Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме:
    Произведения С.Я. Маршака. "Ландыш"

    Корниенко Татьяна Николаевна

    Урок литературного чтения в 3 класс по УМК "Начальная школа XXI века " по теме: "Произведения Маршака. "Ландыш".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    marshak_landysh_3_klass.doc115.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения

    УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс

    Тема: Произведения С.Я.Маршака. Стихотворение «Ландыш»

    Учебные задачи:

    1. Помочь детям вспомнить стихи и сказки С.Я.Маршака, изученные в школе и прочитанные самостоятельно;
    2. создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака «Ландыш»;
    3. ввести в круг учащихся произведения С.Я. Маршака (стихи о природе);
    4. способствовать формированию способности у учащихся к полноценному восприятию поэтического произведения; обучению анализу стихотворения;
    5. помочь детям увидеть образные языковые средства, использованные автором при создании стихотворения;
    6. закрепить понятия «эпитет», «сравнение», «олицетворение»;
    7. учить определять тему чтения;
    8. учить определять темп и тон чтения, соблюдать паузы и выделять логические ударения;
    9. развивать  творческие способности детей – учить сочинять стихотворения, используя изученные приёмы.
    10. создать условия для развития  речевой культуры учащихся;   развития связной речи учащихся; выразительного чтения;  для работы над уточнением значения слов.
    11. воспитывать интерес к чтению и литературному творчеству;
    12. учить пользоваться справочными книгами.

    Учебные умения:

    1. называть произведения С.Я.Маршака, вошедшие в круг чтения;
    2. выделять эпитеты, сравнения и олицетворения и понимать их значение;
    3. определять тон, темп и ритм чтения стихотворения;
    4. выделять логические ударения в стихотворных строках, указывать паузы в строфах;
    5. читать выразительно стихи С.Я.Маршака.
    6. называть книги С.Я.Маршака.

    Тип урока: Комбинированный.  Изучение и первичное закрепление нового материала.

    Технология: развивающая.

    Оборудование:

    1. портрет С.Я. Маршака,
    2. выставка его книг,
    3.   материал для речевой разминки: таблица с гласными, чистоговорки,
    4. учебник «Литературное чтение» (3 класс, 2 часть) Л. А.  Ефросининой.,  М.И.Омороковой,
    5.  рабочая тетрадь на печатной основе для учащихся 3 класса,
    6. толковый словарь русского языка О.И. Ожегова,
    7. материал для рефлексии («Словарь настроений»),  
    8. листы с творческим заданием,
    9. Аудиомагнитофон, кассета  «Звуки природы»,
    10. презентация к уроку.

    Этапы урока и их содержание:

    1. Организационный момент
    1. Урок литературного чтения (1 слайд)
    2. Дорогие ребята, поприветствуйте гостей, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые слова. Я верю, дети, что если эти слова как тихий теплый ручеек будут вытекать из вашей души, они обязательно воплотятся в добрые дела.
    3. Подравняйтесь, выпрямитесь, проверьте, все ли готово к уроку и пошлите мне сигнал.
    4. Настрой на урок (2 слайд)

    - В словаре настроений  подчеркните, пожалуйста, слова, которые соответствуют вашему настроению к началу урока и обоснуйте. Посмотрим, как оно изменится к концу урока. (Выслушиваются ответы детей.)

    Словарь настроений

    ОЖИДАЮЩЕЕ           СПОКОЙНОЕ       ПРИПОДНЯТОЕ     ЛИКУЮЩЕЕ      МЕЧТАТЕЛЬНОЕ

    ВОЛНИТЕЛЬНОЕ      СДЕРЖАННОЕ       ЭНЕРГИЧНОЕ    БЕСПОКОЙНОЕ

    (На партах лежат листочки со «Словарём настроений»)

    - Я уверена,  что, не смотря на то, какое бы ни было ваше настроение в данный момент, к концу урока оно будет отличным!

