Урок-путешествие "По дорогам любимых сказок"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Цели:

  • прививать учащимся любовь к чтению,
  • вызывать радость от общения с книгой, внимание к слову;
  • развивать интеллект, творческое воображение;
  • воспитывать внимательность, ответственность у учащихся;
  • приучать детей к аккуратности, бережному отношению к книгам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_dorogam_lyubimyh_skazok.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов п. Киевский

Открытый урок по чтению на тему:

«По дорогам любимых сказок» 

(урок-путешествие)

1 А класс

учитель Музалевская А. А.

2010 г.

Цели:

  • прививать учащимся любовь к чтению,
  • вызывать радость от общения с книгой, внимание к слову;
  • развивать интеллект, творческое воображение;
  • воспитывать внимательность, ответственность у учащихся;
  • приучать детей к аккуратности, бережному отношению к книгам.

Оборудование: 

  • выставка книг,
  • выставка лучших рисунков,
  • опорные слова,
  • рисунки (Леопольд, книга, золотой ключик, рыбка),
  • ложки,
  • волшебные палочки (карандаши, обёрнутые фольгой),
  • горошина, скорлупка ореха,
  • синий шарик,
  • красная шапочка,
  • яйцо.

Ход урока

1. Организационный момент.

В некотором царстве,
В некотором государстве-
Жили-были…

Как вы думаете о чем пойдет речь на этом уроке?

Почему вы решили, что мы будем говорить о сказках?

Тема нашего урока звучит так: “Герои наших любимых сказок”.

2. Выставка книг.

Посмотрите внимательно на выставку.

Что общего в этих книгах? (Все эти книги – сказки)

На какие группы вы можете разделить эти сказки? (Волшебные, бытовые, о животных).

А еще сказки бывают двух видов: авторские и народные.

Дети, кто прочитает пословицу, записанную на доске?

Сказка – это сокровищница народной мудрости.

Как вы понимаете ее?

А чему учат нас сказки?

Жили-были
Старик и старуха…
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Теплая,
Только, что из печи.

А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежь ломоть-
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.

Добрую сказку
Помню с детства
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
Овсей Дриз.

3. Основная часть

Мы будем путешествовать по сказкам на ковре–самолете.

Возьмите волшебные палочки, скажите волшебные слова: “Крибле–крабле-бумс!” перед вами сказочный конкурс “Узнай предмет!”

(Ученикам дается рисунок или предмет, по которому они должны назвать имя героя сказки, которому принадлежит этот предмет). 

  1. Горошина (“Принцесса на горошине”).
  2. Скорлупа грецкого ореха (“Дюймовочка”).
  3. Синий воздушный шарик (“Вини Пух и его друзья”).
  4. Золотой ключик (“Буратино”).
  5. Красная шапочка (“Красная шапочка).
  6. Утиное яйцо (“Гадкий утенок”).

У каждого из вас есть заветное желание, и исполнить его может персонаж сказки, которая начинается так: “Жил старик со своей старухой у самого синего моря”.

Какая это сказка?

Будем кликать Золотую рыбку: “Золотая рыбка появись!” (Рыбка не появляется)

Какое-то слово мы забыли сказать. Какое? (Пожалуйста).

Приплыла рыбка и молвит: “Чего же вам надобно, дети?”

4. Учитель: Пора идти дальше по дорогам сказок. А сейчас физкультминутка:

Мы можем весело шагать по тропе волшебной,

На двух ногах и на одной скакать,

Руками весело махать,

По сторонам смотреть кругом

С друзьями пробегать бегом и отдыхать потом.

(Дети декламируют стихотворение и выполняют упражнения.)

5. Конкурс “Из какой это сказки?”

Летела стрела и попала в болото
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался мигом красивой, пригожей?
(“Царевна лягушка”)

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.
Очень вкусная вода в ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то
(Волк и семеро козлят)

Под окном за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку свежего полно.
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто.
(“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”).

Наш ковер – самолет пролетает над домом кота Леопольда. А Леопольд расположился в кресле, включил телевизор и смотрит свою любимую передачу (“Самый умный”). Поможем Леопольду ответить на экспресс – вопросы:

-Жилище Бабы Яги? (Избушка)

-Имя мальчика, которого унесли Гуси – Лебеди? (Иванушка)

-Второе название скатерти? (Самобранка)

-Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)

-Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (Ступа)

-Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)

-Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)

-Кого старик неводом вытянул из моря? (Золотую рыбку)

-Сколько голов у Змея Горыныча? (Три)

-Сколько дней пролежали деньги Буратино на Поле чудес? (Нисколько)

Леопольд благодарит вас и произносит: “Ребята, давайте жить дружно!”

