Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
план-конспект урока чтения (2 класс) на тему

Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesenki.odt15.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Малые и большие жанры устного народного творчества.

Русские народные песни.

Потешки и прибаутки.

         

Слушание русской народной песни “Во поле берёза стояла”.

- Ребята, знаете ли вы это произведение?

Это русская народная песня “Во поле берёза стояла”.

- Прочитайте тему урока.

Малые жанры русского фольклора.

Сегодня на уроке разговор пойдёт о малых жанрах русского фольклора.

- Прочитайте слова: фольклор, фольклорный, фольклорист.

Слово “фольклор” английского происхождения.

- Что такое “фольклор”? Как вы считаете?

Это произведения устного народного творчества.

Верно. Произведения УНТ создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. Безымянное творчество, живущее в народе.

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое. Сегодня мы с вами соприкоснёмся с чудесами русской народной поэзии. Слушайте! Исполняйте сами! Удивляйтесь! Запоминайте!

Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью.

- Послушайте  песенку :

Ай, баю, баю, баю,
Ходит кошка по краю.
Кошка лыко дерёт.
Коту лапти плетёт.
А кот лапти износил
И другие попросил.

- Для чего создавались колыбельные песенки?

Для того, чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон.

Поэтому колыбельные песенки поются монотонно, спокойно, плавно.

- Послушайте потешки:

Когда учат ребёнка ходить, его поддерживают за ручки и говорят:

А лады, лады, лады, не посажены сады.
А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт. Топ, топ, топ.

Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока, сорока белобока,
Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.
Гости не бывали, кашки не едали.
Всё своим деткам отдали.

Посмотрите, как метко народ назвал сороку белобокой. Это выражение и сейчас употребляется – сорока белобока.

- Какое назначение у потешки?

Позабавить ребёнка. Потешка помогает учить жестам, действиям.

Потешка обращается к маленькому ребёнку, поэтому в ней особые слова – с уменьшительно-ласкательным значением.

- Какие слова с уменьшительно-ласкательным значением вы запомнили?

Васенька, кашка, детки.

Колыбельные песенки и потешки называются ещё детскими байками. Вам, наверное, интересно будет узнать, что такими же байками убаюкивала маленького Сашу Пушкина няня Арина Родионовна. А само название баек пошло от глагола “баять”, “баить” - говорить. У этого слова есть ещё и более древнее значение: “шептать”, “заговаривать”. Колыбельные песенки – это ещё и древние “заговоры”, “обереги”, с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про Сон, Дрёму, Угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку сон.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор

ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...

открытый урок по литературному чтению 3 класс "Малые жанры УНТ"

Цель: обогатить представление детей о малых формах УНТ, учить выделять в них главное содержание, употреблять в речи пословицы и поговорки, развивать память, речь, внимание....

Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 века

Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс «Шутки- прибаутки»

Технологическа карта урока по УМК "Планета Знаний"...