Комбинированный урок-игра по литературному чтению и изобразительному искусству
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

  1. Урок-игра разработан в виде викторины по сказкам А.С. Пушкина, Ш. Перро и другим сказкам на основе ТРИЗ технологии.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_triz_po_ch.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Толбинская СОШ

Проект занятия по литературному чтению

(с использованием ТРИЗ и  РТВ)

«Здравствуй, сказка!»

Удальцова Екатерина Владимировна

10.10.2012 г.

Цели урока – игры: учить обучающихся не только видеть прекрасное вокруг нас, но и доказать им, что чудеса может совершать каждый из нас – необходимо только быть справедливым, честным,  помогать нуждающимся в твоей помощи, как это делали все положительные герои в сказках.  Объяснить смысл пословицы: «Сказка – ложь, да в : ней намек – добрым молодцам урок».

Оборудование: конверты с заданиями и сундучок с предметами (золотой ключик, башмачок, стрела, веретено, горошина).

Материал  для учителя: репродукции В.М. Васнецова, книги со сказками, смайлики за правильные ответы.

Материалы для учащихся: альбомный лист, карандаши или фломастеры.

Ход урока.

Я давно раздарил, дорогие ребята,

Те волшебные сказки, что слышал когда-то

От зверей и от птиц, от берёзок и елей,

От костров и созвездий, дождей и метелей,

От рассказчиков многих, заморских и наших,

Сказок просит ведь каждый – ну как не раздашь их!

И когда вы за сказкой пришли ко мне снова,

Я не знал, где возьму её, честное слово.

На замёрзшие стёкла растерянным взглядом

Посмотрел я – а сказка-то вот она, рядом!

Снежный замок, и в нем – ледяная темница,

И весна там в плену у Кощея томится.

«Выручайте! Невольницей долго ли буду?»

И летят гуси-лебеди к ней отовсюду:

«Мы на помощь спешим! По тебе мы скучали!..»

И ударило солнце в окошко лучами,

А лучи так теплы и такая в них ласка,

Что взяла и растаяла зимняя сказка.

                                                             Максим Танк

 - Оказывается,  внимательно посмотреть на окружающий нас мир, то сказку можно увидеть повсюду. Она живет в зимних узорах на стекле, и в больших снежных сугробах, и в тишине леса, и в звоне ручьев, и в радуге, появившейся на небе после дождя…  Сказка окружает нас всегда. Надо только научиться видеть её. А потом вы поймете, что сказку можете создавать и вы сами.

 Сегодня у меня есть помощники: волшебный сундучок со сказками.

Зимняя сказка может растаять, но не может растаять наша сегодняшняя сказка-игра.

Делимся на две команды. Выбираем себе капитана. Первой игру начнет та команда, капитан которой быстрее ответит на 2 вопроса. За правильные ответы вы получаете смайлики.

- Кто написал сказку «Снежная королева»? (Г.Х. Андерсен)

- Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

Начало игры. Капитан первой команды выходит и выбирает себе задание (в разноцветных конвертах)

Красный сектор.

  1. В сказке «О рыбаке и рыбке» старик пожалел рыбку и отпустил её обратно в синее море: « …Бог с тобой, золотая рыбка,

            Твоего мне откупа не надо;

             Ступай себе в синее море,

             Гуляй там себе на просторе…»

Как потом помогала золотая рыбка старику за его доброту?  (Исполняла желания старухи).

  1. В какой сказке Пушкина трудолюбивый работник совершал чудеса – своим умом, смекалкой, находчивостью заставил чертей платить оброк? (Балда из сказки «О попе и его работнике Балде»).
  2. Почему царевич Елисей из сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» нарушил вечный сон мёртвой царевны?
  3. «…Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела попала в море;

Это горе – все не горе.

Отплачу тебе потом!

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил,

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил…»

В какой сказке А.С. Пушкина царевич спас девицу-лебедь?

Синий сектор «Сказочный сундучок»:

- В сказках чудо совершают не только сказочные герои, но и сказочные вещи. Достаем из сундучка вещи и называем то чудо, которое совершилось с их помощью.

