Урок литературного чтения "К. Чуковский Путаница "
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Браз Ирина Владимировна

Урок литературного чтения составлен с учётом ФГОС НОО, УМК "Перспектива", 2 класс.

На данном уроке представлена групповая работа по созданию натурной мультипликации (метапредметный проект, который включает работу на уроках технологии, изо, русского языка и литературного чтения)

На уроке учащиеся работают в программе "Перволого" на этапе актуализации знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема урока: К.Чуковский «Путаница»

Цели:

познакомить учащихся с творчеством  К.И. Чуковского

повторить малые жанры устного народного творчества

развивать образное мышление, память

создать информационный объект,  как иллюстрации к художественному произведению,  в виде натурной мультипликации с собственным озвучиванием

работать в творческом коллективе с распределением ролей и задач, работать в команде, создавать титры, озвучивать мультфильм, обрабатывать аудио и видео файлы

Ход урока


Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

 1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности

- Сегодня у нас необычный урок литературного чтения, к нам пришли гости.

- Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок, Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

-Проверьте готовность к уроку:

учебник

маршрутный лист

конверт с заданием

компьютер

2. Актуализация знаний учащихся

- Прежде чем приступить к новому, что необходимо сделать?  (повторить, то, что нам потребуется на уроке)

- Над какой темой мы работали последние уроки?  Как по-другому назвать УНТ?

- Что такое фольклор?







- Сейчас проверим, как хорошо вы знаете, жанры устного народного творчества. Для этого выполним задание на компьютерах.

Работа в программе «Перволого»

1. Внимательно посмотрите на задание: что видите?

- Прочитайте, какие жанры УНТ указаны.

-Возьмите из конверта листы с тестом.

-Нужно прочитать текст на листочке, определить к какому жанру УНТ относится и с помощью инструмента «Заливка» выделить таким же цветом, как и листок, на котором напечатан текст.


Водичка, водичка!

Умой, моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

(потешка)


Обманули простака,

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зелёную лягушку.

(дразнилка)


Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на кобылке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках,

Съехали с гор,

Развели костёр,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

(небылица)



Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Не ссорясь, строчат.


Мама мыла мылом Милу

Мила мыла не любила


Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

(скороговорки)

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака)

Мягкие лапки,
А в лапках - цап-царапки.
(Кошка)

Длинное хвостище,
рыжее волосище,
сама хитрище.
(Лиса)                     (загадки)

- Проверка. Давайте проверим  это задание. Посмотрите на доску (сверить с эталоном)

- На маршрутном листе оценить задание: поставить +, если верно и-, если ошиблись.

 


Виды устного народного творчества



Самооценка

потешка

+ -

дразнилка


небылица


скороговорка


загадка


Итого:


- Сделайте вывод, посчитайте чего больше + или -








Изучали устное народное творчество


Фольклор

Слово «фольклор» произошло от английских слов «folk»-  мудрость «lore»- народ. Это означает народная мудрость.

Жанры устного народного творчества

3.Постановка темы и цели урока.

- Мы повторили то, что нам потребуется на уроке.

- Вспомните, строчки этого произведения и определите его жанр:

«По поднебесью, братцы, медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит»

-Докажите, что это небылица.

Небылица – это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка.

1) То, чего не бывает в действительности; вымысел.

 2) Вранье, сплетня.

-Где мы можем найти необходимую нам информацию?

- Сегодня, мы познакомимся с авторской небылицей.

-Как вы думаете, что будет отличать её от народной небылицы.

- Угадайте автора по произведениям, отрывки из которых я подобрала.

Пришла Муха на базар

          И купила – самовар


Ехали медведи

          на велосипеде

          А за ними кот

         Задом наперёд


Ох, нелёгкая эта работа

          Из болота тащить бегемота

Вдруг из маминой из спальни,

          Кривоногий и хромой

          Выбегает умывальник

          И качает головой.

- Узнали, кто автор этих строк.

- Конечно, это К.И. Чуковский.

-Назовите тему урока:

«К.И.Чуковский небылица»

- Какую цель поставим?

-Познакомиться с авторской  небылицей.

- Что вы знаете о жизни писателя?

