Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: С.В. Михалков «Хижина дяди Тома»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Автор учебника: Л.А. Ефросинина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_s.mihalkov.doc55 КБ
Office presentation icon mihalkov_hizhina_dyadi_toma.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе (19.04.2011г.)

Учитель: Иванова Т.В.

Тема: С.В. Михалков «Хижина дяди Тома»

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.Михалкова;

           Познакомить детей с произведением С.В. Михалкова «Хижина дяди Тома»;

           Расширять круг чтения детей;

           Развивать речь, выразительное чтение, образное мышление, любознательность;

           Развивать творческие способности, память, внимание, воображение детей.

           Воспитывать интерес к читательской деятельности, воспитывать положительные

           качества: дружелюбие, товарищество, взаимоуважение и т.д.

Оборудование: презентация к уроку «Жизнь и творчество С.В, Михалкова», гимн России, Мультфильм «Как старик корову продавал».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Звучит гимн Российской Федерации.

- Ребята, а почему вы встали? (Потому, что звучит гимн Российской Федерации).

-Послушайте небольшой отрывок из произведения

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча,

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.

 - А почему вы не встаете? (потому, что это обычное произведение).

- А  что у них общего?

-Ребята, вы не поверите, два совсем разных произведения по значимости объединяет один автор, Сергей Михалков. (слайд 2)

2. Сообщение темы урока.

-Тема сегодняшнего урока «Творчество Сергей  Михалкова».

3. Беседа по творчеству С.Михалкова.

Сергей Владимирович  Михалков родился 28 февраля 1913 года в Москве в семье Владимира Александровича Михалкова и Ольги Михайловны Михалковой (урождённой Глебовой). По отцовской линии он происходил из старинного дворянского рода Михалковых, усадьба которых частично сохранилась в городе Рыбинске.

-        Способности к поэзии у Сергея обнаружились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына известному поэту Александру Безыменскому, который положительно отозвался о них. В 1927 году семья переезжает в Ставропольский край (г. Пятигорск), и тогда Сергей начинает печататься. В 1928 году (в 15 лет) в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону) публикуется первое стихотворение «Дорога» (слайд 3 )

-        А какие произведения С.Михалкова вы знаете?

- А в каких жанрах работал С,Михалков?(слайд №4) (Сергей Михалков работал практически во всех литературных жанрах: он был российским писателем, поэтом, баснописцем, драматургом, военным корреспондентом во время Великой Отечественной войны, был автором текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации.).  А знаете ли вы, что он еще писал сценарии к мультфильмам?

- И сегодня мы просмотрим один из них.

4.Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

- Продал старик свою корову? Почему?

5. Физкультминутка «Как живешь?»

6. Литературная викторина по произведениям С.Михалкова

(слайд 5 )Трусы и рубашка лежат на песке,
Упрямец плывет по опасной реке.
(«Фома») 

Нос распух, не видно глаз,
Перекошена щека,
И впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
(«Щенок») 

 Говорят ему в кино,
Вы, товарищ, сядьте на пол.
Вам, товарищ, все равно.
(«Дядя Степа»)

(слайд 6 ) И живет он в новом доме,
Не готовый ни к чему.
Ни к тому, чтоб стать пилотом,
Быть отважным моряком,
Чтоб летать за пулеметом,
Управлять грузовиком.
Он растет, боясь мороза.
(«Про мимозу»)

Я вхожу одним из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет  («Прививка»)

(слайд 7 )Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головой залезла
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, в кружки,
В боты, в валенки, ботинки
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.
(«Где очки») 

(слайд 8 )Мы живем в одной квартире,

Все соседи знают нас.

Только мне звонить – четыре,

А ему – двенадцать раз.  («Мы с приятелем»)

Я карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним корову.    («Рисунок»)

(слайд 9)Это просто мальчик Витя.

Мамин Витя, папин Витя.

Из квартиры номер 6.

Это он лежит в кровати

С одеялами на вате,

Кроме плюшек и пирожных

Ничего не хочет есть.    («Про мимозу»)

(слайд  10 )Мишка кормит, Мишка поит –

Ловко я провел его!

