Определение тональностей по ключевым знакам
Учимся определять тональности по ключевым знакам
Ключевые знаки:
Длительность упражнения:
Перейти к следующему вопросу:
Поделиться упражнением:
Упражнение закончено
Результат
минут секунд
Чем займемся дальше?
Нашли ошибку?
Ключевая подпись
В теории музыки ключом произведения является группа звуков или гамма, которая составляет основу музыкальной композиции в классическом, западном искусстве и западной поп-музыке.
Группа включает в себя тоническую ноту и соответствующие ей аккорды , также называемые тоникой или тоническим аккордом , которые обеспечивают субъективное ощущение прибытия и отдыха, а также имеют уникальную связь с другими звуками той же группы, их соответствующими аккордами и звуками. и аккорды вне группы. [1] Ноты и аккорды, отличные от тоники, в пьесе создают разную степень напряжения, которое разрешается, когда возвращается тоническая нота или аккорд.
Тональность может быть в мажоре или миноре, хотя музыканты предполагают мажор, если это не указано, например, «Эта пьеса в до» подразумевает, что тональность песни - до мажор. Популярные песни обычно написаны в тональности, как и классическая музыка в период обычной практики, около 1650–1900 годов. В более длинных произведениях классического репертуара могут быть разделы в контрастных тональностях.
Обзор
Методы, устанавливающие тональность для конкретного произведения, могут быть сложными для объяснения и различаться в зависимости от истории музыки. [ Править ] Тем не менее, аккорды, наиболее часто используемые в пьесе в определенной тональности, - это те, которые содержат ноты в соответствующей гамме, и обычные последовательности этих аккордов, особенно каденции, ориентируют слушателя вокруг тоники.
Ключевая подпись не всегда является надежным ориентиром для тональности написанного произведения. Он не различает мажорную тональность и относительную минорную; произведение может модулировать другую тональность; если модуляция короткая, она может не включать изменение тональности, а вместо этого указывается случайными знаками. Иногда пьеса в таком ладе, как миксолидийский или дорийский, написана с мажорной или минорной тональностью, соответствующей тонике, и случайными знаками на протяжении всей пьесы.
Пьесы в ладах, не соответствующих мажорной или минорной тональности, иногда можно назвать находящимися в тональности тоники. Пьеса, использующая какой-либо другой тип гармонии, разрешающийся, например, в A, может быть описана как «in A», чтобы указать, что A является тональным центром пьесы.
Инструмент находится «в тональности», несвязанное использование, означающее, что высота звука считается «естественной» для этого инструмента. Например, современные трубы обычно звучат в тональности B ♭ , поскольку ноты, воспроизводимые без использования клапанов, соответствуют гармоническому ряду, основная высота которого - B ♭ . (Такие инструменты называются транспонирующими , если их записанные ноты отличаются от концертного тона.)
Ключевое отношение - это отношение между тональностями, измеряемое общим тоном и близостью к квинтовому кругу. См. тесно связанный ключ.
Клавиши и тональность
Тональность обычно идентифицирует тоническую ноту и/или аккорд: ноту и/или мажорное или минорное трезвучие, которое представляет собой конечную точку покоя пьесы или фокус части. Хотя тональность произведения может быть названа в названии (например, Симфония до мажор) или выведена из тональности, установление тональности осуществляется через функциональную гармонию, последовательность аккордов, ведущую к одной или нескольким каденциям. и / или мелодическое движение (например, движение от ведущего тона к тонике). Например, тональность G включает следующие тона: G, A, B, C, D, E и F♯; и соответствующий ему тонический аккорд G—B—D. Чаще всего в начале и в конце традиционных произведений в период обычной практики тоника, иногда с соответствующим тоническим аккордом, начинает и заканчивает произведение в обозначенной тональности. Тональность может быть мажорной или минорной. Музыку можно описать как находящуюся в дорийском, фригийском и т. д. ладе, и, таким образом, обычно считается, что она находится в определенном ладе, а не в тональности. Языки, отличные от английского, могут использовать другие системы именования ключей.
Иногда люди путают ключ с масштабом. Гамма - это упорядоченный набор нот, обычно используемый в тональности, а тональность - это «центр тяжести», установленный определенной последовательностью аккордов. [1]
Каденции особенно важны при создании тональности. Даже каденции, которые не включают тоническую ноту или трезвучие, такие как половинные каденции и обманчивые каденции , служат для установления тональности, потому что эти последовательности аккордов подразумевают уникальный диатонический контекст.
Короткие пьесы могут оставаться в одной тональности на всем протяжении. Типичная схема для простой песни может быть следующей: фраза заканчивается каденцией на тонике, вторая фраза заканчивается половинной каденцией, затем последняя, более длинная фраза заканчивается аутентичной каденцией на тонике.
