Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Обобщение к разделу «Люблю природу русскую. Осень»                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_2_kl._s_prilozheniem..doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение к разделу «Люблю природу русскую. Осень»                              1

Цель: 1. Повторение и обобщение пройденного материала;

           2. Развитие  памяти, внимания, мышления, речи, воображения, умения  

               выразительного чтения.

           3. Воспитание любви к чтению, литературе, природе.

   Задачи:

  1. Повторить, закрепить и обобщить знания учащихся, приобретённых в   разделе «Люблю природу русскую. Осень»;
  2. Раскрыть прелесть и образность художественных описаний природы;
  3. Учить давать словесную иллюстрацию;
  4. Развивать образное мышление, технику чтения.

Оборудование: карточки со слогами (разрезанные картинки), флажки, карточки с заданием (1 вопрос), компьютер, компакт-диск с презентацией, видеофильмом, карточки с отрывками стихотворений, листы с эпитетами, сравнениями, олицетворениями, слова на доске, учебники «Родная Речь», 2 класс, ч.1, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,картина «Осенние дожди. [Пушкин]» В. Е. Попков, призы.

Ход урока.

Ι. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Учитель: -  Прочитайте слоги. Составьте из них слова, соединяя картинки, подходящие друг к другу.

Листо              ди                 Замо                  розки

О                     пад                Уро                   жай

Дож                сень                Лу                    жи

(Листопад, дожди, заморозки, урожай, осень.)

Учитель: - Какое  слово здесь ключевое? (Осень)

- Правильно. Осень. Сегодня мы с вами вспомним произведения, которые мы прочитали в разделе « Осень».

ΙΙ.  Изучение темы урока. Проверка домашнего задания.

Учитель: - Какая погода чаще всего бывает осенью? (Дождь, ветер, роса.)

                - Сейчас я вам загадаю загадки, которые имеют отношение к осени. Попробуйте отгадать, о чём идёт речь.

Загадки:      Это кто такой садовник?                                                                              

Полил вишню и крыжовник,                                                                     1                                                  

Полил сливы и цветы,        2

Вымыл травы и листы.

А как сумерки настали

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придёт

И польёт наш огород. (Дождь)

Бежал по тропке луговой,

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой,

Речка сделалась рябой. (Ветер)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем, не найдём. (Роса)

Учитель: -  Ветер, роса, дождь. Вы знаете, что это изменения в природе. Как это называется по научному?  (Явления природы)

Учитель: - Об осени говорят дождливая, сырая, слякотная. Осень не любят потому, что кончилось тёплое время, закончились каникулы. Но об осени говорят и по- другому: золотая, багряная, кормилица.

- А вы любите осень? (Ответы детей.)

- Мы с вами говорили, что великие русские поэты часто обращались в своих стихах к этой теме. Читая их стихи, можно почувствовать разное настроение: восхищение, грусть, печаль об ушедшем лете, ожидание чуда… Давайте послушаем стихи, к  которым вы нарисовали иллюстрации дома и попытаемся ещё раз уловить настроение, которое хотел передать поэт.

Работа идёт по плану:

  1. Чтение стихов по учебнику «Родная речь», наизусть.
  2. Рассматривание детских рисунков и «подписывание» строчками из стихов.
  3. Определение настроения, отношения поэта к осени.

                                                                                                                                     

2

3

4. Дети образуют пары. Читают друг другу понравившиеся стихи и рисуют     словесные картины к прочитанным ими стихам. Учитель контролирует, оказывает помощь слабым ученикам.

Обобщающее слово учителя.

ΙΙΙ. Физпауза.

ΙV. Продолжение  работы по теме урока. Игра « Брейн – ринг».

Учитель: - Предлагаю поиграть в игру. В конце урока мы определим победителей в двух номинациях: 1) «Лучший игрок», 2) « Лучший чтец».

 - Давайте проверим, стихи каких авторов, написавших об осени, вы знаете. (Каждому ученику раздаётся флажок. Ученик, выполнивший задание, поднимает флажок. Если ответ правильный, ученик получает очко, если нет – слово передаётся другому.)

1 вопрос. – Соедините линией названия стихотворения и поэта, который его написал.

Самостоятельная работа по карточкам. (Для детей со слабой техникой чтения карточки меньше по объёму)

Карточки: «Есть в осени первоначальной»             К. Бальмонт

                   «Поспевает брусника»                            Ф. Тютчев

         «Ласточки пропали»                               А. Плещеев

        «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад»     С. Есенин

    «Закружилась листва золотая»                     А. Толстой

Проверка. Один ученик зачитывает у доски, остальные сигналят флажками, если не согласны. Утверждается правильный ответ, за который получают очко.

