Басня И.А. Крылова " Слон и Моська"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Цыганкова Елена Николаевна

Это открытый урок по чтению, в 4 классе, по учебнику Л.А. Ефросининой " Литературное чтение". На этом уроке я использовала педагогическую технологию "исследовательский метод". Главная особенность этого метода-творческий характер, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. На уроке ребята показывают умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_4klasse.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                   Открытый урок литературного чтения в 4классе.

Тема урока: И. А. Крылов «Слон и Моська».

Цели урока: 1учить умению анализировать басню;

                     2 донести до детей иронию басни;

                     3 находить мораль-поучение в произведении;

                     4 работать над выразительным чтением;

                     5 воспитывать у детей непримиримое отношение к человеческим порокам   (зазнайство, глупость и т. д.)

                     6 воспитывать любовь к литературе.

Оборудование: портрет И. А. Крылова; рисунки детей к басням.

Оформление доски: на доске портрет баснописца и рисунки детей.

                                       Ход урока.

1.Организационный момент.  

      2.Вступительное слово учителя.                                                    

13 февраля 2009 г. Исполнится 240 лет великому русскому баснописцу И. А. Крылову. В народе его называют « дедушкой Крыловым». В городе Санкт-Петербурге, у подножия его памятника изображены персонажи его басен.

Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях, писал он их доходчиво, по- народному.

-Чем басня отличается от любого другого стихотворения? Ответы детей.

( Басня – это насмешливое, нравоучительное стихотворение, она высмеивает недостатки людей)

-Кто может быть героями басни: человек или животное? Ответы детей.

 

( Обобщение учителем) В баснях Крылов использует олицетворение т.е. фигурирует множество различных зверей, под их видом он изображал людей. За обезьянами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.

-Кто знает, как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют  в виду людей? Ответы детей.

( Обобщение детей) Этот прием  называется иносказанием  ( запись слова на доске). Иносказание придумал Эзоп живший около 3000 тысяч лет назад в древней Греции. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающими властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что высмеивает неприглядные поступки определенного человека.

До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком. Читая басни мы, с вами, будем учиться понимать эзопов язык.

В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов.

        3. Работа с портретом.

-Рассмотрите портрет И.А. Крылова.

-Каким вам представляется баснописец?

-Кто такие баснописцы?

( Это поэты, которые пишут басни). Крылов- великий баснописец!

        4. Речевая разминка.        

- Я произношу несколько строк из ранее изученной басни, а вы должны определить, из какой именно, и вспомнить ее название:

«Да только воз и ныне там…» ( «Лебедь, Щука и Рак» )

« Вперед чужой беде не смейся, голубок…» (« Чиж и Голубь» )

« До того ль голубчик было…» (« Стрекоза и Муравей» )

« Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом…» (« Ворона и Лисица» )

           5. Работа с басней до чтения.

-Сегодня мы познакомимся с новой басней. Откройте учебник, прочтите:

-Как она называется? ( «  Слон и Моська»)

-Кто такой слон? Расскажите о нем.

(Обобщение и добавление несказанного)

 Слон – огромное и очень сильное животное. Он намного выше самого высокого человека-до3,5 метров. Весит больше 4 тонн. Ноги у него толстые, как бревна. Слонов боятся даже тигры и львы.

-Кто такая Моська? Это название животного? (Нет, кличка)

-По кличке можем определить, что за животное?

( Моська-это совсем маленькая собачонка .)

-Какой вы ее представляете?

(Маленькая, некрасивая, беспородная собачка, на кривых ножках, с глупой мордочкой)

                                  Физкультминутка.                              

          6.Работа над содержанием басни и анализ.

-Читаем 1-4 строчки (словарная работа по ходу чтения)

-Где происходит действие? (на улицах города)

-С какой целью водили слона по улицам? (напоказ)

-Что значит напоказ? (чтобы показать, для обозрения )

-Почему слоны  в диковинку  у нас? ( в нашей местности не встречаются в природе, можно увидеть в зоопарке, в цирке)

-Кто ходил за слоном? (толпы зевак)

-Кто такие зеваки?( те, кто зевает, слоняясь по улицам без дела)  

-Сколько было таких людей? (толпы т.е. много)

          5-8строчки

-Кто выбежал навстречу Слону?

