Методическая разработка и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Разножанровые произведения"
презентация к уроку чтения (2 класс) на тему

Ольга Владимировна Костромина

Тема: Разножанровые произведения.
Задачи: развивать речь учащихся;воспитывать любовь и доброе отношение к животным; познакомить с новыми произведениями фольклора; учить сочинять загадки с героями – животными.

Творческий урок развития речи.На уроке учащиеся повторяют малые жанры фольклора(считалка,загадка),знакомятся с произведениями К. Ушинский «Кот Васька» и Е. Благининой «Голоса леса».К стихотворению Благининой демонстрируется картина "Голоса леса"В.Волосова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе по программе

«Начальная школа ХХI век»

Тема урока:    Разножанровые произведения. К. Ушинский «Кот Васька»,  Е. Благинина «Голоса леса», произведения фольклора (считалки, загадки)

  Урок с презентацией разработала и провела

Костромина О.В.

учитель начальных классов ГОУСОШ №121

г. Санкт – Петербург 2011г.

Тема: Разножанровые произведения.

К. Ушинский «Кот Васька»,  Е. Благинина «Голоса леса», произведения фольклора (считалки, загадки)

Цель: формировать читательские умения

Задачи:

развивать речь учащихся;

воспитывать любовь и доброе отношение к животным;

познакомить с произведениями фольклора;

учить сочинять загадки с героями – животными.

Ход урока:

  1. Орг.момент.

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк?  Белка

Волк

По тропинке в лесу,

Я большое яблоко несу,

На иголки я похож, Звать меня конечно – Еж      

Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это -    

В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка,

Кто же это?..    Мышь

  1. Сообщение темы и целей урока.

-Как вы думаете, какую тему мы продолжаем изучать? (О братьях наших меньших)

- Как догадались?

- Конечно, мы продолжаем изучение этой темы, и сегодня мы познакомимся с произведениями К. Ушинского «Кот Васька», Е. Благининой «Голоса леса», с произведениями фольклора. Будем учиться сочинять загадки.

  1. Работа по теме урока.

    1.Самостоятельная работа с произведением К.Ушинского.

- Откройте страницу 6 учебника. Прочитайте произведение. (Ознакомительное чтение)

- Кто автор этого произведения? Как оно называется? Какой жанр произведения?

Что вы можете рассказать об авторе Константине Ушинском? Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле, очень образованный человек, учился в университете. Преподавал  в Смольном институте, был редактором газеты. Написал книги  для обучения детей в начальной школе «Родное слово», «Детский мир».

-Вы знаете еще произведения Ушинского? Какие?(После ответов детей слайд с иллюстрациями книг)

2.Работа с текстом рассказа.

Чтение по абзацам.

Вопросы после первого:

- Как автор называет котика?

После второго:

- Опишите Ваську?

После третьего:

- Каков характер у Васьки?

-Рассмотрите иллюстрацию. Какие слова из текста относятся к иллюстрации? Прочитайте.

-Кто еще изображен на картинке?

-Откройте рабочие тетради и выполните задания к этому рассказу. (Вопросов у детей не должно возникнуть после повторного чтения рассказа, но если что-то не понятно, можно индивидуально обсудить).В тетради прочитать загадку, найти ответ. Можно задать вопрос:

- Как вы догадались, о ком идет речь?  (Автор описывает признаки животного)

-У вас есть домашнее животное? Как зовут? Какой он? Опиши.

(Рассказы детей 3-4 человека)

С помощью вопросов помощь описании .

3.Повторение. Игра «Вспомни и назови». Работа в парах.

Детям предлагается заполнить схему. Побеждает тот, кто последним назовет произведения фольклора. Дети работают на листочках. Затем проверка. (Слайд )

4. Работа с произведениями малого фольклорного жанра.

-Молодцы, вы очень много знаете произведений фольклора. Сегодня мы продолжим знакомство с устным народным  творчеством.( Учебник стр. 7)

-Прочитайте считалку.

- Как нужно читать считалку – быстро или медленно?  (Тренировка в чтении)

-Какие считалки вы еще знаете?

-Прочтите загадки.

- Сравните загадки. Что помогает отгадать загадку? (Признаки , повадки животного, их действия).Откройте рабочие тетради, выполните задания, которые даны к считалке и загадкам.

-Можно ли придумать свою загадку? Давайте попробуем.

Алгоритм составления:

В загадке всегда есть вопрос.

Ответ «спрятан» в загадке.

О ком загадка?

Какие признаки этого животного мы знаем?

Что любит делать это животное?

Составление загадок при помощи картинок.

5.Работа с произведением Е. Благининой «Голоса леса».

- Сейчас послушайте, как о братьях наших меньших пишет Елена Благинина.

Чтение стихотворения учителем.

-Интересное стихотворение? Кто автор? (показ фотографии) Какие еще произведения этого автора вы знаете?

Елена Благинина родилась в начале прошлого века,1903г ,очень много стихов написала для детей.

-Прочитайте стихотворение и постарайтесь передать голоса животных.

-Какие еще звуки можно услышать в лесу? Воспроизведи.

