конспект урока по чтению.3 класс. Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Свиридова Ольга Александровна

Данный урок "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок" учит детей глубоко мыслить, размышлять над тем, чем занимаешься. Дети начинают понимать, что время нужно беречь, собирают в кузовок пословицы, с большим интересом включаются в различные виды деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения.

Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок!»

3 класс.

Цель: вспомнить главных героев, проанализировать текст, выяснить главную мысль рассказа, развивать навыки выразительного чтения, воображение, речь детей, умение связно излагать свои мысли, воспитывать уважение к ближним.

1.Оргмомент

Добрый день, ребята!  Очень рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне.

2.Речевая разминка.

Проведём речевую разминку. Поможет нам Егорка. Я произношу стих, вы делаете вот так (пляшут языком во рту).

- Чики-чики-чики-чок.

Пусть попляшет язычок.

Повторите цо-цо-цо!

Вышла цапля на крыльцо.

Повторите жа-жа-жа!

Цапля встретила ежа!

Чики-чики-чики-чок.

Ты пляши, мой язычок.

Хлоп в ладошки.

У Егорки хороши скороговорки!

А одна-то перед нами

Произнесём – ка вместе с вами.

(1 слайд)

Дети ягодки искали.

Вместе все их собирали.

Раз,два,три,четыре,пять

Кузовок полный опять!

(дети хором повторяют)

Чики-чики-чики-чок

Побыстрее язычок!

(повторяют, увеличивая темп)

Чики-чики-чики-чок

Ещё быстрее язычок!

(повторяют очень быстро, но чётко)

Чики-чики-чики-чок

Отдохни мой язычок!

- Ребята, а как вы думаете, почему сегодня Егорка нам приготовил скороговорку про ягодку?

                   ( проходим рассказ «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок!»).

-Совершенно верно. Вы на прошлом уроке читали этот рассказ. А кто же автор? ( Борис Викторович Шергин).

(2 слайд)

3. Сообщение темы и задач урока.

Вот и сегодня мы с вами продолжим работать над этим произведением, вспомним главных героев, выясним, что до нас хотел донести автор, какова главная мысль рассказа.

4. Работа по теме урока.

                             ( стук в дверь)

-Ой, ребята, вы ничего не слышите? Кажется, кто-то пришёл. Смотрите, чудеса! Вам посылку никто не должен был прислать? Ой, да это же для нас с вами.

                              ( посылка, раскрываю)

-Здесь какие-то вещи. Давайте разберёмся, чьи они?

                        ( показываю папку с чертежами)

Наверное, она принадлежит какому-то важному, представительному человеку? В папке эскизы, чертежи. Как вы думаете, чья она?

                                    ( мастера)

Почему вы так решили? (ответы). Хорошо.

Как ещё можно назвать мастера? (учитель, наставник, руководитель)

(слайд 3)

                  ( достаю вещи бабушки: очки, клубок со спицами)

-А это чьи вещи?                

                                     (Бабушки)

- Прочитайте  строчки, из которых можно узнать о Ваниной бабушке. Опишите её. (Читают). Молодцы!

-А вот ещё вещица. Чья она? (достаю доску)

                                ( Мити)

-Почему вы так решили, докажите словами из текста.

(зачитывают)

-Какое поручение выполняет Митя в нашем рассказе? Прочитайте.

( делает столешницу для академии).

-Почему именно ему дали это задание? Найдите подтверждение в тексте.

( У Мити выходило всё красовито и нарядно).

-Как вы думаете, легко ли было выполнить эту работу? Почему?

(Любая работа требует внимания, усидчивости, трудолюбия).

Сегодня мы будем мастерами своего дела и постараемся изготовить свою столешницу. Вырезать из дерева мы не будем, нам пригодятся другие знания и умения. Наша столешница появится тогда, когда мы выполним все задания, переданные нам в посылке.

Список дел (показываю)

  1. Найти хозяев вещей
  2. Подтвердить мысли словами из текста.
  3. Подумай и правильно ответь.
  4. Прочитай   выразительно.
  5. Поиграй в игру «Кузовок».
  6. Разберись, что к чему?

(слайд 4)

(На доске  ватман, поделённый на 6 частей. Изображение закрыто.  По ходу выполнения заданий одна часть открывается, затем другая, 3,4,5,6. Если все задания выполнены, должна открыться столешница)

-С первым заданием мы уже справились (переворачиваю лист, появляется первая часть столешницы)

-Второе тоже выполнили (переворачиваю второй лист, 2 часть столешницы)

-Какое же третье задание?

                     («Подумай и правильно ответь»)

-Ребята, назовите главных героев рассказа? (бабушка, мастер, Митя)

 -За кого из них мы больше всего переживаем? (за Митю).

-Почему? Чем вызвана тревога? (не знаем, успеет или нет).

-Всё ли правильно вначале делал Митя? (нет).

-В чём его ошибка? (не распределил время).

