Стихи А.Л.Барто о войне
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Устинова Белла Анатольевна
Материал урока внеклассного чтения знакомит детей еще с одной стороной творчества детской писательницы А.Л.Барто - стихами о Великой Отечественной войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

65 лет со дня Великой Победы

Урок внеклассного чтения

в 3 классе

по теме «Стихи А. Л. Барто о войне»

Подготовила учитель начальных классов

МОУ Степной СОШ Таловского района

Воронежской области

Устинова Белла Анатольевна

Тема: Стихи А. Л. Барто о войне.

Цели: I. Познакомить с творчеством  А. Л. Барто, её стихотворениями о        

 войне.

           II. Воспитывать патриотизм, уважение к героям и участникам Великой  Отечественной войны; гордость за героическое прошлое нашей Родины.

         III.  Развивать познавательный интерес, речь, творческое мышление.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Введение в тему

    На сегодняшнем уроке мы будем читать стихи А. Л. Барто о Великой Отечественной войне.

    III. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя.

     Агния Львовна Барто родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве у нее было много увлечений. Она занималась музыкой, закончила хореографическое училище. В 1925 году Барто уже начала печатать свои стихотворения. В 1937 году Барто побывала в Испании, и с тех пор в ее творчестве стала присутствовать новая для нее тема - патриотическая. С началом Великой Отечественной войны Барто несколько раз пыталась попасть на фронт, но ее муж, инженер-энергерик, был направлен в Свердловск. Обратно в Москву Барто попала в 1942 году и тогда была отправлена в качестве корреспондента "Комсомольской правды" на Западный фронт. В это время она печатала в газетах свои патриотические стихи, статьи и очерки. В 1947 году она опубликовала поэму "Звенигород". В этой поэме нашли отражение многочисленные встречи Агнии Барто с детьми трудных судеб, воспитанниками детских домов, где она постоянно бывала в годы войны. Тяжкие дни войны, мужество народа, героизм воинов и партизан, стремление подростков помочь стране, бережная защита народом и государством детей, пострадавших от нашествия фашистов, отражены в стихах этого раздела2. Чтение учащимися стихов А. Барто о войне.

                           В дни войны1

       Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней, - молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.     (1942)

Учитель: Как вы поняли выражение «Глаза, как два померкших огонька»?

Почему у семилетней девочки были такие глаза?

               Мы врага отбросим8

Сигнал тревоги
над страной.
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Фашистов черная орда

Не вступит в наши города.
И мы врага отбросим так,
Как наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.

Учитель:  С кем сравнивает автор врагов?                                                                  Как вы понимаете выражение «фашистов черная орда»?

             Это стихотворение Агнии Львовны напечатано в газете «Комсомольская правда» 25 июня 1941 года, в самом начале войны. Страна переживала самые тяжелые дни. Какие слова  выражают  глубокую веру в победу над ненавистным врагом?

      Воевали не только мужчины. Юные девушки добровольцами уходили на фронт. Многие  были санитарками. Выносили, рискуя своей жизнью, с поля боя раненых бойцов. Родные с большим волнением ждали вестей с передовой.

Наташа2

Почтальон проходит мимо

И стучит не в нашу дверь.

Почтальон проходит мимо,

Мы не ждем его теперь.

Наш учитель от танкиста

Получил письмо вчера.

Только нам не пишет с фронта

Наша старшая сестра.

Но сегодня на рассвете

Вдруг соседи будят нас

И читают нам в газете

Напечатанный указ.

Там написано, в указе,

Кто получит ордена,

Там сестра моя Наташа.

Может, это не она?

Говорят соседи маме:

— Ну конечно, ваша дочь.

Тут не может быть ошибки,

И фамилия точь-в-точь.

Вслух сама читает мама:

— «В марте, первого числа,

Молодая санитарка

Двадцать раненых спасла».

Мама плачет отчего-то,

Младший брат кричит: — Ура!—

Молодец сестра Наташа,

Наша старшая сестра!

Вдруг я вижу почтальона.

Я кричу ему в окно:

— Вы не в пятую квартиру?

Писем не было давно!

На звонок выходит мама,

Отворяет дверь сама.

Почтальон дает ей сразу

От Наташи три письма.

Учитель: Тяжелые испытания пришлось пережить тем, кто оставался в захваченных фашистами селах и городах. Жестокость гитлеровцев не знала предела. Они сжигали дома, не щадили и самих жителей. Вот какую жизненную историю рассказала нам А. Л. Барто.

