План-конспект урока литературного чтения "Изучение произведения Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимой"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Данилова Вероника Вячеславовна

Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя  полноценным, мощным, таким, которое потрясает душу, может помочь сопоставительный анализ текста произведения с музыкальным или художественным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения

«Изучение произведения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимой»

Автор: Данилова

Вероника Вячеславовна

Санкт-Петербург, 2013

Тема: «Изучение произведения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимой»  (Изучение лирического пейзажного стихотворения. Сопоставительный анализ текста стихотворения с произведениями  музыкального искусства).

Класс: 2.

УМК: «Перспектива».

Цели: познакомить учащихся с стихотворением Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою».

Задачи:

1.       В конце урока учащиеся смогут выразительно прочитать стихотворение.

2.       Ученики смогут дома нарисовать рисунок к стихотворению.

3.       Учащиеся смогут выбрать подходящий к стихотворению музыкальный фрагмент.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс  Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А., записи произведений Антонио Вивальди «Времена года» («Зима» 1 и 2 части).

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте! Проверьте, все ли у вас готово к уроку: у каждого на столе должны быть учебники. И пеналы.

Подготовка к восприятию произведения

-  Давайте вспомним, какое время года было совсем недавно?

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?

- Какой запомнилась вам эта зима?

- Нравится ли вам зима? Почему?

 

- Я предлагаю вам сегодня вернуться на несколько месяцев назад, в прошлое, в то время, когда была зима. У нас у всех есть свои представления о зиме. Как человек может запечатлеть те чувства и эмоции, которые вызывает у него зима?

- Мы в нашем путешествии  попробуем выяснить, что привлекает авторов в зиме, какие переживания она у них вызывает.

- Наши мнения о зиме разделились. Вот и композиторы в своих произведениях видели зиму по-разному. Послушайте 2 музыкальных фрагмента, посвященных зиме, и попробуйте определить, какую зиму показал композитор в двух этих фрагментах.

- Какую зиму вы услышали в первом фрагменте?

- Какие чувства испытали при прослушивании?

- Как композитор смог вызвать у вас именно такие впечатления?

- Какую картину вы представили при прослушивании 2 фрагмента?

- Какими словами можно охарактеризовать  зиму, которую вы услышали во втором фрагменте?

- Какие чувства вызвала у вас эта мелодия?

- Как композитор смог вызвать у вас именно такие впечатления?

- Какую картину вы представили при прослушивании 2 фрагмента?

 

- Кто еще посвящал свои произведения зиме?

- Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева и узнаем, какой видит зиму он, и какие переживания она у него вызывает.

- Зима


- Снег, ветер, мороз….


Высказывают свои мнения.

Высказывают свои мнения, которые расходятся: кому-то зима нравится, кому-то нет.

 



- Сочинить стихотворение, написать картину, сочинить музыку…

 

 






Слушают музыкальные фрагменты.

 

 

- Холодная, снежная, морозная…

 



- Быстрый темп, громкая музыка…


- Вьюга, сильный снег, холодно….


- Спокойная, неподвижная, загадочная...

 



- Медленный темп, тихая плавная музыка…

- Легкий снег, солнце, снег блестит, деревья в снегу…


- Писатели, художники.

Этап первого восприятия

- Послушайте стихотворение (читает учитель).

Слушают стихотворение.

Проверка первичного восприятия

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Как вы думаете, автору нравится такое время года как зима?

- Почему вы так решили?

Высказывают свое мнение.

Этап постановки учебной задачи

- Представим, что мы сегодня с вами станем художниками, и  нам предстоит нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Сможем ли мы сразу это сделать? Почему?

- Что же нам нужно сделать для создания картины?

- Сегодня мы с вами выступим в роли художников, но для того, чтобы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, нам необходимо разобраться в произведении и выяснить, какой же изобразил зиму в своем стихотворении Федор Иванович Тютчев, какие чувства она вызывает. Почему для нас, художников, это важно?




- Нет, потому что надо разобраться в том, какую зиму изобразил автор.

- Проанализировать стихотворение.

 Слушают.

- Наша иллюстрация должна вызывать эти чувства у тех, кто ее будет рассматривать.

