Самооценка младшего школьника
материал на тему

Румянцева Наталья Сергеевна

Проблема самооценки младших школьников является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Существует представление о том, что каждый человек имеет своего рода «внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx490.86 КБ

Предварительный просмотр:

Самооценка младших школьников.

  1. Сущность и структура самооценки младших школьников

        Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей [5].

        Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности [7].

Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему

индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность

соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определённое отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта [4].

По мнению М. Феннел, самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе, представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов её деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека [48].

По утверждению Р. С. Немова, самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для благополучного общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются [35].

Особенно важно учитывать самооценку ребёнка. Как и всё в нём, она ещё только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддаётся воздействию, изменению. Ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, своё Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент Я и называется самооценкой. Она является ядром самосознания. Самооценка ребёнка младшего школьного возраста оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его развитие в целом.

В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты.

Младший школьный возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Всё это позволит ребёнку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи [2].

А. В. Аркушенко выделяет три основных вида самооценки: адекватная самооценка, завышенная самооценка, заниженная самооценка.

Под адекватностью понимается соответствие самооценки объективным проявлениям личности, а в учебной деятельности – совпадение самооценки с уровнем практического осуществления учебного задания. Если ребёнок недооценивает себя по сравнению с тем, что в действительности он есть, мы говорим о наличии у него заниженной самооценки, и, наоборот, когда он переоценивает свои возможности, результаты своей деятельности, личностные качества - о завышенной [3].

По мнению А. И. Липкиной оптимальным вариантом детской самооценки является адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше ребёнок себя чувствует. Он будет рассчитывать на то, что всё в жизни ему поможет реализовать свои способности [31].

Активность, находчивость, чувство юмора, общительность – это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша. Дети с адекватной самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, по мнению К. Аспер, часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят [4].

Неадекватная заниженная самооценка младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. И если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они, перечитав работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно никаких ошибок больше не найдут. Поощряемые и подбадриваемые учителями, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи – как в жизни, так и в экстремальной ситуации. Они как бы берут свой маленький успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее [48].

Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредотачивать на них свое внимание. Неадекватная самооценка сопротивляется перестройке, и ребенок склонен сохранить ее, игнорируя и оценку и окружающими, и свой опыт. Он не хочет признать наличие у себя слабостей, неумения, несостоятельность. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.

 В процессе общения ребёнок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребёнку о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребёнок убеждается в своей компетентности и достоинствах.

Обратная связь в негативной форме заставляет ребёнка сознавать свою неспособность и малоценность. Постоянное недовольство, критика и физические наказания приводят к снижению самооценки. Чаще всего родители, сверстники используют различные речевые оценки в отношении ребёнка. Иногда дети, которым даётся негативная оценка в семье, стараются компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если им это не удается [43].

Как утверждает Н. В. Касицина, на первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить высшую оценку, одобрение учителей и родителей. В начале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к приобретению знаний. Эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям [22].

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Учащиеся испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и формирования педагогом у детей младшего школьного возраста адекватной самооценки.

Самооценка, по мнению К. Аспер, является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что ребёнок узнает о себе в процессе общения с другими, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств [4].

Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение школьник придаёт своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Для того чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, поэтому они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением [4].

Следует обратить внимание на то, что учитель, по мнению Б. С. Волкова, организуя учебную работу, соотносит обычно достигаемые детьми результаты преимущественно с их умственными способностями, не принимая в расчёт самооценку ребёнка, его собственные представления о характере и уровне реализации своих возможностей в различных учебных ситуациях. Между тем, от этих воззрений зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам. Выбор для решения задачи в зависимости от степени её трудности и ряд других важнейших моментов учебной деятельности, в которых выражаются уже не умственные способности сами по себе, а личностный фактор, влияющий на процесс усвоения знаний [10].

Мотивация достижений – другой важный аспект, связанный с самооценкой. В семье, в начальной школе ребёнка часто настраивают на избегание неудачи. Как следствие, он всё время боится что-нибудь сделать или сказать неправильно. Это способствует появлению страха перед возможной ошибкой, развитию тревожности, вызывает неуверенность в своих силах, снижает самооценку [4].

