Урок литературного чтения "Басни Эзопа и Крылова И.А."
методическая разработка (чтение, 3 класс) по теме

Связь с современностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentachia_zolotoe_kolcho_rossii_-_kopiya.ppt1.74 МБ
Файл krylov.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Литературное чтение. 3 класс

Тема: И. А. Крылов «Ворона и лисица»

Цели урока:

Образовательные:

  1. продолжить знакомство с художественным жанром–басней;
  2. обобщить знания детей о творчестве Эзопа и Крылова И.А.;
  3. добиться понимания содержания басен, умения сравнивать басни; находить общее и различие, воздействия содержания на чувства, мысли и поведение детей;
  4. научить выделять мораль басни; объяснять ее смысл; предлагать свой вариант морали(поучения)

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения; умения находить общие и отличительные свойства басен; творческое воображение, навык выразительной речи с помощью интонации;
  2. умения и навыки анализа басен: поиск главного, определение стиля речи.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к предмету; –использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации,а именно моральных норм.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, иллюстрации по басням, выставка книг, толковый словарь русского языка.                                                                                                                                              Использование на уроке ИКТ с целью:

  1. предоставление наглядности;
  2. самопроверки;
  3. сообщения информации.

ПК:

  1. мультимедийный проектор;
  2. слайды к уроку;
  3. учебник «Литературное чтение», авт. Чуракова Н.А.

Ход урока.

1. Организация внимания учащихся 
Эмоциональный настрой на урок. 
      Я умею думать, 
      Я умею рассуждать, 
      Что полезно для работы. 
      То и буду выполнять. 
      У меня получится, 
      И у тебя тоже. 

2. Актуализация знаний, сообщение цели урока.

Ход урока.


-Сегодня на уроке мы будем изучать новое произведении, но вначале проведем небольшую литературную разминку.

Коллективная работа (слайд №1)

-  Определите, какому жанру литературы принадлежат эти строки? Докажите. (рассказ, сказка, стихотворение, №4–?)

-  Что можно сказать о 4 отрывке? (проблемный вопрос)

-  Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «Чем являются строчки данного отрывка и кто его автор.»

-  Но вначале давайте вспомним, о чем говорили на предыдущих уроках? (разбирали басни Эзопа)

3. Проверка  домашнего задания (выразительное  чтение 1 басни. Объяснение  выбора)

-  Какую закономерность вы заметили в названиях всех басен Эзопа?(названия прямо указывают на действующие лица)

- Что объединяет все басни Эзопа? (написаны в прозе)

4. – Давайте вспомним, что же такое басня, проведя для этого тест (работа в паре)

На листке отметить букву правильного ответа.

1.БАСНЯ – это: 
А) краткий рассказ; 
Б) поучительный рассказ; 
В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.*

2. ГЕРОИ БАСНИ: 
А) люди 
Б) животные, птицы, растения* 
В) люди, животные

3. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ: 
А) высмеять пороки людей* 
Б) научить правильному поведению 
В) показать пример для подражания 
Г) рассмешить

4. ФОРМА  РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:
А) прямое значение 
Б) иносказательное значение*

5. В БАСНЕ: 
А) есть вывод* 
Б) вывода нет, каждый придумывает его сам. 
В) вывод не нужен.

СЛАЙД №3        Вывод (слайд №3)

•  Чему учат нас басни Эзопа?

•  Как называются строки, содержащие поучение?

•  Нужны ли басни в наше время? Почему?

5.Введение в тему.

-  Сегодня мы познакомимся еще с одним видом басни, но сначала узнаем, о ком пойдет речь в произведении и узнаем название басни и ее автора, говорившего: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» .


(Cлайд №4)


* Носит серенький жилет. 
Но у крыльев – черный цвет, 
Видишь, кружат 20 пар 
И кричат – карр, карр. (появляется ворона)
Слайд №4 – а


*Хвост пушистый, 
Мех золотистый, 
В лесу живет, 
В деревне кур крадет. (появляется лиса)
Слайд №4

-  Так о ком пойдет речь в басне?

-  Можно ли предположить ее название? 

3. Работа над темой урока.

-Послушайте ее (чтение учителем).

-Какие мысли у вас возникли? Чем бы вам хотелось поделиться?

4. Работа с учебником.  

- Откройте учебники на стр. 66.

-  Прочитайте и разделите текст на смысловые части.

5.  Сл. работа ( слайд № 5)

-Какие слова вам непонятны?

7. Анализ басни.

-  Понравилась ли басня? Чем именно?

- О ком эта басня?