- Каким он был человеком?

-Посмотрите на портрет писателя.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Таким знали писателя его близкие и друзья.

- К сожалению, жизненный путь писателя завершён, но книги Дедушки  Корнея будут жить долго.

- Как вы думаете, почему?

- Прежде чем познакомиться с небылицей Чуковского проведём  словарную работу, в тексте встретятся слова, значение которых может быть непонятно.

Словарная работа

Ковш - округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.

Кадка -  бочка с прямыми боками и одним дном.

Ушат – небольшая деревянная кадка с ушами (ручками)





Небылица













Интернет(Википедия), толковый словарь



Её придумал один человек (автор)












К.Чуковский


Познакомиться с авторской  небылицей


Ответы детей о биографии и творчестве писателя


Первичное чтение

- Мы будем читать текст, а вы внимательно следите, и подчеркнёте слова, которые покажутся вам непонятными.

(текст читают сильные дети)

- Понравилось произведение?

- Докажите, что это небылица

- Что необычного?

- Конечно, это произведение мы слышали ещё в раннем детстве, оно нам знакомо, т.к. работали с ним при создании мультфильма.

-Сегодня, подведём итог нашего проекта, вспомним, как создавали мультфильм.

Физминутка:

(открыть дверь, окно, провести комплекс упражнений на развитие мышц спины:

1.И.П. –руки на пояс, ноги на ширине плеч. Повороты влево - вправо

2.И.П.  – ноги на ширине плеч, одна рука на поясе, другая поднята вверх. Наклоны влево - вправо.

3.И.П. – ноги на ширине плеч. Руки соединить в замок за спиной.

(2 мин.)


Работа в группах

- Каждая группа покажет один этап в создании мультфильма.

- Выберите ответственного и помощников.

Группа №1.

Создать фрагмент мультфильма из фотографий к отрывку небылицы.

Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"

А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"

Свинки замяукали:
Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!

Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!

Только заинька
Был паинька:
Не мяукал
И не хрюкал -
Под капустою лежал,
По-заячьи лопотал
И зверюшек неразумных
Уговаривал:

Группа №2.

Составить монтажный лист к отрывку:

Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать -
И потухло.

Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.

Группа №3.

Создать входной титр, указав автора, название произведения.

Группа №4

Подготовиться к озвучиванию отрывка небылицы (чтение по ролям)

-Распределите роли, работайте по учебнику

Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"

А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"

Свинки замяукали:
Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!

Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!

Только заинька
Был паинька:
Не мяукал
И не хрюкал -
Под капустою лежал,
По-заячьи лопотал
И зверюшек неразумных
Уговаривал:

Группа №5

Покадровая съёмка отрывка К.Чуковского «Путаница»


А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!"

- Все группы закончили выполнять свои задания, для защиты проектов приглашаются ответственные.

(каждая группа зачитывает своё задание и рассказывает что получилось)

- Давайте оценим работу этой группы, посоветуйтесь и поднимите карточку выбранного цвета:

           Группа справилась с заданием

          У группы возникли трудности, не всё удалось

           Группа не справилась с заданием

- Оцените свою работу в группе, обведите фигуру нужного цвета в маршрутном листе.

- Подведём итог нашей работы.

-Посмотрите, что у нас получилось

(просмотр мультфильма «Путаница»)

Рефлексия

-Назовите тему урока

-Какую цель поставили

-Закончить урок хочу строчками из сказки К.Чуковского, которую автор написал для своей больной дочери  Муры «Чудо - дерево»

А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки
Словно яблоки!

-Давайте украсим нашего Чудо –дерево сапожками разного цвета:

 Урок прошёл плодотворно, всё понятно  

 Есть небольшие проблемы    


 Скучно, неинтересно



Предварительный просмотр:

Маршрутный  лист.

Фамилия, имя учащегося         ____________________________

Тема урока: К. Чуковский «Путаница»

1. Актуализация знаний учащихся (повторение)


Виды устного народного творчества


Самооценка

потешка

дразнилка

небылица

скороговорка

загадка

Итого:

2. Открытие нового знания:

Знакомство с произведением К. Чуковского «Путаница»

                     

 Создание информационного объекта (работа в группах)

3.Рефлексия.