Если в детстве самооценка формируется под влиянием родителей, то уже к поступлению в школу дети начинают осознавать различия между собой и другими детьми, используя социальное сравнение, то есть показатель успешности в реальных видах деятельности. Ребёнок, общаясь со сверстниками, постоянно получает обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен другим, что он им нравится и что вообще он обладает значимостью в их глазах. Это касается всех сторон младшего школьника – его физического развития, социальных навыков, успехов в игровой и учебной деятельности, эмоционального тонуса, внешнего облика. Если ребёнок, по его мнению, – лучший хотя бы в какой-то одной области, то он, как правило, имеет адекватную, или высокую, самооценку [48].

Завышенные стандарты, как утверждает Б. С. Волков, часто приводят к различным психосоматическим и невротическим заболеваниям. Ни один человек не может быть одинаково успешным всегда и во всем. Поэтому необходимо учить ребёнка ставить реальные цели и справляться с неудачами. Кроме того, по мере взросления каждый человек учится рационально распределять свои усилия – какие-то дела заслуживают высшего напряжения сил, другие – средних усилий, а остальные требуют лишь минимальных затрат сил и времени [10].

Хотя каждый ребёнок ещё до поступления в школу, так или иначе испытал радость успеха и горечь неудач и приобрел соответствующий опыт, только в школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются публично. В результате учащийся оказывается перед необходимостью принять дух этого оценочного подхода, который отныне будет пронизывать всю его последующую школьную жизнь. Задача родителей и учителей заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к этому сложному периоду его жизни. Для этого необходимо составить представление о самооценке ребёнка, используя наблюдение [10].

Таким образом, самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении ребёнка, в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации.

А. В. Аркушенко выделяет три основных типа самооценки: адекватная самооценка, заниженная самооценка, завышенная самооценка. Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, чем их сверстники с адекватной самооценкой, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении.

Изучение роли самооценки в познавательной деятельности многими исследователями показало, что особое значение младший школьник придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Для того чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

 

1.2.  Возрастные и психолого-педагогические особенности младших школьников

Р. С. Немов под личностью рассматривал человека, представителя определённого общества, сознательного деятеля, занимающего в нём определённое положение, выполняющего социальные роли, наделённого природными особенностями [35].

По мнению Л. Ф. Обуховой, личностью ребёнок становится с рождения. Однако развитие ребёнка представляет собой сложный и длительный процесс изменений, обусловленных различными видами его деятельности. В разных её формах обогащается жизненный опыт ребёнка, приобретаются навыки и привычки поведения, расширяются познавательные способности и силы, развиваются чувства и воля, формируется моральный облик [37].

 Младший школьный возраст охватывает период жизни от шести до одиннадцати лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребёнка -его поступлением в школу. По утверждению А. А. Аркушенко, в это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Возрастает подвижность нервных процессов. Процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как: повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость [3].

 В младшем школьном возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» [11, с.152].

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Согласно М. В. Ермолаевой, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения [14].

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

Одной из особенностей младшего школьника является учение. Ребенок приобретает первый социальный статус «школьник». Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Приходя в школу, он психологически переходит в новую систему требований и отношений. Новая социальная ситуация развития ужесточает условия жизни ребенка. Ужесточение требований к младшему школьнику даже в самой доброжелательной форме возлагает на него ответственность за самого себя. Устанавливаются новые критерии оценки себя. Главный критерий – академические успехи в школе [13].

К числу особенностей относится то, что ребенок в школе впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Он впервые получает возможность объективного сравнения своей деятельности с другими через систему оценок, принятую в школе. Через призму собственного «у меня получается» ребенок выстраивает свое отношение к отдельным урокам и к школе в целом. А значит, возрастает зависимость от оценок взрослых, и в первую очередь учителей. Особенно важно, что самооценка ребенка впервые получает жесткие основания для своего развития, поскольку появляются четкие критерии успеваемости и поведения в школе. Дети начинают оценивать самих себя с «официальных» позиций. Самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна.

