Конспект открытого урока по чтению "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою ...»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Сырова Валерия Владимировна

 

Цель урока :

1.    Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа .

2.    Формировать систему читательских умений.

3.    Обучать выразительному чтению.

4.    В ходе анализа текста стихотворения привлечь внимание учащихся к философской глубине лирики Ф.И.Тютчева .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_chteniyu_v_3_klasse.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по чтению в 3 классе


для студентов РГПУ им. А. И. Герцена


составлен и проведен


учителем начальных классов школы № 282


Сыровой Валерией Владимировной.


Тема урока: Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою ...»

Цель урока :

  1. Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа .
  2. Формировать систему читательских умений.
  3. Обучать выразительному чтению.
  4. В ходе анализа текста стихотворения привлечь внимание учащихся к философской глубине лирики Ф.И.Тютчева .

Оформление класса:

  1. Портрет Ф.И.Тютчева
  2. На доске полностью написано имя, отчество, фамилия поэта, название произведения .
  3. На стенде - рисунки учащихся на тему «Зимний лес» .

Подготовка материала к уроку :

  1. Подготовить музыкальное сопровождение к первичному восприятию текста .

Сборник «Времена года» П.И.Чайковского (Декабрь. «Святки» - вальс).

  1. Знакомство учителя с основными положениями философской лирики Ф.И.Тютчева .
  2. Обеспечить учащихся распечатками стихотворения «Чародейкою Зимою...».
  1. Проверка домашнего задания.
  2. Подготовка к первичному восприятию.

У. Сегодня на уроке мы с вами продолжим увлекательное путешествие в волшебный мир лирики Ф.И.Тютчева . Давайте вспомним , в чём же особенность лирики как рода художественной литературы ?

Д. Главное в лирике - это переживания и чувства автора . Это как бы путешествие в его внутренний мир .

Чаще всего лирика выражается в стихах . Стихи обладают определённым ритмом . Они похожи на музыку . Должна быть рифма . Ритм и рифма - основа стиха г>

В стихах важно не только значение слова , но и его звучание . Возможно услышать шум дождя , шелест листьев или раскаты грома .

У. Помогает учащимся в правильном определении лирики .

У. Ф.И.Тютчев 22 года прожил за границей , но и вдали от России он не переставал любить её и восхищаться русской природой . Ф.И.Тютчев за свою жизнь написал около 400 лирических произведений . Его часто называют «Певцом природы» , как вы думаете , почему ?

Д. Многие стихотворения Ф.И.Тютчева очень напевны, мелодичны . Такое чувство , что он поёт о природе .

У. Какое стихотворение об осени у Ф.И.Тютчева очень лирично и мелодично?

Д. « Есть в осени первоначальной...»

У. Предлагает учащимся прочитать стихотворение наизусть , спрашивает желающих.

У. А какое ещё стихотворение Ф.И.Тютчева на осеннюю тему мы с вами учили ?

Д. «Листья» . Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения .

У. А в каком стихотворении столкновение времён года представлено в виде сказочного сражения ?

Д. «Зима недаром злится...» .

У. Проверяет домашнее задание , вызывает учащихся для прочтения стихотворения наизусть.

У. Итак, мы с вами уже успели познакомиться с творчеством Ф.И.Тютчева и говорили о том , что очень часто в лирике природа оживает . Она может очаровывать своей красотой, может вызывать у нас чувство сопереживания , тревоги . Природа деятельная , будто сама ведёт свой календарь . Какими же средствами , приёмами пользуется автор , чтобы «очеловечить» природу ?

Д. Это сравнения , метафоры, приём олицетворения .

У.        Ставит проблемный вопрос.

Но всегда ли природа так похожа на нас с вами в стихах Ф.И.Тютчева ?

Сегодня мы с вами познакомимся с новым для нас Тютчевым , с новым состоянием природы, с её таинством и чарующим волшебством . Послушайте , пожалуйста , новое для вас стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою...» . Закройте глазки и попытайтесь нарисовать в своём воображении картину к услышанному , прочувствуйте настроение стихотворения .

  1. Первичное восприятие

Учитель читает стихотворение наизусть

Тихо звучит музыка.

Тон , жесты, мимика учителя при чтении стихотворения должны околдовать ,

заворожить учащихся как и сопровождающий чтение волшебный вальс .

  1. Проверка первичного восприятия .

