Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению по теме:
    План-конспект урока. И.А.Бунин. Детство.

    Дмитриенко Галина Петровна

    План-конспект урока. И.А.Бунин. Детство.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    bunin_detstvo.docx28.12 КБ

    Предварительный просмотр:

                         

    Урок чтения в 3 классе                     

                     

     

    Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить читать и понимать стихи; воспитывать любовь к природе и родине.

                                            

    Ход урока

    УУД

    1. Организационный момент

    - Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

    Регулятивные:

    реакция на звонок,

    волевая саморегуляция,

    самопроверка порядка на рабочем месте

    2. Проверка домашнего задания

    - Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Стихотворения, какого поэта мы читали на прошлом уроке? ( «Золотое слово» К.Д. Бальмонта)

    - Давайте его выразительно прочитаем. (Дети читают.)

    - Ребята, а может кто- то из вас выучил это стихотворение наизусть?

    (Читают у доски).

    Коммуникатив-

    ные:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    умение выражать свои чувства

    Регулятивные:

    контроль и коррекция ответов

    Личностные:

    формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее

    3. Подготовка к восприятию нового материала

    Учитель читает стихотворение.

            Помню - долгий зимний вечер,

              Полумрак и тишина;

            Тускло льется свет лампады,

            Буря плачет у окна.

            «Дорогой мой, - шепчет мама,-

            Если хочешь задремать,

            Чтоб бодрым и веселым

            Завтра утром быть опять,-

            Позабудь, что воет вьюга,

            Позабудь, что ты со мной,

            Вспомни тихий шепот леса

            И полдневный летний зной;

            Вспомни, как шумят березы,

            А за лесом, у межи,

            Ходят медленно и плавно

            Золотые волны ржи!»

                                                         

    - Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить.

    ( Слайд 1)

    Иван Алексеевич Бунин

         (1870 – 1953 гг.)

    Познавательные:

    умение структурировать знания,

    контролировать и оценивать знания,

    формирование умения в постановке и формулировке проблемы

    4. Сведения об авторе

    - Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве  писателя, сегодня Кристина и Матвей познакомят вас с биографией И.А.Бунина.

    Ученики:

    Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения  в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника , его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же  помогло ему достигнуть таких высот?

    И.А.Бунин  родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Здесь впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, врачующее воздействие природы прочувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес, обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступает в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из - за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов. Он уехал в 1918 г. из Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию.

    (Слайд 2)

    Несмотря на широкую известность Бунина как писателя его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, был опубликован в Нью-Йорке (1943 г.) Предложение вернуться на родину, которые делались в послевоенные годы, Бунин отвергал. Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище

    (Слайд 3)

    Познавательные:

    работа с информацией

    Коммуникатив-

    ные:

    планирование учебного сотрудничества

    Личностные:

    осознание значимости отобранного материала

    5. Работа по учебнику

    - Какие стихи данного автора мы будем читать сегодня, вы узнаете, посмотрев  содержание в конце учебника.

    - Назовите произведения. 

    Познавательные:

    работа с информацией, поиск и отбор нужной информации

    6. Работа над стихотворением «Детство».

    - Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство». Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение?

    Учитель читает стихотворение. После чтения вопрос повторяется.

    (- Это стихотворение о нем самом.)

    - Почему?

    (- Потому, что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу. Он говорит, что ему было 10 лет.)        

    Познавательные:

    умение структурировать знания;

    контроль и оценка знаний,

    контроль и оценка процессов результатов деятельности,

    работа с информацией.

    Коммуникатив-

    ные: умение выражать свои мысли.

    7. Словарная работа

    - Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно, как вы его поняли.

    - Какие непонятные слова вы встретили?

    Бор. (Слайд 4)

    - О каком дереве говорится в стихотворении? О сосне.

    -Значит, бор- это лес, в котором растут сосны.

    Палаты.

    - В каких случаях это слово употребляют в речи?

    - А вот послушайте, как А.С.Пушкин употребил это  слово в «Сказке о рыбаке и рыбке».

    (Слайд 5)

    «Старичок к старухе воротился.

    Что ж? Пред ним царские палаты,

    В палатах видит свою старуху,

    За столом сидит она царицей».

    - Так что же такое палаты?

    (Большой и красивый зал.)

    - Зал в царском дворце.

    - Царские палаты, нарядные, красивые. А у Бунина, какие палаты? Найдите в тексте и прочитайте.

    Познавательные:

    умение структурировать знания,

    работать с информацией

    Личностные:

    перевод внешней речи на внутренний план.

     Коммуникатив-

    ные: умение выражать свои мысли.

    8. Физкультминутка

    А теперь ребята, встали!

    Быстро руки вверх подняли,

    В стороны, вперед, назад,

    Повернулись вправо, влево,

    Тихо сели - вновь за дело.

    Регулятивные

    Личностные

    Здоровьесберегающие

    9.Беседа по картинам И.И.Шишкина.

         - Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин.

    (Слайд 6)

    На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса.

    (Слайд 7)

         - Перед вами репродукции картин замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», «Хвойный лес. Солнечный день». Взгляните на них и сопоставьте их со стихотворением Бунина. Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие. Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.)

      (Слайд 8)

       (Слайд 9)

    - Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью.

    - От сосен падают тени.  А когда это бывает? ( В солнечный день.)

    - Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные?

    (Их создает природа.)

    - А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным?

             

    Чем жарче день, тем сладостней в бору

              Дышать сухим смолистым ароматом,

              И весело мне было поутру

              Бродить по этим солнечным палатам!

