Урок литературного чтения в 4-м классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Урок проводился в рамках городского семинара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya__v_4_klasse.docx47.57 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект урока литературного чтения  в 4 классе.

                                  УМК  «Школа России»

 МБОУ «СОШ №117» г. Снежинска Челябинской области

                                                           Учитель: Волошина Татьяна Николаевна

Тема:   Д.Н.Мамин - Сибиряк  « Серая Шейка»

Тип урока:  урок получения новых знаний

Цели:

            *Познакомить детей с авторской сказкой. Обучать анализу текста сказки, используя различные виды работы над текстом: отвечать на вопросы; уметь формулировать вопросы к тексту; кратко пересказывать текст; читать по ролям; составлять план пересказа; выделять компоненты; давать рецензию на ответ или чтение; использовать опорные таблицы-алгоритмы; работать в группах.

          *Развивать речь; навык правильного, плавного, выразительного чтения; умение выражать при чтении свои чувства и отношение к читаемому.

          * Воспитывать любовь и чувство жалости к животным; эмоциональную отзывчивость и  рефлексию при восприятии художественного произведения.

Планируемые результаты:

Развитие этических чувств, эмоциоально- нравственной отзывчивости, сопереживания, любви к природе, животным.

Овладение навыками смыслового чтения текста,  анализа текста, оценки характеров и поступков героев произведения.

Готовность слушать собеседника, излагать свою точку зрения и анализировать работу одноклассников на уроке.

Средства обучения.

Портрет писателя, картинка с изображением уточки, ободок «Уточка», серия сюжетных картинок к данному произведению, игровой материал, логопедическая таблица, опорные таблицы с алгоритмами, учебники, книга «Алёнушкины сказки» Д.Н.Мамина-Сибиряка.

                                             Ход урока

  1. Оргмомент. – Начинаем урок литературного чтения.
  2. Подготовка речевого аппарата.

- Для этого необходимо подготовить речевой аппарат.

1) Сначала проведём дыхательную гимнастику:

 - вдохните и на выдохе считайте от 1 до 5;

 - спокойно подышите;

 - вдохните и на выдохе посчитайте т 1 до 10;

 - спокойно подышите;

 - вдохните и на выдохе посчитайте т 1 до 15;

 - спокойно подышите.

2) Теперь пробежимся по звуковым дорожкам:

 - прочитайте буквосочетания со стечением согласных, чётко произнося каждый звук. ( Логопедическая таблица)

3)  А сейчас вспомним скороговорку про уточку. ( Дети проговаривают скороговорку).

      Улитка просит уточку.

      Закинь-ка в речку удочку.

      Уточка  закинула –

      Уклейку-рыбку вынула.

  1. Сообщение темы урока

- Сегодня мы продолжим работу над произведением Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

- К какому литературному жанру его можно отнести? (Сказка)

- По каким признакам вы определили, что это сказка? Докажите! (Законченность сюжета, фантастический вымысел, занимательность, воспитательная направленность).

- Эта сказка авторская или она относится к устному народному творчеству? ( Авторская).

- Что вы знаете об авторе сказки? ( Рассказывает ученик).

  1. Проверка домашнего задания.
  1. - Какую работу над содержанием сказки вы проводили дома? (Читали,  отвечали на вопросы, составляли план пересказа).

-  Мне хочется проверить, как вы справились с этой работой?

- Кто является главным героем сказки? (Уточка). (На доске картинка с изображением уточки).

- Каких ещё героев сказки вы запомнили?

- Кого из них можно назвать положительным героем и почему? (Уточку, зайца, старую утку, охотника).

- А кого из них отнесём к отрицательным героям и почему? (Лису).

- Распределите этих персонажей на 2 группы:

  Положительные герои                        Отрицательные герои

Серая Шейка                                           Лиса

Заяц                                                        

Старая утка

Старик

Акинтич

2. Игра «Найди ответ»

- А вот теперь мы с вами поиграем в игру «Найди ответ» и выясним, как вы поняли смысл прочитанного. Я вызываю к доске 5 человек, каждый из которых на обороте таблички с названием персонажа сказки найдёт вопрос, на который должен будет дать ответ. Все остальные дети внимательно слушают ответы и оценивают их. (Выходят 5 детей по выбору учителя и отвечают на вопросы).

- Кто правильнее и полнее ответил на свой вопрос? Оцените  ответы. (Дети по желанию  дают короткие рецензии, используя опорную таблицу-алгоритм).

3. Проверка плана

 - А сейчас я хочу проверить, как вы поработали над планом? Кстати, для чего вы составляли план? ( Чтобы последовательно пересказать содержание сказки).

-  К доске приглашаются  по 1 человеку от каждого ряда по желанию. Каждому из них  я выдам серию сюжетных картинок для того, чтобы они,  последовательно расположив картинки, составили картинный план, который мы соотнесём с текстовым планом, составленным вами дома. ( Три человека выходят к доске с сюжетными картинками, один ученик с  места читает составленный дома текстовый план, а  трое   вывешивают на доску сюжетные картинки). Желающие анализируют выполнение детьми этого задания.

Физминутка.  Подвижная игра « Уточка». ( Дети идут по кругу, в центре его водящая - «Уточка», которая показывает им различные физические упражнения, которые дети, глядя на неё выполняют ).

Дети:     Уточка луговая,

               Серая, полевая.

               Где ты ночку ночевала?

Уточка: Под  кустиком, под берёзкой.

              Сама , утя, хожу,

              Детей своих вожу.

              Сама, утя, поплыву,

              Детей своих поведу.

  1. Работа над содержанием сказки

- Ну, вот, поплавали, а теперь поработаем над содержанием сказки. Откройте учебник на стр. 142. Найдите в 1 части текста ответы на мои вопросы и зачитайте их.

1) Почему Серая Шейка не могла лететь в тёплые края?

2) Как птицы готовились к отлёту?

- Как вы понимаете выражение « Вода для неё составляла всё» ?

- Найдите 2 часть текста.

- О чём в ней говорится? (Как утка  встретилась с зайцем)

- Найдите отрывок, который начинается словами «Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и до конца части читаем  по ролям.

- Замените выражение « Душа в пятки ушла»  подходящими по смыслу словами.

 - Дайте рецензию на чтение детей по ролям.

- 3 часть , а точнее, отрывок из нее читаем способом «жужжащее чтение»и думаем,   какие вопросы можно поставить к этой части.

(Что произошло с рекой, когда наступили морозы? С кем встретилась Серая Шейка?)

- 4 часть. Чтение «цепочкой» в группе отрывка, начинающегося словами  « И Серая Шейка тоже начала бояться…»  и заканчивающегося словами « и ей  некуда будет деться».

- Найдите сравнения, которые употребил  автор?

- Для чего он это сделал?

6. Итог

-  Чем закончилась сказка?

- Каким вы представляете себе охотника Акинтича? Нарисуйте словесную картинку.

- О чём эта сказка?( О доброте)

- Чему она нас учит? (Любить природу, животных, беречь их)

- В каком предложении выражается главная мысль сказки? Прочитайте и объясните, почему так считаете?

( Ничего, старуха и без шубы на печке не замёрзнет!)

7. Оценивание деятельности учащихся на уроке.

8. Д/з  Дома вы перечитаете те места в сказке, которые вам больше всего понравились или взволновали вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....