6. Беседа о бережном отношении к книге.

Отгадайте загадку:

Я все знаю, всех учу.
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться!
Что это?
 (Книга)

Что вы узнали о книгах, готовясь к нашему уроку? (Дети делятся своими находками: рассказывают пословицы и загадки, стихи.)

1-й ученик.

Книга – лучший друг.
Букварь – мудрости ступенька.

2-й ученик.

Хлеб питает тепло, а книга питает разум.
Ум без книги – как птица без крыльев.
Пишут не пером, а умом.

3-й ученик.

Говорила мышка мышке:
“До чего люблю я книжки!
Не могу я их прочесть,
Но зато могу их съесть”.
 (С. Маршак)

4-й ученик.

Человечки стали в ряд-
Обо всем нам говорят.
(Буквы)

5-й ученик.

Не куст, а с листьями,
Не человек, а разговаривает.
(Книга)

6-й ученик. Земля – белая, а птицы на ней черные. (Бумага и буквы)

Много интересного рассказано о книге, а знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке, ее высота – три метра, а толщина – один метр. Перелистывает ее специальный электрический аппарат. Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки. Конечно, еще о многом вы узнаете, но для этого нужно дружить с книгой, быть аккуратным и бережно относиться к ней.

Чтобы книги о вас говорили вот так:

“Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри–ка на мои листочки,
На них ты не увидишь точки!
Про кляксы я молчу-
О них и говорить–то неприлично…”
Зато и я его учу
Не как–нибудь, а на “отлично”.

Наш ковер – самолет пролетает над кукольным театром Папы Карло. А на сцене его идет представление сказки. Отгадайте по опорным словам: дед, баба, курочка, яичко, мышка. Вы желаете посмотреть эту сказку? Скажите волшебные слова: “Крибле-крабле-бумс!”. (Дети инсценируют русскую народную сказку “Курочка Ряба”.)

Действующие лица:

Дед
Бабка
Курочка Ряба
Мышка

На переднем плане печка, стол и часть бревенчатой стены. На втором плане - деревенская изба. За столом сидят Дед с Бабкой.

Бабка (со вздохом)

Как нам быть с тобою, Дед?
Из чего варить обед?
По сусекам я скребла,
Только мышь там и нашла!
Нет у нас с тобой в кладовке
Ни капусты, ни морковки,
Знать, придется пропадать!

Дед

Надо что-нибудь продать!
Отнесу я на базар
Наш любимый самовар.
Бабка, ты начисть его.
Он ведь, вроде, ничего!
За него пятак бы дали.

Бабка

Мы уже его продали!

Дед

Да неужто? Вот беда,
Как же чай мы пьем тогда?
Ладно, загляни в сундук!

Бабка

Там давно живет паук.
На базаре за него
Не дадут нам ничего.
Лучше продадим мы шапку!

Дед

Ты забыла, что ли, Бабка,
Что продал я за полушку
Шапку и купил несушку.
Цыпа-цыпа!

Из-под стола между Дедом и Бабкой появляется Курочка Ряба и хлопает крыльями.

Курочка Ряба

Ко-ко-ко!
Здесь я, Дед, недалеко!
Я не просто так пришла,
Я яичко вам снесла.

Курочка Ряба вынимает из-под стола яичко, отдает его Бабке и уходит из избы, скрываясь за бревенчатой стеной. Бабка кладет яичко на стол, идет к печи и достает из-за нее сковородку.

Бабка (радостно)

Вот чудесно, на обед,
Приготовлю я омлет!

Бабка ставит сковородку на стол и стучит по ней яйцом. Яичко не бьется.

Бабка (удивленно)

А яичко не просто,
А яичко-то востро,
И сдается мне, оно
Костяно и мудрено!

Дед встает из-за стола и подходит к Бабке.

Дед

Это горе - не беда!
Ну-ка, Бабка, дай сюда.
Разобью его в два счета!