2 вопрос.  – Листопад засыпал листьями слова в некоторых строчках стихотворений. Отгадайте их, вспомните пропущенные слова, назовите автора. Правильный ответ – очко.

Работа со слайдовой презентацией. (Содержание в приложении.)

Подведение итогов по данному вопросу.

3 вопрос.  ( Учитель готовит карточки с отрывками стихотворений, которые изучали в этом разделе. Ученик выходит к доске, выбирает карточку, выразительно читает отрывок стихотворения, называет автора и название стихотворения. Правильный ответ – очко.)

                                                                                                                                           3

Карточка1. Закружилась листва золотая        4

        В розоватой воде на пруду,

                    Словно бабочек лёгкая стая

                   С замираньем летит на звезду. ( С. Есенин)

Карточка 2. Есть в осени первоначальной

         Короткая, но дивная пора -

        Весь день стоит как бы хрустальный,

                    И лучезарны вечера…  (А. Плещеев)

Карточка 3. Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.   (К. Бальмонт)

Карточка 4. Осень наступила,        Карточка 5. Ласточки пропали,

Высохли цветы,        А вчера зарёй

И глядят уныло        Всё грачи летали

Голые кусты.        Да как сеть мелькали

Вянет и желтеет        Вон над той горой.

Травка на лугах.        ( А. Фет)

Только зеленеет

Озимь на полях.    ( А. Плещеев)

Итоги работы.

V. Физпауза.

5 вопрос. - На листках, которые вам раздадут, выписаны яркие эпитеты, сравнения, олицетворения из стихов. Назовите имя автора, которому принадлежат эти строки.

«Весь день стоит как бы хрустальный» (Ф.И. Тютчев)

«Кисти ярко – красные вянущих рябин» (А.К. Толстой)

« И отдалённые седой зимы угрозы» (А.С.Пушкин)                                                  

«Скоро осень проснётся

И заплачет спросонья» (К.Д. Бальмонт)        4

5

«Ночью ветер злится

Да стучит в окно»  (А.А. Фет)

Итоги работы.

6 вопрос. После беседы с учителем по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» [Пушкин] о прелести и образности описания природы художником  детям раздаются карточки со стихами А.С. Пушкина. Учащиеся должны прочитать стихи и определить, какое стихотворение подходит по содержанию к картине    В.Е. Попкова. Пара, выполнившая задание первой, поднимает флажок. При ошибке флажок передаётся паре, желающей отвечать. За правильный ответ – очко.

Самостостоятельная работа в постоянной паре. 

Проверка. 

Обобщающее слово учителя о художественных описаниях природы как в литературе, так и в изобразительном искусстве.

Итоги работы на данном этапе.

Карточки: 1. Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

                         Последние листы с нагих своих ветвей;

                         Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

                         Журча, ещё бежит за мельницу ручей,

                         Но пруд уже застыл.

                      2. Унылая пора! Очей очарованье!

                          Приятна мне твоя прощальная пора!

                          Люблю я пышное природы увяданье,

                          В багрец и золото, одетые леса…

VΙ. Обобщение.

Просмотр видеофильма « Люблю природу русскую. Осень».

VΙΙ. Подведение итогов.

  1. Награждение победителей.
  2. Награждение лучших чтецов.

                                                                                                                                       

5

6

Приложение к уроку литературного чтения во 2 классе

на тему : Обобщение к разделу «Люблю природу русскую. Осень.»

Результативность.

На протяжении всего урока наблюдались:

  1. Включённость и активность  всех учащихся;
  2. Хорошие знания учащихся по пройденной теме (Чтение многих стихов наизусть, выразительность, знание авторов стихотворений);
  3. Интерес учащихся к выполнению заданий;
  4. Тёплый психологический климат;
  5. У некоторых учащихся появилось желание создать свой фильм на компьютере.

Организация творческой деятельности на уроке и в подготовке к нему.

  1. Дух соревнования;
  2. Использование игры, загадок, разнообразных карточек;
  3. Совместная работа учителя и учащихся по созданию видеофильма;
  4. Работа с учебником;
  5. Использование нестандартной формы проведения урока;
  6. Стимулирование активной деятельности учащихся на уроке.

Педагогические методы и приёмы, используемые на уроке.

     Проблемно – поисковый,  метод проектов (создание видеофильма), словесно –

-  иллюстративный, игра, беседа, ИКТ, межпредметная, обратная связь, обобщающее слово учителя, загадки.

                 Учитель начальных классов Верещагинской средней школы: Моор И.А.

6

                                                                                                                                         5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)

Конспекты уроков по литератуному чтению второй класс....

Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)

Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов

Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...