-На что он надеялся? (что всё успеет).

-Когда он осознал, что поступил неправильно? ( В субботу).

-Кто помог ему исправиться? (мастер)

- Какой мудрости он научил Митю? (за день делать узор размером с ладошку).

- Почему бабушка закончила свой рассказ словами «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Как это относится к Мите? Ведь он же ягодки не собирал? Что здесь имеется ввиду?  

(постепенно делая своё дело, придёшь к ожидаемому результату, т.е. к полному кузовку).

-Молодцы! Мы справились и с этим заданием.

                                         ( переворачиваю третий лист, 3 часть столешницы).

-Четвёртое задание «Прочитай  выразительно». А  что прочитать? Ой, да тут конверт. А вот и отрывки из нашего рассказа.

(слайд 5, 6, 7)

                             ( дети читают три отрывка)

-Молодцы!

                  (открываю четвёртый лист, 4 часть столешницы).

-Смотрите, какая красивая столешница.

Ребята, дальше нам предлагают поиграть. У вас на столах лежат ягодки. Посмотрите, что на них написано? (пословицы).  Давайте прочитаем некоторые из них. Посмотрите, какой у меня кузовок. Красивый? (да). Но он пуст. Давайте соберём в него клубнички. Как вы думаете, все ягодки положим в кузовок?

( Да, нет).

Почему так решили? Так какие же мы поместим в корзинку?

( Пословицы, которые подходят к нашему рассказу).

(Каждая парта читает пословицу и решает, опускать ли ягодку в кузовок или нет)

-Холода не бойся – сам по пояс мойся (нет)

-Любишь кататься, люби и саночки возить (нет)

-Нету лучшего дружка, чем родная матушка (нет)

-У семи нянек дитя без глаза (нет)

-Хлеб всему голова! (нет)

-Кто любит трудиться, тому без дела не сидится (да)

-Труд делает человека умелым (да)

-Терпение и труд всё перетрут (да)

-Дорогу осилит идущий (да)

-Умелые руки не знают скуки (да)

-Не учись безделью – учись рукоделью (да)

-Молодцы.  Ой, я кажется ещё вижу ягодки.

( слайд №8)

 -Давайте причитаем, что на них написано? Странно, я, кажется, уже это где-то слышала, а вы? (да). Где же мы с ними встречались?

(В тексте)

Работа любит не молодца, а незалёжливого.

Глаза страшатся, а руки делают.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

-Как вы понимаете смысл этих пословиц? Зачем автор их ввёл в наш текст?

(ответы)

 -Какая пословица из текста объясняет смысл наставлений мастера?

(ответы)

             ( открываю пятый лист, 5 часть столешницы).

-Вот мы и добрались до последнего задания (Снимаю  6 лист).

-Но что это? Ничего нет. Что же нам делать? Ой, смотрите, кажется, в посылке ещё что-то осталось. Давайте разбираться. (6 карточек с рисунками, на обратной стороне которых текст). Как же их правильно выстроить, чтобы закончить узор?

(нужно выстроить отрывки из текста в правильной последовательности)

1 картинка – «Доска превращалась в цветущий сад»;

2 картинка – «Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена»;

3 картинка – «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца»;

4 картинка – «Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу»;

5 картинка – «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь»;

6 картинка – «Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

(Когда все отрывки прочитаны в правильной последовательности, из них собирается последняя,  6 часть столешницы.  Она прикрепляется к другим частям. Получается готовая, законченная столешница)

-Ребята, как вы думаете, почему нам удалось создать сегодня, как и Мите, свою столешницу? (мы трудились, правильно выполняли задания)

А она у нас сразу открылась? (нет). Можно название рассказа отнести к нам? (да). Почему?

(Мы тоже собирали по ягодке, а набрали кузовок)

- Молодцы, мы сегодня славно потрудились.  

Итог урока:  Что ценного вы возьмёте из нашего урока   в свой кузовок?

(ответы)

-Я ельником шла,

Гостинец нашла.

Отличный, отличный.

До самых краёв корзина полна

И свеж аромат земляничный (раздаю ягодки).

Посмотрите, этот стих на слайде № 9, что в нём заметили интересного?

( первые буквы складываются в слово «ягодки»)

Домашнее задание. Дома попробуйте сочинить свой стих про ягодку.

-Вот и подошёл к концу наш урок. У вас на столах эмблемы с изображением лица человечков. Мы с вами хотели провести урок в хорошем настроении с пользой для себя? Если вы считаете, что нам это удалось, урок вам понравился, то вы выберите и покажите красную карточку, если вы многое взяли для себя, но вам в чём – то ещё требуется помощь, покажите синюю карточку. Если вы не нашли на уроке что – то полезное, что можно положить в свой кузовок, поднимите жёлтую карточку.

(подняли)

Я очень рада, что большинству из вас, точнее, почти всем, понравилось сегодня на уроке, и мы провели его с пользой. Спасибо за работу. Всего доброго.