Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Детство"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Наталья Николаевна Дыняк

Л.Н. Толстой «Детство».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Tema1.doc36.5 КБ
Файл презентация.rar2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л.Н. Толстой «Детство».

Цели: 1.  Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого.

                Отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения.

                Учить анализировать текст, с целью выяснения мотивов и причин

                 поступков героев.

            2.  Развивать речь, память учащихся.

            3.Воспитывать любовь к матери.

Ход урока:

  1. Организационный момент. слайд 1

Я приветствую вас ребята и наших уважаемых гостей на уроке литературного чтения. На моём любимом уроке. Я очень люблю читать, люблю представлять то, о чём мне рассказывается в книге, люблю думать о прочитанном, делать выводы. И мне очень хочется, чтобы вы ребята,  тоже полюбили чтение. Ведь иногда читая о других людях и их судьбах, многому учишься и на многое по-другому начинаешь смотреть. Сегодня мы прочитаем именно такой рассказ. Рассказ, который поможет нам задуматься. А ведь это и есть истинный смысл чтения – задумываться.

Давайте вместе обозначим цели нашего урока: слайд 2. Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого Отрабатывать навыки осознанного чтения

Учиться анализировать текст

Развивать речь, память  

Воспитывать любовь к …

       2. Проверка домашнего задания.

Но в самом начале напомню вам о Д/з.

 -Что вам  нужно было прочитать? Над чем вы задумались выполняя д/з?  (уроки Толстого) слайд 3 , давайте зачитаем их. Слайд 4

- Согласны ли вы с тем, что уроки Толстого полезны всем ребятам?

Действительно, уроки Л.Н. как тропинка, по которой если идти, выйдешь на правильный путь. И все его рассказы, очень мудрые, поучительные.

  1. Изучение нового материала.

Сейчас вы познакомитесь с новым для вас литературным жанром  слайд 5  Я предлагаю вам отгадать ребус и узнать, как он называется. Слайд 6 – трилогия.

Слайд 7 Трилогия - это 3 произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью (последовательностью от одного события к другому) сюжета.

Мы почитаем лишь одну главу из трилогии Толстого слайд 8  «Детство», «Отрочество», «Юность».

Давайте немного остановимся на понятиях. Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет. Юность – это возраст человека от 15 до 21 года. А ведь сразу писателем задумывался роман из 4 частей ещё с главой «Молодость», но она не была написана.

И сама трилогия необычная. А какая? Попробуйте угадать! Слайд 9  поставив слоги в правильном порядке (автобиографическая).

- А вы помните, что такое автобиография – « сам пишет о себе».  Давайте вспомним биографию писателя. Слайд 10  А как вы думаете, о чём будет говориться в главе «детство», слайд 11  которую мы будем читать, если она автобиографическая. Правильно Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа,  повествование в котором ведётся от лица главного героя слайд 12  Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться воспоминаниями Толстого от своего имени.

          3. Словарная работа.

В тексте вам встретятся необычные слова. Слайд 13

           4. И ещё перед чтением давайте вспомним самое главное:  слайд 14  Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное!

И конечно, правила чтения.  Слайд 15  Готовы?. Первичное чтение рассказа. По схеме слайд 16  до слов Воспоминания. – О чём рассказывает нам автор в самом начале? _Что делают  с автором эти воспоминания о детстве? ( освежают, возвышают душу и служат источником наслаждений). До слова Маман.

Далее. О каком из воспоминаний идёт речь? ( о вечернем чае)

- А вам близки эти ощущения? Бывали ли  у вас такие случаи?

Действительно, такие моменты бывают у всех детей. О них рассказывают многие  писатели и поэты. Вот, например,  стихотворение Ивана . Алексеевича. Бунина.

 Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

- Насвистывает песню.

- Глаза мои закрылись

- Раскрыть бы их пошире,

- Глядеть бы удивленно.

- Да открывать мне лень их.

- Весь мир исчез

- Лишь мама

- Посередине мира

- И я, уже уснувший

- У мамы на коленях.

Слайд 17 Буксир. А о чём нам рассказывается в этом отрывке? Что чувствует Николенька впросонках?

Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы.

Слайд 18.

Физминутка – оживи слова.

Какой фразой вы закончили чтение? О чём она говорит? Подумайте, попробуйте обобщить прочитанное и ответить, какая была у Николеньки мама, судя по прочитанному? За что Николенька любил маму? Слайд 19.  О своей любви к маме – самому дорогому человеку поётся во многих песнях, вот Светлана Лазарева как поёт о своей мамочке.

То, что Николенька сильно любил свою маму нам ясно. А как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова – действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте. А давайте попробуем  оставшийся отрывок прочитать выразительно. Слайд 20  Что нужно нам сделать? Что мы должны соблюсти?