    - Пусть наш урок пройдёт под девизом: (3слайд)

    Пусть каждый день и каждый час

    Вам новое добудет.

    Пусть добрым будет он у вас,

    А сердце добрым будет.

    1. Речевая разминка(4 слайд)

         1) Упражнения в постановке правильного речевого дыхания.

             а) «Глубокий вдох – на выдохе чётко произносим гласные звуки  АОУЫЭ»

             б)  «Надуем и сдуем шарик»

         2) Артикуляционная гимнастика.

    а)  «Губы в улыбке» – «Губы в трубочку» - (чередование упражнений 4-5 раз)

    б)  «Лошадка»

         3) Дикционные упражнения

          Проговаривание чистоговорок:

         Са-са-са – на дворе роса.

         За-за-за – прилетела стрекоза.

    -  Прочитайте чистоговорку про себя.

    -  Шепотом по слогам.

    -  Прочтите целыми словами.

     -  Произнесите хором первую чистоговорку- мальчики, вторую чистоговорку- девочки:

                                                  Трёхкратное произношение:

    1  ряд –  произнесите медленно - тихо

    2  ряд – произнесите быстрее – громче

    3  ряд – произнесите быстро – громко

    1. Постановка целей урока. Актуализация знаний.
    1. Постановка целей и задач урока (5 слайд)

    - Продолжите фразы, чего вы ждёте от урока:

    Повторим….

    Успешно справимся….

    … оценивать…

    Выявим трудности…

    Расширим…

     (Ответы детей)

     - Сегодня мы будем тренировать свою память, учиться выразительно читать и сочинять свои стихи.

    1. Проверка домашнего задания.
    1. Анализ выставки детских рисунков  и книжной выставки.

    (Выставка книг С.Я. Маршака и детских рисунков  по произведениям Маршака)

    - На каникулах вы много читали, подтверждением этого служат ваши иллюстрации к любимым произведениям. Что вы читали? Что изобразили? (Ответы детей)

    - Меня особо заинтересовали некоторые иллюстрации, я поместила их отдельно от других. Как вы думаете, почему? (Потому что это – иллюстрации к произведениям С.Я. Маршака  «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Кот и лодыри», «Терем-теремок», «Почта», «Усатый-полосатый» и др.).

    - Какой вывод можно сделать? (Возможно,  сегодня на уроке мы будем изучать произведения С.Я. Маршака)

    - Да, действительно, это так. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений С.Я. Маршака. Но прежде,  мы вспомним произведения, которые читали вам в детстве родители, те которые изучали в 1-2 классах.

    1. Повторение произведений С.Я.Маршака (Игра «Вспомни!»)

    (Работа в парах)

    -  Давайте вспомним  стихи и сказки С.Я.Маршака.  На партах у вас лежат карточки  с отрывками из стихотворений.   Вы должны вспомнить название стихотворения и прочитать наизусть продолжение. Работаете в паре, один человек читает строки из произведения,  другой – наизусть продолжение  несколько строк.

    1. Кто стучится в дверь ко мне

         С толстой сумкой на ремне? (6 слайд)

    (С цифрой 5 на медной бляшке,

    В синей форменной фуражке?

    Это он,

    Это он,

    Ленинградский почтальон.

    У него

    Сегодня много

    Писем

    В сумке на боку –

    Из Ташкента,

    Танганрога,

    Из Тамбова

    И Баку.

    («Почта»)

    2. Захотела девочка котёнка выкупать, (7 слайд)

    Принесла

    Кусочек

    Мыла

    И мочалку

    Раздобыла,

    И водицы

    Из котла

    В чайной

     Чашке

    Принесла.

    Не хотел котенок мыться –

    Опрокинул   он  корытце

    И в углу за сундуком

    Моет лапку языком.

    ВОТ КАКОЙ ГЛУПЫЙ КОТЁНОК!