Дед берет яичко и пытается его разбить о сковородку. Отбивает об яичко руку. Бабка на нее дует.

Бабка

Вот так не было заботы!
Говорят тебе, оно
Костяно и мудрено!

Дед кладет яйцо в сковородку. Дед с Бабкой садятся за стол.

Дед

Надо бы позвать подмогу!

Бабка

Да уймись ты, ради бога!
Мы яичко не съедим
И другим не отдадим,
Ведь цыпленок из него
Народится - ого-го!
Ты за курочкой сходи.

Дед

Ты же, Бабка, пригляди
За небьющимся яичком.

Дед выходит из избы, скрываясь за бревенчатой стеной справа.

Голос Деда

Цыпа-цыпа! Птичка, птичка!

Бабка вынимает яичко, кладет его на стол, берет сковородку и несет ее к печи. Из-под стола появляется мышка, залазит на стол, берет в лапки яйцо и обнюхивает.

Мышка

Мне бы сыра! Я ведь мышь!

Бабка, увидев мышь, бежит к столу и замахивается на нее сковородкой.

Бабка

Брысь, злодейка! Кыш-кыш-кыш!

Мышка бросает яичко вниз и прячется под стол. Бабка роняет сковородку за ширму и хватается за голову.

Бабка

Ой, разбилось! Ой, разбилось!
Дед, сюда!

Из-за бревенчатой стены тут же выбегает Дед.

Дед

Да что случилось?

Бабка (причитая)

По столу бежала мышь,
Только я сказала: "Кыш!"
Как она хвостом махнула,
Все вверх дном перевернула,
И яичко покатилось...
Ой, разбилось! Ой, разбилось!

Дед (в сердцах)

Ух, злодейка! Ох, беда!
Не прощу ей никогда!
Вот несчастье приключилось!
Ой, разбилось! Ой, разбилось!

Дед с Бабкой садятся рядом за стол и плачут. Из-за бревенчатой стены появляется Курочка Ряба и подходит к столу.

Курочка Ряба

Что ты, Бабка, что ты, Дед?
Аль не удался омлет?

Дед

По столу бежала мышь,
Бабка ей сказала: "Кыш!"
А она хвостом махнула,
Дом вверх дном перевернула,
И яичко покатилось...

Дед и Бабка (хором)

Ой, разбилось! Ой, разбилось!

Курочка Ряба встает между Бабкой и Дедом и обнимает их.

Курочка Ряба

Полно плакать и рыдать,
Над яичком причитать.
Я снесу для вас другое -
Не простое, золотое!
Купите яиц мешок
И все будет хорошо!

Конец.

7. Подведение итогов урока.

Сказка – путешествие прощается с вами. Но вы, ребята должны помнить слова: “Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок”.

Чему же учили вас сказочные герои? (Научились общаться, прислушиваться к мнению других, доказывать свое мнение, коллективно работать, бережно обращаться с книгами)

Список использованной литературы

 

  1. Агапова И.А. Праздники в начальной школе. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Андерсен Г.-Х. Сказки. – М.: Дет.лит., 1991.
  3. Дремова Г.В. Викторина по сказкам Г.-Х. Андерсена./Педсовет, №10, 1997.
  4. Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. – В.: Учитель, 2001.
  5. Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в мире любимых сказок

мероприятие проводила в гпд с первоклассниками. весь материал им доступен, интересен и понятен....

Игра-эстафета по страницам любимых сказок

Урок на развитие координационных способностей,развитие гибкости и ловкости....

Викторина "Герои наших любимых сказок"

Данный материал поможет провести мероприятие по разделу "Сказки народов мира"....

Конспект открытого занятия «Герои любимых сказок» Игра – викторина.

Материал занятия расчитан на разновозрастную группу детей 6- 11 лет и состоит из 7 игр : узнай сказку по картинке; узнай сказку по загадке; узнай чей это предмет;  из какой это сказки;  угад...

КВН по литературному чтению 4 класс"По дорогам любимых сказок"

КВН по литературному чтению"По дорогам любимых сказок"...

«По дорогам любимых сказок»

Урок-путешествие «По дорогам любимых сказок»...

Занятия в школе будущего первоклассника "АБВГДейка" "По дорогам любимых сказок"

Дети любят сказки. Каждое занятие - это путешествие в сказку, где ребятам, нужно помогать героям....