Мир глазами поэтов. Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме

урок посвящен теме олицетворения в стихотворениях русских поэтов и проходит в форме беседы с элементами исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_glazami_poetov.doc43.5 КБ
Office presentation icon mir_glazami_poetov.ppt368.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ольховская средняя общеобразовательная школа»

Ольховского района Волгоградской области

Конспект урока по литературному чтению
в 1 классе

«Мир глазами поэта»

подготовила

учитель начальных классов

Сапельникова Наталья Васильевна

                

с. Ольховка

 2010

Тема: «Мир глазами поэтов»

(Н. Орлова. «Дерево – жираф», Л. Друскин « Там ива, опираясь на костыль….» )

Цели:

- показать, что поэт видит мир особым образом;

- подобрать интонацию для чтения стихотворений, увидеть два конкретных              образа: радостный и светлый образ  жирафа и трагически печальный   образ

 ивы;

- рассмотреть, как, с помощью какого приёма создаются эти  образцы

  ( олицетворение, оживление, очеловечивание предмета);

- учить составлять устный рассказ от имени какого-нибудь    неживого

  предмета с целью практического  освоения приёма олицетворения.

           

                                  Ход урока.

  1. Организационный  момент.

И так , друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок.

-С каким настроением мы отправимся  в путь? Покажи.

- Подберите прилагательные в «Словарике настроений».

  Объясните  свой выбор.

У детей на партах  «словарики настроений»

Сегодня у нас необычный урок.

 Мы  снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна

Литературия.

Слайд 1.

Кот учёный предлагает нам провести исследование и ответить на вопрос.

-Какими приёмами пользуется поэт, чтобы открыть тайну там, где мы её не замечаем?

2 Подготовка к восприятию нового материала.

    -  Как вы думаете , ребята, трудно ли быть поэтом?

   - Поэт – это человек, который особенно воспринимает окружающий мир:

     Умеет прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей      различает мир  цвета, запахов, звуков, побуждает и нас всех вглядываться и вслушиваться.

Слайд 2.

-Посмотрите  на экран.

-Кто изображён? Что он делает?

   Мы тоже погуляем вместе с поэтом по берегу реки, посмотрим на мир его глазами.

3.Чтение стихотворения Н. Орловой «Дерево – жираф».

Работа над стихотворением.

- Как вы думаете, почему, чтобы посмотреть на необычное дерево, надо проснуться очень рано: разве нельзя сделать это днём?

(Рано утром мир ещё не проснулся, людей ещё нет, природа может приоткрыть свои тайны особо любознательным.)

-  Какая особенность дерева, похожего на жирафа, кажется невероятной, сказочной?

   (Гуляет.)

-   Как воспринимает поэтесса дерево?

   (Как живое существо).

-   Из чего понятно, что дерево воспринимается как  живое существо?

    (Гуляет ,слушает,  шевелит ушами, носит  украшение.)

 -  Как вы думаете, какое  настроение у поэта и его попутчика?

     (Отличное.)

-    Почему вы так решили?

     (Они поют)

Приём, который использует Н. Орлова, оживляя неживые предметы, называется олицетворением.

Слайд 3.

Физминутка.

  1. Чтение учителем стихотворения Л. Друскина и работа над ним.

- Теперь давайте постоим вместе с поэтом у окна.

-  Если в стихотворении Н. Орловой дерево сравнивается с животным, то в стихотворении Л. Друскина с кем сравнивается дерево?

 - Что значит «горькая калека»? (горькие слёзы, горькая доля)

-  Почему один поэт, увидев согнутое дерево, сравнивает его с весёлым пятнистым жирафом, а второй поэт, который тоже увидел согнутое дерево, сравнивает его с несчастным, искалеченным человеком?

 -   Что здесь важнее всего: внешнее сходство или разная порода деревьев?

 - Может быть , разное настроение поэтов?

   (Весёлое и печальное)

 - Подтвердите словами из текста, что ива постоянно вызывала у героя острое чувство жалости.

   (Теперь, раньше)

 -  Если бы герой стихотворения сам не признался, что видел в иве человека, вы бы догадались, что ива напоминает герою именно человека?

   (Опираясь на костыль ,взять за локоть, сама заговорит.)

 - Какого именно человека?

    (Старого, больного, нуждающегося в защите.)

-  Какой характер у рассказчика?  (чуткий)

 - Откуда это видно?

     (Жалел, готов забрать обиды, хочет взять домой, понимает, что не надо приставать к уставшему существу с расспросами, что надо дать отдохнуть.)

 - Каким приёмом пользуется поэт, чтобы подчеркнуть особенность  этого дерева?

  1. Работа в  парах.

В отрывках стихотворений найти олицетворение.

     

  1. Составление детьми  рассказа о любом предмете, олицетворяя его.

Слайд.

  1. Итог урока.

Давайте, вернёмся  и ответим на вопрос Кота ученого

          -Какими приёмами пользуется поэт?

    8.   Домашнее задание:  составьте рассказ, применяя олицетворение.

                                             


Список использованной литературы

1. Свиридова ВЮ., Литературное чтение. 1класс. - Самара: Корпорация «Федоров», 2008

2. Чуракова Н.А. Литература 1 класс. Методический комментарий к учебнику В.Ю. Свиридовой. – Москва: Центр общего развития, 2008


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. www.stihi.ru
  2. www.mifinarodov.com


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (2 класс) "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё"

Конспект урока по литературному чтению по теме "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё" с мультимедийной презентацией, 2 класс. Система Л.В. Занкова.Учебник Свиридова В.Ю. "Лит...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтом о весне»

Конспект урока по литературному чтению на тему «Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтом о весне» + презентация...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост".

УМК "Школа России. Организация деятельности обучающихся, направленная на знакомство с Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»...