Приемы использования наглядно-дидактических пособий в период обучения грамоте (из опыта работы)
методическая разработка (чтение, 1 класс) по теме

В помощь молодому учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Dokument_Microsoft_Word_2.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы использования наглядно-дидактических пособий в период обучения грамоте (из опыта работы)

  1. Приемы работы с «лентой букв». (на уроках чтения)

На этапе повторения пройденного:

1) Ежедневное хоровое и индивидуальное проговаривание букв и звуков с опорой на «ленту букв» по плану:

 - прочитайте гласные буквы (чтение парами: а – я, …);

- прочитайте гласные, обозначающие мягкость (твердость) согласного звука;

- прочитайте гласные буквы, которые обозначают два звука;

- прочитайте согласные буквы (в порядке следования на «ленте букв», парные прочитываются парами);

- прочитайте парные согласные (называется пара звуков [б] - [б,] );

- прочитайте непарные звонкие (глухие) согласные;

- назовите согласные, которые являются всегда мягкими (твердыми);

- какие буквы звуков не имеют? Для чего используется мягкий знак?

Для индивидуального опроса используются задания выборочно.

2) Характеристика отдельных букв с опорой на «ленту букв»:

- гласная – согласная;

- гласная: назвать звук; обозначает мягкость – твердость; может обозначать два звука в начале слова и после гласных;

- согласная: назвать правильно букву; назвать пару звуков по глухости – мягкости (если есть); парный – непарный,  звонкий – глухой, назвать пару по звонкости – глухости (для парных).

Выбор букв для характеристики определяется исходя из темы урока (для характеристики берутся буквы, сходные по характеристикам с изучаемыми на данном уроке).

На этапе изучения нового материала:

  1. Определение места буквы на «ленте букв».
  2. Характеристика звуков, которые обозначаются данной буквой.
  3. Найти буквы, которые имеют похожие характеристики: обозначают два звука, непарные по глухости, обозначают мягкость согласного, …

На этапе закрепления и обобщения:

  1. Игра «Что изменилось?» Дети закрывают глаза. Учитель меняет некоторые буквы на «ленте букв» местами. Вопрос: какие буквы стоят не на своих местах? Докажите.
  2. Игра «Отгадайте букву»:

1 вариант: Учитель дает характеристику букве: «Эта буква обозначает мягкость согласного, но не является гласной». Ученики называют букву.

2 вариант: К доске вызывается ученик, который встает к доске спиной. Учитель показывает молча букву. Характеристику дают дети. Вызванный к доске ученик должен назвать или показать букву.

  1. Приемы работы со «слоговой таблицей»: (на уроках чтения)
  1. Хоровое, индивидуальное чтение, чтение «по цепочке» слоговой таблицы:

- чтение с опорой на согласную (на, но, ну, ны, ни);

- чтение с опорой на гласную (на, са, та, ра, …);

  1. Дополнение слогов до слов;
  2. Чтение слогов со вставкой пропущенных в ряду.
  1. Приемы работы с таблицей «Алфавит»: (на уроках письма)
  1. Хоровое, индивидуальное чтение, чтение «по цепочке» изученных письменных букв в алфавитном порядке; чтение только гласных; чтение согласных.
  2. Назовите буквы, общим элементом которых является «овал».
  3. Сравнения написания букв.
  1. Работа с конструктором (на уроке письма):

В состав конструктора входят элементы, из которых состоят буквы.

1. Какую букву можно написать, если соединить эти элементы?

2. В написании, каких букв есть этот элемент. Дополните его до буквы.

3. Постепенное наращивание (убавление) элементов.  Например, мы берем палочку с закруглением внизу влево. Какую букву можем написать, если добавим еще один элемент? (Г) А теперь добавим еще один элемент, чтобы получилась новая буква. Какую букву напишем? Какой элемент для этого нужен? (П) Что нужно сделать, чтобы получить букву Т?

4. Найти лишнюю букву или элемент. Какая буква лишняя: л, а, ю, ф, б, д? Какой элемент объединяет остальные буквы? Какой мз предложенных элементов (к доске прикреплены несколько различных элементов) не используется в написании этих букв?

5. Дополнение элемента до буквы. Какую букву можно написать, если использовать овал? Дети называют букву, выходят к доске и дописывают букву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные приемы работы по формированию развития навыка слогослияния у детей с ЗПР в период обучения грамоте

В данной работе представлен педагогический опыт работы учителя начальных классов коррекционной школы 7 вида по формированию у детей первичного навыка чтения, а именно коррекционные приемы работы по фо...

Коррекционные приемы работы в период обучения грамоте

Каждый учитель знаком с  работой по  разрезной азбуке, но далеко не каждый использует её в достаточной степени. Обычно в начале обучения грамоте все учащиеся имеют разрезную азбуку, и работа...

Статья "Развитие познавательной активности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения математике с использованием наглядно-дидактического и игрового материала"

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.Целевое назначение наглядно-дидактического и игрового материала.Наглядно-дидактический и игровой материал как средство активизации познавательной де...

Игровые приемы в период обучения грамоте

Трудности роста ребенка, сопровождающие его переход в статус школьника, можно сделать менее болезненными, если не противопоставлять игру как занятие маленьких учению как делу взрослых, а ввести в орга...

Мой опыт использования наглядно-дидактического пособия "Город Звуков"

Для того, чтобы учащиеся быстро и легко сформировали представления о звуках, могли распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам, безошибочно могли проводить звуковой анализ слов...