     («Усатый-полосатый»)

    3.Рвать цветы легко и просто (8слайд)        

    Детям маленького роста,

    Но тому, кто так высок,

    Нелегко сорвать цветок!

    («Жираф») Цикл «Детки в клетке»)

    4. Собирались лодыри на урок, (9 слайд)

    А попали лодыри на каток.

    Толстый ранец с книжками

    На спине,

    А коньки под мышками

    На ремне.

    Видят лодыри:

    Из ворот

    Хмурый и ободранный

    Кот идёт.

    («Кот и лодыри»)

    5.Дали туфельки слону….( 10 слайд)

    Взял он туфельку одну

    И сказал: - Нужны пошире,

    И не две, а все четыре!

    («Слон») Цикл «Детки в клетке»)

                                                                         

    6.Дама сдавала в багаж   (11 слайд)

    Диван, чемодан, саквояж,

    Картину, корзинку, картонку

    И маленькую собачонку.

    Выдали даме на станции

    Четыре зелёных квитанции

    О том, что получен багаж:

    Диван,

     Чемодан,

    Саквояж,

    Картина,

    Корзина,

    Картонка

    И маленькая собачонка.

    Вещи везут на перрон.

    Кидают в открытый вагон.

    Готово! Уложен багаж:

    Диван,

     Чемодан,

    Саквояж,

    Картина,

    Корзина,

    Картонка

    И маленькая собачонка.

    («Багаж»)

    7. Вместо шапки на ходу  (12 слайд)

    Он надел сковороду.

    Вместо валенок перчатки

    Натянул себе на пятки.

    Вместо валенок перчатки

    Натянул себе на пятки.

    Вот какой рассеянный

    С улицы Бассейной!

    («Вот какой рассеянный»)\

    8. Пела ночью мышка в норке: (13 слайд)

    -     Спи  мышонок, замолчи!

         Дам тебе я хлебной корки

        И огарочек свечи.

        Отвечает ей мышонок:

    - Голосок твой слишком тонок.

    Лучше, мама, не пищи,

    Ты мне няньку поищи!

    («Сказка о глупом мышонке»)

    9.Вот живут они – лягушка, (14 слайд)

    Ёж, петух и мышь-норушка.

    Мышь-норушка толокно толчёт,

    А лягушка пироги печёт.

    А петух на подоконнике им играет на гармонике.

    Серый ёж свернулся в клубок,

    Он не спит – сторожит теремок.

    («Терем-теремок»)

    10.Мой  (15 слайд)

    Весёлый

    Звонкий

    Мяч,

    Ты куда

    Помчался

    Вскачь?

    Жёлтый,

    Красный,

    Голубой,        

    Не угнаться

    За тобой!

    Я тебя ладонью хлопал,

    Ты скакал и звонко топал.

    Ты пятнадцать раз подряд

    Прыгал в угол и назад.

    А потом ты покатился

    И назад не воротился.

    Покатился в огород,

    Докатился до ворот,

    Подкатился под ворота,

    Добежал до поворота.

    Там попал под колесо.

    Лопнул, хлопнул –

    Вот и всё!

    («Мяч»)

    11.Вот полюбуйтесь на игру (16 слайд)

    Двух австралийских кенгуру….

    Они играют в чехарду

    В зоологическом саду.

    («Кенгуру») Цикл «Детки в клетке»)

    ******

    12.На свете старушка (17 слайд)

    Спокойно жила,

    Сухарики ела

    И кофе пила.

    И был у старушки

    Породистый пёс,

    Косматые уши

    И стриженный нос.

