Конспект урока во 2классе по русскому языку, тема: Учимся писать суффиксы -ик, -ек
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

 На этом уроке организуется деятельность учащихся по восприятию и осмыслению написания суффиксов -ик, -ек,отрабатывается алгоритм применения правила, совершенствуется умение анализировать и кратко характеризовать состав слова, умение проверять гласные и согласные в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russkiy_yazyk_2kl_konspekt_uroka.zip9.13 КБ

Предварительный просмотр:

        

  РУССКИЙ ЯЗЫК                                         

Тема: Учимся писать суффиксы -ик, -ек

Цель:

  • организовать деятельность уч-ся по восприятию и осмыслению правил написания  суффиксов      -ик, -ек,  отрабатывать алгоритм применения правила; совершенствовать умение анализировать и кратко характеризовать состав слова; совершенствовать умение проверять безударные гласные и согласные в корне;
  • развивать связную речь, орфографическую зоркость, фонематический слух, аналитическое мышление; развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывать самостоятельность; эстетическую оформленность на письме.

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы ведения урока: беседа, рассказ, самостоятельная работа, работа с учебником,

практические упражнения.

Оборудование: учебник, раб. тетрадь

Ход урока

1.Организационный этап.

Психологическая установка на работу.

    Улыбнемся друг другу, дети.

     Всем, всем добрый день.

     Прочь с дороги, наша лень.

     Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Дети настраиваются  на  активную  работу на уроке.

2. Каллиграфическая минутка

У.  -Что вы узнали в узорах своего показа?

Д. - Суффикс - ИЩ-.

Игра с суффиксами.

У. -Ребята, я посмотрела через  увеличительное стекло и вижу, что это не кот, а…

Д. - Котище.

У. - Не слон, а …

Д. - Слонище.

У.-  Не дом, а…

Д. - Домище.

У. -Каким способом образованны новые слова?

Д. - Новые слова образованны при помощи суффикса, суффиксальным способом.

У. - Какой суффикс помог образовать новые слова?

Д. - Суффикс -ИЩ-

У. - На что он указывает?

Д. - Суффикс -ИЩ- указывает на то, что предмет очень большой.

У. - Пропишите слова, обратите внимание на соединение. ( Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.)

  1. Словарная работа    (на  доске)

Вставить пропущенные буквы: лес…ница, к…рзина, пон…дельник, п…льто, уч…ник, здра…ствуй, м..дведь, ф…милия, з…мляника, т..лефон (взаимопроверка)  

  1. Этап проверки домашнего задания
  1. Фронтальный опрос:

- Что такое суффикс?

- Какие значения имеет суффикс?

- Приведите примеры суффиксов с разными значениями.

  1. Проверка упр.2 на с. 117 (написано заранее, 2 уч.) (У).
  1. Этап сообщения темы, целей урока

1.Стадия вызова.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

Приём «Найди верное выражение». (Слайды № 4-9)

(Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)

Найди верное утверждение:        

Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.

Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.

Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.

Суффиксы евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества. Суффиксы евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют фамилии.

Суффикс ёнок пишется после твердых согласных и [ч']. Суффикс ёнок пишется

после мягких согласных, кроме [ч'].

(Подведение итогов)

У. – О какой части слова мы сегодня  будем вести  речь на нашем уроке?

Д. – О суффиксе. (Слайд № 10)

  1. Этап изучения новых знаний и способов деятельности
  1. Решение проблемного вопроса

У.– Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». (Слайд № 12-13)

У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?  

Д.  Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК.

Д.  Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–.  

У. – Определите тему нашего урока.

Д.  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.  

У. – Чем же мы будем заниматься?

Д.  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.  

У. – Какие задачи мы поставим  перед собой на уроке?

Д. –  Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -.

 2. Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

У. – Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

 (Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

Карточка № 2

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 3

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик                (нет) кармашка

садик                        (нет) пенёчка

кармашек                (нет) садика

пенёчек                 (нет) билетика

Карточка № 4

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Ученики делают выводы

У. – Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?

Д. – Надо прочитать правило в учебнике.

У. – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 115. Прочитайте правило.  Какое открытие вы для себя сделали?

VI. Физминутка.

У. –  Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.  

Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.

7. Составление алгоритма. C. 116 учебника

 Пальчиковая зарядка.

ЧЕРВЯЧКИ

 Раз, два, три, четыре, пять, червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает, головой она кивает,
Каркает: "Вот и обед! "  Глядь - а червячков уж нет!
VII. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Выполнение учащимися различных заданий.

1. Дифференцированная работа

(Задание для  детей – 1 группа) 

На слайде № 19:  

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.

После окончания этой работы, подводим итог:

Когда слове пишется суффикс  –ик , а когда  –ек –?

2). Редактирование слов

У. –Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.      

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

У. – Какие выводы по этой работе вы можете сделать?

VIII. Этап контроля и самоконтроля. (взаимопроверка)

С. 58упр.1 раб тетрадь

IX. Этап информации о домашнем задании

С. 115 –прав., упр. 2

  1. Этап подведения итогов

- Какую работу выполняли на уроке?

- С какими суффиксами познакомились? Какое значение имеют?

- Приведите примеры слов с данными суффиксами.

  1. Этап рефлексии      

 - Свою работу на уроке оцениваю так…

Карточка № 2

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 3

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик                (нет) кармашка

садик                        (нет) пенёчка

кармашек                (нет) садика

пенёчек                 (нет) билетика

Карточка № 4

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс русский язык Тема: Имя существительное. Закрепление.

Конспект урока, проведенного во втором классе по теме:  Имя существительное. Закрепление....

Конспект урока по предмету: русский язык тема «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне»

Цель: Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.Задачи:·        Учить...

Конспект урока по предмету: русский язык тема «Однокоренные слова»

Цель: Совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.Задачи:·...

Конспект урока по предмету: русский язык тема «Изменение глаголов по числам»

Цель: Помочь учащимся в усвоении знаний о единственном и множественном числе глаголов.Задачи:·        Формировать представления у детей об изменении глаголов по числ...

Конспект урока по предмету «Русский язык» Тема: «Написание слов со звонкими и глухими согласными»

Конспект урокапо предмету «Русский язык»Тема: «Написание слов со звонкими и глухими согласными»...

Конспект урока + презентация по русскому языку. Тема: "Изменение глаголов по временам" (УМК "Перспектива" 3 класс)

Тема: «Изменение глаголов по временам» Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с изменением глаголов по временам;Планируемые результатыПредметные:...

Русский 2 кл Учимся писать суффиксы -ик-, -ек

Русский 2 кл Учимся писать суффиксы -ик-, -ек...