А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.barto_katya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока: Стихи о детях и для детей.А. Барто «Катя».

Дополнительное чтение. Б. Заходер. «Перемена».

Задачи урока:

-расширять читательский кругозор;

-отрабатывать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения;

-учить правильно называть  произведение;

-развивать умение соотносить пословицы с произведениями;

-воспитывать уважение к труду, людям, которые трудятся.

Оборудование: выставка книг Агнии Львовны Барто, сигнальные карточки настроения, учебники литературного чтения, хрестоматия, рабочие тетради по чтению.

Ход урока:

  1. Повторение: фольклор, произведения фольклора.

-Ребята, прежде чем мы с вами приступим к работе над новым материалом, давайте  вспомним пройденный материал. «Дополни предложение».

На доске запись:

Фольклор- это устное ___________________________________________

Фольклор

прибаутки

поговорка

пословица

загадки

потешки

сказки

         

песни

Давайте поиграем в игру «Собери пословицу».

За двумя зайцами погонишься,

а телегу зимой.

Как волка ни корми,

люби и саночки возить

Готовь сани летом,

а он все в лес глядит

Любишь кататься,

полезай в кузов

Назвался груздем,

ни одного не поймаешь

2. Работа над новым материалом:

А) знакомство с новым разделом.

- Друзья, мы с вами  на уроках чтения  будем еще неоднократно работать с произведениями фольклора, а сегодня начинаем работу   в новом разделе. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 33. Прочитайте, как называется новый раздел?

-О детях и для детей.

-Как вы думаете, о чем и о ком будете читать?

-Мы будем читать произведения,  в которых рассказывается о жизни детей.

-Открывает эту страницу  произведение  автора, с которым  вы познакомились еще до школы, это А. Л. Барто.  (презентация о творчестве А.Л. Барто).

Агния Львовна Барто была очень веселым и добрым человеком, потому, что все ее произведения проникнуты такой верой в силу добра, что представить ее другой просто невозможно. Она любила детей, а они отвечали ей взаимностью. Своими учителями А. Л. Барто считала С.Я. Маршака, и К.И. Чуковского. Основной особенностью ее творчества является умение заглянуть в потаенные уголки детской души, «подслушать» разговоры детей о жизни, их желаниях и интересах. По произведениям Барто, посвященным детям, можно изучать речь, мышление, фантазию. А. Л. Барто писала о детях и для детей: рассказывала им о родной стране, природе, правилах поведения, и многих других важных вещах.

Перед вами выставка книг А. Л. Барто. Многие из них вам уже знакомы. Но также есть и такие произведения, которые вам предстоит еще прочесть. Все эти книги ждут вас на полках нашей библиотеки.

Сегодня на  уроке мы с вами прочитаем стихотворение «Катя».

Б) Первичное чтение и восприятие текста:

- Прочитайте произведение  самостоятельно. Дети,  работать  нужно так, чтобы не мешать своим товарищам. Тот, кто уже прочитал, может перечитать еще раз  и подумать над заданием к тексту.

-Кому понравилось это произведение?

-Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок.

-А. Барто «Катя».

Выполните модель к данному произведению (дети на отдельных листочках обозначают  «заместителями» жанр и тему произведения).

-Проверьте свою работу по образцу.

(на доске образец)

А. Л. Барто

КАТЯ

 

-Что вы читали?

-Мы читали стихотворение А. Л. Барто «Катя» о детях.

В) Аналитическое чтение:

Повторное чтение стихотворения

(поочередно читают  более сильные учащиеся,  потом - слабочитающие)

-Какой вы представляете себе Катю?

-Катя ленивая девочка, не хочет работать. Гуляет с подружками, сидит на скамейке, ждет, когда можно будет полакомиться плодами чужого труда.

-Как автор относится к этой девочке?

-Автор Катю осуждает, она  поступает неправильно.

- А вы как считаете, правильно поступала Катя или нет, хотелось бы вам быть на нее похожими?

-Нет, я считаю, что Катя поступала неправильно, нужно помогать старшим людям,  трудиться.

