Разработка урока по литературному чтению в 3 классе по сказке В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница".
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Зоя Михайловна Мурзакова
Разработка состоит из конспекта урока и презентации. Часть 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyagushka-puteshestvennica_2_urok.rar1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Лягушка-путешественница» В.М.Гаршина (продолжение) (слайд 1).

Цели: продолжить знакомство со сказкой В.М.Гаршина; учить давать характеристику героям произведения; совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения; развивать память и внимание; воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:  презентация к уроку, учебник «Литературное чтение 3 класс» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, проектор, анимации, фотографии автора. 

I. Организационный  момент.

Прозвенел урок, начинается урок.

Посмотрите, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Все в порядке! Хорошо.

Так оно и быть должно.

II. Речевая разминка.

-Ребята, отгадайте загадку.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка (слайд 3).

-Правильно, сегодня мы продолжим изучение сказки «Лягушка-путешественница».

А сейчас прочитайте стихотворение Е. Корюкина «Лягушата» (слайд 4).

У меня на даче

Есть заросший пруд.

Много головастиков

Летом в нем живут.

Как наступит время,

Крошек-лягушат

Выпрыгнет на берег

Боевой отряд.

Их замаскирует

Сочная трава.

Клич раздастся звонкий:

Ква-ква-ква-ква-ква!   

-  Прочитайте «птичьим базаром».

-  Найдите имена существительные. (Дети называют)

-  Почитаем, выделяя эти слова вопросительной интонацией. (Чи тают.)

-  А сейчас прочитайте, выделяя эти слова утвердительной инто нацией.

-  Прочитаем быстро.

-  Медленно.

-  Скороговоркой. Кто быстрее?

III. Проверка домашнего задания.

Прочитайте сказки или рассказы, которые вы сочинили с «квакающими» словами.

(слайд 5,6)

   

                                                              Квакша.    

                Жил – был Ваня. Он жил в очень уютной квартире. Папа работал водолазом и поэтому он плавал под водой в акваланге. Мама работала на заводе.

      В квартире у них был аквариум, в нем жили золотые рыбки. Ваня назвал свою любимую рыбку Квакшей. Аквариум стоял на кухне. Когда он ел на кухне, любовался   рыбками. А ел он тыквенные пирожки и пил квас.

                                                                                                          Явкин Н.

                                              Вот  так тыква!  


     Жил – был мальчик. У него выросла большая тыква, и он захотел взять семена тыквы. Мальчик  взял топор и размахнулся, чтобы разрубить тыкву. Но вдруг что-то упало ему на голову, и он упал на землю. Очнулся он только в квартире и спрашивает у мамы: «Где моя тыква?»  Мама отвечает: «Попей-ка кваску  и не беспокойся, а тыква завтра у нас будет дома. А послезавтра мы поедем всей семьёй на море, и ты будешь плавать в акваланге. После пойдём смотреть аквариум. А когда приедем в город, купим тебе акварельные краски» .

IV. Работа над содержанием сказки.

1. Беседа по прочитанному.

-  Как жилось лягушке в болоте?

- Лягушке  жилось  хорошо. Сидела  она в болоте, ловила комаров да мошек, весной громко  квакала вместе со своими подругами.

-  Почему она решилась отправиться в дальние края?

 -Утки рас сказали ей, как на юге сейчас хорошо. Там тепло и много еды. Вот лягушке и захотелось лететь с ними.

2. Чтение в лицах диалога уток и лягушки.

-  Прочитайте в лицах этот диалог, показав голосом, как они раз говаривают.

-А  могла ли такая встреча произойти в нашей местности?

-Укажите, в каком же направлении от нашей деревни?

-Правильно, на востоке в сторону с. Хузангаево и на западе  в сторону

В. - Колчурино у нас есть заболоченные места, которые называются плавни, там и могла произойти эта встреча. Посмотрите на снимки нашей местности, которые сделала я сама. На снимках вы видите плавни (слайд 7,8).

     

      Значит, плавни – это затопленные или заболоченные, густо заросшие тростником, рогозой участки рек. Растут и кувшинки. Туда прилетают и утки. В наших плавнях живут: кряква, чирок-свистунок, чирок - тряскунок, а из лягушек, - озерная лягушка, серая жаба.

3. Характеристика лягушки и  беседа о ее  путешествии.

-  Расскажите, какой была лягушка. Вам помогут слова из чет вертого задания на странице 195. Выберите правильный ответ.

-Лягушка была: изобретательной, сообразительной, смелой, хвастливой, болтливой, любопытной, решительной.

-  Как чувствовала себя лягушка во время путешествия?

 -От страшной высоты, на которую ее подняли, у нее захватило дух. Утки летели неровно, дергали прутик, и лягушка болта лась в воздухе, и сильно стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не упасть.

-  Почему она просила уток лететь пониже?

- Лягушке ужасно за хотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят.

-  Удалось ли путешествие на юг? Когда лягушка забыла об осто рожности? Прочитайте этот отрывок так, чтобы передать пере полнявшие ее чувства гордости, восхищения своей сообрази тельностью. (Ученики читают этот отрывок.)

 -  Можно ли поговорку «Хвастовство само себя наказывает» со отнести с прочитанной сказкой?

- Да, можно. Если бы лягушка не  была такой хвастливой, то, может быть, и долетела бы с утками.

V. Закрепление   изученного.

-Сейчас перед вами появятся слайды, вам необходимо найти соответствующие отрывки из сказки (слайд 9).(Чтение отрывков.) 

VI. Итог урока.

-Ребята, а какое имя у лягушки в нашей сказке?

-Лягушка – путешественница.

-Сейчас, ребята, мы вспомним имена литературных героев (слайд 10)

-Муха…(Цокотуха);

-Медвежонок…(Пух);

-крокодил…(Гена);

-ослик…(Иа);

-Пес-фотограф…( Шарик);

-Лиса (Патрикеевна)

-поросенок…(Пятачок).

V.   Домашнее задание.

-Дома вам необходимо сочинить сказку по поговорке «Хвастовство само себя наказывает» с использованием сказочных героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению: "Персонаж в авторской сказке о волшебстве"

Урок разработан в соответствии ФГОС. Технология деятельностного метода обучения....

Разработка урока по литературному чтению 1 класс, тема: Русская народная сказка "Снегурочка"

Данная разработка поможет учителю в проведении урока в 1 классе по теме : "Русская народная сказка "Снегурочка"....

Разработка урока по литературному чтению.1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"

Участвовала в районном фестивале открытых уроков. Надеюсь, материал кому-нибудь пригодится)) Методисты остались довольны))...

Методическая разработка урока по литературному чтению Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Знакомство с новым разделом и произведением Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени (4 класс)...