    («Пудель») (Приложение 1 )

    1. Работа над новым материалом.
    1. Сообщения детей о С.Я. Маршаке  (3 человека делают сообщения у доски)

    Самуил Яковлевич Маршак (портрет С.Я.Маршака)(18 слайд)

    1. Самуил Яковлевич Маршак родился в 1887 году и провёл раннее детство в небольшом городе Острогожске Воронежской Губернии. Рано, ещё в детстве, начал писать стихи, которые печатались в дореволюционных журналах. С 1904 года по счастливому стечению обстоятельств он смог учиться в одной из лучших гимназий в Петербурге. Между тем жизненная биография Маршака  складывалась далеко не просто: вынужденный прервать занятия в гимназии из-за слабого здоровья, он столкнулся непреодолимыми трудностями при поступлении  в университет.
    2. Уехал учиться в Англию. Учился в Лондонском университете на факультете искусства. Каникулы проводил, путешествуя пешком по стране, уходил с рыбаками в море, жил в лесной школе в Южном Уэльсе, слушал английские народные песни, переводил народные баллады. Пребывание в стране дало молодому поэту то подлинное знание  языка, литературы. Своё, особое ощущение среды, народа, без которых  он не смог бы стать таким глубоким и проникновенным переводчиком английских поэтов, каким мы знаем его теперь.
    3.  Летом 1914 года, перед самым началом  первой мировой войны, Маршак вернулся  в Россию. В начале 20-х годов в Краснодаре Маршак создаёт театр для детей.  Для этого театра  он пишет пьесы-сказки по мотивам русской народной поэзии. Прошло много лет после смерти С.Я.Маршака, но его произведения для детей живут, переиздаются не только в нашей стране, но и за рубежом. С.Я.Маршак любил детей и написал очень много стихов для них.
    1. Чтение детьми вводной статьи «С.Я.Маршак», с. 88 учебника (1 человек читает вслух)

    Имя Маршака знают даже  самые маленькие дети, так же как и его стихи.

    Ты прочитаешь стихи С.Я.Маршака. Подумай, что хотел сказать поэт, как читаются его произведения, почему они легко запоминаются.

    1. Загадка:

    - В книге для чтения помешены два произведения С.Я.Маршака, какое из них мы будем изучать сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:

         «Белые горошины на зелёной ножке» (Ландыши)

    1. Работа со стихотворением С.Я.Маршака «Ландыш»
    1. Слово учителя:

    - Сегодня у нас новые открытия поэзии. Мы будем читать стихотворение С.Я.Маршака «Ландыш». Интересно, что оно нам откроет, чем удивит? Что даст его поэзия?

    1. Выразительное чтение  стихотворения учителем с. 89-90  (Учитель читает медленно, останавливаясь на отдельных местах, как бы вдумываясь в них. После чтения пауза.)

    - Поделитесь своими мыслями, чувствами. (Ответы детей)

    -  Когда  как вы будете читать стихотворение, обратите внимание на  непонятные слова, подчеркните их.

    1. Самостоятельное чтение стихотворения  учащимися (про себя) с заданием:

    - Подумайте, какие два весенних образа представились вам в этом стихотворении? (Чёрный лес, он ещё не распустился и  ландыши.)

    (Показ учителем рисунка ландыша(19, 20 слайды ))

         - Посмотрите на рисунок с изображением ландыша. Рассмотрите его. Какой он на самом деле? (Белый, чистый, нежный. Цветы похожи на бубенчики.)

    - Что вы знаете о ландышах?

    Сообщения детей о ландышах

    1. Ландыши распускаются в конце весны. Их  хрупкие ароматные цветки на тонких стебельках-цветоножках напоминают маленькие белоснежные фарфоровые бокальчики. Однако рвать ландыши запрещено законом: этого чуда природы в наших лесах становится всё меньше.
    2. Ландыш не только  красив, он ещё и целебен. В нём есть вещества, которые помогают лечить сердце и почки, успокаивают нервы. А парфюмеры очень ценят ландышевое эфирное масло и делают из него духи. (Сообщения двух детей)

    - Давайте представим себе ландыш.

    4.  Дыхательная медитация

    1) - Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат ландыша… Нежный аромат ландыша… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: На вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

    2) Дышим глубже

    Носом – вдох,

    (Поднимание рук – на вдохе.)

