Предметная неделя по литературному чтению
методическая разработка по чтению по теме

Андрошина Ирина Александровна

Данный материал является проведением предметной недели по литературному чтению в коррекционной школе VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sem_chudes_sveta.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная неделя по литературному чтению.

     С 13 декабря по 17 декабря 2011 г. в КГКСКОУ Спасская КШИ проходила предметная неделя по литературному чтению в начальных и старших классах по теме: «Чтение – вот лучшее учение». 

     Прежде всего, бесспорно, нужно подумать, для чего и с какой целью эта Неделя проводится. Приведенный ниже способ стоит использовать при следующих целях:

– развитие интереса к чтению и к изучаемому предмету (литература);

– развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

– развитие коммуникативных навыков между учениками  разных возрастов.

     Задача предметной недели состояла в том, чтобы совершенствовать профессиональное мастерство педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, а также вовлечение обучающихся в творческую деятельность и повышение их интереса к литературному чтению.
  В рамках предметной недели были проведены следующие мероприятия:

-    Первый день: были проведены в каждом классе занимательные викторины по грамматике (русскому языку). Ребята разгадывали различные ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы, т.е. все, что связано было с русским языком.
-  
Второй день: проходил под названием «День рисунка». Ребята рисовали иллюстрации к прочитанным понравившимся литературным произведениям.

- Третий день: прошло мероприятие «КВН «Литературные знания»» в 5 - 6 классах и отдельно для 7 – 9 классов. Участие ребят в этом мероприятии  помогло выявить  познания  детей  в  литературном  творчестве (в прочитанных ими произведениях), знание пословиц, умение находить олицетворения в отрывках из произведений. Были включены задания на скрытый смысл, умозаключение, внимание, память, мыслительные операции. По результатам КВН были выбраны и награждены лучшие ученики в области литературы.
   Воспитатели посетили с детьми детскую городскую библиотеку. Во всех классах прошли библиотечные часы, внеклассные занятия, интеллектуальные игры, вспоминали произведения устного народного творчества. Ребята проявили свои способности в знании загадок, потешек, небылиц, прибауток, скороговорок. Все это способствовало развитию их речи, кругозора. Все педагоги своими мероприятиями воспитывали у учащихся любовь к русскому языку и своей Родине. В трёх начальных классах прошли открытые уроки по литературе. На этих уроках мы наблюдали, как ребята работали над предложением и с текстом. Тем самым показали достаточно хорошие умения и навыки чтения в начальных классах.

     Сама неделя начиналась с участия учителя (руководителя недели) и ребят на предварительной линейке в виде монтажа:

1. Учитель:

Семь чудес света создали люди в древности. Но есть ещё одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь. Научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Это чудо - книга.  

2. Ученица:

Книги для человечества – то же, что память для человека. В них наша история. В них – открытие истины, в них – накопленные знания и вековой опыт.

3. Ученик:

Кто с книгой по жизни шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает:

Учиться, работать и жить!

4. Ученица:

Самая большая радость в жизни – это радость чтения, и она доступна всем!

5. Ученик:

Великая польза бывает от книжного учения.

6. Ученица:

Чтобы получить от книг наибольшее удовольствие и пользу, мы должны читать для образования, а не для развлечения.

7. Ученик:

Мы же ответственны за то, что читаем, как и за то, что мы делаем.

8. Ученица:

Общество книг обычно сравнивают с обществом друзей.

И выбор книг, как и выбор друзей, - задача серьёзная.

9. Ученик:

Всем хорошим во мне - я обязан книгам, так сказал когда-то Максим   Горький.

10. Ученица:

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Давайте представим хотя бы на миг,

Что мы вдруг лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре.

Что нету Незнайки – вруна-недотёпы,

Что нет Айболита и нет дяди Стёпы.

Наверно, нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

     Учитель:

     Ребята, вы уже, наверное, догадались из выше сказанного, что будет  проходить с 13 декабря по 17 декабря неделя русского языка и литературы. Посвящена она будет в основном книге, литературному чтению и вообще все, что связано с предметом - литература.

Но и о русском языке мы забывать не будем. Будут вывешены как всегда кроссворды, ребусы, загадки и т.д. Пройдёт выставка тетрадей, устный журнал и выставка иллюстраций к детским произведениям. А также пройдут в классах внеклассные занятия по данным предметам, и в конце недели состоится конкурс чтецов. План работы недели висит на стенде. Показывайте свои самые лучшие знания и умения. Желаю вам удачи!

