Главные вкладки

    Рабочая программа по чтению (4 класс) по теме:
    Планирование 4 класс

    Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспективная начальная школа"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturadokument_microsoft_office_word.docx72.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                        

    1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

    2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА;

    3.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ;

    4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН;

    5.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ;

    6.ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ;

    7.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ

     8. ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НРК

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

    Тип программы  программа основного  начального образования

    Статус программы: рабочая программа учебного курса

    Назначение программы:

    для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

    для педагогических работников МОУ Амурской СОШ   программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

    для администрации МОУ Амурской СОШ   программа является основанием для определения качества реализации общего образования.

    Категория обучающихся: учащиеся 2 класса МОУ Амурской СОШ   

    Сроки освоения программы: 1 год

    Объем учебного времени: 102часа

    Форма обучения: очная

    Режим занятий: 3 часа в неделю

    Формы контроля:

    Срезовые работы: входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль;

    текущий контроль (устные опросы): 

    Раздел 1. Пояснительная записка

    Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с:

    приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889

    с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2005г. № 01-571, от 10.05.2006г. № 02-510, от 29.05.2007г. № 02-557, от 05.05.2008г. № 04-387, от 06.05.2009г. № 01-269, от 16.06.2011г. № 04-997 и от 24.02.2012г. № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год»,  

    приказом министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011г №103/4286 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»

    постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения  в общеобразовательных учреждениях»;

    примерными программами  начального общего образования  (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10 июля 2012г №22/5135«Об организации образовательного процесса в начальной школе  в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 году»

    учебным  планом  МКОУ Амурской СОШ от 15 августа 2012 года

    Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011г

     «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укорененным: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.

    Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе -сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

    Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).

    Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

    •  Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.

    •  Миф - это способ жизни человечества в древности, в дописьменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка — способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка -древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.

     Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.

     Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.

    Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.

    •  Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.

    Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ воспринимать мир в оппозициях

    Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.

    На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.

    Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.

    Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

     Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.

     Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.

    Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

     Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.

     На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.

    Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития. Она впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит в фольклор более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (то есть географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности фольклорных произведений сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе - это история, историческое движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью авторской литературы является конкретный человек с присущим ему миром переживаний. Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения «Музейного Дома» каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.

    Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекрестной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверенность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской строфы.

    Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами и впервые знакомятся с драматическим произведением. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.

    Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает формирование представлений об особенностях авторской литературы.

    Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение:

    проблемы выражения чувств в лирике;

    проблемы несовпадения мировосприятия рассказчика и героя (программа предусматривает только случаи самоочевидного несовпадения авторской точки зрения и точки зрения героя, когда мир воспринят глазами собачки, волчицы или трехлетнего ребенка);

    проблемы перевода (детям предлагаются для сравнительного анализа разные переводы одного и того же стихотворения: сначала с именами переводчиков, потом - без имен, чтобы дети попытались сами установить имена переводчиков).

    Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

    Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа литературного произведения, умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; эстетическое переживание ценности художественных произведений.

    На реализацию НРК- 10 часов

    Раздел 2. Содержание рабочей программы.

    Устное народное творчество
    Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.
    Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).
    Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках индейцев майя, древнеегипетских сказках, легендах Древней Греции (литературные компиляции) и античных гимнах богам, в старославянских легендах и русских народных сказках.
    Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, чувство юмора.
    Природа и происхождение жанра пословицы. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы.Связь с социально-бытовой сказкой: школа народной мудрости и жизненного опыта. Поговорки, посвященные миру природы и социальным отношениям, из сборника В. Даля.
    Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество). Былина о Святогоре и Илье как промежуточное явление между мифом и эпосом. Святогор как мифологический герой, Илья как эпический (исторический) герой. Былина о Садко как промежуточное явление между волшебной сказкой и историческим повествованием. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
    Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
    Жизнь жанров фольклора во времени
    Взаимоотношения обрядов и праздников.
    Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.
    Народная и авторская сказка.
    Пословицы и литературные крылатые выражения.
    Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:
    а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;
    б) сложность характера героя и развитие его во времени;
    в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Капустное чудо», «Бумажная победа»);
    г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;
    д) выразительность художественного языка.
    Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
    Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.
    Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные
    числа и волшебные слова.
    Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.
    Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.
    Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.
    Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).
    Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника).
    Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
    Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
    Лента времени. Формирование целостной пространственно-временной картины мира, включающей взаимосвязь древней модели мировосприятия (время как круг, пространство как два противостоящих мира) и конкретно-исторической современной модели (время как вектор; единое пространство).
    Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.
    Представление о биографическом словаре. Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.
    Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.
    Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.
    Формирование культуры предметного общения:
    а) умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
    б) способности критично относиться к результатам собственного творчества;
    в) способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