    А выдох – ртом,

    (Свободное опускание рук – на выдохе.)

    Дышим глубже,

    А потом –

    Марш на месте,

    Не спеша,

    Коль погода хороша!

    1. Словарная работа (21слайд)

    Объят - обхвачен, обнят, заключён в объятия.

    Жемчужины – 1) зерно жемчуга, твёрдого вещества, образующегося в раковинах некоторых моллюсков, обычно белого или розового цвета. 2)  перен. - сокровище, украшение (высок.)

               Спелёнутый – от слова пеленать, заворачивать в пелёнки.

    Томиться - мучиться,  испытывать тягость от чего-либо

    1. Беседа по содержанию, выборочное чтение стихотворения.

    1) - Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение картиной леса? Что он «обрамляет» (вставляет в рамку)? (Ландыш – как клад, как драгоценность, спрятанная в лесной глуши. Лес ещё чёрный, без листвы, - как тёмная закрытая шкатулка, внутри которой, в самой глубине, лежит ниточка жемчуга на зелёной шёлковой подкладке.)

    2) - В каких именно образах С.Маршак передаёт своё восхищение необыкновенным цветком? (Сравнение ландыша с ниточками, на которых дрожат жемчужины. Бутоны ландыша - круглые бубенчики, венчики колокольчиков весны.) Прочитайте.

    Бутонов круглые бубенчики

    Ещё закрыты и плотны,

    Но солнце раскрывает венчики

    У колокольчиков весны.

    - Выражение: Но солнце раскрывает венчики – метафорический аксоморон.

    1. –Как поэт передаёт чистоту и хрупкость цветка? Прочитайте.

    Природой бережно спелёнутый ,

    Завёрнутый в зелёный лист,

    Растёт цветок в глуши нетронутой,

    Прохладен, хрупок и душист.

    4) - Почему автор говорит о ландыше, как о ребёнке?  

         - Как лес относится к ландышу?  (Бережно, любя.)

    - Слово спелёнутый яркая метафора,  цветок сравнивается с ребёнком, которого мама бережно спеленала. Показаны первые признаки пробуждения от зимнего сна.

    - Как вы понимаете выражение «глушь нетронутая»? (Ответы детей)

    Выражение – «глушь нетронутая» – метафорический эпитет (сравнение).

    5) - Какой из этих образов помогает вам представить ландыш?

    6)-  Какие слова поэта представляются каждому из вас наиболее точными и пронзительными? (Особенно  две первые и четыре последние строчки.) Прочитайте.

    Чернеет лес, теплом разбуженный,

    Весенней сыростью  объят…

    - Лес благоухает, когда он раскрывается во всей своей красе, когда распускаются почки, появляются первые листочки. В воздухе ощущаются ароматы весны, а пока он томится, ожидает своего часа пробуждения. Прочитайте.

    Томится лес весною раннею,

    И всю счастливую тоску,

    И всё своё благоухание

    Он отдал горькому цветку.

    - Как вы понимаете выражение «горький цветок»? (Ландыш -  цветок красивый, но его плоды ядовиты, их могут есть только птицы и дикие животные. Несоответствие признака, такое же,  как и в  выражении «горячий снег».)

    7) - Какой образ леса создаёт поэт?

    - Какой приём использует автор, когда говорит о лесе и о ландыше? (Олицетворение, т.е. он наделяет их человеческими чувствами и поступками.)

    - Найдите в тексте сравнения, метафоры. (Цветочки ландыша сравниваются с жемчужинами, бубенчиками, венчиками, поэт  называет цветки ландыша- колокольчиками весны.)

    8) - Как лес относится к ландышу?  (Бережно, любя.)

    - Да, ребята. Художественный образ – это что-то глубокое, многослойное: тонкий, хрупкий, нежный, ароматный цветок как будто на глазах раскрывается. Это колокольчик весны. Это – красота весенних дней. И тут же – тоска, но счастливая. Тут же – чернеет и томится лес. Оказывается, бывает счастливая тоска! («Томиться – мучиться,  испытывать тягость от чего-либо» С.И.Ожегов «Словарь русского языка») с. 654 .Томиться – это и ожидание чего-либо  очень желанного.