Особенностью младшего школьного возраста является то, что с приходом в школу отношения «ребенок» - «взрослый» разделяются на две системы: «ребенок» - «учитель» и «ребенок» - «родитель».

Система «ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка с родителями и отношение ребенка с детьми. Хорошее, «пятерочное» поведение и хорошие отметки – это то, что конструирует отношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Первое, что взрослые спрашивают у ребенка «Как ты учишься?». Система «ребенок – учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий [7].

Впервые отношения «ребенок – учитель» становятся отношением «ребенок – общество». В пределах взаимоотношений в семье имеется неравенство взаимоотношений, а в школе действует принцип «все равны перед законом». По выражению Д. Б. Эльконина в глазах ребенка учитель выступает как правомочный представитель общества, вооруженный всеми средствами контроля и оценки. Учитель авторитетен абсолютно [52].

Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей – центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация.

Школьная оценка непосредственно влияет и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников «отличниками», «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У «отличников» и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Кроме того, общая самооценка хорошо успевающих школьников остается довольно высокой в течение всего периода обучения, в то время как у неуспевающих она заметно падает в девятилетнем возрасте и затем продолжает снижаться. Так как мир ребенка от шести до одиннадцати лет – это в основном мир школы, а стоящие перед ним задачи являются по большей части учебными, то в этой сфере ребенка значительное место занимают контроль и оценка, осуществляемые значимыми другими [31].

Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в форме отметок в журнале и в вербальной форме. Между этими двумя формами оценок имеется существенное различие. Оценка, которую учитель ставит в журнал, является официальным документом. Поэтому учитель ставит её на основе специально разработанных критериев и требований общества. К вербальным же оценочным суждениям учителя общество предъявляет лишь общие, принципиальные требования, не контролируемые строгими показателями, – они должны отвечать гуманистическим тенденциям народного образования, способствовать развитию учащихся. Поэтому вербальная оценка не менее ответственна для учителя, чем оценка в журнале. Она позволяет педагогу учитывать сложившуюся ситуацию, подчёркивать прилежность учеников, которым трудно даётся учёба, и наоборот, выражать осуждение способных, но ленивых из них [10].

По утверждению Ф. В. Костылёва, самооценка младшим школьником своей учебной деятельности ориентирована на оценки, выставленные в журнал, поскольку они являются основанием для социального контроля и санкций. Однако вербальная оценка может играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика, если педагог умеет правильно ею пользоваться. Это связано и с тем, что она более лабильна, эмоционально окрашена, а следовательно, более доходчива до ума и сердца ребёнка.

Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребёнка к самому себе, то есть его самооценку. Это также является особенностью младших школьников. У ученика в образовательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки, в которой отражается то, что ребёнок узнает о других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Соотнесение собственной оценки своей учебной деятельности с оценкой, которую эта деятельность получает у других, умение учитывать точку зрения окружающих, возникновение этого двустороннего подхода – существенная веха на пути формирования у учащихся критической самооценки достигнутых результатов учебной деятельности. Важна не только адекватная оценка учителем самого по себе объективного результата учебной деятельности, но и учёт того, что усматривает и ценит в этом результате сам учащийся [27].

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в новой среде и преодолевать трудности, связанные с процессом обучения, ему необходимо иметь положительное представление о себе. От характера личных представлений ребенка о себе самом зависит большая или меньшая уверенность его в своих силах и осознание результата как успеха или неуспеха, соответственное отношение к допущенным ошибкам, выбор той задачи, которая по степени ее трудности является посильной ребенку.

Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Так, дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле видеть непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с напряжением.

