Главные вкладки

    Методическая разработка по чтению (4 класс) по теме:
    Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 4 «А» Тема урока: А.И.Куприн « Слон».Система РО Л.В.Занкова

     Любовь Ивановна Жигалина!

    Работа над рассказом И.Куприна   развивает  воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  учащихся  к описанным событиям;, чувственную сферу личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции  и представлений  младших школьников,  приобщает детей к  восприятию решения  непростых  житейских  проблем, учит понимать замысел и творчество  взрослого автора,  раскрывает  композиционно-языковые особенности текста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    _slon.rar10.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок: литературного  чтения.                        

    Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой Класс: 4 «А»

    Тема урока: А.И.Куприн  « Слон».

    Цели урока:

    1) провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;

    2) развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  учащихся  к описанным событиям;

    3) развивать чувственную сферу личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции  и представлений  младших школьников;

    4) приобщать детей к  восприятию решения  непростых  житейских  проблем, учить понимать замысел и творчество  взрослого автора;

    5) раскрыть композиционно-языковые особенности текста.

    Задачи урока:

    1. показать красоту человеческих отношений внутри семьи и вне её , красоту мечты и  поведенческие изменения при её  достижении;
    2. пробудить желание у учащихся  и стремление делать добро;
    3. помочь ученикам понять глубокие гуманистические идеалы, которые несёт изучаемое произведение.

    Оборудование:

    1. портрет А.И.Куприна, его произведения для детей;
    2. карточки для характеристики героев рассказа;
    3. карточки для словарной работы;
    4. план для краткого пересказа;
    5. памятка для  составления рассказа о герое изучаемого произведения;
    6. карточки с афоризмами философов и учёных о доброте;
    7. сочинения учащихся «О чём я мечтаю»;
    8. рисунки детей  по результатам  изучаемого  произведения.
    9. Ход урока.

    I. Проверка знаний о прочитанном.

     У: С каким произведением познакомились?

     У: Какое впечатление оно на вас произвело?

     У: Чем бы вы хотели поделиться с нами?

     Высказывания детей.

    II. Сообщение темы урока.

    У: Сегодня продолжим работу над произведением А.И. Куприна «Слон».(слайд № 1).

    У:Давайте определим его жанр.(художественный рассказ).

    (дети доказывают)

    У:  Нам он даётся в адаптированном варианте, т.е. в сокращении.

    Мы прочитали его целиком, так как написал автор. Это поможет нам проникнуть в замысел автора и лучше понять его идейный смысл.

     

    У: В основе содержания лежит – сюжет.

    У: Какой он по характеру?

    Д: Сюжет – доступный, занимательный, динамичный.

    Д: Держит в напряжении на протяжении всего чтения.)

    У: Какова композиция сюжета?

    Д: Композиция – последовательная, о событиях рассказывается в порядке их естественного хода.

    Д: Композиция   диалоговая.)

     У: Какие элементы сюжета присутствуют?

    (Завязка – кульминация – развязка – эпилог.

     У: Будем работать над сюжетной линией художественного рассказа и составлять портретные характеристики главных героев.

    III. Слово учителя перед чтением.

    У :Жизнь людей на земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой и безоблачной. Различные проблемы, болезни подстерегают буквально каждого. Иногда невозможность помочь самым близким и дорогим людям вызывает даже у самого сильного человека отчаяние, у него просто опускаются руки. И поэтому любое участие, любая помощь, которая так необходима в такой критический момент, воспринимается как чудо.

    Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой помощи. Очень хочется! И каждый подобный случай, услышанный или рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду.

    Каждое произведение литературы всегда «загадка».

    А отгадывает её лучше всего тот, кто внимательно читает авторский текст.

    Вот сегодня на уроке будем пытаться находить и разгадывать загадки, которые нам преподнесёт рассказ А.И. Куприна «Слон».

    Читая его, постараемся ответить на очень важные вопросы:

     У: О каком чуде идёт речь в рассказе?

     У :В какие чудеса надо верить людям?

    У: Работа предстоит непростая.

    И ещё об одной проблеме хотела бы с вами поговорить.

    У: Здесь даны  афоризмы:

    Д: Афоризм – краткое выразительное изречение.

    У: Давайте прочитаем их:

    Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.

                                                  И. Шевелёв (совр. рус. учёный)

    Во всех случаях лучше надеться, чем отчаиваться.