План проведения недели русского языка и литературного чтения.

1 день – открытие недели русского языка и литературного чтения. Устный журнал.

«Аукцион знаний по русскому языку». Занимательный материал о русском языке. Разгадывание ребусов, кроссвордов,  шарад,  анаграмм и т. п.  Проведение в классах различных викторин, конкурсов, бесед о русском языке.

Подготовка   к  конкурсу  рисунков по литературным произведениям.            (Учителя, воспитатели.)

   2   день  –    «День  рисунка». Устный журнал.

А) Презентация - выставка рисунков.

Б) «Моё  лицо – моя тетрадь».  Выставка   тетрадей с «Вредными советами».       

Посещения городской библиотеки (в течение недели для всех классов).  

   3   день –     «КВН «Литературные знания»». Устный журнал.

  (5 – 6 классы), (7 – 9 классы).          (Руководитель недели, воспитатели.)

   4   день  –      «Конкурс  чтецов»  (классы).  

    Устный журнал.                       (Руководитель недели, воспитатели.)

   5   день –        закрытие недели русского языка и  литературного чтения.  Устный журнал.

Подведение итогов конкурсов, аукционов. Награждение победителей. 

Устный журнал   -  понедельник: «Всё о книге».

*****************************************************************************

1. С момента появления на свет человек начинает учиться. Он учится ходить, говорить, понимать мир и людей. Его учат солнечный луч и пролетевшая мимо бабочка, смешная картинка и добрая песня, весёлая игра и любимая книга.

2. Книга! Она входит в жизнь  самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает всё вокруг.

        

3. Книга! Она ведёт нас от познания первых несложных истин всё дальше и дальше. С книгой каждый из нас путешествует на триста лет вперёд, в будущее, и на триста лет назад, в историю. Обо всём на свете рассказывает книга. И живёт книга уже несколько тысячелетий.

4. В старину люди записывали самое важное, то, что они хотели передать будущим поколениям. Год от года таких записей накапливалось всё больше и больше. Это ещё не были книги.

===========================================================

5. Первую книгу – КОДЕКС (словарная работа) – изготовили римские мастера. Они скрепили папирусные (слвар. раб. – папирус) листы, и одели их в переплёт.

6. В старину люди ценили книги. Так как  писались от руки, медленно. Летописец (слвар. раб.) от руки переписывал строку за строкой. На изготовление одной книги уходило 5 – 7 лет, а самое малое время – уходил год.

Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг –

И глядишь – уже дряхлый старик.

7.   Писец должен был обладать чётким и красивым почерком. Каждая буква даже не писалась, а рисовалась. Использовал писец не шариковую ручку, а гусиные перья или палочки. Писал на папирусе, бересте или пергаменте (слвар. раб. – пергамент, береста).

******************************************************************

вторник:

1. Переписанные листы украшались рисунками. Готовые листы сшивали крепкой верёвкой и вплетали между двух дощечек. Особенно важные, ценные книги одевали в кожаный или медный переплёт с золотыми, серебряными застёжками, украшали камнями-самоцветами. И тогда появилось среди людей выражение, которое они любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит» (раб. с выражением).        

2. Такая книга была настоящим сокровищем и стоила очень дорого.   Её одну можно было обменять на табун коней, стадо коров, на собольи шубы. Эти книги жили долго и хранились в специальных хранилищах (библиотеках) (слвар. раб.). Поэтому в библиотеке её прикрепляли к полке массивной цепью, чтобы защитить от грабителей. И всё-таки книга ценилась не за украшения, а за то, что в ней написано. С большим трепетом люди произносили слова «КНИЖНЫЙ  СВЕТ».    

3. Жизнь книги, как и жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибли при нашествии врагов, в походах и странствиях, при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближался неприятель, люди уносили за надёжные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

4. Много  веков прошло. Прежде чем изменился вид книги, и она приобрела привычный для нас облик: с обложкой и страницами. Теперь книги создают печатные машины. Каждую секунду в мире появляется около сорока пяти книг, из них  7 – 8  книг для детей.

===========================================================

5. В наше время, чтобы родилась книга, трудятся лесорубы и сплавщики, писатели и художники, редакторы и корректоры (слвар. раб.), наборщики и печатники и многие другие. Много усилий требуется от них, чтобы книга стала красивой, интересной и прослужила долго.

