Роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников.
методическая разработка по чтению (1,2,3,4 класс) по теме

Рыжова Надежда Сергеевна

В работе раскрывается роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников. Даются методические рекомендации учителям начальных классов по формированию читательского интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_chit._deyat..docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников.

                                    Работа учителя начальных классов

Рыжовой Н.С.

                                      филиала МОУ Уваровщинской сош

                                                           в селе Ленинское

                                                        Кирсановского района

                                             Тамбовской области

 

                                           "Если в начальной школе дети мало

                                                         читали, мало мыслили, у них складывалась

                                            структура малодеятельного мозга"

                                                                                                                           В.А. Сухомлинский

   В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Видные мыслители, ученые, писатели, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека.

   Читательская деятельность существенно влияет на интеллектуальное развитие младших школьников. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Только чтение способно привить ребенку навык самостоятельного мышления, расширить словарный         запас и сформировать способность к абстрактным умозаключениям. В настоящее время задачи курса литературного чтения соответствуют главному требованию Госстандарта – воспитание всесторонне развитого, образованного и конкурентно успешного гражданина России. Реализовать это требование невозможно без преодоления некоторых трудностей. В последнее время ребят окружает обилие разнообразных источников информации помимо чтения и, родители и учителя часто жалуются, что дети недостаточно хорошо читают, у них снижается интерес к чтению. И поэтому сейчас, как никогда, проблема влияния читательской деятельности на интеллектуальное развитие ребенка является актуальной. Воспитание сознательного читателя – одна из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста. Цель учителя – научить ребенка любить книгу и понимать ее. Только таким образом можно воспитать человека грамотного, развитого, интеллектуального.

   Проблема влияния читательской деятельности на интеллектуальное развитие исследовалась рядом отечественных и зарубежных ученых. На роль чтения в интеллектуальном развитии указывал в своих трудах Д.С.Лихачев. В свое время Д.Дидро утверждал, что люди перестают думать, когда перестают читать. В.А.Сухомлинский видел «…воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемым источником знаний». Известный библиофил и психолог Н.И.Рубакин, автор многих работ о книге, говорил, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей», и суть дела заключается в том, «что вы передумаете, читая ее». Известный советский философ Ильенков Э.В. писал, что «на готовых истинах формируется догматически окостеневший интеллект».  

   Ориентация современной школы на гумманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает , в частности, необходимость гармоничного  сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.

   Способности – одно из наиболее общих психологических понятий. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам. Но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности базируются на задатках.

Задатки – природные генетические предпосылки способностей, особенности функционирования клеток головного мозга и анализаторов. Уровень способностей зависит от наличия задатков, но это не значит, что задатки обязательно преобразуются в способности. Для этого нужны определенные условия.

Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность.

Выделяют общие способности, связанные с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности и специальные, которые связаны с отдельными видами деятельности.

К общим способностям относят свойства ума, и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями или интеллектом. Интеллект – это система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления).

Интеллект (от лат.intellektus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В широком смысле это вся познавательная деятельность, в более узком смысле – мышление.

Понятие «интеллект» и «интеллектуальное развитие» неразрывно связаны. «Интеллектуальное развитие» - это качественные и количественные изменения интеллекта, системы его характеристик.

Синонимом интеллектуального развития является умственное развитие.

   Структура интеллектуальных свойств личности состоит из следующих составляющих: обобщенность мыслительной деятельности – ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале; осознанность мышления, определяемого соотношением его практической и словесно-логической сторон; гибкость мыслительной деятельности, самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи. Успехи в обучении зависят от уровня умственного развития ребенка, который усваивает содержание обучения в соответствии со сложившейся у него в данное время интеллектуальной структурой, связанной с развитием мышления. Таким образом. Уже применительно к детям младшего школьного возраста нужно учитывать сложность структуры интеллекта: соотношение в нем наиболее общих и более специальных моментов.