    Разделы курса

    Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (13 часов)

    Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к   миру чувств (12 часов)

    Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. (12 часов)

    Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас. (14 часов)

    Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. (11 часов)

    Приближаемся к разгадке тайны особого зрения – (9 часов)

    Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. (13 часов)

    Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое  отечество. (11 часов).

    Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. (7 часов)

    КРУГ ЧТЕНИЯ
    Устное народное творчество
    Мифологические сюжеты: индейцев майя, Древнего Египта, Древней Греции, древних славян.
    Русские народные волшебные сказки:
    «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист-ясный сокол»*; «Семь Симеонов», «Каша из топора».
    Пословицы и поговорки:
    а) русские пословицы и поговорки (сборник В. Даля),
    б) пословицы и поговорки народов мира;
    с) литературные крылатые выражения.
    Былины:
    а) Киевского цикла: «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей — разбойник»;
    б) Новгородского цикла: «Садко».
    Классики русской литературы XVIII — первой половины XX в.
    В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок), «Приход весны»;
    А. Пушкин «Тиха украинская ночь», отрывки из «Евгения Онегина»;
    М. Лермонтов «Парус», «Ветка Палестины», «На севере диком»;
    Ф. Тютчев «Песок сыпучий по колени…», «Как весел грохот…»;
    А. Фет «Это утро, радость эта», «Я жду…», «Соловьиное эхо…», «Я долго стоял неподвижно»;
    И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Еще и холоден и сыр…», «Полями пахнет…»;
    Н. Заболоцкий «Сентябрь»*, «Вечер на Оке»;
    К. Бальмонт «Трудно фее»*,
    С. Есенин «Топи да болота, синий плат небес»;
    В. Хлебников «Мне мало надо», «Кузнечик»;
    В. Маяковский «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям»;
    Б. Пастернак «Опять весна»*, «Осень. Сказочный чертог…»;
    А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»;
    А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении).
    Классики русской литературы второй половины XX в.:
    С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации;
    Н. Рыленков «К Родине»;
    Н. Рубцов «Душа хранит», «Доволен я буквально всем», «Утро на море»*;
    В. Берестов «Морозный день», «Вот и ландыш отцвел», «Образец»;
    Н. Матвеева «В лощинах снег…»;
    Д. Самойлов «Красная осень»;
    В. Шефнер «Не привыкайте к чудесам»;
    А. Кушнер «Сирень»;
    В. Соколов «Сырые будни. Осени задворки…»;
    К. Некрасова «Весна»*;
    М. Яснов «До неба»;
    Б. Житков «Пудя»;
    К. Паустовский «Приключения жука-носорога»;
    Ю. Коваль «Орехьевна», «Лес, лес! Возьми мою глоть!»;
    И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Как мы ходили в театр», «Бедная Дарья Семеновна»;
    В. Голявкин «Оса»;
    В. Драгунский «Шарик в синем небе», «Девочка на шаре»;
    Л. Петрушевская «Нос»;
    Л. Улицкая «Капустное чудо», «Бумажная победа»;
    М. Вайсман «Шмыгимышь»;
    С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»; «Давно бы так, заяц»;
    Б. Сергуненков «Конь-мотылек».
    Зарубежная литература
    Древнегреческий «Гимн Природе»;
    Авторские волшебные сказки:
    Ш. Перро «Спящая красавица», «Рике с хохолком»;
    Бр. Гримм «Храбрый портной»*;
    Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева» (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении), «Огниво»*;
    С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках);
    А. Сент Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках);
    Д. Даррелл «Моя семья и другие звери» (отрывок).

    Раздел 3.Учебно- тематический план.

    Содержание

    Кол-во часов

    Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

    13

    Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств

    12

    Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

    12

    Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас

    14

    Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.

