Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе УМК «Перспективная начальная школа» Тема открытого урока «Сонорные согласные звуки. Буквы Р,р звуки [р][ р’]. Закрепление»
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Бикбаева Людмила Фарсановна

 

Бикбаева Людмила Фарсановна.

                                                  

                                     

 

    В современной начальной  школе игровые технологии  используются учителем на всех этапах урока.

 Знакомство  с буквами «Р, р» и звуками (р), (р') проходит в игровой форме с применением инновационных технологий, что близко для детей данного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_nachalo.docx1015.35 КБ

Предварительный просмотр:

         Этапы

                                      Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

   Формируемые УУД

1этап

Организационный

Цель:

создание благоприятной обстановки, положительного настроя

2 этап

Мотивационный 

  Ребята,  послушаем песню и посмотрим надо ли кому-то из нас  обратиться в «Бюро находок». Молодцы, все готовы к уроку.

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

Представьте, что к вам на ладошки опустилось Солнышко, какое оно?

Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…

Скажите, а у вас хорошее настроение?  (Солнышко-игрушка смеётся)

Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом, с гостями  и с Солнышком.

А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим Солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.

Слушают песню и

проверяют  готовность к уроку соседа по парте

Вытягивают руки и поворачивают их ладонями вверх.

 Ответы уч-ся.

Да

Улыбаются друг другу

Поднимают руки вверх и подбрасывают солнышко

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: 

логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

 3 этап

Подготовительный

Цель: подготовить речевой аппарат к работе

Дыхательная гимнастика

Фонетическая зарядка

Подготовим артикуляционный аппарат к работе.

- Выполним дыхательную гимнастику.

- Задуйте  свечу.

-Задуйте  много свечей.

- Как жужжит муха?

-Как рычит собака?

Игра «Доскажи словечко»

Ра-ра-ра-начинается …..

Ры-ры-ры – у мальчиков…

Ро-ро-ро- у нас новое…

Ру-ру-ру- продолжаем мы …

Ре-ре-ре- стоит домик на…

Ри-ри-ри- на ветках…

Ар-ар-ар – кипит наш …

Ор-ор-ор-созрел красный…

Ир-ир-ир- мой папа…

Арь-арь-арь- на стене висит…

Выполняют дыхательную гимнастику

Дети хором досказывают словечко:

- игра

- шары

- ведро

- игру

- горе

- снегири

- самовар

- помидор

- командир

- фонарь

Коммуникативные:

-умение общаться , прислушиваться к высказываниям других

Познавательные:

Логические (подбор рифм)

4 этап.  Актуализация  ранее полученных знаний.

Цель:  выявление затруднений в запоминании ранее изученных звуков, характеристика звуков

5 этап.

Формулирование темы урока

 6 этап  Постановка учебной задачи.

Цель: создать условия для частично-поискового

метода.

7 этап               Работа над новым материалом

Цель: дальнейшее знакомство со звуком (р) и буквой  эр

Работа по учебнику

Физкультминутка-Конструирование букв по заданию учителя

Цель: Смена деятельности

Цель: отработка техники чтения

Работа  в парах на ноутбуке

Коллективная работа

  Повторение изученных  звуков и букв .

Игра «Теремок». На доске висит красочный теремок, вырезанный из картона. Внизу справа наклеивается длинный карманчик, куда вставляются  изученные буквы.  К доске выходят несколько учеников (по количеству букв в "карманчике"), выстраиваются друг за другом

Учитель начинает игру.

- Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо буква... (Ученик берет в руки карточку с буквой …и продолжает сказку.)

(Например, - Буква л обозначает согласный звук, твердый [л], мягкий- [л'], звонкий.

- Смотрит: никого нет в теремке. Вошла буква  л в теремок и стала там жить. На следующий день шла мимо еще одна буква... (Второй ученик берет карточку с буквой … и продолжает.)

- Тук-тук-тук (стучит пальчиком по доске.) Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Первый ученик (буква л) отвечает:

- Это я, буква л обозначаю согласный звук, твердый [л], мягкий[л'], звонкий. А ты кто?

- Я буква эм, обозначаю согласный звук,  твердый [м], мягкий[м'], звонкий. Пусти меня к себе жить!

Если буква о себе рассказала все правильно, то получает  разрешение. Сказка-игра продолжается, пока все буквы не познакомятся друг с другом. Гласные буквы обязательно указывают, в каком ряду они стоят (в верхнем или нижнем).

Затем учитель говорит: "Чтобы буквы в теремке жили дружно, они должны постараться составить слово". Дети советуются и "выстраивают" слово: например, мыло. А дальше проводится работа с этим словом: деление на слоги, выделение ударного гласного (ученик поднимает вверх карточку с буквой ы), печатание слова в тетради и составление его схемы.

Определение темы урока учащимися

- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

Верно, сегодня мы  продолжим  знакомство со звуком (р) и буквой (эр)».

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

1) Продолжим знакомство с  буквой (эр).

2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.

3) Упражняться в чтении  слогов  и слов  с новой буквой.

4) Научиться печатать слоги и слова с изученными буквами.

5) Составление схем предложений

Отработка техники чтения

 Игра «Горки»

Ребята, скажите, а всегда ли одинаково произносится этот звук?