-Что значит «отколе ни возьмись»? (появилась ниоткуда)

-Какую часть речи использует автор для описания поведения Моськи? (глаголы: метаться, лаять, визжать, рваться, лезет в драку)

-Какое значение имеют эти глаголы?

-Что Моська хочет доказать своим лаем?

-Зачем ей это нужно?

-Чем она смешна?

-Все ли собаки так себя ведут?

-Могла ли своими действиями Моська нанести вред Слону?

               9-12 строчки

-Кто сделал замечание Моське? (Шавка)

(Шавка тоже собака, но она говорит спокойно)

 -Какое замечание она сделала Моське? ( « Соседка, перестань срамиться» )

-Что значит «срамиться» ? (позориться)

-Что значит «хрипишь»? ( сильно лаяла), «не примечает» (не замечает, не обращает внимания)

                 Следующие4строчки и до конца.

-Что значит «духу придает»? (дает сил), «большие забияки» (задиры, никого не боятся)

-Чего же хотела добиться Моська?

-О чем она мечтает? (прославиться)

-Какова Моська в действительности?

-Почему она уверена, что может прослыть сильной «совсем без драки»?

-Справедливо ли сказать, что Моська не только глупая собака, но и трусливая?

           7.Работа с иллюстрацией к басне.

-Рассмотрите иллюстрацию к басне.

-Расскажите, какими рисует художник Слона, Моську?

-Расскажите, как ведет себя Слон в этой сцене?

(Обобщаю ответы)

Слоны хорошо дрессируются и поэтому их издавна показывают в цирках. Здесь на картинке, на картинке, изображен такой дрессированный слон. Циркач-дрессировщик, облачившись в одежды индийского погонщика слонов, водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление.

            8. Работа с басней после чтения.

        1.Подготовка к выразительному чтению(каждая строка читается, ставится логическое ударение, обозначаются паузы)

-Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, что бы определить их характер?

         2.Выразительное чтение учителем.

         3.Выразительно читают басню 3-4 ученика.

              9.Итог урока.

-Кто герои басни?

-Кого из них высмеивает И.А. Крылов?

-Где особенно сильно звучит авторская ирония? (Увидевши Слона…)

-В чем смысл этой басни, в каких словах ставших крылатыми, он заключен?

( «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона» )

-Каков же вывод? (делают дети, обобщаю)

Моська-хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, что бы ее боялись, считали очень сильной и задиристой. Бросаясь на Слона, всячески изображая отчаянную смелость, она отлично понимает, что великан не опасен, он даже не замечает ее.

-Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?

Есть ли мораль в басне? (нет)

           

            10.Домашнее задание.

1. Сочини свою мораль по предложенным началу и рифмам.

-Как эту басню толковать?

…………………не затевать.

Силен,………………………

…………………смешен.

2. Выучи басню наизусть.

                                   

Литература:

1.Л.А.Ефросинина Методическое пособие. М.2007год.

2.В.А.Лазарева. Уроки литературного чтения в современной начальной школе. М. 2006г.

3.Л.А.Ефросинина.Литературное чтение. М.2007год.

-

                                                         

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фильм. Басня И.А. Крылова "Слон и Моська"

Ресурс для начальной школы. Фильм можно использовать при изучении басен И.А. Крылова. Текст читает народный артист В. Гаф. тhttp://www.proshkolu.ru/user/valyshka30/file/2540998/...

Баня И.А.Крылова "Слон и Моська"

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе...

Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.

Тема урока: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.Цель:  Познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»Задачи: - Уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (а...

Басня И.А.Крылова "Слон и Моська" 2 класс

Презентация и конспект урока по басне И.А.Крылова "Слон и Моська" для 2-ого класса...

Конспект урока по литературному чтению по басне И.А.Крылова "Слон и Моська"

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»)Цели и задачи:·...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: "Творчество Ивана Андреевича Крылова, басня «Слон и Моська».

В конспекте учащиеся научатся:1. Работать с произведениями И.А. Крылова;2. осмысливать нравственные ценности басен И.А.Крылова;3. Оценивать поступки героев произведения  и свои собственные под ру...