У. Какую же картину , какие образы вы смогли представить себе в воображении ?

Д. Высказываются .

У. Выносит на доску главное из сказанного :

Образ леса , который переливается и сверкает в лучах солнца . Чародейка - Зима , которая околдовала лес .

Солнце освещает лес.

  1. Чародейка - Зима
  2. Лес
  3. Солнце

У. А музыка помогла вам почувствовать своё настроение ?

Д- Да.

У. Какую музыку вы слушали ?

Д. Музыка звучала нежная, волшебная, сказочная . Музыка переливалаь, блестела и играла.

У. С помощью детей определяет общее настроение от прослушивания стихотворения и музыки (волшебное, таинственное, светлое)

V. Постановка учебной задачи.

Итак, сегодня мы с вами попытаемся раскрыть тайну этого стихотворения , тайну зимнего леса , который « сном волшебным очарован» и подготовиться к выразительному чтению.

  1. Прочитайте стихотворение про себя .
  2. Анализ стихотворения.

Работа над лексическим уровнем текста.

У. Прочитайте ещё раз первую строфу . О ком или о чём мы узнаем из первой строфы ?

Д. О Чародейке -Зиме, которая околдовала лес .

У. Итак, Тютчев называет зиму - Чародейкой . Подберите синонимы к слову «чародейка» .

На доске продолжаентся запись Чародейка Зима - волшебница, колдунья .

У. А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе ?

Д. Да.

У. Докажите текстом .

Д. «... Чудной жизнью он блестит...»

Лес «...под снежной бахромою...»

У. Как вы понимаете слово «бахрома» ? Объясните его значение .

Д. Бахрома у платья, у платка, у скатерти. Это украшение .


У. Да, это тесьма , с рядом свободно свисающих шнурков, кистей, нитей и т.п. для отделки изделий из ткани ; нити по краям таких изделий как украшение.

Итак, Чародейка -Зима украсила лес «снежной бахромою...» , лес стал волшебным, стал другим . Но ведь за красотой и блеском не всегда стоят добрые силы . Вспомните сказку «Снежная королева» . Замок Снежной королевы тоже сверкал, блестел, искрился. И королева сама была прекрасна . А был ли счастлив Кай в том замке ?

Д. Нет.

У. Итак, произошло превращение, волшебство ... Но каково оно мы пока не знаем .

У. Прочитайте вторую строфу . О чём в ней рассказывается ?

Д. О лесе. Автор описывает лес .

У. Итак, автор опять нам напоминает, что лес «околдован» . Мы всё больше убеждаемся, что Зима властвует над лесом . Найдите в тексте и прочитайте про колдовство Чародейки, как она околдовала лес?

Д. Читают почти всю вторую строфу .

На доске появляется запись :        Лес        -        околдован.

У. А теперь вы можете дать точное определение колдовству Чародейки- Зимы . Добрая она волшебница или всё же она опасна для леса?

Детские мнения разделились :

Зима опасна для леса т.к. он «...не живой...»,

«Весь опутан, весь окован...»

Чародейка Зима - добрая волшебница, потому что лес «Сном волшебным очарован...» и «цепи» - лёгкие, пуховые .

У. подводит итог

У. Итак, автор опять же не даёт возможности до конца понять , нравится ли лесу его новое состояние. Мы только можем сказать , что в превращении леса некое отсутствие и жизни и смерти («Не мертвец и не живой...»). Он весь во власти волшебного сна . Лес вроде и «окован» , но тут же автор поясняет, что «цепи» то лёгкие, пуховые. Наше читательское любопытство всё увеличивается , мы всё ещё не можем разгадать тайну этого стихотворения . Автор запутывает нас всё больше и больше . Обратите внимание на пунктуацию в конце строфы .Какой знак препинания вы видите ?

Д. Три точки .

У. Кто знает, что обозначает этот знак ?

Д. Незаконченность мысли ; пауза .

У. Правильно. Автор как бы останавливает нас, заставляет нас задуматься над тем , что произошло с лесом.

Прочитайте третью строфу.


У. Появляется ли новое в характеристике леса и в характеристике Чародейки Зимы ?

Д. Лес так же околдован. Он полностью во власти Чародейки Зимы .

У. Прочитайте описание леса .

Д. « Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой...» .

У. Посмотрите сколько света в этих последних строчках . Даже хочется зажмуриться , прикрыть глаза от блеска и сияния этого зимнего леса .