Урок прошёл плодотворно, всё понятно            

Есть небольшие проблемы                                                      

Скучно, неинтересно



Предварительный просмотр:

Группа №1.

Задание: создать фрагмент мультфильма из фотографий.

Группа №2.

Задание: составить монтажный лист к отрывку небылицы К. Чуковского «Путаница».

Монтажный лист.



№ кадра



Что выполняется



Персонаж



Текст

Тут бабочка прилетала,

Крылышками помахала

Стало море потухать -
И потухло.

Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали

Группа №3.

Задание: создать входной титр

Группа №4.

Задание: подготовиться к озвучиванию отрывка небылицы К. Чуковского «Путаница» (чтение по ролям)

Группа №5.

Задание: покадровая съёмка отрывка К.Чуковского «Путаница»

Монтажный лист.


№ кадра


Что

выполняется


Персонаж


Текст

№1

А лисички взяли спички,

К морю синему пошли

№2

Море синее зажгли

№3

Море пламенем горит

Выбежал из моря кит

№4

Эй! Пожарные! Бегите!

Помогите! Помогите!



Предварительный просмотр:

Класс 2 «Б»

Учитель: Браз Ирина Владимировна

Предмет: литературное чтение

Тема: К. И. Чуковский «Путаница»

Краткое описание этапов урока

Перечень УУД, формируемых на данных этапах

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке

-самоопределение (Л)

2.Актуализация знаний учащихся.

На данном этапе организуется подготовка к открытию нового знания, происходит актуализация мыслительных операций и познавательных процессов.

Работа на компьютерах в программе Перволого

- поиск и выделение необходимой информации (П)

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков (П)

3. Введение в тему урока.  Целеполагание.

На этом этапе учащиеся определяют тему и цели урока. 

-целеполагание (Р)

4. Работа по теме урока.


Знакомство с авторской небылицей «Путаница»

Словарная работа

Работа в группах,  с целью создания информационного объекта, как иллюстрации к художественному произведению в виде натурной мультипликации

-анализ объектов с целью выделения существенных признаков (П)

-использование знако – символических средств(П)

- контроль (Р)

- коррекция (Р)

- продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками (К)

- оценка (Р)

– осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)

5.  Рефлексия.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке.

Организуется рефлексия и самооценивание учащимися собственной  деятельности и работы друг друга.

Подводится итог работы над проектом «Создание мультфильма»

-рефлексия способов и условий действия (П)

-самооценка на основе критерия успешности (Л)



Предварительный просмотр:

Мягкие лапки,
А в лапках - цап-царапки.

Длинное хвостище,
рыжее волосище,
сама хитрище.

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!

Мама мыла мылом Милу

Мила мыла не любила



Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.



Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Не ссорясь, строчат.


Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на кобылке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках,

Съехали с гор,

Развели костёр,

Кушают кашку,

Слушают сказку.




Обманули простака,

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зелёную лягушку.


Водичка, водичка!

Умой, моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс К.И. Чуковский "Путаница", "Радость" с использованием презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет ввести детей в мир произведений К.И.Чуковского....

открытый урок по литературному чтению "К.Чуковский Путаница"

в конспекте урока отражена технология самооценки обучающихся на всех этапах урока. весь урок построен на групповой работе обучающися....

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: К.И. Чуковский "Путаница"

Цели: Ознакомить учащихся с небылицей К.И.Чуковского "Путаница", повторить малые жанры устного народного творчества, развивать образное мышление, память, внимание....

Урок литературного чтения в первом классе по теме "Инсценирование стихотворений. К.И.Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».

Цели  урока:Образовательные:познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор прочитанных произведе...

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса "К. Чуковский «Путаница»"

Познакомить учащихся с творчеством К.И. Чуковского.Задачи: повторить малые жанры устного народного творчества.              развивать о...

Урок литературного чтения К. Чуковский. Путаница. Небылицы

Урок литературного чтения во 2 классе построен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке исползована технология продуктивного чтения....

Конспект урока. К.И.Чуковский "Путаница".

Конспект урока для учащихся 2 класса....