Более сложные части могут устанавливать основную тональность, затем модулировать другую тональность или серию тональностей, а затем возвращаться к исходной тональности. В барокко было принято повторять целую музыкальную фразу, называемую ритурнель, в каждой тональности, как только она была установлена. В форме классической сонаты вторая тональность обычно обозначалась контрастной темой. Другая тональность может рассматриваться как временная тоника, называемая тонизацией.
В композициях периода обычной практики и в большей части западной популярной музыки 20-го века произведения всегда начинаются и заканчиваются в одной и той же тональности, даже если (как в некоторой музыке эпохи романтизма) тональность поначалу намеренно остается неоднозначной. Однако некоторые аранжировки популярных песен где-то во время песни модулируются (часто в повторении финального припева) и, таким образом, заканчиваются в другой тональности. Это пример модуляции.
В рок-музыке и популярной музыке некоторые произведения меняются вперед и назад или модулируются между двумя тональностями. Примеры этого включают « Dreams » Fleetwood Mac и « Under My Thumb » The Rolling Stones . «Этот феномен возникает, когда характеристика, допускающая несколько интерпретаций тональности (обычно диатоническая установка в качестве источника высоты тона), сопровождается другими, более точными свидетельствами в поддержку каждой возможной интерпретации (например, использование одной ноты в качестве основного тона начального тона). гармония и постоянное использование другой ноты в качестве высоты мелодического разрешения и корня финальной гармонии каждой фразы)». [2]
Инструменты в тональности
Некоторые музыкальные инструменты играют в определенной тональности или их музыка написана в определенной тональности. Инструменты, которые не играют в тональности C, известны как транспонирующие инструменты. [3] Говорят, например, что самый распространенный вид кларнета играет в тональности B ♭ . Это означает, что гамма, написанная в нотах до мажор, на самом деле звучит как гамма B ♭ мажор при игре на кларнете си-бемоль, то есть ноты звучат на целый тон ниже, чем написано. Точно так же валторна, обычно в тональности F, звучит на чистую квинту ниже, чем написано.
Точно так же некоторые инструменты «встроены» в определенную тональность. Например, духовой инструмент, построенный в B ♭, играет основную ноту B ♭ и может воспроизводить ноты гармонического ряда, начинающегося с B ♭, без использования клапанов, отверстий для пальцев или слайдов для изменения длины вибрирующего столба воздуха. Инструмент, построенный в определенной тональности, часто, но не всегда, использует музыку, написанную в той же тональности (исключение см. в тромбоне). Однако некоторые инструменты, такие как диатоническая губная гармошка и арфа, на самом деле предназначены для игры только в одной тональности за раз: на акциденциях играть трудно или невозможно.
Горные волынки построены в B ♭ мажоре, хотя музыка написана в ре мажоре с подразумеваемыми случайностями.
В западной музыкальной композиции тональность пьесы имеет важные последствия для ее композиции:
- Как отмечалось ранее, некоторые инструменты предназначены для определенной тональности, так как играть в этой тональности может быть физически легче или сложнее. Таким образом, выбор тональности может быть важным при сочинении музыки для оркестра, поскольку необходимо учитывать эти элементы.
- В жизни профессионального кларнета, например, принято носить с собой два инструмента, настроенных на полутон друг от друга (B ♭ и A), чтобы справиться с потребностями композиторов: известный концерт Моцарта для кларнета написан в ля мажоре. Играть его на инструменте B ♭ сложно, а переписать все оркестровые партии на B ♭ мажор потребовало бы огромных усилий. Тем не менее, нередко произведение, опубликованное в B ♭, включает ноты на полтона (или более) ниже диапазона обычного кларнета B ♭ . Затем пьесу нужно сыграть на более экзотическом инструменте или переложить вручную (или с листа) на кларнет A немного большего размера. Есть кларнеты с расширенным диапазоном, с более длинным каналом и дополнительными клавишами.
- Кроме того, тембр почти любого инструмента не одинаков для всех нот, сыгранных на этом инструменте. По этой причине произведение, которое может быть в тональности C, может звучать или «ощущаться» несколько иначе (помимо того, что оно находится в другой тональности) для наблюдателя, если оно транспонировано в тональность A.
- Кроме того, поскольку многие композиторы часто использовали фортепиано во время сочинения, выбранная тональность может повлиять на сочинение. Это связано с тем, что физическая аппликатура различна для каждой клавиши, что может привести к выбору игры и, таким образом, в конечном итоге к написанию определенных нот или последовательностей аккордов по сравнению с другими, или это может быть сделано намеренно, чтобы сделать аппликатуру более эффективной, если финальная часть предназначен для фортепиано.
- В музыке, не использующей одинаковой темперации, аккорды, сыгранные в разных тональностях, качественно различны.