    11

    Приближаемся к разгадке тайны особого зрения

    9

    Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда.

    13

    Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое  отечество.

    11

    Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее

    7

                                          Раздел 4. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 4-го года обучения
    Учащиеся должны знать/ понимать:
    названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
    названия 1–2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);
    основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.
    Уметь:
    читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
    определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко, подробно, выборочно;
    различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;
    приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
    приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
    характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
    читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;
    находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
    обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
    ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
    составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.
    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    самостоятельного выбора книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему, составления сборников);
    определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям);
    самостоятельного чтения выбранных книг;
    высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
    работы с разными источниками информации (включая словари разного направления).
    Планируемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
    В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:
    • свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
    • свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
    • свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).
    В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:
    а)
    в рамках коммуникации как сотрудничества:
    • разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);
    б)
    в рамках коммуникации как взаимодействия:
    • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию.
    В области регулятивных учебных действий выпускник научится:
    • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
    В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться:
    • осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
    • профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

    Раздел 5. Литература и средства обучения

    Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.
    Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия/Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
    Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
    Борисенкова О.В., Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.

    Горская А.Б. и др. Хрестоматия по литературе родного края.-Челябинск:ИЦ "Взгляд", 2002-2005.

    Раздел 6. Календарно-тематический план

    Номер урока в году

    Дата

    Дата фактического проведения

    тема

    ТСО

    Д/З

    Законы волшебной сказки 13часов

    Урок Знаний

    Древние представления о Мировом дереве

    С. 6-16

    Персей. Древнегреческое сказание

    ИКТ

    С. 22-31

    Персей. Древнегреческое сказание

    С. 31-40

    12с

    Отражение древних представлений о красоте и порядке  в земном мире в трёхчастной композиции

    С. 41-45

    13с

    Древние представления о животных-прародителях, знакомство с понятием "тотем"

    С. 45-51

    14с

    Особенности героя волшебной сказки  РК

    Хр., с. 6-11

    19с

    Русская сказка "Сивка-бурка"

    Хр., с. 16-22

    20с

    Русская сказка "Сивка-бурка"

    Хр., с. 16-22

    21с

    Русская сказка "Крошечка-Хаврошечка"

    Хр., с. 23-32

    26с

    Русская сказка "Крошечка-Хаврошечка"

    Хр., с. 23-32

    27с

    Русская сказка "Морской царь и Василиса Премудрая"

    Хр., с. 32-44

    28с

    Русская сказка "Морской царь и Василиса Премудрая"

    Хр., с. 32-44

    Произведения, основанные на фольклоре 12часов

    3ок

    Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

    ИКТ

    С.52-58

    4ок

    Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

    ИКТ

    С. 58-64

    5ок

    Былина " Илья Муромец и Святогор.

    ИКТ

    Хр., с. 45-50

    10ок

    Былина " Илья Муромец и Святогор.

    Хр., с. 50-56

    11ок

    Былина "Садко"

    С. 65-71

    12ок

    Былина "Садко РК

    С. 65-71

    17ок

    Ганс Христиан Андерсен "Русалочка"

    С.71-80

    18ок

    Ганс Христиан Андерсен "Русалочка"

    С.81-89

    19ок

    Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

    Хр., с. 56-67

    24ок

    Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках». «История вторая. Мальчик и девочка»

    Хр., с. 67-77

    25ок

    Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История пятая. Маленькая разбойница». «История шестая. Лапландка и финка»

    Хр., с. 77-86

    26ок

    Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом».

    Хр., с. 86-91

    Красота природы и человека в поэзии и живописи 12 часов

    31ок

    Василий Жуковский "Славянка"

    ИКТ

    С. 90-100

    Василий Жуковский "Весеннее чувство", Давид Самойлов "Красная осень"

    ИКТ

     

    С.101—105

    Николай Заболоцкий "Сентябрь", "Оттепель"

    ИКТ

    С.106-109

    14н

    Иван Бунин "Нет солнца, но светлы пруды", "Детство"

    ИКТ

    С. 110—113

    15н

    Владимир Набоков "Обида" РК

    ИКТ

    С. 113-120

    16н

    Владимир Набоков "Грибы", "Мой друг, я искренне жалею..."

