автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Семёнова Татьяна Евгеньевна

Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryty_urok.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 г.ЖИРНОВСКА»

ЖИРНОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект открытого урока  программы литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»»

учителя начальных классов высшей категории Семёновой Татьяны Евгеньевны

ЖИРНОВСК  2010

-1-

Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого;

                      - познакомить с краткой биографией писателя;

                      - развивать представление о выразительных возможностях слова

                        и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной

                        окраски текста;

                      - развивать умение анализировать текст, понимать поступки

                        героев;

                       -наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

                       -развивать навыки осмысленного, выразительного  чтения.

Оборудование:    - презентация с иллюстрациями к произведению;

                               - 2 фотографии акулы (А 4): одно фото разрезанное

                                  на  5 фигур;

                               - словарные слова на карточках: хобот, фитиль, ропот,

                                 артиллерист, фитиль;

                               - для каждого ряда полоски синей бумаги (море),

                                 расположенные  вертикально  с обратной стороны доски;

                               - рисунки корабликов на магните по количеству полосок

                                 синей бумаги;

                               - паруса для корабликов алого цвета и серого цвета

                                 в расчете на каждого ребенка двух цветов.

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности:

  -Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с хитрым заданием. (на доске по центру:

артиллерист – а) военнослужащий

                     б) спортсмен

                        полотно -  в) слабое освещение

      г) льняная ткань

 фитиль – д) горючий шнур для орудия

                 е) тропическое растение

    ропот -    ж) негромкая недовольная речь

             з) классическая музыка

                         хобот -   и) удлиненный нос

                                                  к) задняя часть орудия (для этого слова важно сказать, что оба толкования правильные, но только первое слово «артиллерист» подскажет выбор)

- 2 –

/ На доске слева разрезанная картинка  акулы (5 частей  под буквами правильных ответов словаря:  а, г, д, ж, к  и 5 частей бумаги без рисунка/.  

а

к

е

в

б

з

г

аааа                               

и

д

ж

   -Дети, найдите правильное толкование словарному слову, выбрав ответ среди двух предложенных. Правильный ответ оставим, а  фигуру с буквой неправильного толкования уберем. (на доске останутся 5 фигур, которые перевернув, сложить как пазлы   для воссоздания рисунка акулы. Картина будет разрезанной и здесь нужно ее заменить на целую)

   -Что скажите?

  + На уроке будем говорить, и читать об акуле.

   -Верно. А какое литературное произведение по-своему содержанию нас ждет: научный, научно-популярный или художественный текст?

   +разные варианты ответов  Нужно прочитать или открыть учебник хотя бы, чтобы узнать.

- 3 -

II. Работа над новым материалом:

  -Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка, который экватор делит пополам

+Африка__________________слайд презентации

-Назовите климатический пояс.

+жаркий

-Попробуйте ощутить горячий пустынный ветер

-А какой транспорт выберите для путешествия?

 

+корабль

-Точнее парусник____________слайд презентации

(остальные слайды - рисунки по тексту появляются - из любой книги «Акула»)

-Вперед.  (читаю рассказ, выдерживаю «занковскую»  паузу)

-Что скажите?

+ мнения детей, включая ответ о художественности текста

-Я вижу, произведение взволновало вас. Назовите самые волнующие моменты.  Сразу же обратимся к тексту,  зачитаем эти моменты и обведем овалом те слова, которые автор использовал для усиления наших чувств

                    С.37 1-ый абзац – акула, чудовище

                             2 –ой абзац - бледный, не шевелясь

                             3 –Ий абзац - пронзительный визг

                             4-ый абзац - сорвался, замерли от страха, закрыл

                                        лицо руками

-Кто первый начал   действовать? Найдите, зачитайте.

-Почему артиллерист  смотрел  на мальчиков не шевелясь, и не предпринимал никаких действий? 

+ там был его сын……………………………………………..     

                                 

- 4 –

-Что же заставило артиллериста броситься на помощь?

+отцовские чувства

- Прочитаем, как повел себя дальше артиллерист. Дайте характеристику этому герою.

-Посмотрите по тексту, много ли восклицательных знаков, усиливающих напряжение?

+нет

-А как же получилось прочитать, услышать все напряжение?

+ у автора особые слова, выражения

III. Актуализация знаний.

- Как на судне оказались маленькие мальчики?

 +ответы детей

-Мужчин воспитывали с юных лет выносливости, смелости. Этому есть свидетельство в рассказе. Как они плавали? Зачитайте.

+ ( по тексту)

-Какое важное мужское качество затрагивает автор в произведении?

+ смелость

-А вы прочитали имя автора?

+Л.Н.Толстой

IV. Новое сообщение.

  -Тема смелости, отваги, выносливости близка Льву Николаевичу, т.к. он сам служил в армии и участвовал в Крымской войне, командуя батареей в осажденном Севастополе, и отличался от других именно этими качествами.

     А еще до армии Будучи маленьким мальчиком увлекался разными науками: историей, музыкой, географией, рисованием, медициной. Всю жизнь он пополнял свои знания. Имя этого писателя известно всему миру. Вот и вы теперь о нем знаете кое-что и можете угадать по портрету .

 

- 5 –

-Откройте тетради-справочники, приклейте портрет (у каждого ребенка маленький распечатанный портрет Толстого) и напишите произведение, с которым мы сегодня познакомились. Есть еще один рассказ, и мы его читали в первом классе.

+ «Прыжок»

-Запишите и это название

V. Первичное закрепление знаний.

-Пора возвращаться к родным берегам. Мы это сделаем на разных парусниках (открываю оборотную  сторону доски с синими полосками, изображающими море и с парусниками на каждой полосе; сюда  же вызываю детей мало работающих на уроке, чтобы они с каждым ответом  ребят  со своего ряда двигали парусник вперед).

-Я буду задавать вопрос, поднимайте руку, и мы будем продвигаться вперед.

  1. К какому литературному жанру относится произведение?
  2. Кто главный герой?
  3. Как называется прием, использованный автором: «…Оба плыли как ящерицы, вытягивались в воде…»
  4. Назовите, с чем сравнивает Толстой лицо артиллериста?
  5. Как автор назвал акулу?
  6. Как понимаете выражение «сорвался с места»?
  7. Как называется рассказ?
  8. Кто его автор?

VI. Рефлексия.

 -Покажем свое отношение к тому, что вы сегодня сделали на уроке с помощью парусов разного цвета. Если вы довольны своей работой - алый парус, не совсем довольны - серый парус. Выберите и приклейте к своему паруснику.

Д.з. Прочитать рассказ  с теми чувствами, которые сами испытали.

Resource id #958

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"

Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»

Урок 4.  Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».Цели:– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному...

Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса. Тема: Осенние листья. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга.

Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса, УМК "Школа России". Тема: "Осенние листья". Чтение поэтических произведений об осени. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ ...

Конспект урока литературного чтения «Обобщение знаний по произведениям изученных авторов» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по произведениям изученных авторовПланируемые результаты:Предметные: знать: сведения из биографии изученных авторов и их произведения...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...