Урок обучения грамоте "Буквы Щ щ"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Холмогорова Елена Андреевна

Конспект урока по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obucheniyu_gramote_v_ramkah_mo.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по обучению грамоте в рамках МО.

Тема самообразования:

Применение дифференцированного подхода при изучении нового материала на уроках, как возможность достижения усвоения учебного материала всеми учащимися.

3 четверть, продолжение «Основного периода» обучению грамоте. Урок в теме «Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков х, ц, ч, щ». 7 урок: «Буквы Щ щ».

Цель урока: изучение буквы Щ щ.

Задачи:

1) Выучить букву гласного звука [щ], начертание, название; вычленять звук в словах, определяя его место в слове, произносить его; научить читать этот звук, слоги и слова с ним; определить место буквы гласного звука [щ] в матрице.

2) Воспитывать интерес к учению, к чтению.

3) Развивать фонематический слух, речь, мышление, навыки совместного сотрудничества.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

2. Повторение изученного о буквах; Постановка темы, цели урока детьми (нацеливание)

Приветствие, проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Прозвенел уже звонок,

Значит начинаем наш урок!

Все готово на столе?

Есть порядок в голове?

Вижу все уже готовы,

Все подтянуты, стройны!

На урок ко мне пришли!

Рада видеть вас, друзья,

На уроке букваря!

Букварь учебник интересный –

Для вас он самый, самый первый!

Скажите мне скорей ребята, чему же учит вас букварь?

А чтобы научиться читать, что мы должны знать?

Посмотрите на слайд: там у нас появилась буква гласного звука [ф], расскажите о ней, все что знаете.

Аналогичная работа с [р], [ц], [х], [л], [ч]. Появление новой буквы гласного звука [щ].

Знакома ли вам эта буква?

Значит, что  мы будем изучать сегодня?

Чтобы изучить нам новую букву нам нужно будет хорошенько потрудиться! Будем трудиться?

Давайте настроимся на дальнейшую плодотворную работу: потирание рук с видимым удовольствием.

Приветствуют, проверяют готовность, настраиваются на работу.

Учит читать.

Все буквы.

Звук [ф] – согл, парный, бывает твер. и мягк., глух

Нет.

Новую букву.

Да.

Потирание рук.

3. Освоение нового материала

1). Послушайте и отгадайте загадку.

Опасней всех она в реке

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом такая злюка!

Конечно, это …

Добавьте букву согласного звука [ч] к слову щука. Какое слово у вас получилось?

2). Чтобы правильно произнести первый звук поработаем с нашим язычком.

Артикуляция звука. Ставим звук правильно, для этого: сначала ставим звук по подражанию, если не получилось, то:

1. Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно прижимаем к верхним коренным зубам, чем при постановке звука ш . В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давим на нёбо. Мышцы языка напрягаем.

2. Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем.

3. Зубы смыкаем либо сближаем.

4. Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.

5. Звук щ глухой, мягкий. Голосовые складки разомкнуты, поэтому не вибрируют.

3). Давайте выполним звуко-буквенный анализ слова щучка. Итак, первый звук в слове [щ].

Какой это звук гласный или согласный?

Почему?

Твердый или мягкий?

Почему?

Глухой или звонкий?

Аналогичная работа со звуками: [у], [ч], [к], [к], [а].

Что еще можем определить у двух гласных звуков?

Для этого необходимо узнать сколько в этом слоге слогов. Как посчитать количество слогов в слове? Определяем.

Как определить ударение? Определяем.

Какой звук был новым для вас?

4). Назовите слова с этим звуком.

Предъявление буквы на карточке, слайде. Вот как выглядит буква гласного звука [щ]. Это буква Щ (ща).

5). Конструирование буквы щ, с помощью деревянных палочек.

6). Печатание буквы в тетрадь.

7). Определение места звука [щ] в словах: лещ, щенок, овощи.

Щука.

Щучка.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Выполняют.

Согласный.

Встречает препятствие во рту.

Мягкий, т.к. нет твердого аналога.

Глухой.Проверяют.

Выполняют.

Ударный и безударный.

Прокричать это слово, как на стадионе. Определяем.

Спросить удивленно.

Звук щ.

Называют. Повторяют. Выделяют голосом.

Конструируют.

Печатают.

Определяют.

4. Физкультминутка

В презентации, с движениями.

Выполняют под музыку.

8). Упражнения в чтении по группам.

Сейчас мы все с вами будем выполнять задания.

     а). Некоторым ребятам я приготовила задание на листках. Прочитайте задание и постарайтесь его выполнить. Будьте внимательны.

      б). Остальные ребята работать будут со мной.

Приступаем.

Чтение слогов на слайдах горизонтально и вертикально.

После чтения – проверка заданий на листках:

     1 задание: Прочитай, доскажи слово и повтори.

     2 задание: Замени первую букву в словах и прочитай новые получившиеся слова.

     3 задание: Разгадай и подпиши.

 

Выполняют работу на листках.

Выполняют работу под моим руководством.

Читают.

Объясняют выполнение.

5. Первичное закрепление нового материала

Учебник, с. 80.

Чтение слов.

Хитрый вопрос.

Жужжащее чтение.

Чтение по предложениям.

Д/З с. 81 Текст - Однажды вот что случилось, читать.

 Читают.

Объясняют.

Отмечают галочкой.

6. Итог и рефлексия

Итак, теперь нам нужно поселить нашу новую букву в домик. В какой? Почему?

Ура! Мы поселили нашу новую букву гласного звука [щ] в домик! Давайте похлопаем!

Спасибо за работу! Молодцы!

Наш урок закончен!

В синий домик, рядом с [ч], т.к. он согл., глухой, непарный и всегда мягкий.

Хлопки в ладоши.

Встали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....