    ИКТ

    С. 120-127

    21н

    Юрий Коваль "Лес, Лес! Возьми мою глоть"

    ИКТ

    С.127-130

    22н

    Борис Сергуненков "Конь Мотылёк"

    ИКТ

    С. 130-133

    23н

    Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе»

    ИКТ

    Хр., с. 91-98

    28н

    Борис Сергуненков «Конь Мотылек». Репродукция картины В. Батенина «Голуби в небе»

    ИКТ

    С. 133-136

    29н

    Джералд Даррелл «Землянично- розовый дом» (отрывок из повести «Моя семья и другие звери»). Репродукции картин Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»

    ИКТ

    Хр., с. 98-108

    30н

    Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» РК

    ИКТ

    Наши сверстники, жившие задолго до нас 14 часов

    Леонид Андреев "Петька на даче"

    С.137-141

    Леонид Андреев "Петька на даче"

    С.142-146

    Леонид Андреев "Петька на даче"

    С. 147-152

    12д

    Антон Чехов "Ванька"

    С.152-155

    13д

    Антон Чехов "Ванька"

    С.155-158

    14д

    Антон Чехов "Ванька" РК

    С.158-161

    19д

    Антон Чехов "Мальчики"

    167

    20д

    Антон Чехов "Мальчики"

    С.167-172

    21д

    Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

    Хр., с. 108-112

    26д

    Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

    Хр., с. 112-117

    27д

    Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

    Хр., с. 118125

    28д

    Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

    Хр., с. 125-133

    16ян

    Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

    Хр., с. 133-140

    17ян

    Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

    Хр., с. 140-148

    Как красота в прозе, поэзии и живописи действует на нас 11часов

    18ян

    Ирина Пивоварова "Как провожают пароходы"

    Хр., с. 149-152

    23ян

    Ирина Пивоварова "Как провожают пароходы"

    ИКТ

    Хр., с. 149-152

    24ян

    Людмила Улицкая "Бумажная победа"

    ИКТ

    Хр., с. 153-155

    25ян

    Людмила Улицкая "Бумажная победа"

    ИКТ

    Хр., с. 153-155

    30ян

    Зинаида Серебрякова "Катя с натюрмортом", Пабло Пикассо "Девочка на шаре" РК

    ИКТ

    Хр., с. 153

    31ян

    Сергей Козлов "Не летай, пой, птица"

    ИКТ

    Хр., с. 153

    Сергей Козлов "Давно бы так, заяц"

    С. 33-36

    Сергей Козлов "Давно бы так, заяц"

    С. 33-36

    Владимир Соколов "О умножение листвы… ",

    С. 37-39,

    наизусть

    Борис Пастернак "Опять весна"

    С.39-40

    13ф

    Владимир Соколов "Все чернила вышли, вся бумага… "

    С С. 41.43

    Приближаемся к разгадке тайны особого зрения 9 часов

    14ф

    СельмаЛагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"

    С. 44-54

    15ф

    СельмаЛагерлёф«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

    С. 54-62

    20ф

    СельмаЛагерлёф«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

    ИКТ

    С.63-70

    21ф

    Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

    ИКТ

    С. 70-75

    22ф

    Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

    ИКТ

    С. 75-81

    27ф

    Константин Паустовский «Теплый хлеб»

    ИКТ

    С. 156-162

    28ф

    Константин Паустовский «Теплый хлеб»

    ИКТ

    С. 163-170

    К. Паустовский «Теплый хлеб».

    ИКТ

    С. 171-176

    Обобщение по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком» РК

    Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда 13 часов

    Леонардо да Винчи "Мона Лиза (Джоконда)" Знакомство с настоящим писателем

    С.82-90

    13м

    Мария Вайсман "Шмыгомышь"

    С. 90-100

    14м

    Особый язык художников и поэтов. Велимир Хлебников "Кузнечик"

    С.101—104

    15м

    Анна Ахматова "Тайны ремесла",  "Перед весной"

    С.104-107

    20м

    Александр Кушнер "Сирень"

    С. 108- 111

    21м

    Владимир Маяковский "Хорошее отношение к лошадям"

    С.112-114

    22м

    Афанасий Фет "Это утро, радость эта…"