Золотой ключик (открыл потайную дверь)

Хрустальный башмачок (помог королевичу найти Золушку)

Веретено (из сказки «Спящая красавица» принцесса укололась и заснула мертвым сном)

Горошина (помогла принцу найти принцессу)

Зелёный сектор Сказки Шарля Перро

  1. Кто помог бедной Золушке поехать на бал?
  2. В сказке «Красная Шапочка» свершилось чудо – девочка и её бабушка были спасены. Кто не побоявшись серого волка, спас их?
  3. Кто в сказке «Мальчик – с – пальчик», не побоявшись смерти, спас мальчика – с – пальчика и его братьев в доме людоеда?

Желтый сектор: Получите телеграмму.

Какие сказочные герои могли отправить телеграммы?

  1. Женюсь на девушке, которой башмачок придётся впору!
  2. Спасите! Нас съел серый волк!
  3. Мышку уже съел!
  4. Простое яичко уже снесла!
  5. Приезжайте, доктор в Африку скорей!

И спасите, доктор, наших малышей!

Рыжий сектор: Волшебные заклинания.

В какой сказке есть это волшебное заклинание?

  1. Ну, Иван-царевич, ложись спать: утро вечера мудренее.  (Царевна-  лягушка)
  2. «Сивка-бурка, вещая Каурка, встань передо мной, как лист перед травой»
  3. «Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, и в другое вылезь – все будет сработано»
  4. «По щучьему велению, по моему прошению»
  5. Добро пожаловать, Мороз! Знать, бог тебя принес по мою душу грешную.

(Морозко)

Белый сектор. Домашнее задание.

- Рассказать сказку, показать отрывок из сказки без слов.

- Вот и закончилась наша викторина. Теперь вы знаете, что чудо в сказках совершалось тогда, когда сказочный герой добивался намеченной цели, побеждая злых героев своим умом, смекалкой, настойчивостью, сноровкой и силой, когда сказочный герой по-доброму относился к окружающим… Теперь вы и сами можете совершать чудеса, если станете такими же, как ваши любимые добрые сказочные герои.

А в завершении нашего урока-игры хочу вам предложить пофантазировать, какие волшебные помощники в нашей современной жизни могут помогать нам  для совершения добрых дел. Может это цветок, палочка-выручалочка, а может что-то другое. Нарисуйте свой талисман добрых дел.

И мы в конце урока составим наш общий талисман добрых дел.

 

  1. В сказке «О рыбаке и рыбке» старик пожалел рыбку и отпустил её обратно в синее море:

       « …Бог с тобой, золотая рыбка,

            Твоего мне откупа не надо;

             Ступай себе в синее море,

             Гуляй там себе на просторе…»

Как потом помогала золотая рыбка старику за его доброту?  

  1. В какой сказке Пушкина трудолюбивый работник совершал чудеса – своим умом, смекалкой, находчивостью заставил чертей платить оброк?

  1. Почему царевич Елисей из сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» нарушил вечный сон мёртвой царевны?

  1. «…Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела попала в море;

Это горе – все не горе.

Отплачу тебе потом!

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил,

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил…»

В какой сказке А.С. Пушкина царевич спас девицу-лебедь?

  1. Кто помог бедной Золушке поехать на бал?

  1. В сказке «Красная Шапочка» свершилось чудо – девочка и её бабушка были спасены. Кто не побоявшись серого волка, спас их?

  1. Кто в сказке «Мальчик – с – пальчик», не побоявшись смерти, спас мальчика – с – пальчика и его братьев в доме людоеда?

  1. Женюсь на девушке, которой башмачок придётся впору!

  1. Спасите! Нас съел серый волк!

  1. Мышку уже съел!

  1. Простое яичко уже снесла!

  1. Приезжайте, доктор в Африку скорей!

И спасите, доктор, наших малышей!

  1. Ну, Иван-царевич, ложись спать: утро вечера мудренее.

  1. «Сивка-бурка, вещая Каурка, встань передо мной, как лист перед травой»

  1. «Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, и в другое вылезь – все будет сработано»

  1. «По щучьему велению,

по моему прошению»

  1. Добро пожаловать, Мороз! Знать, бог тебя принес по мою душу грешную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

Открытое учебное занятие по литературному чтению и изобразительному искусству. З класс.

Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения....

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Творчество С.А.Есенина. Стихотворение "Береза"

Разработка интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства, презентация к нему...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...