Конспект урока "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
план-конспект (чтение) по теме

Свиридова Ольга Александровна

Данный урок "Сказка о мёртвой царевне"  направлен

- Продолжить работу над произведением ;

- Отрабатывать навыки беглого , выразительного , осознанного чтения ;

- Учить анализировать поступки главных героев , с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков ;

- Развивать память , речь , внимание . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_myortvoy_carevne.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

- Продолжить работу над произведением ;

- Отрабатывать навыки беглого , выразительного , осознанного чтения ;

- Учить анализировать поступки главных героев , с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков ;

- Развивать память , речь , внимание .

Ход урока .

  1. Организационный момент .
  2. Проверка домашнего задания .

  1. Выборочное чтение
  2. Рассмотрите первую иллюстрацию .

- Кто на ней изображён ?

-Как выглядит герой сказки ? Какие чувства испытывает ?

- Как эти чувства изобразил художник ?

- Прочитайте отрывок из сказки , который соответствует этому эпизоду .

Аналогичная работа проводится над всеми иллюстрациями .

  1. Постановка цели урока .

- Сегодня на уроке мы продолжим работать над этим произведением .

4. Закрепление нового материала .

*** Анализ сказки .

- Как вы думаете , почему царица решила погубить царевну ?

- О какой черте характера это говорит ? ( Зависть )

- Найдите точные слова автора , в которых он точно говорит об этой черте .

- Прочитайте , как автор описывает царевну .

- С чем её сравнивает Пушкин ? ( С цветком . «Росла , росла , поднялась и расцвела , тихомолком расцвела » )

Автор противопоставляет своенравие царицы и кротость царевны . Фраза «Чёрной завистью полна» объясняет , почему злая мачеха решила погубить царевну .

- Прочитайте отрывок со слов «Делать нечего . Она , чёрной зависти полна …» до

слов «но невеста молодая …»

- Как автор противопоставляет царицу другим героям ? ( Царица злобная , полна зависти , а остальные герои – бедный царь тужит по своей дочери , королевич Елисей собирается в дорогу искать молодую невесту , Чернавка отпустила царевну , пожалела её . )

- Как царевна набрела на терем богатырей ? Прочитайте .

- Как произошла первая встреча царевны с богатырями ? Прочитайте .

-Как вы думаете , почему царевна не сразу вышла к богатырям ?

- Как царевне жилось у богатырей ?

- Как они к ней относились ? Найдите в тексте и прочитайте .

- Что означают слова «не прекословит , не перечат»?

- Прочитайте отрывок , в котором богатыри пришли к ней свататься . Почему царевна отказала богатырям ?

- О каком качестве характера это говорит ? ( Преданность , верность своему слову , обещанию ).

- Что же придумала злая царица , чтобы погубить царевну ?

- Прочитайте , как Соколко защищал царевну ?

- Почему Пушкин называет черницу «старушонкой» , а царевна- бабушкой ( Автор знает , что царица пришла отравить царевну , а царевна ничего об этом не знает , поэтому ласково её называет . )

- Что же случилось после того , как царевна взяла яблоко ?

- Как отнеслись к этому событию богатыри ? Прочитайте этот отрывок .

- Как Елисей искал свою невесту ? К кому он обращался за помощью ? Кто ему помог отыскать царевну ?

- Какую печальную новость сообщил ветер королевичу ?

- Прочитайте по ролям эпизоды встречи Елисея с месяцем , с солнцем , с ветром .

- Прочитайте эпизод , в котором Елисей спасает свою невесту .

- Чем заканчивается сказка ? Это хорошо или плохо ?

Физкультминутка

Как живёшь ?

Вот так ! ( встают , показывают большой палец )

Как идёшь ?

Вот так ! ( шаги на месте )

Как бежишь ?

Вот так ! ( бег на месте )

Как летишь ?

Вот так ! ( махи кистями )

Как плывёшь ?

Вот так ! ( махи руками )

Как шалишь ?

Вот так ! ( щёки надуты , хлопают )

Как сидишь ?

Вот так ! ( садятся за парты ) .

*** Характеристика главных героев сказки .

- Назовите главных героев сказки . ( называют )

- Давайте охарактеризуем каждого героя по следующему плану :

1. Где живёт герой ?

2. Внешний облик героя .

3. Какие поступки совершает ?

4.Какой характер у героя ?

5. Как к герою относится автор ?

6. Своё отношение к герою .

*** Анализ сказочных примет .

- Найдите волшебных героев сказки ?

- Почему вы считаете их волшебными ?

- Можно ли назвать этих героев героями помощниками ? Почему ?

- Найдите в сказке волшебные предметы . Какую роль они играют в сказке ?

- Найдите в сказке и прочитайте тот эпизод , который связан с волшебным предметом .

- Как вы считаете , положительный или отрицательный поступок совершает зеркальце , сказав правду царице ?

- Почему вы так считаете ?

  1. Работа с доской .

- Ребята ! Посмотрите на доску . Здесь есть иллюстрации . Как вы считаете , все ли они подходят для нашей сказки ? Докажите , почему вы так считаете ? ( ответы детей ) .

  1. Итог урока .

- Каждая сказка нас чему - то учит . Чему вас научила эта сказка ?

- Какой урок вы извлекли для себя ?

- От чего предостерегает сказка ?

- Какова её главная мысль ?

  1. Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок сказки ( эпизод с ветром , солнцем , месяцем по выбору ) и нарисовать к нему иллюстрацию .