высота которого - B ♭ . (Такие инструменты называются  транспонирующими ,  если их записанные ноты отличаются от концертного тона.)

Ключевое  отношение   - это отношение между тональностями, измеряемое общим тоном и близостью к квинтовому кругу. См. тесно связанный ключ.

Клавиши и тональность

Тональность обычно идентифицирует тоническую ноту и/или аккорд: ноту и/или мажорное или минорное трезвучие, которое представляет собой конечную точку покоя пьесы или фокус части. Хотя тональность произведения может быть названа в названии (например, Симфония до мажор) или выведена из тональности, установление тональности осуществляется через функциональную гармонию, последовательность аккордов, ведущую к одной или нескольким каденциям. и / или мелодическое движение (например, движение от ведущего тона к тонике). Например, тональность G включает следующие тона: G, A, B, C, D, E и F♯; и соответствующий ему тонический аккорд G—B—D. Чаще всего в начале и в конце традиционных произведений в период обычной практики тоника, иногда с соответствующим тоническим аккордом, начинает и заканчивает произведение в обозначенной тональности. Тональность может быть мажорной или минорной. Музыку можно описать как находящуюся в дорийском, фригийском и т. д. ладе, и, таким образом, обычно считается, что она находится в определенном ладе, а не в тональности. Языки, отличные от английского, могут использовать другие системы именования ключей.

Иногда люди путают ключ с масштабом. Гамма   - это упорядоченный набор нот, обычно используемый в тональности, а  тональность -  это «центр тяжести», установленный определенной последовательностью аккордов. [1]

Каденции особенно важны при создании тональности. Даже каденции, которые не включают тоническую ноту или трезвучие, такие как  половинные каденции  и  обманчивые каденции , служат для установления тональности, потому что эти последовательности аккордов подразумевают уникальный диатонический контекст.

Короткие пьесы могут оставаться в одной тональности на всем протяжении. Типичная схема для простой песни может быть следующей: фраза заканчивается каденцией на тонике, вторая фраза заканчивается половинной каденцией, затем последняя, ​​более длинная фраза заканчивается аутентичной каденцией на тонике.

Более сложные части могут устанавливать основную тональность, затем модулировать другую тональность или серию тональностей, а затем возвращаться к исходной тональности. В барокко было принято повторять целую музыкальную фразу, называемую ритурнель, в каждой тональности, как только она была установлена. В форме классической сонаты вторая тональность обычно обозначалась контрастной темой. Другая тональность может рассматриваться как временная тоника, называемая тонизацией.

В композициях периода обычной практики и в большей части западной популярной музыки 20-го века произведения всегда начинаются и заканчиваются в одной и той же тональности, даже если (как в некоторой музыке эпохи романтизма) тональность поначалу намеренно остается неоднозначной. Однако некоторые аранжировки популярных песен где-то во время песни модулируются (часто в повторении финального припева) и, таким образом, заканчиваются в другой тональности. Это пример модуляции.

В рок-музыке и популярной музыке некоторые произведения меняются вперед и назад или модулируются между двумя тональностями. Примеры этого включают « Dreams » Fleetwood Mac и « Under My Thumb » The Rolling Stones . «Этот феномен возникает, когда характеристика, допускающая несколько интерпретаций тональности (обычно диатоническая установка в качестве источника высоты тона), сопровождается другими, более точными свидетельствами в поддержку каждой возможной интерпретации (например, использование одной ноты в качестве основного тона начального тона). гармония и постоянное использование другой ноты в качестве высоты мелодического разрешения и корня финальной гармонии каждой фразы)». [2]

Инструменты в тональности

Некоторые музыкальные инструменты играют в определенной тональности или их музыка написана в определенной тональности. Инструменты, которые не играют в тональности C, известны как транспонирующие инструменты. [3]  Говорят, например, что самый распространенный вид кларнета играет в тональности B ♭ . Это означает, что гамма, написанная в нотах до мажор, на самом деле звучит как гамма B ♭ мажор при игре на кларнете си-бемоль, то есть ноты звучат на целый тон ниже, чем написано. Точно так же валторна, обычно в тональности F, звучит на чистую квинту ниже, чем написано.

Точно так же некоторые инструменты «встроены» в определенную тональность. Например, духовой инструмент, построенный в B ♭, играет основную ноту B ♭ и может воспроизводить ноты гармонического ряда, начинающегося с B ♭, без использования клапанов, отверстий для пальцев или слайдов для изменения длины вибрирующего столба воздуха. Инструмент, построенный в определенной тональности, часто, но не всегда, использует музыку, написанную в той же тональности (исключение см. в тромбоне). Однако некоторые инструменты, такие как диатоническая губная гармошка и арфа, на самом деле предназначены для игры только в одной тональности за раз: на акциденциях играть трудно или невозможно.

Горные волынки построены в B ♭ мажоре, хотя музыка написана в ре мажоре с подразумеваемыми случайностями.

В западной музыкальной композиции тональность пьесы имеет важные последствия для ее композиции:

  • Как отмечалось ранее, некоторые инструменты предназначены для определенной тональности, так как играть в этой тональности может быть физически легче или сложнее. Таким образом, выбор тональности может быть важным при сочинении музыки для оркестра, поскольку необходимо учитывать эти элементы.
  • В жизни профессионального кларнета, например, принято носить с собой два инструмента, настроенных на полутон друг от друга (B ♭ и A), чтобы справиться с потребностями композиторов: известный концерт Моцарта для кларнета написан в ля мажоре. Играть его на инструменте B ♭ сложно, а переписать все оркестровые партии на B ♭ мажор потребовало бы огромных усилий. Тем не менее, нередко произведение, опубликованное в B ♭, включает ноты на полтона (или более) ниже диапазона обычного кларнета B ♭ . Затем пьесу нужно сыграть на более экзотическом инструменте или переложить вручную (или с листа) на кларнет A немного большего размера. Есть кларнеты с расширенным диапазоном, с более длинным каналом и дополнительными клавишами.
  • Кроме того, тембр почти любого инструмента не одинаков для всех нот, сыгранных на этом инструменте. По этой причине произведение, которое может быть в тональности C, может звучать или «ощущаться» несколько иначе (помимо того, что оно находится в другой тональности) для наблюдателя, если оно транспонировано в тональность A.
  • Кроме того, поскольку многие композиторы часто использовали фортепиано во время сочинения, выбранная тональность может повлиять на сочинение. Это связано с тем, что физическая аппликатура различна для каждой клавиши, что может привести к выбору игры и, таким образом, в конечном итоге к написанию определенных нот или последовательностей аккордов по сравнению с другими, или это может быть сделано намеренно, чтобы сделать аппликатуру более эффективной, если финальная часть предназначен для фортепиано.
  • В музыке, не использующей одинаковой темперации, аккорды, сыгранные в разных тональностях, качественно различны.