   Как известно, одна из важных характеристик выраженности интеллекта у детей – темп развития. С возрастом интеллект не просто возрастает, он становится иным. С годами изменяются сами свойства интеллекта и их структура. То есть, существует своеобразие интеллекта, которое обнаруживает, что каждый период детства имеет свои достоинства и даже преимущества.  На каждой ступени школьного детства – свои внутренние условия становления интеллекта, свои предпосылки умственного подъема. Успехи в обучении зависят от уровня умственного развития ребенка, который усваивает содержание обучения в соответствии со сложившейся у него в данное время интеллектуальной структурой, связанной с развитием мышления.

   Целесообразность обучения, ориентированного на интеллектуальное развитие ребенка, была обоснована давно. Идеи получили свое воплощение в программах развивающего обучения. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки с деятельностью творческой, связанной с развитием интеллектуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

   Интеллект и развитие речи неразрывны.  В первые годы обучения в школе ребенок учится ориентироваться в речевом потоке, различать звуки и буквы, отличать текст от набора, приобретает навыки осознанного и правильного чтения. Процесс обучения строится так, что у учащихся формируется не только способность к передаче текста по вопросам речевых умений и т.д., но и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, речь.

   Развитие речи учащихся происходит параллельно с комплексным развитием их интеллекта, что обеспечивает высокую результативность на уроках литературного чтения. Уроки литературного чтения в начальной школе призваны решать вопросы формирования у учащихся не только читательской самостоятельности, составляющей основы читательской деятельности, но и развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного. Органическая связь читательской и речевой деятельности младших школьников обусловлена психологической природой чтения как вида речевой деятельности, направленного на восприятие слова, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к читаемому.

   Обучение младших школьников умению выражать собственное отношение к прочитанному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития. Высказать свое понимание и тем более отношение, безусловно, составляет большую сложность для ученика начальной школы. С одной стороны, эта трудность обусловлена состоянием его опыта читательской и речевой деятельности, с другой – наличие потребности в выражении своей позиции, а также сознанием на уроке условий, способствующих включению детей не только в чтение художественного произведения, его анализ, но и последующую интерпретацию прочитанного текста в речи. Интерпретация прочитанного художественного произведения предполагает, с одной стороны, раскрытие читателями смысла данного произведения с различных точек зрения: ведение авторской позиции, отношения и связи в обратной системе, назначения изобразительных средств языка; понимание подтекста в раскрытии замысла; с другой – истолкование этого смысла через эмоциональное сопереживание и выбор собственной позиции по отношению к прочитанному произведению.

   Русский методист Тихомиров Д.И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».

   За последние годы в методике обучения литературному чтению появилось немало подходов и идей. Они позволяют заинтересовать учащихся предстоящим чтением, создают атмосферу поиска, расширяют границы творческой активности школьников.

   Задания, формирующие интерес к чтению:

  1. Чтение по ролям.
  2. Придумать к рассказу свой конец и сравнить с авторским.
  3. Составить вопросы к тексту.
  4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
  5. Взрослый, ставя проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти на него ответ в тексте.
  6. Разгадывание кроссвордов. Детям дается для  самостоятельного чтения большое по объему произведение, а затем, по окончании срока прочтения произведения, предлагается ответить на вопросы кроссворда по прочитанному произведению.
  7. Проведение конкурсов и блиц-турниров:

    «Узнайте пословицу по ее началу»

- Книга мала, а…(ума придала.)

- Выбирай книгу, как …(выбираешь друга.)

- Книга – твой друг, без нее…(как без рук.)

- Книга не самолет, а за… (тридевять земель унесет.)

- Какие еще пословицы и поговорки о книге знаете?

«Из истории книг на Руси»

- А сейчас мы отправимся в прошлое. Какие книги были в Древней Руси? (Рукописные книги.)

- Кто писал рукописные книги? (Они писались учеными монахами.)

- Как называется повесть об истории Руси? («Повесть временных лет».)

- Кто написал «Повесть временных лет»? (Нестор, монах Киево-Печерского монастыря.)

- Как звали первопечатника? (Иван Федоров.)

- Кто из царей приказал строить государев Печатный двор? (Царь Иван Васильевич Грозный.)

