Конспект урока по литературному чтению (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Тема урока:"Сказки народные и литературные. В.И.Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_literaturnogo_chteniya_2_kl.doc45 КБ
Office presentation icon urok1.ppt319 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

литературного чтения.

(2 класс)

Тема урока: «Сказки народные и

литературные.

             В.И.Даль «Девочка Снегурочка» и                    

                русская народная сказка

                             «Снегурочка».

Учитель высшей категории

Вакуленко Диана Витальевна

Лицей  № 369

Красносельского района

г. Санкт-Петербург

Цель урока: сформировать умение различать и сравнивать литературные и

        народные сказки.

Задачи урока:

  1. закрепить понятие о народной и литературной сказке;
  2. формировать читательские умения;
  3. развивать речь учащихся;
  4. расширить и обогатить читательский опыт детей;
  5. воспитывать интерес к читательской деятельности.

Оборудование:

-  русская народная сказка «Снегурочка»; В.И.Даль «Девочка Снегурочка

    (Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 2 кл.

    М., 2004);

-  Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 2 кл.

    М., 2004;

-  мультимедийный проектор с программным обеспечением;

-  детские книги с народными и литературными сказками для групповой работы;

-  несколько видов словарей, в т.ч. словарь В.И.Даля.

        Ход урока.

1.  Организационный момент.

2. Активизация имеющихся знаний.

- Ребята, наш урок будет посвящён двум произведениям, в которых есть фантазия, вымысел. О произведениях какого жанра я говорю?

( О сказках)

Слайд 1.

-Посмотрите на экран. Назовите произведение по модели.

( Сказка о детях В.И.Даля «Девочка Снегурочка»)

Слайд 2.

- Посмотрите на следующую модель. Назовите это произведение.

( Русская народная сказка о детях «Снегурочка»)

-Чем отличаются модели?

( Автором, заголовком.)

- Чем они похожи?

( Жанром, темой.)

Слайд 3.

- Прочитайте слова. Какое из слов подходит к 1 модели?

( Авторская, литературная.)

Слайд 4.

- А ко второй модели?

( Народная.)

Слайд 5.

- Почему вы так распределили эти слова?

3.  Сообщение темы урока.

- Сделайте вывод, что мы будем учиться делать сегодня на уроке?

( Учиться сравнивать литературные и народные сказки.)

Слайд 6.

- Прочитайте тему урока на экране.

4.  Словарная работа.

Слайд 7.

- На экране вы видите слова. Прочитайте их.

- Из какой они сказки?

( В.И.Даль «Девочка Снегурочка».)

- Что мы можем сказать о произведении, в котором встречаются эти слова?

( Оно написано давно, не в наше время.)

- Эти слова называются устаревшими, потому что сейчас они или редко употребляются, или не употребляются совсем. Где можно найти их значение?

( В словаре В.И.Даля.)

Предлагается 1 из учеников выбрать среди словарей названный.

- Вспомните, как объясняется Далем слово «кокурочка»?

( Сдобная булочка, пресная лепёшка, ватрушка.)

Слайд 8(чёрный).

5.  Работа с текстами сказок.

- Откройте тексты сказок по закладкам.

- Как начинаются обе сказки?

( Дети читают начало сказок.)

- Похожи или отличаются сказки началом?

- Кто главный герой каждой сказки?

( Снегурочка.)

- Как по-другому можно задать этот вопрос?

( Кто главный персонаж, действующее лицо?)

- Это сходство или различие в сказках?

( Сходство.)

- Как появилась на свет Снегурочка? Найдите ответ в текстах и прочитайте.

- Какой она была? Прочитайте описание.

- Недавно наши девочки очень хорошо выступили на конкурсе «Ау, Снегурочка!», где показали, как они её себе представляют. А те, кто пропустил это событие, могут их увидеть в газете, которую мы выпустили.

- Ребята! А вы Снегурочку когда-нибудь лепили?

- Вспомним, как это делается.

Физкультурная пауза.

Мы Снегурочку лепили.

Раз, два, три.

Раз, два, три.

Ручки, ножки ей слепили.

Раз, два, три.

Раз, два, три.

Как красиво получилось

Посмотри, посмотри.

- Давайте назовём других героев сказки Даля.

( Старик, старуха, Жучка, медведь, волк, лиса, подружки.)

