Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г'], [д], [д']. Буквы Гг, Дд.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка (план - конспект) урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 1

Учитель: Амосова Н.П.

Тема: Звуки [г], [г'], [д], [д']. Буквы Гг, Дд.

Цель урока:

-познакомить учащихся со звуками [г], [г'], [д], [д'] и буквами Гг, Дд; научить различать звуки [г] и [г'], [д] и [д']; научить печатать буквы Гг, Дд; научить читать слова с буквами Гг, Дд;

-развивать внимание, память, логическое мышление, устную речь учащихся;

-воспитывать интерес к предмету, к чтению, любовь к окружающему миру.

Оборудование: азбука в картинках, схемы слов и предложений, разрезная азбука, лента букв, портреты карандаша «Помощника» и Незнайки, магнитофон и записи попевок- чистоговорок.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

Учитель:- Прозвенел звонок!

Дети:      - Начинается урок!

II. Слово учителя. Задачи  урока.

- Ребята, сегодня у нас в гостях Незнайка и карандаш «Помощник». Они пришли к нам не случайно. Незнайка хочет научиться читать, но он не знает букв и просится к нам на урок, чтобы  вместе с нами познакомиться с новыми буквами и звуками, с которыми нас будет знакомить карандаш «Помощник». А мы поможем Незнайке справиться со всеми заданиями, которые приготовил карандаш «Помощник».

III. Знакомство со звуками [г], [г'], буквами Гг. Словарно-лексическая работа.

Игра «Кто внимательный?»

- Ребята, помогите Незнайке найти одинаковый звук в словах:

гусь, грач, гном ([г])

гитара, герой, гимн ([г']).

- Какие это звуки- гласные или согласные? Почему?

- Чем отличаются звуки [г] и [г']?

Звуки [г] и [г'] обозначаются буквами Гг.

        Перед нами буква Г

        Стоит подобно кочерге.

(Объясняется лексическое значение слова КОЧЕРГА).

Нахождение места буквы Г на ленте букв.

Давайте поселим новую букву в наш домик букв.

-Где её место?

-Почему? (Даётся характеристика звуков [г] и [г']: согл., звонк., парн.: г-к)

Пропевание чистоговорок со звуками [г] и [г'].

IV. Работа в тетрадях. Печатание букв Гг.

V. Валеопауза по здоровьесберегающей системе В.Ф. Базарного. Комплекс упражнений на коврике. Смена динамических поз.

VI. Знакомство со звуками [д] и [д'], буквами Дд. Словарно-лексическая работа.

- Ребята, помогите Незнайке найти одинаковый звук в словах:

дом, Даша, дуб ([д])

Дима, диван, дятел ([д']).

(Объясняется лексическое значение слова ДЯТЕЛ.)

- Какие это звуки- гласные или согласные? Почему?

- Чем отличаются звуки [д] и [д']?

Звуки [д] и [д'] обозначаются буквами Дд.

        Буква Д как дом в деревне.

        В нём есть печка и труба.

         Буква Д всегда  готова

         Встретить вас, друзья.

Нахождение места буквы Д на ленте букв.

Давайте поселим новую букву в наш домик букв.

-Где её место?

-Почему? (Даётся характеристика звуков [д] и [д']: согл., звонк., парн.: д-т)

Пропевание чистоговорок со звуками [д] и [д'].

VII.  Работа в тетрадях. Печатание букв Дд.

VIII.Выделение звуков [г], [г'], [д], [д'] из слов. Характеристика звуков. Работа с разрезной азбукой. Обогащение словарного запаса учащихся.

Работа проводится по алгоритму:

  1. Назвать слово.
  2. Объяснить, что оно означает (лексическое значение).
  3. Назвать изучаемый звук.
  4. Дать характеристику звука:

        -гласный или согласный;

        -согласный: звонкий-глухой; твёрдый-мягкий;

Слова для анализа: гриб, гитара, дом, дерево.

IX. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

 -Подчеркни и прочитай слова, начинающиеся с букв г,д:

               ДЫМ, ДОРО, ГЕ,  ГОЛ, ВО

-Дополни слоги до слов.