На уроках литературного чтения можно использовать различные приемы:

  1. Приемы постижения авторской позиции (работа над словом-образом, сопоставление частей или различных элементов художественного текста, рассмотрение связей пейзажа с текстом, наблюдение над языком произведения, составление плана, картин);
  2. Приемы активизации сотворчества читателя, задачи которых связаны с пробуждением у школьников сопереживания, с активизацией воображения, мыслительной деятельности, словарного запаса;
  3. Словесное рисование (прием цветовой гаммы, суть которого показать, что чувствуешь);
  4. Подбор музыкального произведения к тексту, чтение на фоне музыки;
  5. Работа над графическими иллюстрациями в роли художника («Если бы я был художником»);
  6. Конкурс на лучшего чтеца, когда весь класс выступает в роли жюри;
  7. Составление кроссвордов, викторин после изучения произведения или раздела;
  8. Защита рисунков, тестирование, использование учителем изображений графической мимики;

   Подобные методы и приемы направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.

Для развития словесно-логического мышления можно использовать упражнения: « Как слова дружили», «Приведи все в порядок», «Найди подходящее слово», «Верни все на свои места».

 Упражнение «Как слова дружили»

   Придумай и скажи, чем похожи между собой слова в каждой из строчек. Что их объединяет в пары и тройки?

  1. Яблоко и арбуз.
  2. Сахар и снег.
  3. Книга, крыша, коробка.
  4. Морж, сторож, еж.
  5. Ковш, нож, брошь.
  6. Колесо, яблоко, окружность.
  7. Ложка, лопата, ладонь.
  8. Скрипка, гитара, арфа.
  9. Санки, телега, карета.
  10. Труд и река.

Примечание: Сравнивать понятия ребенку не всегда просто – ведь для этого нужно уметь анализировать, выделять наиболее существенные детали, находить общие признаки. Они могут касаться смысла слов и тех связей, которые существуют между ними, а иногда – их строения (количества слогов), рода или произношения.

Упражнение «Приведи все в порядок»

   Нас с тобой окружает  огромный богатый мир. Как в нем разобраться? Давай попробуем. Разделим все, что нас окружает, на группы: например, в одной окажется вся живность, в другой – разные растения, в третьей – предметы обихода… Можно объединять слова и по другим признакам. Скажем, по количеству входящих в них букв, звуков или слогов. Всем этим мы сейчас и займемся.

Варианты группировки

  1. Животные, насекомые, птицы.
  2. Фрукты, овощи, цветы.
  3. Одежда, посуда, мебель
  4. По начальной букве слова.
  5. По последней букве в слове
  6. По количеству букв в словах
  7. По соответствию или, наоборот, несоответствию количества звуков количеству букв в слове.

Упражнение «Верни все на свои места»

   Слова стояли по порядку, чтобы из них можно было составить небольшой рассказ. Но коварный Нечитайло все испортил: он поменял слова местами. Прочитай цепочку слов. Расположи в ней слова по порядку. Для этого тебе придется для начала представить, в какой последовательности происходили события: что случилось сначала, кто пришел потом, что было дальше. Объясни, почему ты расположил слова именно так, а не иначе. Потом мы перейдем к следующей цепочке.

  1. Молоко, трава, корова, кувшин.
  2. Врач, болезнь, выздоровление, лекарства.
  3. Дома, строители, кирпичи, жильцы.
  4. Холод, болезнь,, простуда, зима.
  5. Цветы, почки, листья, плоды.
  6. Школа, портфель, отметка, урок.
  7. Футболисты, игра, результат, стадион.
  8. Хлеб, зерна, мука, комбайн.
  9. Взрослый, ребенок, младенец, школьник.

Открывать, доставать, закрывать, читать

   Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений. Которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения. Литературное творение создается с помощью слова, языка. И образы, населяющие его, не вещественны – их нельзя потрогать, увидеть, услышать. Они оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти. Чтобы литературный образ обрел определенные очертания, какую-то плоть, необходима сосредоточенность читателя в процессе чтения, его нацеленность на активную работу, воссоздающую и творческое воображение, на ассоциативное мышление.