             Какие чувства испытывает герой стихотворения «Мне не забыть», вспоминая гибель своей матери?

                  Мне не забыть3

Приехал издалека я,

Приехал я с войны...

Теперь учусь на токаря,

Нам токари нужны.

Теперь стою я

За станком

И вспоминаю мать,

Она звала меня

Сынком

И теплым,

Клетчатым платком

Любила укрывать.

Мне не забыть,

Как мать вели,

Учитель:

Я слышал крик ее

Вдали...

Братишка был

Еще живой,

Он бился,

Звал отца,

Штыком

Фашистский часовой

Столкнул его

С крыльца.

Мне не забыть,

Как мать вели,

Мелькнул платок ее

Вдали…

           Стихотворение «У памятника Зое» посвящено партизанке Зое Космодемьянской, которая была жестоко казнена фашистами. Перед казнью Зою  пытали, босой выводили в лютый мороз на улицу, но девушка не выдала своих товарищей, даже своего имени не сказала. Она назвалась Таней. Не сразу узнала страна настоящее имя героини.

                           У памятника Зое4

Заворковали в городе

Голуби, голуби...

На улице жара,

Сады, недавно голые,

Цветут — пришла пора!

В цветах Ново-Девичье,

Тут слышно пенье птичье

С утра и до темна —

Весной везде весна.

Вот холмик, обложенный дерном,

Пришла сюда женщина в черном.

Она посадила левкои,

Пылинки с надгробия стерла.

Идут сюда к сыну-солдату,

Идут на могилу отца,

И, горько оплакав утрату,

Сажают весной деревца.

Однажды девчонка-москвичка

Пришла сюда ранней весной —

Открытое, ясное личико,

Две светлых косы за спиной.

Ей горе знакомо?

Нет, что вы!

К ней в дом не входила беда,

И папа и мама здоровы,

Они не умрут никогда...

Холодный мрамор и венки —

Мир вечного покоя,

Но, будто смерти вопреки,

С надгробья смотрит Зоя.

Сюда живые к ней идут,

Чтоб вспомнить подвиг Зоин.

Седой подходит воин.

И вот стоит девчонка тут.

Со лба откинув завиток,

Она на камень гладкий

Кладет исписанный листок,

Он вырван из тетрадки,—

Кладет слова присяги

На клетчатой бумаге.

Слова   наивны и просты:

«Я тоже буду смелою!

Я тоже, Зоечка, как ты,

Для Родины все сделаю!»

Здесь не один листок такой

Положен детскою рукой.

Листки, листки, еще листки

Белеют словно лепестки.

Листки, листки, еще листки

И в рамке и в конверте...

Вот так у гробовой доски

Живет само бессмертье.

   Учитель: С нетерпением ждали люди сводки с фронтов. После того, как  наша армия перешла в наступление, в честь освобождения городов в Москве проводился салют. Столица салютовала героям-освободителям.  

                      Первый салют в Москве 5

Когда впервые над столицей

Салют раздался громовой,

Неслись испуганные птицы

Над освещенною Москвой.

Со всех сторон —

С Тверской, с Неглинной,

Над площадями, над Арбатом

Они метались стаей длинной

И в темноту неслись куда-то.

К Москве суровой, затемненной

Давно привыкли и они.

И вдруг огни над Малой Бронной,

И над бульварами огни.

Впервые небо разгоралось,

Река сияла серебром...

Наверно, птицам показалось:

Весна в Москве!  Весенний гром!

 Учитель: Радостные и горькие минуты переживал советский народ, узнав о долгожданной Победе. Стояла весна. Оживала природа. Возвращались с войны фронтовики. Но не было времени отдыхать: страна стояла в руинах. Предстояло восстанавливать разрушенное войной.                    

              Нет, не в этом городе…6

Нет, не в этом городе

Я, ребята, рос.

Не по этим улицам

Я знамёна нес.

По знакомой площади

В городе родном

Проходил недавно я

Со своим звеном.

Здесь в апреле месяце

Только сходит лед,

А у нас на праздниках

Все вокруг цветет.

Клены распускаются

В парке городском.

Можно днем по улице

Бегать босиком.

Облака весенние

Ходят над рекой.

Здесь у вас, товарищи,

Нет весны такой.

Только в нашем городе

Теперь не до весны —

Улицы разрушены,

Клены сожжены.

Молодые кустики

Зацветут в саду.

По знакомой улице

Я еще пройду!