По традиции большинства школ дети наделяются одобрением и поощрением учителей преимущественно за учебную деятельность. Дети с высоким уровнем учебных успехов, соответствующих их способностям или превышающим их, получают одобрение и вознаграждение учителя согласно принятой в школе системе оценок. Дети с низким уровнем успеваемости, независимо от того, какими они обладают способностями, либо вообще не получают одобрения, либо получают его в связи с успехами в какой - либо другой деятельности. Существуют, конечно, дети с природно-низкими способностями к учебе в целом. В идеале они должны получать свою долю одобрения за упорство и прилежание [24].

 Успеваемость становится для большинства детей важнейшим фактором

для формирования самооценки. И поскольку оценка, высказанная другими, имеет тенденцию превращаться в самооценку, неуспевающие школьники, как правило, ощущают свою некомпетентность и неполноценность.

О заниженной самооценке может свидетельствовать и привычка негативно говорить о себе, о своих особенностях, качествах, способностях и навыках в присутствии других, а также награждать себя каким-то названием или прозвищем [31].

Признаком заниженной самооценки является склонность к мечтаниям. Под склонностью к мечтаниям мы подразумеваем частое и продолжительное по времени пребывание в мечтах, когда это становится часто практикуемой привычкой и в какие-то моменты даже может становиться второй жизнью человека. Это свидетельствует о том, что то, каким он является в данный момент, он себе неприемлем, непривлекателен. Он неудовлетворен тем положением, в котором он находится в настоящее время, недоволен отношением к нему других. И тогда он все чаще и чаще начинает воображать себя в другом мире, в мире, где его все уважают, где он многого достиг, где он представляет собой «совокупность совершенства». Мечты - это бегство от реальности. В этом случае: чем больше человек фантазирует, тем ниже его самооценка.

О заниженной самооценке также свидетельствует общая неуверенность в себе как личности, в восприятии себя хуже других, в сомнении в своих социальных навыках. Это выражается в страхе перед начинанием нового дела, опасении начать совершать что-то, что поставит на карту репутацию. Это может проявляться как в простых вещах, например, страхе во время урока, зная ответ на заданный вопрос, поднять руку и высказаться, так и в серьезных жизненных начинаниях, например, страхе взяться за какую-то общественную работу. Исключение этому составляют те случаи, когда человек действительно знает, что он не имеет важных навыков и знаний для этого дела, а не просто неуверен в себе [31].

Признак, указывающий на заниженную самооценку, это постоянное самоутверждение, постоянное стремление повысить свою значимость. Окружающие люди воспринимаются таким человеком как соперники, которых нужно победить, а не друзья, которых нужно любить. Средством самоутверждения может стать обладание какой-то собственностью, например, машинкой на дистанционном управлении для семилетнего мальчика, которой ни у кого больше нет [48] .

Взаимовлияние самооценки и успеваемости имеет определенные возрастные различия. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют в школе, и тем, что он в состоянии реально выполнить. На первых этапах это расхождение еще не достаточно осознается ребенком и не сразу им принимается: большинство неуспевающих детей 1-го и 2-го классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К 1-му классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой. Культивированию этой низкой самооценки у неуспевающих школьников способствуют также еще более низкие, чем оценки учителя, самооценки учеников по классу, которые переносят неуспехи отстающих детей в учении на все другие сферы их деятельности и личность в целом [26].

На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает мнение родителей, стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности.

По утверждению О. Л. Зверевой, семья - главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности [17].

Выделяют три основных стиля воспитания в семье, которые могут повлиять на становление самооценки ребенка: авторитарный, попустительский,

демократический.

Авторитарному, или диктаторскому, стилю воспитания недостаёт теплоты. Для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме «родитель – ребёнок» превалирует над общением в режиме «ребёнок – родитель». Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют свою любовь к ребёнку, отдают инструкции и приказы, при этом, не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям.

Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается, иногда физически. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребёнка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребёнок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей [8].

Для попустительского, или либерального, стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение «ребёнок – родитель» превалирует над отношениями «родитель – ребёнок», а также либеральные родители не возлагают на своих детей больших ожиданий. Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми. Они верят, что именно это  научит их отличать правильное от неправильного [17].