    9)-  А скажите, вы поняли, как надо читать это стихотворение? (Нежно, тихо.)

    7. ФИЗПАУЗА (Волшебный сон)  (Приложение 2)

    1. Работа с обложкой  к стихотворению

    1) – Составим модель обложки к данному произведению, но прежде вспомним, с какими литературными жанрами мы уже знакомы.

    - Какой жанр обозначается данной фигурой (Показываю  и т.д., дети отвечают).

    - Приведите примеры. (Ответы детей)

    2)  Выбор заданной информации из предложенной:

    - Перед вами макеты обложек.

    - Выберите обложку, которая подходила бы к данному произведению.

    - Назовите жанр произведения. (Стихотворение)

    - Тема произведения (О природе).

    - Какой макет подходит к данному произведению?  (Второй).

    1. Чтение стихотворения детьми с выполнением задания  в рабочей тетради № 2, с.30, расстановка логических ударений, пауз, подготовка к выразительному чтению. , (22 слайд)

    Самуил Яковлевич Маршак «Ландыш»

    1. Точное слово

    Подчеркни слова, помогающие нам увидеть лес и ландыш

    Чернеет лес, теплом разбуженный I

                            ˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜

    Весенней сыростью объят. II

      ˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜

    А уж на ниточках I жемчужины

    От ветра каждого дрожат. II

                                     ˜˜˜˜˜˜˜˜˜

    Природой бережно спелёнутый, I

                          ˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜

    Завёрнутый в зелёный лист, I

                                      ˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜

    Растёт цветок в глуши нетронутой, I

    Прохладен, хрупок и душист. II

    ˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜

    Бутонов круглые бубенчики

    Ещё закрыты и плотны, I

    ˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜

    Но солнце раскрывает венчики

    У колокольчиков весны. II

    ˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜

    Томится лес весною раннею, I

    ˜˜˜˜˜˜˜˜

     И всю счастливую тоску, I

    И всё своё благоухание

    Он отдал горькому цветку. II

    1. Выбор

    Как поэт относится к природе? Выбери ответ или напиши свой:

    с печалью            с уважением                   с восхищением.

    ______________________________________________

    1. Поиск

    - Как автор говорит о «счастливой тоске» леса? Как можно  объяснить?

    «Счастливая тоска» - это ожидание чего-либо  очень желанного, ожидание леса раскрыться во всей своей красе, но в томлении.

    1.  Физпауза «На лугу растут цветы»

    На лугу растут цветы

    Небывалой красоты.

    (Потягивания – руки в стороны.)

    К солнцу тянутся цветы.

    С ним  потянись и ты.

    (Потягивания – руки вверх)

    Ветер дует иногда,

    Только это не беда.

    (Дети машут руками, изображая ветер.)

    Наклоняются цветочки,

    Опускают лепесточки.

    (Наклоны.)

    А потом опять встают

    И по-прежнему цветут.

    1.  Выразительное чтение стихотворения (4 ученика читают стихотворение по четверостишию, затем один ученик читает стихотворение целиком)

    - Вы очень красиво читали стихотворение, вы прониклись мыслями, чувствами поэта, сумели показать красоту, нежность и хрупкость ландыша, показать бережное  отношение леса к своему «ребёнку» - ландышу.

    1.  Творческое задание «АКРОСТИХ»

    - На уроке мы знакомились с поэтическим произведением. Написать стихотворение может только очень наблюдательный, вдумчивый, творческий человек. Сегодня мы тоже попробуем себя в роли юных  поэтов.