По знакомым улицам

Родного городка

С песнями победными

Двинутся войска.

Я до самой пристани

Добегу бегом,

Обнимусь с танкистами,

Оглянусь кругом.

Вот она, знакомая,

                                                Шумная река,

                                                А над ней весенние

                                            Ходят облака.

   Учитель: Нет в нашей стране ни одной семьи, которую бы обошла война. Великим счастьем было возвращение домой отцов, сыновей, братьев, мужей.

     Послушайте стихотворение «Вернулся…». Почему мальчик не узнал отца?                  

                Вернулся…7

Мы папу не видели

Очень давно,

С тех пор

Как на улицах

Стало темно...

Маме работать

Вечернюю смену,

Мама ушла,

Поручила мне Лену.

Мы с Ленкой одни

Остаемся в квартире.

Вдруг входит военный

В зеленом  мундире.

— К кому вы пришли? —

Я спросил  у майора.—

Мама с работы

Вернется не скоро.

Вдруг — я смотрю—

Он бросается к Ленке,

Поднял ее,

Посадил на коленки.

Он и меня тормошит

Без конца:

— Что ж ты, сынок,

Не узнаешь  отца?

Я майора обнимаю,

Ничего не понимаю:

— Вы на папу не похожи!

Посмотрите — он моложе! —

Вынул я портрет из шкапа —

Посмотрите — вот мой папа!

Он смеется надо мной:

— Ах ты, Петька, мой родной!

Потом он как начал

Подкидывать Ленку —

Я испугался:

Ударит об стенку.

Учитель:

В 1965 году радиостанция "Маяк" начала транслировать передачу "Ищу человека". Поиск пропавших людей при помощи средств массовой информации не был изобретением Агнии Барто — такая практика существовала во многих странах. В основе поиска лежали детские воспоминания. "Ребенок наблюдателен, он видит остро, точно и часто запоминает увиденное на всю жизнь, — писала Барто. — Не может ли детская память помочь в поисках? Не могут ли родители узнать своего взрослого сына или дочь по их детским воспоминаниям?" Этой работе Агния Барто посвятила девять лет жизни. Ей удалось соединить почти тысячу разрушенных войной семей.

IV.Итог урока

            Вы с самого раннего детства знакомы со стихотворениями Агнии Львовны Барто. Но сегодня мы для себя открыли новую страницу в ее творчестве. Я надеюсь, что стихи поэтессы о войне останутся в вашей памяти и в ваших сердцах.

   

Литература

Библиотека мировой литературы для детей

Барто А. Л. Стихи - детям (683 с.), Москва, «Детская литература», 1981,

т. 22, кн. 4

1 «В дни войны» - с.257

2 «Наташа» – с.262

3 «Мне не забыть» – с.269

4 «У памятника Зое» – с. 290

5  «Первый салют в Москве» – с. 276

6 «Нет, не в этом городе» – с. 260

 7 «Вернулся…» - с. 289

 8 «Мы врага отбросим» -  «Комсомольская правда», 25 июня 1941 года,

    № 147 (4933), с. 1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

стихи А.Л.Барто

презентация к уроку к литературному чтению в 1 классе...

Урок-мастерская по литературному чтению в 1 классе "Стихи А. Л. Барто для детей".

Данный урок проводится в форме педагогической мастерской, что особенно актуально в современных условиях работы по ФГОС НОО....

Общественно-политическая газета КМР «Жизнь района» статья: "Растем со стихами А.Л.Барто!"

Детская литература занимает особое место в жизни детей. Книга – это средство всестороннего развития ребёнка. Она способствует воспитанию у детей любви к Родине, родной природе, языку, развивает и обог...

МАОУ «СОШ №31» Книжка-малышка. Перевод стихов А.Л.Барто на иностранные языки Составители: ученики 1Г класса

МАОУ «СОШ №31»                       Книжка-малышка.Перевод стихов А.Л.Барто н...

Люби всё живое. Гласные буквы Ё,ё. Внеклассное чтение. Стихи А. Л. Барто

Цель: Формирование умения находить в словах букву «Ё», знать какие звуки она обозначает, читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умение работать с текстом (отвечать на ...


 

Комментарии

Устинова Белла Анатольевна

А.Л.Барто известна детям с самого раннего возраста как автор стихов о детях, их увлечениях, об игрушках. Не все знакомы с ее стихами о войне. Материал данного урока позволяет расширить знания детей о творчестве поэтессы.