-Посмотрите на картину Владимира Волосова «Звуки леса» и послушайте запись голосов леса.

 - Какие звуки леса вы услышали?

- Как вы думаете какие птицы поют?

Давайте попробуем прочитать это стихотворение в лицах. (Чтение в лицах)

  1. Итог урока.

-Вам понравился урок?

- Что нового узнали на уроке?

- Над какими произведениями работали? Кто автор?

  1. Домашнее задание.

Чтение по учебнику с. 6-8; выполнение заданий в тетради к стихотворению.

Материалы, использованные на уроке:

Загадки

http://littlehuman.ru/665/

Википедия

К. Ушинский http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F8%E8%ED%F1%EA%E8%E9 

Портрет К.Ушинскогоhttp://www.portret.ru/modules.php?name=GalleryMuseum&do=showpic&pid=189&orderby=

Портрет Елены Благининой

http://www.laidinen.ru/women.php?part=610&letter=%C1&code=613

Обложки к произведениям

http://www.kniga.ru/children/227244

http://books.iqbuy.ru/categories_offer/9785699280995/

http://www.rustoys.ru/index.html?action=article&arttip=book&rustoys=98557415e375179c51e7bb9e46d8d593&from=190

http://www.gogul.tv/books/137/363/

http://rupics.eu/domain/shootfighter.wordpress.com/

http://www.bulgakov.ru/bookshop/1091936/page/9/

http://www.radikal.ru/USERS/oxyvik/knigi?pg=9

http://net-shops.ru/knigi/detskaja_literatura/dlja_samyh_malenkih/stihi_zhagadki_skazhki/posidim_v_tishine.shtml

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3495525/

http://www.libex.ru/?cat_page=2&pg=2666

картинки животных

http://forum.sonic-city.ru/lofiversion/index.php?t776-100.html

http://dreamworlds.ru/page/912/

http://www.pravda.ru/society/zoo/4/

http://japandaily.ru/category/nauka

Картина Волосова .Голоса леса.

http://sfart.ru/info/artists/316/page/2/price/0


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: « Разножанровые произведения» УМК «Школа ХХ I век» ре к уроку Костромина О.В. Учитель начальных классов ГОУСОШ №121 г. Санкт-Петербурга 2011г.

Слайд 2

О братьях наших меньших .

Слайд 3

К онстантин у шинский

Слайд 4

Мой любимец Кто он? Как его зовут? Какой он? Что любит делать?

Слайд 6

Загадка В загадке всегда есть вопрос. Ответ «спрятан» в загадке. О ком загадка? Какие признаки этого животного мы знаем? Что любит делать это животное?

Слайд 7

Е лена Б лагинина

Слайд 8

Звуки леса

Слайд 9

Домашнее задание: с .6-8 учебник, задание в тетради Материалы, использованные на уроке: Загадки http://littlehuman.ru/665/ Википедия К. Ушинский http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F8%E8%ED%F1%EA%E8%E9 Портрет К.Ушинского http ://www.portret.ru/modules.php?name=GalleryMuseum&do=showpic&pid=189&orderby = Портрет Елены Благининой http://www.laidinen.ru/women.php?part=610&letter=%C1&code=613 Обложки к произведениям http://www.kniga.ru/children/227244 http://books.iqbuy.ru/categories_offer/9785699280995/ http://www.rustoys.ru/index.html?action=article&arttip=book&rustoys=98557415e375179c51e7bb9e46d8d593&from=190 http://www.gogul.tv/books/137/363/ http://rupics.eu/domain/shootfighter.wordpress.com/ http://www.bulgakov.ru/bookshop/1091936/page/9/ http://www.radikal.ru/USERS/oxyvik/knigi?pg=9 http://net-shops.ru/knigi/detskaja_literatura/dlja_samyh_malenkih/stihi_zhagadki_skazhki/posidim_v_tishine.shtml http://www.ozon.ru/context/detail/id/3495525/ http://www.libex.ru/?cat_page=2&pg=2666 картинки животных http://forum.sonic-city.ru/lofiversion/index.php?t776-100.html http://dreamworlds.ru/page/912/ http://www.pravda.ru/society/zoo/4/ http://japandaily.ru/category/nauka Картина Волосова .Лес. http://sfart.ru/info/artists/316/page/2/price/0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка и презентация урока по литературному чтению

ТЕМА: Басня И.А.Крылова «Мартышка и очки»ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.На уроке формируется умение ...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи»

Конспект урока по литературному чтению по теме «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи» + презентация...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто»

Конспект урока по литературному чтению на тему «Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто» + презентация...

Методическая разработка. Технологическая карта урока по Литературному чтению Н.Н. Носов " Живая шляпа" для обучающихся с ОВЗ 2 класс

Технологическая карта урока по Литературному чтению Н.Н. Носов "Живая шляпа" для обучающихся с ОВЗ 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "ПНШ" Анализ художественно произведения С.Козлов "Желудь"

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением С.Г. Козлова «Жёлудь»; формирование умения анализировать художественное произведение.Планируемые результаты:Предметные:знать содержа...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Образы детей в произведении М.Зощенко «Золотые слова» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...

Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»

Представлена методическая разработка  по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...