   Принципиально новой структурной частью уроков литературного чтения, является мобилизирующий этап. Он проводится в самом начале урока в течение 3-4 минут. Одна из его целей на первых минутах урока – «включить» в работу важнейшие интеллектуальные качества ученика, над развитием которых учитель будет работать на остальных структурных этапах. Мобилизирующий этап состоит из специально разработанных упражнений. Эти упражнения, направленные на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, наглядно-логического мышления и других касеств интеллекта.

    Для уроков литературного чтения характерны творческий подход учителя и активное участие в них детей. Детям передается часть функций учителя. Дети сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание учебной деятельности на различных структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым материалом. В формулировке выводов. Тема урока литературного чтения обычно складывается из двух составляющих: фамилии, имени, отчества автора произведения, предназначенного для изучения и названия этого произведения.

   Для определения их учащимися используются специальные приемы:

  1. Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв.
  2. Прочтение фамилии (имени, отчества) автора по правилу хода шахматного коня.
  3. Исключение повторяющихся букв.
  4. Чтение подчеркнутых букв.
  5. Чтение имени автора (названия произведения) с зашифрованными буквами.
  6. Исключение иностранных букв.

   Упражнения, предполагающие сравнительный анализ каких-либо сходных единиц.

  1. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому-либо признаку.
  2. Выделение фамилии автора из данного перечня по нескольким признакам.
  3. Выделение слов, являющихся названием произведения, из предложенного ряда и т.д.

   Для обеспечения высокого уровня интеллектуального развития школьников данные приемы должны использоваться систематически, правильно, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этой работе.

Таким образом, работа по формированию читательской деятельности младших школьников – дело важное и необходимое. Поиск новых методик обучения чтению, создание системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников является одной из важнейших задач современной психологии, педагогики и методики русского языка и литературы.

   Подводя итоги, хотелось бы дать некоторые рекомендации по формированию читательской деятельности учителям начальных классов:

  1. Не заставляйте, а приглашайте ребенка к сотрудничеству и взаимопониманию, сделайте каждую встречу с книгой праздником.
  2. Яркость, эмоциональность и разнообразие – вот три направления, по которым должно проводиться обучение чтению.
  3. Вызвать самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого ума – именно к этому нужно стремиться.
  4. Прививая ребенку любовь к книгам, нужно стараться, чтобы чтение было осознанным.
  5. Учитывайте индивидуальные особенности школьников, используйте задания различных видов и типов.

Итак, не научившись как следует читать, ни один человек в мире не стал творческой личностью. Личностью – самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать.

   Читательская деятельность не только важнейший резерв обучения и развития, но и необходимый фактор становления личности завтрашнего гражданина, которому предстоит наращивать свой интеллектуальный потенциал всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Роль внеурочной деятельности в языковом развитии младшего школьника

Образовательная программа внеурочной деятельности " В царстве слов" позволяет показать учащимся начальной школы как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое зна...

мастер-класс на тему: " Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"

Мастер - класс включает в себя текстовой материал и презентацию. Материал посвящен интеллектуальным играм на развитие внимания, памяти, мышления. В материале много пальчиковых игр, позволяющих не толь...

Интеллектуальное развитие младших школьников: Роль занятий в ГПД в реализации требований ФГОС.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. К жизни в мире, полного огромного объема  информации. Все более очевидными становятся требования современной действительности: уметь польз...

Интеллектуальное развитие младших школьников: роль занятий в ГПД в реализации требований ФГОС

Статья по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников роль занятий в ГПД в реализации требований ФГОС" предназначена для воспитателей группы продлённого дня. Статья расквыва...

Роль игровой деятельности в личностном развитии младших школьников на занятиях группы продленного дня .

Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят.  В детском возрасте игра – это норма. В игре испытываются возможности, просыпаются др...

Статья на тему: «Роль предмета Чистописания в интеллектуальном развитии младших школьников»

В данной статье мы рассмотрим что именно развивается у детей младших школьников при занятиях Чистописанием и как Чистописание влияет на общее интеллектуальное развитие младшего школьника и в процессе ...