А меня не беспокоит

Ровным счетом ничего!    (басня «Заяц – симулянт»)

(слайд 11 )Вот у Коли, например,

Мама милиционер.

А Толи и у Веры

Обе мамы инженеры.  «А что у вас»)

- А вы знаете, из какого произведения эта фраза?

На сцене шел аукцион:

Детей с отцами разлучали.

И звон оков, и плач, и стон

Со всех сторон в толпе звучали. (……)

7. Работа по учебнику.

- А это и будет продолжением темы нашего урока произведение С.Михалкова «Хижина дяди Тома» (слайд 12 ). Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу в 1852 г. написала роман «Хижина дяди Тома»(слайд 13), в котором рассказала о жизни рабов в Америке и жестокости рабовладельцев. В театрах мира и сейчас идет пьеса Хижина дяди Тома»  по роману Гарриет Бичер-Стоу. А поскольку Михалков был еще и переводчиком, то произведение английской писательницы он перевел на русский язык. А что у него получилось, мы сейчас посмотрим.

8. Словарная работа.

-Но прежде, чем читать это произведение, мы должны с вами разобрать те незнакомые слова, которые нам встретятся. (слайд 14 )

Аукцион – продажа вещей или имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

Аукционист – человек, ведущий аукцион

Оковы – кандалы

Плантатор – владелец плантаций, землевладелец

Доллар – денежная единица США

Черед – очередь

Раб – невольник, человек, обращенный в собственность, состоящий в полной власти от хозяина.

Выкуп - плата, деньги, которыми выкупают.

Валюта – иностранные деньги.

Набивает цену – повышает цену.

Порыв – сильное проявление чувства

9. Первичное чтение( учителем)

-Какие чувства у вас вызвало это произведение? (жалость, безысходность, ужас)

10. Вторичное чтение (детьми про себя)

-Ребята, а кто хотел бы быть на месте дяди Тома? Есть в классе такой человек? А почему нет? (Потому что это страшно испытать это чувство, быть проданным кому-то).

-А давайте посмотрим, какими словами, фразами вызывает Михалков в нас эти ощущения?

- Почему мы это чувствуем? Почему нам жаль дядю Тома? (читают отрывки).

-А кто хочет побыть на месте аукциониста? Есть такие? Как вы думаете, каким надо быть человеком, чтобы быть готовым продать людей? запись качеств на доске. (Безжалостным, бессовестным, быть подчиненным кому-то, как раб, значит выполнять чью-то волю, раб своих желаний, он делает это за деньги. Получается, что за деньги он готов это делать, уничтожать других детей)

- А без кого не состоится аукцион? (без покупателей)

-Равные, они готовы купить человека, это мелочные люди, безнравственные. Да, время такое, но чувство собственного достоинства потеряно. У негров его забрали, а люди остальные его просто потеряли. Это разные вещи.

-А кем бы вы хотели быть в этом эпизоде? Какую роль на себя вы бы взяли? Кто здесь положительный герой? (Девочка. Она ошарашена была, удивлена. Она пришла не потому, что она безнравственна, а потому, что испытала жалость к этому человеку.

-Ребята, а теперь я вам даю возможность еще раз прочитать это произведение самостоятельно, чтобы прочувствовать в себе то, что происходит, вызвать ощущение присутствия на этом аукционе. (чтение текста детьми)

11. Ролевое чтение

-Ребята, давайте сейчас попробуем прочитать каждую роль, вложив в нее качества этого человека. (На слайде выведены черты характера плантатора и людей.)

-Как вы думаете, у нас в классе есть ребенок, который сможет сыграть роль плантатора? Надо вложить в эту роль пренебрежение, безразличие к судьбе людей (слайд 15)

- Ребята, а смог ли ваш одноклассник передать голосом все качества этого человека? Получилось у него или нет?

(Аналогично разбирается роль людей – покупателей)(слайд 16)

-Если бы у вас была машина времени, кем бы вы точно не хотели стать?

12. Работа в тетрадях

-Откройте тетради, запишите дату, тему урока Сергей Владимирович Михалков, годы жизни ( 1913 – 2009). В каких жанрах работал, был: писателем, поэтом, баснописцем, драматургом, был автором текста двух гимнов, сценаристом.