А как вы думаете, от чего так светится лес?

Д. Солнце освещает его .

Чародейка Зима так его околдовала .

У. возвращает детей к началу строфы , и обращает их внимание на то , что Солнце действительно « мещет на него свой луч косой » . Но лес не реагирует на Солнце - «в нём ничто не затрепещет...» лес полностью покорён Чародейкою Зимой . Он живёт теперь своей чудной особенной жизнью, по своим волшебным законам .

ИТОГ : Солнце - это символ жизни . Вспомните, что раньше на Руси

говорили так : Солнце - батюшка, Земля - матушка . Для жизни человека очень важны эти символы . Если бы не было Солнца , то и жизни бы не было . Для нас с вами это очень важно . А так ли это важно для данного леса ?

Ф.И.Тютчев очень любил природу , много стихотворений ей посвятил . И в этом он попытался нам объяснить , что природа всё же живёт по своим законам . Её жизнь и похожа на нашу и нет . Эта жизнь никогда не прекращается и она похожа на сказку .

Работа над Фонетическим уровнем текста .

У. Прочитайте ещё раз третью , заключительную строфу .Какие слова имеют значение света , блеска ?

Д. Солнце , луч косой , вспыхнет , заблещет , ослепительной красой .

У. Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния ?

Д. С-Ч-Щ

У. Давайте прочитаем эту строфу так , чтобы не только значение слова , но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса .

Солнце зимнее ли меЩет На него Свой луч коСой - В нём ниЧто не затрепещет,

Он весь вСпыхнет и заблеЩет Ослепительной краСой.

У. А теперь определим темп и тон чтения стихотворения . Возможно ли прочитать это стихотворение быстро ? .

Д- Нет.

У. Вы правы .Его следует прочесть неторопливо . А каким должен быть тон чтения стихотворения ? С какими оттенками настроения ?

Д. Тон - спокойный , неторопливый , таинственный ...

Настроение - волшебное , торжественное , тревожное ...

У. А как вы думаете , в какой строфе более проявляется тревожное чувство?

Д. Во второй строфе .

Выразительное чтение учащимися второй строфы и его анализ .

У. А в какой строфе чтение должно быть более торжественное ?

Д. Во второй строфе .

Выразительное чтение и анализ третьей строфы .

У. Прочитайте , пожалуйста , весь текст про себя . Обратите внимание на пунктуацию , на перенос интонации . Подготовьтесь к выразительному чтению всего стихотворения .

Выразительное чтение стихитворения и его анализ .

  1. Обобщение и домашнее задание.

У. Итак , сегодня на уроке мы попытались разгадать тайну стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою - Зимою ...». Это стихотворение не просто о красоте зимы , зимнего леса , о солнце . В нём говорится ещё и об особых законах природы . Природа , её жизнь - вечны ... И именно в этом состоянии проявляется вся красота, весь ослепительный блеск , всё волшебство . Никто и ничто не может остановить это вечное движение от осени к зиме , от зимы к весне , от весны к лету . Лес прекрасен в своём волшебном сне , Чародейка - Зима властвует над ним и Солнце не в силах что - либо изменить .

У.        Выучите , пожалуйста, стихотворение наизусть и попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к данному стихотворению на тему «Чародейкою Зимою Околдован,лес стоит...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".

Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед». 3 класс.

Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период. Составлен по учебнику О.Т. Поглазова "Окружающий мир ...

Конспект открытого урока по чтению в 3 классе по теме: «К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы».

Данный урок был проведен в рамках окружного семинара для заместителей директоров разнопрофильных образовательных учреждений ЮОУО по теме " Нравственные основы урока"....

конспект открытого урока по окружающему миру "Зима.Зимние месяцы."

Урок знакомит ребят с зимними явлениями, учит отличать признаки зимы, устанавливать связь между похолоданием и жизнью растений. Способствует расширению кругозора и увеличению словарного запаса....

Конспект открытого урока чтения во 2 классе Ф.И.Тютчев " Зима недаром злится".

Конспект открытого урока  чтения  во 2 классе Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"...

Конспект открытого урока по русскому языку«Времена года. Зима. Имя существительное. Закрепление».

Разработка урока по русскому языку для 3 класса составлена с учётом ФГОС. Целья урока является обобщение знаний учащихся об имени существительном и его грамматических признаках. С учетом цели урока со...