Обведите слоги с мягким согласным звуком.

Давайте мы,  теперь сделаем вывод:   буква (эр)… звук  [р] –  согласный, бывает твердым и мягким, а про какое еще одно свойство мы забыли?

Звук (р)-звонкий

А сейчас, давайте попробуем прочитать слова и предложения, которые написаны  в учебнике,  на  с.35

    Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сейчас мы отправляемся в нашу мастерскую. Работа в мастерской требует много  сил , да и наше Солнышко заскучало, необходимо сделать весёлую зарядку.

Музыкальная зарядка «Солнышко»

Задание: Из разных материалов  вам необходимо  смастерить  изученную букву р. Составляем план работы по конструированию буквы.

Демонстрация своих работ. Прекрасные мастера наши первоклассники.

 Упражнение в чтении

 Чтение слогов  и слов с доски. Задача: найти  слова с мягким согласным звуком, обвести эти слова зелёным карандашом

               ар-ра       Лара         Рина

                ор-ро     Анна        Ролан

                ыр-ры     Ира         Ирина

                ир-ри      Арина     Нина

                ур-ру       Алла       Артур

-Составляем схему одного из этих  слов  на доске  (1 ученик работает у доски, остальные в  печатных тетрадях).

- Составим предложение и схему   этого предложения

Упражнение в определении местонахождении звука (р) в словах

Картинный диктант. На ноутбуке по предметным картинкам называют  слово и определяют местонахождение звука (р)

Разгадывание ребуса

Участие в ролевой  игре  «Теремок»

Коллективная работа у доски

Попытки назвать тему урока

Определение целей урока

Хоровое чтение в разных скоростных темпах

Характеризуют звук (р)

Творческая работа-конструирование буквы Р из желудей, семечек фиников,  фасоли, гороха и т.д.

Чтение по таблице, определение мягких звуков в словах

Составление схемы слова

Составление схемы предложения

Работа в парах

Коллективно разгадывают ребус, характеризуют звук  (Р)  в слове-разгадке

Турист

Личностные:

перенос на свой жизненный опыт

Познавательные:

анализ ситуации;

Регулятивные:

умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

принимать позиции других людей

Личностные:

-самостоятельное формулирование темы урока;

-принятие целей урока

Регулятивные:

-умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-принимать позиции других людей

Регулятивные:

- умение работать по предложенному алгоритму

Личностные:

- самопроверка

- развитие мелкой моторики

- сотрудничество

Коммуникативные:

-хоровое произношение

-работа в парах

- творческая работа

Личностные:

- установка на здоровый образ жизни

Коммуникативные  УУД:- слушать и понимать речь других;

- принимать позиции других людей

8 этап.  

Итог урока  РЕФЛЕКСИЯ. 

Цель:           помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

- Что нового вы узнали?

- Чему научились?

Рефлексия.

У каждого из вас на столе лежат  лучики нашего Солнышка трёх цветов: жёлтый, красный, белый.  Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового, цель, которую вы  ставили  перед  собой, достигнута – прикрепите к Солнышку жёлтый лепесток,  если считаете, что вам не всё удалось – красный, а если вы считаете, что  вам ещё надо многому учиться -белый

 Давайте  посмотрим,  каких лучей у нашего Солнышка больше? Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,  наше Солнышко радуется вам. (Включаю игрушку Солнышко, которое смеётся.)

Спасибо вам  за урок.

Ответы на вопросы, оценивание своей работы на уроке

Личностные:

- самостоятельное определение качества своей работы на уроке;

- принятие целей урока

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- принимать позиции других людей

                             Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс

           Тема урока: «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’]. Закрепление»

Предмет: Обучение грамоте 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа».

Тип урока: урок – закрепления изученного  материала

Цель урока: Познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.

Задачи урока:

 Предметные:

-формировать умение выделять  изученные звуки,  характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой,  читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст  вслух; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Ожидаемый  результат: дети должны усвоить, что звуки [р], [р’] обозначаются буквой Р, научиться печатать строчную  и заглавную  букву р и читать слова с  изученными буквами, работать с текстом.

Оборудование:  индивидуальные ноутбуки, мультимедийная презентация, предметные картинки для групповой работы, модели звуков, букв, карточки для игр,  сказочный «Теремок», схемы предложений, Солнышко, музыкальные фрагменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к урокам обучения грамоте по программе "Перспективная начальная школа".

Данный материал поможет учителям при изучении гласных букв и звуков, а также здесь имеются слоговые схемы....

обучение грамоте по программе Перспективная начальная школа "Буква з" (презентация)

В презентации поэтапное изучение буквы "З", звуков парные по мягкости и твёрдости, которые она даёт. Поиск детьми этого звука в словах и определение того как он звучит в них....

урок обучения грамоте в 1 классе УМК «Школа России» Тема урока: «Звуки [н], [н’], буквы Н,н.».

Урок разработан  в соответствии с т ребованиями ФГОС НО и может использоваться в различных УМК....

Урок русского языка 1 класс . Обучение грамоте. Письмо.УМК Перспективная начальная школа. *.4. Списывание с печатного текста

Цель: научиться списывать с печатного  текса, находить в нём опасные места.    Задачи: — закреплять умение списывать с печатного текста; — развивать рече...