-Рассмотрите иллюстрацию к произведению и найдите в стихотворении строки, соответствующие ей.  

-Таскали мы с бабушкой полные лейки,

 А Катя сидела в саду на скамейке.

 

Дифференциация учебной деятельности:

1 группа (хорошо читающие дети)

2 группа (слабочитающие дети)

Самостоятельная работа. Выполнить задание 3 к стихотворению.( работа по учебной хрестоматии)

-Какая пословица подходит к стихотворению?

Работа с учителем. Найти в тексте стихотворения рифмующиеся строки.

Ростками- руками, рассаду- по саду, сорняками- руками, лейки -скамейке,

Чужая - урожая

Работа с учителем.

Чтение  пословиц.

Делу время, а потехе - час.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Землю солнце красит, а человека-труд.

Самостоятельная  работа.

Выполнить задание 3 в  тетради.

Допиши слова из текста. Подчеркни рифму.

- Ты что на скамейке сидишь, как чужая?

А Катя сказала:

-Я жду урожая.

Самостоятельная работа:

Выполнить задание 2 в тетрадях:

Собрать пословицу и записать.

Труд кормит, а лень портит.

выполнить задание 4 в тетрадях:

Записать имя, отчество и фамилию                                                                            

автора этого стихотворения.

Агния Львовна Барто.

     

3.Физминутка.

                                                                   

4. Дополнительное чтение.

А) первичное чтение и восприятие текста:

-А сейчас послушайте стихотворение Б. Заходера «Перемена».

(чтение стихотворения учителем)  Хрестоматия стр. 59

-Понравилось вам это произведение?

-Какие чувства вызвало у вас это произведение? Покажите.

(карточки настроения)

-Стихотворение юмористическое.

(Юмор - добродушная насмешка, над каким либо вызывающим улыбку поведением или поступком человека).

- О ком это стихотворение?

-Это стихотворение о мальчике Вове, который плохо ведет себя в школе.

Б) аналитическое чтение:

Чтение сложных по структуре слов.

(слова записаны на доске)

Непременно, продремавший, несомненно, подзатыльник.

Объяснение значения слова:

Бедовый-

(Повторное чтение стихотворения с заданием)

-Найдите в тексте слова-действия, которые относятся к герою.

-Вылетает, сбивает, переделал кучу дел, поставил три подножки, прокатился кувырком, на перила сел верхом, шлепнулся, получил подзатыльник, дал сдачи, попросил списать, сделал все, что мог, плетется, вздыхает.

-Как вы думаете, что хотел сказать автор этого произведения?

-Я думаю, что автор хотел обратить наше внимание на то, что Вова неправильно ведет себя в школе. Мы должны на уроках трудиться, а на перемене отдыхать. А Вова ходит в школу лишь для того, чтобы проказничать.

-Какие правила поведения в школе вы знаете?

5. Итог урока:

-Ребята, сравните, пожалуйста, произведения, с которыми мы с вами сегодня познакомились.

- Оба произведения совпадают по жанру и по теме.

6. Домашнее задание:

Для всех:

Читать выразительно стихотворение, показывая свое отношение к детям и Кате, выполнить задание в тетради стр. 15 №1, 3.

Задание 1 в учебнике.

        По желанию:  подготовить рассказ о Кате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 3 классе " Проверь себя. Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»

Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой   "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...

Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова

Презентация может быть использована на уроках внеклассного чтения во 2 классе по теме «Писатели – детям» с целью обобщения знаний о творчестве А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака и привития ...

Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова

Презентация может быть использована на уроках внеклассного чтения во 2 классе по теме «Писатели – детям» с целью обобщения знаний о творчестве А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака и привития ...

Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова

Конспект урока внеклассного чтения для 2 классе по теме «Писатели – детям» с целью обобщения знаний о творчестве А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака и привития детям любви к книги....

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака" Русские народные сказки о зиме "Два Мороза".

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Маршака, С Михалкова". Русские народные сказки о зиме .«Два мороза» во 2 «Б» классе . Учитель...