    - Помните, как мы сочиняли стихи на предыдущих уроках? (По заданным рифмам)

    - Сегодня  я не буду давать вам рифму, а  задам вам тему стихотворения: Весна. Вы напишите «АКРОСТИХ». Первая буква каждой строчки, указана на листочке:

    В___________________________________

    Е ___________________________________

    С___________________________________

    Н___________________________________

    А___________________________________

     (У каждого ребёнка на парте листочки для написания акростиха)

    - Какие звуки вы услышите в лесу? (Пение птиц, журчание ручейка, треск сухих веточек под ногами….)

    - Какие звуки должны повторяться в словах, чтобы мы услышали звуки леса в стихотворении?

    - Какие слова вы возьмёте для своего стихотворения?

    - Как вы думаете, какое должно быть настроение у нашего стихотворения? (Веселое, приподнятое, лирическое, но не  грустное, не унылое, не тоскливое)

    Звучит аудиозапись «Звуки леса».  Дети пишут «АКРОСТИХИ».

    9.Чтение полученных «АКРОСТИХОВ»

    (Приложение 3)

    1. Итог урока.

    - Вернёмся к вопросу, который мы читали в начале урока и попытаемся на него ответить. Что хотел сказать поэт в своем стихотворении «Ландыш»?  Как читаются его произведения, почему они легко запоминаются

    VII. Домашнее задание (дифференцированное).  (23 слайд)

    1. Выучить стихотворение наизусть, читать понравившиеся стихотворения С.Я. Маршака (для всех).
    2. Нарисовать рисунок ландыша (по желанию)
    3. Сочинить мини-стихотворения на тему  «Ландыш» или «Весенний лес» (по желанию) или закончить акростих на тему «ВЕСНА» (Приложение 3, Приложение 4)
    4. Попытаться составить «Маршак-азбуку», т.е. на каждую букву алфавита вспомнить одно или несколько стихотворений, сказок, пьес С.Маршака (отдельной группе учащихся)

    VIII.  Рефлексия.  (24 слайд)

    - Отметьте слова, которые соответствуют вашему настроению. Изменилось ли оно и почему? (Ответы детей)

    Словарь настроений

    Словарь настроений

    ОЖИДАЮЩЕЕ           СПОКОЙНОЕ       ПРИПОДНЯТОЕ     ЛИКУЮЩЕЕ

    МЕЧТАТЕЛЬНОЕ

    ВОЛНИТЕЛЬНОЕ      СДЕРЖАННОЕ       ЭНЕРГИЧНОЕ    БЕСПОКОЙНОЕ

    (На партах лежат листочки со «Словарём настроений»)

    - Урок хочется закончить словами С.Я.Маршака: (25слайд)

    «Пусть каждый день и каждый час

    Вам новое добудет.

    Пусть добрым будет он у вас,

    А сердце добрым будет

    Даже по делу спеша, не забудь!

    Этот короткий путь –

    Тоже частица жизни твоей.

    Жить и в пути умей!»

    С.Я.Маршак

    (Чтение вслух детьми)

    Приложение 1.

    Раздаточный материал для игры «Вспомни!» (работа «в парах)

    1. Кто стучится в дверь ко мне

    С толстой сумкой на ремне?

    1. Захотела девочка котёнка выкупать,

    Принесла кусочек  мыла

    И мочалку раздобыла,

    И водицы из котла

    В чайной чашке принесла.

    1. Рвать цветы легко и просто

    Детям маленького роста,

    1. Собирались лодыри на урок, 

    А попали лодыри на каток.

    1. Дали туфельки слону….
    2. Дама сдавала в багаж  

    Диван, чемодан, саквояж,

    Картину, корзинку, картонку

    И маленькую собачонку.

    1. Вместо шапки на ходу  

    Он надел сковороду.-

    1. Пела ночью мышка в норке:

    - Спи  мышонок, замолчи!

    1. Вот живут они – лягушка,

    Ёж, петух и мышь-норушка.

    1. Мой  весёлый  звонкий мяч,

    Ты куда помчался вскачь?