    Коммуникатив-

    ные:

    управление поведением;

    умение выражать свои мысли

    Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата

    Личностные: формирование алгоритма своего способа действия

    Познавательные:

    умение структурировать знания,

    работать с информацией

    6.Чтение стихотворения по частям.

    - В какое время  дня бродил поэт по лесу?

                     «И весело мне было поутру

                     Бродить по этим солнечным палатам».

    - Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?

              «Повсюду блеск, повсюду яркий свет

            Песок – как шелк…»

    - Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»?

             «Прильну к сосне корявой-

            И чувствую: мне только десять лет,

            А ствол- гигант, тяжелый, величавый».

    - Причитайте строки, в которых автор описывает кору?

    Кора груба, морщиниста, красна.

            Но как тепла, так солнцем вся прогрета!

            И кажется, что пахнет не сосна,

    А зной и сухость солнечного лета.

    - Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости. Сосны напоминают мальчику великанов из сказки, рядом с которыми  герой сам себе кажется очень маленьким.

    - А вы знаете, ребята, что сосна может достигать  высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.

    - А человек может столько прожить?

    - Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте.

    - Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

    - Прочитайте первый  вопрос в учебнике  и дайте на него ответ.

    Познавательные:

    умение структурировать знания,

    работать с информацией

    Коммуникатив-

    ные:

    согласованность при работе в парах;

    умение выражать свои чувства

    Регулятивные: контроль и коррекция

    7.Выразительное чтение стихотворения.- Прочитайте стихотворение выразительно.

    - Природа для Бунина -  живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.

    Коммуникатив-

    ные:

    управление своим поведением и

    умение выражать свои мысли

    Личностные: формирование алгоритма своего способа действия

    Регулятивные: контроль и коррекция

    8.Чтение  стихотворения  «Полевые цветы».

    - А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.

    (Стихотворение называется «Полевые цветы».)

    - Какие полевые и луговые цветы вы знаете?

    (Дети перечисляют: ромашка, колокольчики, васильки и др.)

    (Слайд 10)

    Чтение стихотворения учителем.

    Познавательные:

    работа с информацией, оценка процесса и результата деятельности

    Коммуникатив-

    ные:

    умение выражать свои мысли

    Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата

    9. Работа после чтения.

    - Перечитайте , пожалуйста, подчеркнутые строки

    - Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.

    Пышно цветут дорогие цветы,

    Нежны, сладки их тонкие запахи,

    Листья и стебли полны красоты.

    Их возрастили в теплицах заботливо,

    Их привезли из- за синих морей…

    - Что значит «их привезли из- за синих морей»?    (Издалека.)

    - А как поэт показывает цветы полевые?

    - Какое слово вам здесь непонятно? (Благовонная.)

    Благовонная – душистая, ароматная.

    - А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте.

    - Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему?

    - А как вы думаете, почему автора привлекают скромные полевые цветы?

    ( Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные и говорят про давно позабытые светлые дни».)

    Познавательные:

    оценка процесса и результата деятельности

    Коммуникатив-

    ные:

    умение выражать свои мысли

    Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата

    10. Рефлексия

    - О чем мы сегодня говорили на уроке?

    - В чем созвучны произведения И.А.Бунина и И.И.Шишкина?

    (Слайд 11)

    (Их авторы горячо любили и тонко чувствовали красоту родной природы. Они ею восхищались. Бунин прожил за границей 34 года. И все эти годы он мечтал вернуться в Россию. Он жил думами о России. Он говорил: «Я – очень русский человек. Это с годами не пропадет».

    - Какое стихотворение вам больше понравилось?

    - В конце нашего урока я хочу прочитать замечательные строки из стихотворения Бунина «Вечер»:

    О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

    А счастье всюду. Может быть, оно

    Вот этот сад осенний за сараем

    И чистый воздух, льющийся в окно…

    - Давайте и мы будем жить, и радоваться каждому прожитому дню.

    Коммуникатив-

    ные:

    умение выражать свои мысли

    Личностные: самооценка, самоанализ

    11. Информация о домашнем задании

         (Слайд 12. Домашнее задание)                

    Спасибо, ребята, за работу на уроке

    1. Выучить  стихотворение «Детство» наизусть.

    2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.

    Регулятивные: волевая саморегуляция


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

    И.А.Бунин. Детство. Интегрированный урок

    Интегрированный урок литературного чтения, ИЗО и музыки (Бунин "Детство", Шишкин "Сосны, освещенные солнцем", Прокофьев ...

    Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

    Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

    Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Иван Алексеевич Бунин «Листопад»

    Цели урока:учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);упражняться в выразительном чтении;видеть эпи...

    План - конспект урока по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад"

     Тема: И.А. Бунин «Листопад»Цели урока: Продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста;Учит...

    Урок литературного чтения в 3 классе. И.А. Бунин "Детство", "Полевые цветы".

    На уроке учащиеся знакомятся с  биографией и творчеством И.А. Бунина и И.И. Шишкина. Двуединство литературы и изобр...

    Конспект урока по чтению. И.Бунин "Листопад"

    Конспект урока составлен  для слабослышащих учащихся 4 класса. Коррекция нарушенных функций обучающихся &...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                         -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ          ...

    Урок по литературному чтению И.А. Бунин «Листопад».

     Познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Листопад».Совершенствовать умения анализировать изучаемое произв...

    И.Бунин Листопад"

    Урок литературного чтения в 3 классе...

    И.А.Бунин "Листопад"

    На уроке дети знакомятся с великим поэтом И.А. Буниным и его стихотворением "Листопад". Дети учатся чувствовать поэтичес...