Слайд 21. А теперь обратите внимание на иллюстрацию предложенную художником. Что на ней изображено? Найдите в тексте отрывок которому она соответствует Ищите вдвоём чтобы было быстрее, легче.. (и над ухом звенит тихий знакомый голос). С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка с плеском воды). Слайд 22

Как часто в обыденной жизни мы не замечаем нежных маминых прикосновений, звука её голоса, тёплого взгляда., как часто порой мы её обижаем. А когда вырастаем или не дай бог теряем её, понимаем, как много мы ей не додали, добра, внимания, ласки. Как много сразу хотелось бы изменить, вернуть время назад. Я предлагаю вам сейчас удобнее сеть, закрыть глазки, послушать песню Олега Газманова и подумать о своей мамочке, может прямо здесь вам захочется что-то поменять в своём отношении к ней. Слайд 23

А сейчас посмотрите на экран – сейчас появятся ваши  любимые мамочки! Придвиньте листочек и допишите фразу: Моя мама самая …. Я никогда больше не буду   Слайд 24.

Я желаю моей маме …

Я думаю сегодняшний урок поможет вам задуматься… Вот почему я люблю читать.

А теперь давайте вернёмся к целям урока. Слайд 25.

Так  что же мы воспитывали в себе на сегодняшнем уроке?

Молодцы! Никогда не забывайте, что мама у вас одна!

Слайд 26.  Д/З.

Спасибо за урок.



Подписи к слайдам:


Урок
чтения

Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого

Отрабатывать навыки осознанного чтения

Учиться анализировать текст

Развивать речь, память

Воспитывать любовь к …

ЦЕЛИ УРОКА:

Лев Николаевич Толстой

Уроки Л.Н.Толстого.

…не стань «барином», чтобы люди у тебя в услужении не были, делай всё по возможности сам!

Не мешай другим, будь внимателен к людям и сообразительным.

Не жадничай.

Не нервничай, всегда держи себя в руках.

Не распускай нюни! Будь всегда твёрд и стоек!

Будь организованным в личной жизни, и в учёбе, и в спорте, и на производстве.

Не зубри, а по-настоящему, глубоко вникай в то, что тебе преподаётся, имей своё собственное мнение.

трилогия

- 3 произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью ( последовательностью от одного события к другому) сюжета.

Детство - это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

АВТО

БИО

ГРАФИ

ЧЕС

КАЯ

Л.Н. Толстой родился в имении…

Ясная Поляна

Л.Н. рано лишился…

Родителей

Толстой изучал …

Историю, музыку, рисование, медицину.

Он очень любил …

детей

Толстой уделял большое внимание проблемам …

Добра и зла, духовного развития людей

В Ясной Поляне Толстой открыл…

Школу для крестьянских детей

Специально для обучения детей создал…

Азбуку

Писал…

Рассказы, басни.

Произведения Толстого знают …

Знают даже в зарубежных странах

Со всего мира приезжали к Толстому люди за ..

Советом, помощью










Повествование ведётся от лица главного героя – Николеньки Иртеньева

Словарная работа

Maman – мама

Мамаша – мама

ИТТИ – идти

Подле меня – возле

Досыта – вдоволь, больше не хочется.

Впросонках – сквозь сон








Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное!

Учись читать правильно!

Следи чтобы глаза двигались по строчке.

Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

При чтении будь внимателен к каждому слову.

Старайся понять о чём читаешь.

Следим, вдумываемся, отвечаем (ГДЕ?)

Буксир

ФИНИШ – Вставай же,

мой ангел…

Все уже разошлись…

Ах, милая, милая мамаша…

Оживи слова

Обнимает меня…

Гладит по голове

Я чувствую запах и голос

Всё это заставляет меня вскочить…, обвить маму руками…

Прижаться головой к её груди…

Прищурив глаз, я пытаюсь рассмотреть маму…







Мама - это первое слово каждого человека. Мама дает жизнь, любит тебя и опекает.

Для каждого мама - главный человек.

Дети должны знать, кем является для них мама, что сделала она для вас и какого почтения заслуживает. Своим рождением, жизнью, успехами мы обязаны нашим дорогим и любимым мамам. Нет ничего прекраснее и бескорыстнее материнской любви. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое на земле, так и

любовь матери всегда согревает ребенка.

Слова - действия

Выразительное чтение

Моя мама самая ….

Я никогда больше не буду

….




Я желаю моей маме …

Цели урока:

Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого

Отрабатывать навыки осознанного чтения

Учиться анализировать текст

Развивать речь, память

Воспитывать любовь к …




МАМЕ

Домашнее задание.

Дочитать до конца.

! Подумай, о чём ещё, кроме любви к матери, хотел рассказать Л.Н.Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...