    1.  Вот полюбуйтесь на игру

    Двух австралийских кенгуру….

    1. На свете старушка спокойно жила,

          Сухарики ела и кофе пила…

    Приложение 2.

    Физпауза

    Волшебный сон

    Реснички опускаются…

    Глазки закрываются…

    Мы спокойно отдыхаем…

    Сном волшебным засыпаем….

    Дышится легко… ровно… глубоко…

    Наши руки отдыхают…

    Отдыхают… Засыпают…

    Шея не напряжена

    И рас-сла-бле-на…

    Губы чуть приоткрываются…

    Всё чудесно расслабляется…

    Дышится легко… ровно…глубоко… (Пауза)

    (Громче, быстрей, энергичней.)

    Хорошо нам отдыхать!

    Но уже пора вставать!

    Крепче кулачки сжимаем.

    Их повыше поднимаем.

    Потянулись! Улыбнулись!

    Всем открыть глаза, не спать!

    Приложение 3.

    Акростихи детей «ВЕСНА»

    Весна пришла.

    Её душа не тронута.

    Солнце ярко светит в вышине.

    На ветках почки распустились.

    Ах, как прекрасна весна!  

    Яцуценко Владислав

    Весна пришла.

    Её душа не тронута.

    Солнце ярко светит в вышине.

    На ветках почки распустились.

    Ах, как прекрасна весна!

     Богачёв Николай

    Весенние цветочки расцветают.

    Ещё низкая травка стоит.

    Соловьи всё громче поют.

    Наступает прекрасная пора.

    Ах, какая красивая весна!

    Угланов Андрей

    Весна в окно стучится,

    Её пришла пора.

    Солнышко в небе искрится,

    Нас согревает с утра.

    Ах, какая славная весна!

    Корякин Кирилл

    Вот какая настала пора,

    Если жизнью  всё вокруг задышало!

    С неба музыка, как бы слышна,

    На земле веселее стало.

    А весна – королева бала!

    Киреев Дмитрий

    Весна – прекрасная пора!

    Её приходу все мы рады.

    Светит солнышко с утра,

    На небе пляшут облака.

    Ах, что за чудо – весна!

    Усачёва Виктория

    Весенний цветок встречает

    Ещё непроснувшийся день.

    Солнце радостно ласкает

    Нарастающим теплом

    Астры, ландыши,  сирень.

    Пуликовская Екатерина

    Весна наступила.

    Ещё лежит снег.

    Солнце пригревает.

    На деревьях появляются почки,

    А птицы с юга летят.

    Никулин Михаил

    Весна!

    Её всегда мы ждём.

    Снега с её приходом тают.

    На реках сходят корки льда,

    А всё живое расцветает!

    Фролова  Анастасия

    В лесу повеяло весной,

    Её мы все так долго ждали.

    Сосна  с берёзой и ольхой

    На солнце вдруг затрепетали,

    А с юга птицы уж летят домой.

    Коваленко Вероника

    Весело сияет солнце в вышине,

    Еле шевелятся ландыши в траве,

    Синее небо  отражает красу

    Нет ничего лучше,

    Ах, как чудесно весною в лесу!

    Никифорова Анастасия

    Приложение 4.

    Мини-стихотворения на тему «Весенний лес»

    Красив и нежен лес весенний,

    Сияет солнышко с небес.

    И распустился ландыш первый,

    Он – просто чудо из чудес!  

    Никифорова Анастасия

    Как прекрасен весенний лес!

    И как много в нём чудес!

    На зелёной скатерти травы

    Ландыши красивые видны!

    Харитонов Илья

    Стоит такой прекрасный день!

    Сидеть в квартире просто лень.

    Пойдём скорей в весенний лес

    Там много сказочных чудес.

    В лесу растут цветы-ландыши

    Необычайной красоты

    Шахова Екатерина

    Вот и ландыш показался первый,

    Белая головка.

    Вылез, солнышко увидел,

    Потянулся ловко.