Главные вкладки

    Методическая разработка по чтению (4 класс) по теме:
    Басня И.А. Крылова " Слон и Моська"

    Это открытый урок по чтению, в 4 классе, по учебнику Л.А. Ефросининой " Литературное чтение". На этом уроке я использовала педагогическую технологию "исследовательский метод". Главная особенность этого метода-творческий характер, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. На уроке ребята показывают умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, делать выводы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_4klasse.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

                       Открытый урок литературного чтения в 4классе.

    Тема урока: И. А. Крылов «Слон и Моська».

    Цели урока: 1учить умению анализировать басню;

                         2 донести до детей иронию басни;

                         3 находить мораль-поучение в произведении;

                         4 работать над выразительным чтением;

                         5 воспитывать у детей непримиримое отношение к человеческим порокам   (зазнайство, глупость и т. д.)

                         6 воспитывать любовь к литературе.

    Оборудование: портрет И. А. Крылова; рисунки детей к басням.

    Оформление доски: на доске портрет баснописца и рисунки детей.

                                           Ход урока.

    1.Организационный момент.  

          2.Вступительное слово учителя.                                                    

    13 февраля 2009 г. Исполнится 240 лет великому русскому баснописцу И. А. Крылову. В народе его называют « дедушкой Крыловым». В городе Санкт-Петербурге, у подножия его памятника изображены персонажи его басен.

    Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях, писал он их доходчиво, по- народному.

    -Чем басня отличается от любого другого стихотворения? Ответы детей.

    ( Басня – это насмешливое, нравоучительное стихотворение, она высмеивает недостатки людей)

    -Кто может быть героями басни: человек или животное? Ответы детей.

     

    ( Обобщение учителем) В баснях Крылов использует олицетворение т.е. фигурирует множество различных зверей, под их видом он изображал людей. За обезьянами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.

    -Кто знает, как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют  в виду людей? Ответы детей.

    ( Обобщение детей) Этот прием  называется иносказанием  ( запись слова на доске). Иносказание придумал Эзоп живший около 3000 тысяч лет назад в древней Греции. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающими властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что высмеивает неприглядные поступки определенного человека.

    До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком. Читая басни мы, с вами, будем учиться понимать эзопов язык.

    В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов.

            3. Работа с портретом.

    -Рассмотрите портрет И.А. Крылова.

    -Каким вам представляется баснописец?

    -Кто такие баснописцы?

    ( Это поэты, которые пишут басни). Крылов- великий баснописец!

            4. Речевая разминка.        

    - Я произношу несколько строк из ранее изученной басни, а вы должны определить, из какой именно, и вспомнить ее название:

    «Да только воз и ныне там…» ( «Лебедь, Щука и Рак» )

    « Вперед чужой беде не смейся, голубок…» (« Чиж и Голубь» )

    « До того ль голубчик было…» (« Стрекоза и Муравей» )

    « Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом…» (« Ворона и Лисица» )

               5. Работа с басней до чтения.

    -Сегодня мы познакомимся с новой басней. Откройте учебник, прочтите:

    -Как она называется? ( «  Слон и Моська»)

    -Кто такой слон? Расскажите о нем.

    (Обобщение и добавление несказанного)

     Слон – огромное и очень сильное животное. Он намного выше самого высокого человека-до3,5 метров. Весит больше 4 тонн. Ноги у него толстые, как бревна. Слонов боятся даже тигры и львы.

    -Кто такая Моська? Это название животного? (Нет, кличка)

    -По кличке можем определить, что за животное?

    ( Моська-это совсем маленькая собачонка .)

    -Какой вы ее представляете?

    (Маленькая, некрасивая, беспородная собачка, на кривых ножках, с глупой мордочкой)

                                      Физкультминутка.                              

              6.Работа над содержанием басни и анализ.

    -Читаем 1-4 строчки (словарная работа по ходу чтения)

    -Где происходит действие? (на улицах города)

    -С какой целью водили слона по улицам? (напоказ)

    -Что значит напоказ? (чтобы показать, для обозрения )

    -Почему слоны  в диковинку  у нас? ( в нашей местности не встречаются в природе, можно увидеть в зоопарке, в цирке)

    -Кто ходил за слоном? (толпы зевак)

    -Кто такие зеваки?( те, кто зевает, слоняясь по улицам без дела)  

    -Сколько было таких людей? (толпы т.е. много)

              5-8строчки

    -Кто выбежал навстречу Слону?

    -Что значит «отколе ни возьмись»? (появилась ниоткуда)

    -Какую часть речи использует автор для описания поведения Моськи? (глаголы: метаться, лаять, визжать, рваться, лезет в драку)

    -Какое значение имеют эти глаголы?

    -Что Моська хочет доказать своим лаем?

    -Зачем ей это нужно?

    -Чем она смешна?

    -Все ли собаки так себя ведут?

    -Могла ли своими действиями Моська нанести вред Слону?

                   9-12 строчки

    -Кто сделал замечание Моське? (Шавка)

    (Шавка тоже собака, но она говорит спокойно)

     -Какое замечание она сделала Моське? ( « Соседка, перестань срамиться» )

    -Что значит «срамиться» ? (позориться)

    -Что значит «хрипишь»? ( сильно лаяла), «не примечает» (не замечает, не обращает внимания)

                     Следующие4строчки и до конца.

    -Что значит «духу придает»? (дает сил), «большие забияки» (задиры, никого не боятся)

    -Чего же хотела добиться Моська?

    -О чем она мечтает? (прославиться)

    -Какова Моська в действительности?

    -Почему она уверена, что может прослыть сильной «совсем без драки»?

    -Справедливо ли сказать, что Моська не только глупая собака, но и трусливая?

               7.Работа с иллюстрацией к басне.

    -Рассмотрите иллюстрацию к басне.

    -Расскажите, какими рисует художник Слона, Моську?

    -Расскажите, как ведет себя Слон в этой сцене?

    (Обобщаю ответы)

    Слоны хорошо дрессируются и поэтому их издавна показывают в цирках. Здесь на картинке, на картинке, изображен такой дрессированный слон. Циркач-дрессировщик, облачившись в одежды индийского погонщика слонов, водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление.

                8. Работа с басней после чтения.

            1.Подготовка к выразительному чтению(каждая строка читается, ставится логическое ударение, обозначаются паузы)

    -Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, что бы определить их характер?

             2.Выразительное чтение учителем.

             3.Выразительно читают басню 3-4 ученика.

                  9.Итог урока.

    -Кто герои басни?

    -Кого из них высмеивает И.А. Крылов?

    -Где особенно сильно звучит авторская ирония? (Увидевши Слона…)

    -В чем смысл этой басни, в каких словах ставших крылатыми, он заключен?

    ( «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона» )

    -Каков же вывод? (делают дети, обобщаю)

    Моська-хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, что бы ее боялись, считали очень сильной и задиристой. Бросаясь на Слона, всячески изображая отчаянную смелость, она отлично понимает, что великан не опасен, он даже не замечает ее.

    -Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?

    Есть ли мораль в басне? (нет)

               

                10.Домашнее задание.

    1. Сочини свою мораль по предложенным началу и рифмам.

    -Как эту басню толковать?

    …………………не затевать.

    Силен,………………………

    …………………смешен.

    2. Выучи басню наизусть.

                                       

    Литература:

    1.Л.А.Ефросинина Методическое пособие. М.2007год.

    2.В.А.Лазарева. Уроки литературного чтения в современной начальной школе. М. 2006г.

    3.Л.А.Ефросинина.Литературное чтение. М.2007год.

    -