6. Напоминаю - книги – как  люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А, заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье.

7. И мы с вами знаем, что с книгами делать нельзя:

Нельзя книги перегибать.

Нельзя загибать книжные страницы.

Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки (А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг?)

Нельзя писать и рисовать в книгах.

Нельзя читать книги во время еды.

8. Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту. Поэтому.  Берегите книги, ребята, не рвите, не пачкайте их.

******************************************************************

среда:

1.  Бумага - важнейшее изобретение человечества, составляющая часть книги. Как вы знаете, люди использовали много разных природных материалов, прежде чем была изобретена бумага. Древние египтяне писали на глиняных плитках, выдавливая специальной палочкой знаки. Некоторые народы долгое время писали на бересте с помощью знаков и рисунков.

2. Египтяне создали для письма особый материал – папирус. Волокна его стеблей разрезались, склеивались и прессовались. Готовые листы подклеивали один к другому, и получался свиток, на котором писали. Чтобы удобнее было хранить написанное, его сворачивали в трубочку. Папирус был дешёвый, и поэтому его использовали довольно часто.

3. В древнем Пергаме научились выделывать кожу животных так, чтобы на ней можно было писать. Она была эластичной, её можно было сгибать. К тому же она была более экономичной, чем папирус: на ней писали с двух сторон. Но беда в том, что пергамент – это дорогостоящий материал.

===========================================================

4. Для того чтобы написать на пергаменте хотя бы небольшую книгу, требовалось целое стадо телят. Такую книгу мог купить только очень богатый человек. Естественно, этот материал не мог быть использован для массового употребления.

5. Но люди не останавливались на достигнутом.  В конце концов, они додумались и до бумаги. К сожалению, нельзя точно сказать, когда это было, и кто её изобрёл. Предполагают, что она родом из Китая. Но известно, что во втором веке её делали из спрессованных волокон тщательно растёртых тряпок.

6. В Европу бумага пришла не сразу, а спустя много столетий. И вот на берегах  рек стали строить большие бумажные мельницы, похожие на мукомольные. В тысяча пятьсот шестьдесят четвёртом году появилась и в России первая бумажная фабрика. Существует много разных сортов бумаги: и тонкая, и толстая, и шершавая, и гладкая. И есть определённые сорта для книг, газет, журналов.

******************************************************************

четверг:

Сейчас мы  немного расскажем о чтении.

1. Самая большая радость в жизни – это радость чтения.

«Чтение – вот лучшее учение».

2. Пренебрежительное отношение к чтению книг порождает в людях невежество. Такие люди не могут связать воедино и трёх фраз, из которых можно было бы понять, что они хотят сказать.

3. Чтение, просвещение ведёт к развитию земледелия, промышленности, процветанию страны. Просвещение способствует развитию знаний в области медицины.

4. Чтение книг развивает мыслительные способности человека. Оно способно поднять человека на более высокую духовную ступень.

===========================================================

5. Лёгкие и забавные книжки словно сахар, они приятны и полезны, особенно для детей, но нельзя же питаться одним сахаром. Более того, есть книги, которые и книгами-то назвать не хочется, читать их – потеря времени. Среди них бывают и такие, что вызывают лишь омерзение; были бы  эти книжки людьми, я бы не постеснялась вытолкать их за дверь.

6. Бывают, конечно, случаи, когда полезно получить предостережение против опасностей жизни, но всё же книги, трактующие о зле, и сами есть зло. Но есть другие книги. К счастью, их огромное большинство – каждый, кто прочитал их, становится лучше душою.

7. Нет человека, который, проведя час с доброй и интересной книгой, не стал бы лучше и счастливее. И не только на время самого чтения.  

******************************************************************

пятница:

А сегодня мы  немного расскажем о специальных хранилищах, в которых хранились  книги и хранятся до сих пор. В наше время тоже есть места на свете, где собраны для вас самые различные путеводители по жизни. И называются  - они – «библиотеками».

1. «Библио» - по-гречески – книга, а «тека» - хранилище. В мире библиотека существует почти пять тысяч лет. Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были.

2. Библиотека – это дом книг. В ней очень много книг, журналов, и всё это называется книжным фондом. В библиотеке каждая книга стоит на своём месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам помогает, конечно, библиотекарь.