- Кто из них является и героем  русской народной сказки?

( Дед, баба, подружки.)

- Послушайте.

 1 ученик читает песенку стариков из сказки В.И.Даля.

- Что прочитали и из какой сказки?

- Какими были старики?

( Заботливыми, любящими, добрыми.)

- Как старики отнеслись к просьбе подружек взять с собой Снегурочку в лес погулять? Найдите и прочитайте, как об этом говорится в текстах двух сказок.

- Почему по-разному поступили?

- Сравним, как заканчиваются обе сказки. Послушайте.

Учитель читает концовку сказки В.И.Даля со слов: «Стоит медведь…»,

 с. 122.

- Концовку какой сказки я прочитала?

- Счастливо ли она заканчивается? Почему?

- О чём эта сказка?

( О дружбе и верности.)

- А теперь вы найдите и прочитайте концовку другой сказки. ( Со слов: «Собралась Снегурочка с духом и прыгнула…», с. 126.)

- А у этой сказки счастливый конец? Почему автор-народ закончил эту сказку именно так?

( Снегурочка -   символ зимы. Зима уходит – приходит весна. Всему в жизни своё время.)

Зрительная гимнастика.

6.  Работа в тетрадях.

- Во время работы с каждой сказкой мы заполняли таблицу в тетради на стр.66. Найдите её.

Слайд 9.

- Сейчас мы будем сравнивать сказки. Что значит «сравнить»?

( Это значит найти сходства и различия.)

- В каждой графе найдите сходства и подчеркните красным карандашом.

- Проверим.

Слайд 10.

- Сравните сказки, называя сначала сходства, потом различия.

Прослушиваются ответы нескольких учеников.

Слайд 11 (чёрный).

7.  Обобщение и работа с детскими книгами.

- Какая из сказок вам больше понравилась? Почему?

- Давайте отдохнём и поиграем. Вот перед вами иллюстрация к одной из сказок. (Учитель показывает обложку книги с русской народной сказкой, закрыв название.) Как думаете, из какой сказки эта Снегурочка?

- Проверим. (Показать обложку.)

- Прочитайте заголовок. Кто автор? Как такие сказки называются?

- Кто назовёт сказку правильно?

( Русская народная сказка «Снегурочка».)

- А эта Снегурочка из какой сказки? Кто правильно её назовёт?

( Литературная сказка В.И.Даля « Девочка Снегурочка».)

- Знаете ли вы, что есть ещё одна авторская сказка о Снегурочке?

- Вот вам домашнее задание: выяснить, кто её автор, и постараться прочитать. Если все-таки поиск не удастся, то подсказку вы найдёте в журнале «Мурзилка» №12, 2003 г. (Показать журнал.)

- Задание для групп: разделить книги со сказками на две группы – авторские сказки и народные.

Дети собираются в группы и выполняют задание. Проверка.

8.  Рефлексия.

- Ребята, кто из вас теперь может назвать себя экспертом, т.е. специалистом, по различению авторских и народных сказок?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Девочка Снегурочка В.И. Даль

Слайд 3

Девочка Снегурочка В.И. Даль Снегурочка авторская народная литературная авторская литературная народная

Слайд 4

Тема урока: «Сказки народные и литературные. В.И.Даль «Девочка Снегурочка». Русская народная сказка «Снегурочка».

Слайд 5

кабы ветошка вешний пестовать кокурочка рядить кузовок горемычная

Слайд 7

Фамилия автора Заголовок Герои Начало сказки Конец сказки В.И.Даль Девочка Снегурочка Снегурочка, старик, старуха, Жучка, медведь, волк, лиса, подружки. «Жили-были стрик со старухой…» Снегурочка и Жучка вернулись домой. - (русский народ) Снегурочка Снегурочка, дед, баба, подружки. «Жили-были на свете дед да баба.» Снегурочка растаяла.

Слайд 8

Фамилия автора Заголовок Герои Начало сказки Конец сказки В.И.Даль Девочка Снегурочка Снегурочка, старик, старуха, Жучка, медведь, волк, лиса, подружки. «Жили-были стрик со старухой…» Снегурочка и Жучка вернулись домой. - (русский народ) Снегурочка Снегурочка, дед, баба, подружки. «Жили-были на свете дед да баба.» Снегурочка растаяла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...