                                                   И. Гёте (нем. поэт и мыслитель)

    Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку…

                                                  Д. Уэбстер (амер. гос. деятель)

    Хорошие поступки облагораживают нас, и мы есть плод наших собственных деяний.

                                                 М. Сервантес (испан. писатель)

     У: Как вы думаете, какой из них наиболее точно отражает идейный смысл рассказа А.Куприна «Слон».

    Д: Это как эпиграф к уроку.

    У:  Раскроем ли мы смысл произведения, отразив его

     

    IV. Работа над сюжетом.

    Чтение завязки – начала развития событий.

    ( стр. 146-147)

     У: Какова историческая эпоха, откуда взят сюжет?

    Д: рассказ написан в 1907 году. (слайд № 2).

     У: Почему в дом часто приглашают доктора, а иногда и других врачей?

    У:  Для кого его пригласили?

     У: Что испытывают все в семье, где болеет девочка? ( Слайд № 3).

    Д :Жизнь семьи показана в момент тяжёлых душевных потрясений.

    Д: Все члены семьи испытывают невыносимую тоску, которая охватила их в связи с непонятной болезнью их дочери.

    Будем составлять портретную характеристику героев.

     У: Может героем рассказа быть Надя?

     У: Какая она здесь? ( слайд № 4 ).

    Д: Надя больная,  грустная.

     У: А как сам автор относится к происходящему?

    Д: Он сочувствует им – и Наде ,и её родителям.

    У: Какой совет даёт доктор родителям?

    Д: Прочитаем из полного варианта.

    V. Беседа об изменении настроения.

     У: Что однажды меняется в поведении девочки?

     У: Кто ей приснился?

    У: Как отреагировали на её просьбу родители?

    Д: Появляется папа.

    У: Может он быть героем рассказа? ( слайд № 5).

    У: Какой он?

    Д: Папа добрый, любящий, решительный.

    У: Какое чувство родителей проявляется здесь?

    Д:  Беззаветная любовь и старание развлечь Надю, которой ничего не надо.

    (появляется слон)

     У: Может он быть героем рассказа?

    Д: Предположим.

     У: Какой он здесь?

    (чтение стр. 148)

    Слон ( слайд №6) игрушечный

     У: Смогли ли родители и слон развеселить Надю?

    У: Какое желание выразила девочка?

    У: В чём состояла трудность исполнения желания?

    У: Прочитайте, что испытывает папа?

    У: Какой он?

    Д: Заботливый)

    У: А  что испытываете вы?

    Д: «Я оказалась в комнате с Надей…»

    Д :«Я горжусь за родителей…»

    Д :«Я сочувствую Наде…»

    VI. Желание увидеть настоящего слона.

    У: Итак, игрушечный слон не помог.

      У: Желание Нади увидеть настоящего живого слона это каприз или что-то другое?

    У: Прочитайте, как об этом пишет автор. (стр. 148)

    У: Что же это?

    Д :Это её заветное желание, её большая мечта.

    VII. Сочинение «О чём я мечтаю».

    Мы с вами писали сочинение на эту тему.

     У: Расскажите, о чём каждый из вас мечтает?

    У: А представьте, что ваша мечта исполнилась, сбылась – что вы бы испытывали? Или чувствовали?

    Д : А у Нади была вот такая мечта.

    Д: Красивая.

    VIII. Знакомство со слоном.

     У: Куда направился папа Нади?( слайд №7)

     У: Какой он?

    Д :решительный.

     У: Удалось ли ему уговорить хозяина зверинца привести к ним в дом слона?( слайд №8).

     У: В чём состояла трудность этого мероприятия?

    IX. Чтение как вели слона.

    У: Какие были трудности?(слайд № 8 ).

     У: Давайте прочитаем ,как шла подготовка и осуществлялась попытка привести слона. (стр. 152)

    У: Возьмите карандаши и отметьте непонятные слова.( Слайд №9 ).

    попона – покрывало для лошадей и других животных, закрывающее спину, туловище

    настежь – распахнуть до конца.

    щеколда – железная пластинка в виде рычажка, для запирания дверей.

    чудотворная икона – в религиозных представлениях, производящая чудеса, совершающая нечто поразительное, состояние удивления, необычности.

    ломоть – отрезанный ножом плоский кусок хлеба, пирога.

    солома – стебли хлебных злаков, остающиеся после обмолота.

    X. Кульминация.

     У: Какой момент в рассказе на ваш взгляд самый напряженный?

    (чтение в лицах)

    Даём характеристику слону ( слайд № 10).