-Запишите жанр произведения, с которым мы сегодня работали (стихотворение), название («Хижина дяди Тома»). Нарисуйте иллюстрацию.

13. Повторное чтение детьми.

14. Итог урока.

-Ребята, в какой фразе заключается главная мысль произведения?

(Добро сильнее, чем валюта!) (слайд 17)

15. Домашнее задание.

Стр. 98-100  - выразительное чтение, отвечать на вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С.В. Михалков «Хижина дяди Тома» Автор презентации: Иванова Т.В., учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 г. Наро - Фоминск

Слайд 2

Сергей Владимирович Михалков (1913 – 2009) Пером – оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу.

Слайд 4

С. В.Михалков писатель поэт баснописец сказочник драматург автор гимна сценарист

Слайд 5

Литературная викторина Трусы и рубашка лежат на песке, Упрямец плывет по опасной реке. («Фома») Нос распух, не видно глаз, Перекошена щека, И впиваясь, как игла, На хвосте жужжит пчела. («Щенок») Говорят ему в кино, Вы, товарищ, сядьте на пол. Вам, товарищ, все равно. («Дядя Степа )

Слайд 6

И живет он в новом доме, Не готовый ни к чему. Ни к тому, чтоб стать пилотом, Быть отважным моряком, Чтоб летать за пулеметом, Управлять грузовиком. Он растет, боясь мороза. («Про мимозу») Я вхожу одним из первых В медицинский кабинет. У меня стальные нервы Или вовсе нервов нет («Прививка»)

Слайд 7

Ищет бедная старушка За подушкой, под подушкой, С головой залезла Под матрац, под одеяло, Заглянула в ведра, в кружки, В боты, в валенки, ботинки Все вверх дном перевернула, Посидела, отдохнула, Повздыхала, поворчала И пошла искать сначала. («Где очки?»)

Слайд 8

Мы живем в одной квартире, Все соседи знают нас. Только мне звонить – четыре, А ему – двенадцать раз. («Мы с приятелем») Я карандаш с бумагой взял, Нарисовал дорогу, На ней быка нарисовал, А рядом с ним корову. («Рисунок»)

Слайд 9

Это просто мальчик Витя. Мамин Витя, папин Витя. Из квартиры номер 6. Это он лежит в кровати С одеялами на вате, Кроме плюшек и пирожных Ничего не хочет есть. («Про мимозу»)

Слайд 10

Мишка кормит, Мишка поит – Ловко я провел его! А меня не беспокоит Ровным счетом ничего! (басня «Заяц – симулянт»)

Слайд 11

Вот у Коли, например, Мама милиционер. А у Толи и у Веры Обе мамы инженеры. ( «А что у вас») На сцене шел аукцион: Детей с отцами разлучали. И звон оков, и плач, и стон Со всех сторон в толпе звучали…

Слайд 13

Гарриет Бичер-Стоу В 1852 г. написала роман «Хижина дяди Тома»

Слайд 14

Аукцион – продажа вещей или имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Аукционист – человек, ведущий аукцион. Оковы – кандалы. Плантатор – владелец плантаций, землевладелец. Доллар – денежная единица США. Черед – очередь. Раб – невольник, человек, обращенный в собственность, состоящий в полной власти от хозяина. Выкуп - плата, деньги, которыми выкупают. Валюта – иностранные деньги. Набивает цену – повышает цену. Порыв – сильное проявление чувства.

Слайд 15

Плантатор: Жестокость Бесчеловечность, безразличие к судьбе людей Грубость Скупость Пренебрежение Расчетливость

Слайд 16

Люди (покупатели): Жестокость Жадность Безнравственность Мелочность, ничтожность Отсутствие чувства собственного достоинства Бесчеловечность Цинизм

Слайд 17

«Добро сильнее, чем валюта!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец

Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...

Урок литературного чтения 4 класс по теме: С.В. Михалков басня "Зеркало"

На уроке учащиеся знакомятся с басней, развивают умение анализировать, передавать при чтении настроение с помощью интонации, силы голоса, темпа....

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "С.Михалков Рисунок, Если"(УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: С.В. Михалков «Если» , «Рисунок» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве С.В. Миха...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....