    С.115-118

    3ап

    Фёдор Тютчев "Как весел грохот…"

    С. 118-120

    4ап

    Михаил Лермонтов "Парус"

    С.120-122 учить

    5ап

    Максимилиан Волошин "Зелёный вал…"

    С. 122-124

    10ап

    Самуил Маршак "Как поработала зима"

    С.125-127

    11ап

    Александр Пушкин "Евгений Онегин" (отрывки) "В тот год осенняя погода…", "Зима!..Крестьянин, торжествуя …"

    С.128-130

    12ап

    Александр Пушкин "Евгений Онегин" (отрывки) "В тот год осенняя погода…", "Зима!..Крестьянин, торжествуя …" РК

    С.128-130

    Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое  отечество.11 часов

    17ап

    Алексей Пантелеев "Главный инженер"

    ИКТ

    С.130-139

    18ап

    Алексей Пантелеев "Главный инженер"

    ИКТ

    С.140-146

    19ап

    Алексей Пантелеев "Главный инженер"

    ИКТ

    С.147-150

    24ап

    Алексей Пантелеев "Главный инженер"

    пересказ

    25ап

    Анна Ахматова "Памяти друга"

    С 151—152 учить

    26ап

    Николай Рыленков "К Родине»

    С.152-153учить

    Николай Рубцов "Доволен я буквально всем…"

    ИКТ

    С.154—155учить

    Дмитрий Кедрин "Всё мне мерещится…"

    С.156-159учить

    Гимн Природе, Государственный Гимн Российской Федерации

    С.159-162

    10м

    Карл Брюллов "Последний день Помпеи", Плиний Младший "Письмо Тациту", Александр

    С.163-167

    15м

    Пушкин "Везувий зев открыл…" РК

    С.167-169 учить

    Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее 7 часов

    16м

    Путешествие в Казань. В мастерской художника

    Хр., с. 177-182

    17м

    В мастерской художника. Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Колмогорцевой «Мост через Казанку», «Улица Муссы Джалиля», «Казанский кремль», «Ивановский монастырь», «Петропавловский собор

    Хр.С.183-192

    22м

    Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

    170-171

    23м

    Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

    171-172

    24м

    Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее

    С.172-174

    29м

    Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» РК

    С.174-176

    102

    30м

    Итоговое заседание клуба «Ключ и заря

    Раздел 7. План реализации НРК

    Дидактическое обеспечение НРК:

    А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. «Хрестоматия по литературе родного края», Челябинск, ООО «Издательский дом «Взгляд», 2002

    Реализация НРК осуществляется при изучении произведений детских поэтов и писателей Южного Урала, что помогает учителю познакомить учащихся с творчеством писателей родного края, воспитать их патриотами своей малой родины, обогатить содержание уроков литературного чтения и позволяет полностью реализовать региональный компонент областного базисного учебного плана.

    В практическую часть курса включено:

    - написание сочинений (письменные, устные, творческие, мини-сочинения);

    - сочинение стихов;

    - аннотации статей, художественных произведений;

    - экскурсии в природу

    Тема урока

    Страницы хрестоматии

    7

    Особенности героя волшебной сказки  

    226-237

    19

    Былина "Садко

    237-244

    30

    Владимир Набоков "Обида

    244-254

    37

    Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»

    254-261

    43

    Антон Чехов "Ванька"

    262-271

    56

    Зинаида Серебрякова "Катя с натюрмортом", Пабло Пикассо "Девочка на шаре"

    271-279

    71

    Обобщение по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком» 

    279-290

    84

    Александр Пушкин "Евгений Онегин" (отрывки) "В тот год осенняя погода…", "Зима!..Крестьянин, торжествуя …"

    290-296

    95

    Пушкин "Везувий зев открыл…" 

    296-300

    Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» 

    300-302


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Наш класс - просто КЛАСС! 4-а класс ( 2009-2010год)

    Давайте познакомимся - это наш любимый класс !Класс наш в школе всех активнейИ при деле он всегда,Класс наш в школе самый дружный,Просто не разлей вода!Класс  наш в школе самый лучший,Потому что ...

    Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

    Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

    Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

    Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

    Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

    Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

    Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

    Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

    Прощание с первым классом «Прощай, 1 класс!» Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»

    Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де...