-  На сколько частей разделили весь текст? (на 3 части)

-  Почему?

-  О ком (чем) говорится в 1 части? (зачитайте – это завязка, то есть начало действия)

-  Какие события развиваются во 2 части? (разговор Лисы с Вороной)

-  Прочитайте.

-  И что же говорится в 3 части? (в конце – развязка)

- Что же является основным стержнем  в развитии басни? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)

-  Докажите, что лесть Лисицы все больше и больше возрастала, а ворона все больше и больше поддавалась льстивой похвале. (зачитать льстивую речь «Голубушка…»)

-  Почему же Лисица так хвалит Ворону? (хочет ее обмануть)

-  Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса? («На ель ворона ВЗГРомаздясь...)

8. Работа в группах.

-Поработаем в группах.  Откройте толковые словари и най дите значения значение слов лесть, коварство, искренность, хитрость, доверчивость .  Подумайте, какими качествами наделены герои басни.

Лесть - похвала не соответствующая истине. Коварство - злой умысел, скрывающийся под показной доброжелательностью.  Искренность – правдивость, откровенность.  Хитрость – 1)изобретательность, мастерство; 2)лукавство, изворотливость, коварство. Доверчивость - уверенность в чьей-либо добросовестности, порядочности.

(Дети зачитывают из словаря значения слов и определяют  кому принадлежат эти качества.)

 -  Какой вы представляете себе Лисицу. Опишите. Слайд№9

-  В чем проявилось мастерство Крылова в изображении Лисы в басне? (передал не только содержание ее похвальных речей, но и интонацию ее голоса, ее движение.)

-  Найдите это описание.

-  Для какой цели старалась Лиса?

-  Удалось ли ей достичь своей цели?

-  Так в чем же искусство льстеца, то есть Лисицы? (любым путем обмануть)

-  Удалось ли ей это сделать?

-  Какова  же главная мысль басни? (Что того ,кто любит лесть, легко обмануть льстивыми словами)

-  Так кого же осуждает Крылов? (и того, кто льстит, и того, кто любит лесть)

-  Встречались ли вам похожие ситуации?

-  Происходили ли они с вами?

-  Как вы себя чувствовали?

-  Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения цели «любые средства хороши»? Почему?

-  Какой вывод вы сделаете из этой истории?

-  Что мы сейчас вывели? (мораль) Слайд№8

-  Как еще можно сказать? (поучение)?

- Найдите мораль в тексте басни и зачитайте ее. Слайд№7

9. Работа над моралью.

- Найдите первые 4 строчки басни по учебнику.

-Как понимаете смысл 1 строчки?

- Замените другими словами словосочетание «лесть гнусна», «но только все не впрок»

-  Что означают слова «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

-  Где написана мораль?

- В каком еще жанре литературы можно встретить поучение, совет, осуждение. ( устное народное творчество)

- Верно в пословицах. Прочитайте пословицы, подумайте какие из них  можно отнести к Лисе, а какие к Вороне?

Слайд №9

10. Работа над выразительным чтением.

-Расставьте  логическое ударение, паузы, ускорение и замедление темпа.

 Чтение вслух.

 11. Д/з. наизусть, для инсценировки.

12. Итог урока, рефлексия.

- Что нового вы узнали о басне?

-  Чему учит нас мораль басни?

-  Так что же такое мораль? (слайд №11,10)

-  Оценивание работы детей

Литература: 
1. Захарова В.В. Серова М.В. Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс. – М.:ВАКО.– 2009 
2. Интернет сайты: 
- http://hyaenidae.narod.ru/ 
- http://www.rusedu.ru/ 
- http://selezneva-lichnost.ru/ 
- http://viki.rdf.ru/
4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: в 4т.– Издательский центр.: ТЕРРА.– 1996 
5. Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 3 класса.– Самара.: Корпорация Федоров.– Издательство Учебная литература.– 2008 
6. Фрид М.Е. 1000 и одна загадка. – сборник загадок.– М.: Пилигрим.– 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"

План - конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....

Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова

Обобщение знаний о жанре литературы -  басне;сравнительный анализ басен по плану, чтение басен в лицах, работа по информационно - рабочим картам....

Урок литературного чтения Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград»

Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа  «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»УУДПознавательные:·...

Урок по литературному чтению "Басни Эзопа и Крылова"

Урок в з классе по УМК "Начальная школа 21 века"....

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...

Урок по литературному чтению "Памятник «дедушке» Крылову в Москве и композиция на тему "Басни Крылова".

Цель:  Обобщение  знаний  обучающихся  о  творчестве  И.А.Крылова.    ...