Тема:И.А.Бунин "Листопад"
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме

Кутнякова Ольга Анатольевна

Знакомство со стихотворением Бунина "Листопад", с биографией поэта. Творческая работа. Работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_uroku_chteniya.rar1.97 МБ
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc44 КБ

Подписи к слайдам:

Кутнякова Ольга Анатольевна учитель начальных классов МБОУ СОШ 31 п.Родники Белореченский район
Тема: И.А.Бунин «Листопад» Цели: учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, воображение, умение высказываться;воспитывать дружеские отношения в классе 1
1) Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна Грустную думу наводит она (Н.А.Некрасов) 2) Вот на ветке лист кленовый, Нынче он совсем как новый! Весь румяный, золотой, Ты куда, листок, постой? (В.Берестов) 3) Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. ( Константин Бальмонт) 
4) Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу (А.Майков)5) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В лазурь и в золото одетые леса…. (А.С. Пушкин) 
Иван Алексеевич БУНИН
Терем – в древности на Руси дом в виде башни.
Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.
Завороженный – очарованный, околдованный. Лиловый – фиолетовый, сиреневый. Золотой – жёлтый, изумительный. Багряный – красный. Лазурь – яркий светло-синий цвет.
Интернет ресурс http:/www.nsportal.ru


Предварительный просмотр:

Тема:   И.А.Бунин «Листопад »           Слайд 1.

Цели: учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас;

           развивать речь, память, воображение, умение высказываться;

           воспитывать дружеские отношения в классе.     Слайд 2.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс Л.Ф. Климанова;

                           мультимедийный проектор;

                           презентацмя к уроку.

 

                                                    Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

    Звучит музыка из альбома П.И..Чайковского «Времена года». «Октябрь».

II. Проверка домашнего задания

     Выразительное чтение стихов Н.А.Некрасова

III. Изучение нового материала. Актуализация знаний.

1. Введение в тему. Работа над загадкой.

- Отгадайте загадку:

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

(Осень)

– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает осенью).

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени) Слайд №

2. Творческая работа. Работа в группах.

   (Класс делится на 5 групп)

- Ребята, перед вами стихотворения об осени. Проиллюстрируйте их и представьте свою осень.   Слайд 3.

  1)  Поздняя осень. Грачи улетели,

       Лес обнажился, поля опустели,

       Только не сжата полоска одна

       Грустную думу наводит она                      (Н.А.Некрасов)

   2)  Вот на ветке лист кленовый,        

         Нынче он совсем как новый!

         Весь румяный, золотой,

       Ты куда, листок, постой?                                                (В.Берестов)                

3)   Поспевает брусника,

      Стали дни холоднее,

      И от птичьего крика

      В сердце стало грустнее.                                           ( Константин Бальмонт)

     

4)   Кроет уж лист золотой

      Влажную землю в лесу…

      Смело топчу я ногой

      Вешнюю леса красу                                                    (А.Майков)

5) Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса –

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В лазурь и в золото одетые леса….                               (А.С. Пушкин)

   (Иллюстрации вывешиваются на магнитную доску).        

– Ребята, у вас прекрасные работы, у каждого своя осень. Мы учимся быть хорошими вдумчивыми читателями..

3. Работа по картине И. Левитана «Золотая осень».    Слайд 4.

- Каков по-вашему замысел художника?

- Почему картина названа «Золотая осень?

- Когда лес бывает таким, каким он изображён на картине Левитана – в  начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

- Какое настроение у вас вызывает пейзаж?

IV. Сообщение темы и цели урока.

–  Сегодня мы познакомимся  с новым поэтическим произведением. Это стихотворение И.А.Бунина «Листопад».

1. Рассказ заранее подготовленного ученика о поэте.         Слайд 5.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

- Что вы узнали о Иване Алексеевиче?

- Каким себе его представили?

V. Физкультминутка.

      Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года».

VI. Работа над стихотворением «Листопад».

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Что вы представили, когда слушали стихотворение?

– Понравилось ли вам это стихотворение?

– Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас?

2. Словарно-лексическая работа.       Слайд 6 – 8.

    Завороженный – очарованный, околдованный.

    Лиловый – фиолетовый, сиреневый.

    Золотой – жёлтый, изумительный.

    Багряный – красный.

    Лазурь – яркий светло-синий цвет.

    Терем – на Руси дом в виде башни.

    Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.

3. Работа над содержанием стихотворения.                                                                         Чтение текста по частям, аналитическая беседа.

- Что напомнил осенний лес  И.А.Бунину?

- Найдите и прочитайте описание леса.

- Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (пестрота красок)

- Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой)

- Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)

- Что общего у терема и у березы? ( резьба на наличниках и листочков)

- Что Бунину напоминает оконца? ( просветы в небо между листвой)

- А почему оконца, а не окна? (маленькие).

- Бунин при описании осени использует не только краски, он обращается к нашей памяти запахов. Кто помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ( листьями, прелью)

- А чем пахнет лес у Бунина? Почему?

– Прочитайте следующие 2 строчки и подумайте.

– Почему слово Осень написано с большой буквы?

– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)

– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)

- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)

- Прочтите часть до слова «лес»

- Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? ( со двором)

- А что там? (паутина)

- С чем сравнивается паутина?

- А когда бывает много паутины? ( в теплые дни бабьего лета)

- Объясните слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора).

- Можно ли услышать тишину?

- Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины?

- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?

 Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.

- Прочитайте последние строки стихотворения.

- Как вы их понимаете? .

4.  Работа над выразительностью.

– Прежде, чем мы будем пробовать читать выразительно, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.

- Какое чувство мы должны передать? (тихое удивление, мы очарованы красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком)

-Прочитайте выразительно. Какое настроение передадите при чтении?

VII. Итог урока. Рефлексия.                                                                                                              - Что узнали о поэте?                                                                                                                        - Кому И.А.Бунин посвятил стихотворение «Листопад»?                                                           - Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

VIII. домашнее задание.

 Выучить стихотворение наизусть. Найти и прочитать другие стихи И.А.Бунина

IХ. Выставление мотивированных отметок.

Х. Организация на перемену.

       Урок окончен. Спасибо.