С.Аксаков "Осень". Средства выразительного чтения.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Волкова Ирина Викторовна

Конспект урока по литературному чтению по учебнику З.И. Романовской "Живое слово" для 3 класса. Одно и то же явление по-разному изображается в произведениях различных авторов, так как у каждого есть свое видение мира. Именно это я и попыталась раскрыть  при изучении новой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aksakov.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

С.Аксаков. Осень

Средства выразительного чтения

/темп, тембр, паузы, логическое ударение, мелодика/

Цели: - формирование навыков поискового чтения

           - тренировка зрительного восприятия, управления темпоритма

           - совершенствование навыков чтения вслух

           - активизация словарного запаса, расширение лексического опыта.

Ход урока.

  1.  Организация класса на работу.
  2. Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения А.Твардовского «Осень» наизусть.

  1. Вступительная беседа.

1/  - Мы с вами говорили о том, что каждый человек, будь то художник, рабочий или писатель, видит и воспринимает окружающую природу по-своему. Давайте обратимся к живописи. Как в изобразительном искусстве называется изображение природы? / Пейзаж/.

2/     Ознакомление с текстом /напечатан на доске/:

Известный русский художник Левитан очень любил осень. Он часто писал осенние пейзажи. Но выходили грустные картины. На полотнах была поздняя осень. Но эта картина радостная.

- Кто из вас знает, о какой картине Левитана идет речь?

- Речь идет о картине «Золотая осень».

      4.  Рассматривание картины И.И.Левитана «Золотая осень». Беседа по картине.

          - Как вы думаете, почему автор прочитанного вами текста утверждает, что это радостная картина?

         /Ответы детей/.

          - А вот что увидел в этой картине другой автор - Н.Шанина.

          /учащиеся читают карточки с текстом/

       На дворе стоит ранняя осень. Денек выдался теплый. Кругом разлит осенний покой.     Синяя гладь реки словно застыла. По берегу реки будто свечки стоят желтые березки. Земля покрыта мягким ковром. Далеко видна яркая зелень озимых полей.

        Прекрасная картина большого мастера радует нас.

    Высказывания учащихся.

-   Наше видение совпадает с тем, что увидела и описала Н.Шанина?

   /Ответы учащихся/

5 . Знакомство с текстом С.Аксакова «Осень».

    А сейчас мы с вами обратимся к литературным произведениям, какую осень видят писатели, какие осенние краски, звуки, запахи они воспринимают и  как их описывают.

    -   Учитель читает рассказ С. Аксакова «Осень».

     -  Чтение текста учащимися.

    Беседа по содержанию текста.

-    Нам с вами знакома пышная яркая осень Бунина и унылая – у Пушкина. А какая осень у Аксакова? /Глубокая, поздняя осень описывается/.

6 .  Словарно-лексическая работа. /На доске напечатаны словосочетания из авторского текста:/

Древесная чаща

Увядшие желтоватые листья

Блистающие золотом

Косые лучи невысокого солнца

Красноватая сеть

Помолодевшие

Освеженные холодным воздухом

Разновидные и разноцветные

Отрабатывается правильное чтение словосочетаний с соблюдением ударения:

- чтение цепочкой

- чтение хоровое

7.  Работа над средствами выразительного чтения.

- Какой темп чтения должен соответствовать этому произведению? /Спокойный, плавный, медленный, мелодичный/

- А тембр голоса? /Тихий/

- Обратите внимание на паузы – где они необходимы? /Где идет перечисление, сравнение/.

- Теперь, соблюдая наши комментарии, прочитаем текст, стараясь прочувствовать и передать отношение автора к поздней осени, когда жизнь в природе замирает и наступает безмолвие.

      Чтение текста учащимися /жужжащее чтение/

      Чтение текста учащимися вслух /опрашивается несколько учеников/

 - При чтении текста обратите внимание, в какой последовательности автор изображает картины осени.

8.  Итог урока.

    Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа С.Аксакова «Осень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей младшего школьного возраста основным средствам выразительности устной речи

Чем раньше дети получат представление об основных интонационных средствах выразительной устной речи, тем прочнее они успеют практически овладеть ею. Умелому применению ОСВ можно и нужно учить дет...

Освоение младшими школьниками лексическими средствами выразительности в письменной речи.

Развитие умения использовать лексические средства выразительности....

"Выразительное чтение, как средство развития младших школьников"

Презентация по теме самообразования для выступления  на учительской конференции.  "Выразительное чтение, как средство развития младших школьников"...

Выразительное чтение как средство воспитания нравственных чувств учащихся.

В данной презентации описаны методы обучения учащихся выразительному чтению. ...

Урок литературного чтения "Средства выразительности"

Очень важно в 1 классе привить ребятам любовь к чтению. И тут перед учителем встаёт вопрос, как научить ребёнка не просто читать, а читать с выражением. Мой урок поможет в игровой форме приблизится к ...

Работа над средствами выразительности устной речи на уроках литературного чтения в начальной школе.

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чт...