- Чем отличаются слова от слогов?

X. Письмо слов с изученными буквами.

- Запишите эти слова в тетрадь. (дорога, герой, вода,…)

XI. Чтение предложений с изученными буквами.

Чтение закличек:

Радуга-дуга,        Дождик, дождик,

Не давай дождя,                        Дождик, лей,

Давай солнышко-                     Нам с тобою веселей.

Из-под облышка.                      Не боимся сырости,

                                                   

Заучивание заклички наизусть.

         

XII. Развитие устной речи учащихся.

Составление рассказа по картинке («Азбука», с.45)

-Ребята, карандаш «Помощник» нарисовал рисунок и просит нас составит несколько предложений к нему.

-А кто может составит рассказ?

(Ярко светило  солнце. Вдруг появилась большая туча. Полил сильный дождь. После дождя остались лужи. На небе появилась радуга.)

- Молодцы.

XIII. Самостоятельная работа учащихся по алгоритму.

1)-Напечатать в тетрадь слова.

гол           дом          диван            дорога              ?

голы        дома        диваны          дороги            ворота

   -Догадаться, какое слово пропущено. Почему?

   - Разделить слова на слоги.

   - Поставить ударение.

2) Взаимопроверка в парах.

3) Контрольная проверка (комментирование).

 

XIV. Валеопауза по здоровьесберегающей системе В.Ф. Базарного. Упражнения с офтальмотренажёрами и зрительными кругами для снятия утомляемости с глаз.

XV. Прямое и обратное чтение слов.

Чем интересны эти слова и словосочетания?

ДОГ       ДОГУ ГОД

XVI. Анализ текста.

Незнайка не может справиться с заданиями карандаша. Давайте поможем ему.

     У Володи дог. Догу год, но он уже огромный. Вова дал догу на обед бобы. А дог –гав – и - мимо!    Бобы ему не милы. (Почему?)

Владимир думал, думал. И вдруг догадался. А вы?

  1. Чтение текста шёпотом.
  2. Чтение текста вслух.
  3. Объяснение лексического значения  слов (ДОГ, БОБЫ, НЕ МИЛЫ).
  4. Выделение из текста слов-указателей, слов-признаков, слов-действий.
  5. Нахождение в тексте предложения, соответствующего данной схеме:

|_____    _____     _____      _____   .

Как зовут хозяина собаки? (Вова, Володя, Владимир)

XVII. Словарно-лексическая работа. Определение полного и краткого имен.

Ира            ?              Лара                ?

  ?          Галина            ?            Григорий

XVIII. Рефлексия.

-Понравился вам урок?

- Продолжите одно из предложений:

Мне понравилось…

Мне не пнравилось…

Я узнал…

Я научился…

У меня не получилось…

XIX. Итог урока.

- Незнайка благодарит вас за урок.

- Чему мы с вами его научили?

- Он многому у вас научился и ещё не раз придет к нам в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

План-конспект урока по литературному чтению на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка"для чувашских школ 4 класс

Развёрнутый план-конспект урока составлен по литературному чтению (4 класс чувашских школ) на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка". Цель урока: формирование умения осмысленного чтения литературных произве...

План - конспект урока по литературному чтению по теме: В.А. Осеева «Волшебное слово». Проникновение в замысел автора. Способ передачи настроения героев с помощью средств языка.

Данный урок способствует обеспечению полноценного восприятия текста детьми посредством предлагаемого литературного произведения....

План-конспект урока по литературному чтению по теме: И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей", 2 класс УМК "Школа России",с применением ЭОР.

Урок разработан с применением ЭОР. Приложение включает в себя: план-конспект урока по теме И.А.Крылов. Басня "Стрекоза и Муравей", 2 класс по УМК "Школа России", перечень используемых ЭОР, гиперссылки...

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Звуки [б],[б^], буквы Б б."

Конспект урока по литературному чтению для первого класса.Предлагаемые задания разнообразны, быстро сменяют друг друга, заинтересовывая учащихся и настраивают на учебный процесс....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Сопоставление слогов и слов с буквами з и с"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Сопоставление слогов и слов с буквами з и с" 1 класс...