Либеральным родителям сложно установить чёткие границы допустимого поведения для своих детей. Они непоследовательны и часто поощряют раскованное поведение. Если определённые правила или стандарты и существуют в семье, то детей не заставляют следовать им в полной мере. Такие родители не возлагают на своих детей больших надежд, дисциплина в их семьях минимальна, и они не чувствуют большой ответственности за судьбу детей.

Для демократического, или авторитетного, стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. В отличие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы [8].

В семьях, где применяется демократический стиль, дети растут с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребёнка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребёнок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.

Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях, где родители мало интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением, и в результате дети чувствуют себя незащищенными, неуверенными и одинокими.

Влияние семьи на самооценку младшего школьника трудно переоценить, так как то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей будущей жизни. Самооценка, которая складывается у ребенка в семье, существенно сказывается на установке, с которой он приходит в школу [1].

Взаимоотношения со сверстниками также являются  особенностью младших школьников. С одной стороны, они во многом опосредуются взаимоотношениями с учителем, то есть принимаемый им ребенок будет популярен среди школьников. И наоборот, отвергаемый педагогом ребенок, вероятнее всего, станет классным изгоем. С другой стороны, младшие школьники – это все еще дети, которым необходимо играть. Поэтому невозможность пообщаться, а значит, и поиграть с ребятами воспринимается остро [51].

Примерно со второго - третьего класса дружба между детьми начинает постепенно освобождаться от влияния взрослых. Дети оценивают привлекательность сверстников уже по собственным критериям. Общение происходит в основном в однополых группах: девочки с девочками, мальчики с мальчиками. Взаимоотношения со сверстниками основаны на общности внешних жизненных обстоятельств. Каждый ребенок имеет потребность в признании: «быть как все» (конформное поведение), «быть лучше, чем все».

Таким образом, можно выделить основные возрастные и психолого-педагогические особенности младших школьников:

а) развитие и формирование личности младшего школьника - процесс социальный: ребенок занимает социальную позицию школьника;

б) развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника;

в) с поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности. В отличие от игры оно носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематический характер;

г) идет интенсивное развитие физиологических и всех психических процессов;

д) деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями со взрослыми и сверстниками.

Основным новообразованием младших школьников является формирование базовых способностей теоретического сознания и мышления (анализ, планирование, рефлексия).

Именно в этот период жизни младшего школьника продолжает формироваться его представление о самом себе, своих возможностях, своих качествах и своём месте среди других людей – его самооценка.

Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта. Поэтому целенаправленная коррекционно - развивающая работа по повышению уровня самооценки является в этот период наиболее эффективной.

Библиографический список

1.  Акимова,  Г. Как помочь своему ребёнку [Текст] /Г. Акимова. – М.: Просвещение, 2006. – 208 с.        

2.  Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии [Текст] /                             Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2008. – 174 с.

3.  Аркушенко, А., Ларина, О. Психология развития и возрастная психология [Текст] /А. Аркушенко, О. Ларина. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.                4.  Аспер, К. Внутренний ребёнок и самооценка [Текст] /К. Аспер. –                    М.: Добросвет, 2008. – 368 с.

5. Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитание [Текст] /Р. Бернс. -                    М.: Просвещение,1993. –150 с.

6. Битянова, М. Р.,Азарова, Т. В. Работа психолога в начальной школе [Текст]/ М.Р.Битянова,         Азарова, Т. В. М.: Издательство «Совершенство», 1998. – 352 с.

7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]                          /Л. И. Божович. - М.: Просвещение,1995. – 352 с.

8. Букин, А. Родительская школа [Текст] / А. Букин. – М.: АСТ, 2007.         – 70 с.

9. Варшава, Б. Е. Психологический словарь [Текст] / Б. Е Варшава. –                     М.: Академия, 2008. – 264 с.

10. Волков, Б. С.  Младший школьник. Как помочь ему учиться [Текст] /   Б. С. Волков. - М.: Академический проект, 2005. – 78 с.        

11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] /                             Выготский   Л. С. - М.: АСТ, 2008. – 671 с.