    Д: добрый

    Д: смешной

    Д: громадный

     У: Почему этот момент самый напряженный?

    Д: Да, ситуация непредсказуема.

    (чтение в лицах)

    Поучимся говорить за героев.

    У: Как читать за Надю? (радостно, и немного с испугом).

     У: А за хозяина зверинца? – уверенно.

    У: Почему Надя сразу поверила, что слон у них в доме?

     У: Какое чувство вызвала встреча Нади со слоном? ( слайд № 11).

    У: Почему?

    У: Какой слон?

    Д: заботливый.

    Д: Да, встреча со слоном вызвала чувство радости и счастья –

     Д: Исполнилась мечта.

    Д: Жизнь Нади осмыслена новым содержанием.

     У: Какие отношения сложились между Надей и слоном?

    Д:Дружба. ( слайд № 12).

    (Рисунки детей о слоне, и какой он в рассказе?)

    - У: Похожи?

    XI. Чтение развязки.

    У: Давайте прочитаем, чем закончилась эта история.

    Д: Привязанность девочки достигает своей развязки.

    XII. Краткий пересказ.

    У:Давайте вспомним, как Надя шла к этой развязке.

     У: Заметны ли изменения в состоянии девочки?

    У: Отчего это произошло?

    У: А представьте, что могло бы быть – если бы папе не удалось исполнить желание Нади?

    Д : Мечта сбылась – и произошло чудо!

    У: Да, желание Нади увидеть слона, придавало ей силы бороться с болезнью и помогло ей выздороветь.

    XIII. Герои рассказа.

    У: Составим рассказ по плану.

     У: Сколько же героев в рассказе?

    У: А кто самый главный?

     У: Рассказ называется «Слон», можно ли дать другое название?

    Рассказ о герое.(слайд  № 13 ).

    Памятка для составления рассказа о герое: ( слайд № 14)

    1. Какое впечатление на вас произвёл внешний облик героя?
    2. Что прежде всего обратило ваше внимание? Как это, по-вашему, его характеризует?
    3. Обратите внимание на речь: есть ли особенности? О чём они говорят?
    4. Проследите взаимоотношения героя с другими персонажами произведения: как он ведёт себя с разными людьми?
    5. Кто о нём говорит и как именно? Как в поступках проявляются его ум и характер, нравственные качества?
    6. Как вы полагаете, что думает о своём герое автор, и что он хотел сказать, изображая его таким?
    7. Что вы сами можете сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Каким он вам представляется? На какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?

    У: Название имело принципиальное значение для автора?

    Д: Оно отвечает замыслу писателя.

    Д: Это подчёркивает значительность и бескорыстие этого животного;

    Д: Его доброту и попытку помочь семье и её горю. И это удалось.

    У: Есть ли в рассказе герои, которые не нравятся автору?

     У: А вам?

    XIV. Обобщение.

    У:Я думаю, настал тот момент, когда мы можем ответить на вопрос.

     У: О каком чуде идёт речь в этом рассказе?

    Д: О чуде случайной встречи, способной сделать невероятное.

     У: В какие чудеса надо верить людям?

    Д: Верить в такие чудеса, которые может совершить любой человек с чутким сердцем, Д: О чудодейственной способности человека даже в самых невыносимых условиях стараться оставаться человеком, способным сопротивляться любым мнениям.

     У: Смогли ли мы разгадать загадку произведения «Слон»?

    Д: Эпиграф раскрывает идейный смысл произведения.

     У:  Чему учит рассказ?

    XV. Творческая работа.

    У: Что из сложных признаков отсутствует в рассказе «Слон»? ( нет эпилога – сообщение дальнейшей судьбы героев.)

    У:  Придумайте эпилог.  

    (заслушивание вариантов)

    У: Давайте прочитаем а как  у автора?

    XVI. Итог.

     У: Какое настроение вызвало произведение?

     У: Кому из героев сочувствовал?

    У: Как поняли замысел автора?

    У: Какие мысли запомнили?

    У: Чем обогатил рассказ?

    У: Чему научил?

    Д :Деятельное сострадание, помощь человеку в трудную минуту может совершить поистине настоящее чудо.

     Д: Главное – при первой необходимости протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам.

     Д: А самое главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами. ( слайд № 15)

    XVII. Домашнее задание.

    1.Составить рассказ об одном из главных героев по плану.

    2. Сделать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

     3. Подготовить отзыв о произведении для литературного бюллетеня.

    Слайдовая презентация к уроку А.И.Куприна  « Слон».