3.  Назовите имя, отчество и фамилию нашего школьного библиотекаря:

4. Во всех библиотеках существует два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если хотите знать все значения, загляните в словарь. А мы предлагаем значение, связанное с библиотекой. Это место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть – ведь она нужна и другим. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.

5. Есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература – энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.

===========================================================

6. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Внимательно прослушайте и запомните следующие правила.

Правило № 1. В библиотеке надо вести себя тихо, так как шум мешает другим читателям.

Правило № 2. книги надо возвращать во время, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило № 3. С библиотечными книгами надо обращаться также бережно, как и со всеми другими книгами. Чтобы их смогло прочесть как можно больше других ребят.

7.  Правило № 4. Библиотечные книги также как и другие книги нельзя терять, иначе в любой, в том числе и школьной библиотеке не останется ни одной книги.

Правило № 5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.

8. Если вы взяли  книги в библиотеке - библиотекарь заводит на каждого читателя читательский формуляр. В нём он записывает все книги, которые вы прочтёте за всю вашу школьную жизнь.

9. Первые библиотеки в нашей стране появились во времена Киевской Руси. В летописи сказано, что князь Ярослав Мудрый в  тысяча тридцать седьмом году собрал в Киеве многих писцов, которые «списаша книги многи». Часть этих книг «князь положил в святой Софии церкви», основав первую библиотеку.

10. Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в Геннадиевской библиотеке (г. Новгород, 15 век). На полях рукописи возле незнакомого иностранного слова стоит более известное для россиян – «книжный дом».

 (Далее представляю оформление плана работы пред. недели).

                           

             

«Главный  характер  нашего  языка  состоит    в    чрезвычайной   лёгкости,  с              которой   всё   выражается   на   нём».

                                                                                                                        (А. Герцен.)

                         

       

   

        

                                                         

                             

 

 «Коллекция книг – тот же университет».

                                                                            ( Т. Карлейль.)

 

«Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо выбрать крупинки золота в массе песка».

                                                                                                                (С. И. Вавилов.)

                                     

        

                                                                             

                             

«Из всех великих достижений XIX столетия ни одному не должны мы быть столь благородны, сколь свободному доступу к книгам».

                                                     (М. Горький.)                                                                                                                                                                                     

 

«Тому, кто любит книги, не нужен ни разумный советчик, ни заботливый спутник, ни доброжелательный утешитель. Наукою, чтением, размышлением любитель книг развлечёт себя и поймёт свои мысли и в бурную погоду, и встретившись с превратностями судьбы». 

                                                                         (Исаак Барроу.) 

Предметную неделю ребята закончили небольшим выступлением, на котором прочитали стихи, посвящённые книге после подведения итогов по предметной неделе под названием – «Чтение – вот лучшее учение».

1. Ученица:

Книга! Великое слово!

Я оду тебе пою!

Тебя от души воспеваю.

Люблю я тебя, люблю!

2. Ученик:

Оду пою я книгам –

Не в силах я им изменить.

Они только могут в мире

На всё яркий свет пролить.

3. Ученица:

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу!

4. Ученик:

Мы с книгой умней и богаче,

Нам с ней и расти, и дружить,

Она задаёт нам задачи

И учит, как думать и жить.

5. Учитель:

Закончен конкурс. Он у нас

Рассчитан на одну лишь неделю.

Но вы, читающий народ,

Любите книгу круглый год!

              Успехов вам в учёбе!      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная неделя по литературному чтению для обучающихся начальной школы

В разработке представлены задания разного уровня сложности. Всю неделю дети активно работали. С более сложными заданиями им помогали родители. По итогам мероприятия в каждом классе определились победи...

Предметная неделя по литературному чтению в начальной школе.

Предметная неделя по литературному чтению в начальной школе, общие положения о проведении предметных недель, задачи предметной недели, принципы проведения недели,...

План проведения предметной недели по литературному чтению

В рамках предметной недели составлен план проведения....

Предметная неделя по литературному чтению

Предметная неделя в начальной школе по литературному чтению...

Внеклассное мероприятие. Предметная неделя по литературному чтению в начальной школе

Предлагается сценарий открытия и закрытия предметной недели,образец маршрутного листа и тексты викторин и олимпиад....

Предметная неделя по литературному чтению

Предметная неделя для 1-4 классов...

Предметная неделя по литературному чтению 2016-2017

материалы к проведению предметной недели...