12. Груздева, Ю. В., Богачкина, Н. А. Классные часы с психологом.                     1 – 4 классы [Текст] / Ю. В. Груздева, Н. А. Богачкина. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 332 с.

13. Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст] /      И. В. Дубровина. - СПб. Питер, 2004. – 592 с.        

14. Ермолаева, М. В. Психология развития [Текст]: мет. пос. для студ. заоч. и дист. ф. обуч. /М. В. Ермолаева. - М.: Просвещение, 2003. – 376с.        

15. Заика, Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся [Текст] /Е.В. Заика // Вопросы психологии. – 1990. - № 6. С. 86 – 92.

16. Зайцев, С.В. Влияние отметки на поведение младших школьников в ситуации выбора учебного задания [Текст] С. В. Зайцев // Психологическая наука и образование. – 2011.- №2 С. 77 – 84.                                                        17. Зверева, О. Л., Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей [Текст] /О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. - М.: Сфера, 2009. - 256 с.        

18. Истратова, О. Н., Эксакусто, Т .В.Справочник психолога начальной школы [Текст] / О. Н. Истратова, Т .В. Эксакусто. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 448 с.

19. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Е. Н. Каменская. – М.: Феникс, 2008. – 251 с .

20. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] /О. А. Карабанова. -  М.: РПА, 1997. – 192 с.        

21. Карпенко, Л. А., Петровский, А. В. Краткий психологический словарь [Текст] /Л. А. Карпенко, А. В. Петровский. - М.: Просвещение,1981. – 195 с.        

22. Касицина, Н., Юсфин, С. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика         [Текст] /                                                                Н. Касицина, С.Юсфин. - М.: Агенство образовательного сотрудничества, 2010. – 158 с.        

23. Князева, Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников         [Текст] / Т.Н.Князева. Москва: АРКТИ, 2004 – 216 с.

24. Козлова, А. Как повысить самооценку: способы воспитания здорового эгоизма [Текст] /А. Козлова. – СПб.: «Речь», 2009. – 176 с.         

25. Кон, И. С. Какими они себя видят [Текст] /И. С Кон. – М.: 1975. –         354 с.        

26. Кон, И. С. Открытие Я [Текст] /И. С Кон. – М.: Политиздат, 1978. – 368 с.        

27. Костылёв, Ф. В. Учить по – новому. Нужны ли оценки – баллы [Текст]: книга для учителя /Ф. В. Костылев. - М.: Владос, 2005. – 151 с.

28. Кочунас, Р. Основы психологического консультирования [Текст] /                        Р. Кочунас. - СПб.: Питер, 2007. –242 с.

29. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология [Текст]: учебник для вузов /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. -  М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.        

30. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.

31. Липкина, А. И. Самооценка школьника [Текст] /А. И. Липкина. -                    М.: Просвещение,1976. - 167 с.

32. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка         [Текст] /                    М. И. Лисина. – М.: МОДЭК, 2005. – 384 с.

33. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] /И. М.        Марковская. – СПб.: «Речь», 2000. – 326 с.

34. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] /В. С.Мухина. -                          М., 2007.         - 456 с.

35. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник для вузов / Р.  С. Немов. –                          3 - е  изд. – М.: Владос, 2000. – 688 с.

36. Немов, Р. С. Психология [Текст]. Кн. 3: Психодиагностика: Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики: учебник для вузов /Р. С. Немов. – 4 – е изд. - М.: Владос, 2001. – 640 с.        

37.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] /Л. Ф. Обухова. –                    М.: Юрайт, 2010. – 232 с.

38. Осипова, Е. А. Основные направления деятельности педагогической

психологии [Текст]: учеб. метод. пособие / Е. А.Осипова. - Минск: АПО, 2010. - 100 с.

39. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: учеб. пособие для студ. ср. пед. зав. / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998. - 160 с.

40. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: учебное пособие /Е. И. Рогов. – М.: Владос, 1995. - 529с.

41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

42. Слободяник, Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении [Текст]: практ. пособие / Н. П Слободяник. .–                           М.: Айрис – пресс, 2006. – 256 с.         

43. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. –                       М.: 1983. – 231 с.

44. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Практикум [Текст] /Л. Д. Столяренко. – Ростов н/ Д. Издательство « Феникс», 2003. – 704 с.

45. Тихомирова, Е. И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе [Текст] /         Е. И. Тихомирова. – М.: Академия, 2008. – 148 с.                                                                                                                46. Ушева, Т. В. Формирование рефлексивных умений учащихся начальных классов [Текст] /        Т. В Ушева // Начальная школа. – 2011. - №11. – С.65 – 69.

47. Фельдштейн, Д. И. Человек как предмет воспитания [Текст] /                                  Д. И.Фельдштейн. – М.: Академия, 2008. –         143 с.

48. Феннел, М. Как повысить самооценку [Текст] /М. Феннел. – М.: АСТ, 2007. – 288 с.

49. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения [Текст] / К.Фопель. – Москва: «Генезис», 2005. – 240 с.

50. Хрестоматия по педагогической и возрастной психологии [Текст] /под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М.: Изд – во МГУ, 1981. – 304с.        

51. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я [Текст]: уроки психологии в начальной школе (1 – 4) / О. В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2004. – 303 с.        

52. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] /        Д. Б. Эльконин. –                           М.: Владос, - 1999. - 358 с.        

Приложения

Приложение 1

Прогрессивные матрицы Равена

Батарея тестов на наглядное мышление по аналогии, разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом.

П.м.Р широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности. По мнению сторонников концепции независимости мышления от речи, П.м.Р (как и другие невербальные тесты) позволяют изучать интеллект в «чистом виде», исключающая влияние языка и знаний. Однако подобный вывод не подтверждается современными психологическими и электрофизическими исследованиями, свидетельствующими от участии внутренней речи в решении сложных матричных задач.

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно - образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена.

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая - на правильный ответ: 1 - 7, 2 – 6, 3 - 6, 4 - 1, 5 - 2, 6 - 5, 7 - 6, 8 - 1, 9 - 3, 10 - 5.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

  Приложение 2

Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене

Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру. Тест структуры интеллекта                  Р. Амтхауэра включает в себя 9 субтестов, применяемых для измерения речевых, математических способностей, пространственного воображения и памяти и рассчитан на групповое применение для детей от 12 лет и выше.

Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя            40 вербальных заданий, подобранных с учетом программного материала начальных классов.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.

Третий субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).

Каждому заданию присваивается определенная оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям.

В первых трех субтестах правильные ответы выделены курсивом, а в 4 субтесте даны в скобках.

I субтест

Инструкция для испытуемого: «Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?».

п/п

Задание

Оценка выполнения в баллах

1

У сапога есть …шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

1,9

2

В теплых краях обитает…медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

2,8

3

В году …24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.

2,7

4

Месяц зимы…сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март

2,3

5

В России не живет…соловей, аист, синица, страус, скворец

2,6

6

Отец старше своего сына…часто, всегда, никогда, редко, иногда

2,2

7

Время суток…год, месяц, неделя, день, понедельник

2,8

8

Вода всегда…прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная

3,4

9

У дерева всегда есть…листья, цветы, плоды, корень, тень

2,8

10

Пассажирский транспорт…комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз

2,6

II субтест

Инструкция испытуемому: «Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему?».

п/п

Задание

Оценка выполнения в баллах

1

Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2,6

2

Река, озеро, море, мост, болото

2,3

3

Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

2,7

4

Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород

2,6

5

Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита

2,4

6

Курица, петух, лебедь, гусь, индюк  

2,5

7

Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

2,5

8

Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля

2,3

9

Число, деление, сложение, вычитание, умножение

3,0

10

Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

2,7

III субтест

Инструкция испытуемому: «К слову «птица» подходит слово «гнездо», скажи, какое слово подходит к слову «собака» так же, как к слову «птица» подходит слово «гнездо». Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову «роза» так же, как к слову «огурец» подходит слово «овощ». Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец - овощ, а роза - ...

п/п

Задание

Оценка выполнения в баллах

1

Огурец

Роза

2,0

овощ

сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Огород

Сад

2,4

морковь

забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3

Учитель

Врач

2,2

ученик

Очки, больница, палата, больной, термометр

4

Цветок

Птица

2,6

ваза

клюв, чайка, гнездо, перья

5

Перчатка

Сапог

2,4

рука

Чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6

Темный

Мокрый

2,1

светлый

Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7

Часы

Термометр

2,5

время

Стекло, температура, кровать, больной, врач

8

Машина

Лодка

2,2

мотор

Река, маяк, парус, волна

9

Стол

Пол

2,2

скатерть

Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

10

Стул

Игла

2,1

деревянный

Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

IV субтест

Инструкция испытуемому: «Каким общим словом можно назвать ... ?»

 №

п/п

Задание

Оценка выполнения в баллах

1

Метла, лопата - …(инструменты)

2,6

2

Лето, зима - ….(времена года)

2,1

3

Окунь, карась - …(рыбы)

3,0

4

Огурец, помидор - …(овощи)

2,2

5

Сирень, ракита -…(кустарники)

2,6

6

Шкаф, диван - …(мебель)

3,0

7

Июнь, июль - …(месяцы)

2,4

8

День, ночь - …(время суток)

2,8

9

Слон, муравей - …(животные)

2,2

10

Дерево, цветок - …(растения)

Оценка выполнения учащимися тестовых задач.

Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту. Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение I-II субтестов, - по  26 баллов, III - 23 балла, IV - 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 100 баллов.

Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом:

100-80 баллов - высокий уровень умственного развития;
79-60 баллов - средний уровень;
59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития;
39-20 баллов - низкий уровень развития;
меньше 20 баллов - очень низкий уровень.

При обсуждении результатов следует учитывать не только общий уровень развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно оценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые интеллектуальные умения, а также какой из параметров значительно улучшает или ухудшает результат.


Приложение 3

Методика А. И. Липкиной «Три оценки»

         Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

- характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,

б) любая другая аргументация;

- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

Приложение 4

Методика определения самооценки   (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн)

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.

Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней – «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

        1. Самые здоровые
       2. Очень здоровые
      3. Здоровые
     4. Более или менее здоровые.
    5. Среднего здоровья
   6. Более или менее больные
  7. Больные
 8. Очень больные
9. Самые больные

.        1. Самые умные
        2. Очень умные       
       3. Умные        
      4. Более, менее умные       
     5. Среднего
 ума                        
    6. Более, менее
 неумные        
   7. Неумные
  8. Глупые                           
 9. Самые глупые   

        1. С прекрасным характером
       2. С хорошим характером
      3. С более или менее хорошим
      
   характером                             
     4. С неплохим характером
    5. С обычным характером
   6. С неважным характером
  7. С плохим характером
 8. С очень плохим характером
9. С тяжелым характером

          1. Чрезмерно счастливы
         2. Очень счастливы
        3. Счастливы
       4. Более или менее

           счастливы
     5. Не очень счастливы
    6. Мало счастливы
   7. Несчастливы
 8. Очень несчастливы
9. Самые несчастные

После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта - экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя «по счастью» (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?  

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы «счастье» переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Исследование уровня самооценки младших школьников.

В данной работе представлен один из способов исследования уровня самооценки школьников младших классов (2 кл.)...

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....

Что влияет на формирование самооценки младших школьников

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания....

Влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника

Содержание Введение  3Глава 1. Теоретическое обоснование влияния стиля семейного воспитания на самооценку ребенка в младшем школьном возрасте  61.1 Теоретический анализ понятия «семейно...

Презентация родительского собрания по теме "Самооценка младшего школьника"

Презентация для родителей учащихся 1 класса по теме "Самооценка младшего школьника"...

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Мастер-класс проводится в форме моделирования урока "Окружающий мир (1 класс). Тема урока "Поговорим одружбе". Цель урока - учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки. Цель мастер-класса- со...