Этапы перечитывания и анализа художественного произведения

- Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте, какой музыкальный фрагмент, из прослушанных нами, подходит к этому стихотворению по настроению?

- Почему?

 

 

- Почему вы решили, что лес неподвижный?

- Какие  слова автора в тексте вам подсказывают?

 

- Кто же или что сделал лес неподвижным?

- Найдите в тексте, как автор называет зиму?

- Как вы понимаете, кто такая чародейка?

- Какие же еще признаки волшебства есть в тексте? Найдите в тексте и подчеркните их, а потом зачитайте.

- Для чего автор, так часто использует слова, которые относятся к волшебству?

- Есть ли разница в значениях слов «околдован» и «заколдован»? Если есть, то какая?

- Здесь создается образ пассивности: лес не сопротивляется, чары на него направлены – и теперь он неподвижен, со всех сторон в чарах – околдован.  Различие между словами «заколдован» и «околдован» в том, что если предмет заколдовать он меняет свои свойства: красивый стает некрасивым… А околдованный предмет – застыл под чарами, остановлен в движении или утрачивает способность видеть мир, поглощен чем-то одним. Значит, что подчеркивает поэт, используя слово «околдован»?

- Можно ли заменить слова «окован», «опутан»  на слова «закован», «запутан»? Почему?

- Как автор относится к этому лесу?

 

- Какие непонятные слова встретили?

- Мещет - мечет (старославянская форма 3 лица единственного числа современного глагола "метать");  в толковом словаре Ожегова - опутать: подчинить себе, охватить О. кого-н. своими чарами.

- Лес неподвижен, но солнце мечет лучи. Для чего?

- Вспомните  сказку Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». Прочитайте на карточках описание героя этой сказки и попробуйте отгадать, о ком идет речь?

Снежинка росла, росла, пока, наконец, не превратилась в высокую женщину, закутанную в тончайшее белое покрывало; казалось, оно было соткано из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина.

- Кого описывают в этом тексте?

- Какая она предстает перед нами?

- Какие чувства она вызывает у нас?

- Вспомните сказку. Что же скрывалось за этой красотой Снежной королевы?

- Какие чувства она вызывала, когда мы узнали о ней больше?

- Хотелось ли бы вам встретиться со Снежной королевой? Почему, она же очень красивая?

- Автор, описывая Снежную королеву, называет ее красоту ослепительной. И в нашем стихотворении есть такое выражение. Как вы понимаете его значение?

- Почему еще в лесу может слепить глаза?


- Зимой на улице есть снег. А в лесу из стихотворения есть снег?

- Почему вы так решили? Зачитайте строки, подтверждающие это?

- С чем сравнивает Тютчев снег в стихотворении?

- Как вы думаете, какой лес хотел показать нам автор, используя подобные сравнения, описывая волшебство?

- Какие бы вы чувства передали, читая описание леса, освещённого солнцем?

- Автор описывает лес, но заходит ли он в него? Почему?

- Этот лес кажется автору удивительным, сказочным, и он словно хочет поделиться с нами своей тайной: рассказать об этом лесе. Давайте попробуем прочитать стихотворение выразительно, передавая и восхищение, и удивление, и опасения автора. Для этого выясним, с какой интонацией надо его читать?

- А как ее создать голосом?

- Когда мы восхищаемся мы говорим тихо или громко? Всегда ли?

- А если мы видим что-то красивое, удивительно красивое, как мы выразим свои чувства?

- Если закричим, то чудо исчезнет.  Как же в нашем случае? Будет ли поэт кричать, прыгать от восторга?

- Но если мы все стихотворение прочитаем тихо, в одном тоне, выразим ли мы все оттенки чувств, которые испытывает автор?

- Значит, интонация будет меняться. Давайте подумаем, когда это будет происходить?  Какие чувства испытывает поэт в перовой строфе?

- Кто попробует прочитать?

- Что будет меняться во второй? Значит, как поменяется интонация?

- Будет ли меняться темп? Где и почему?

- Будет ли меняться сила голоса? Где и почему? Кто попробует?

- Где необходимо сделать паузы? Почему?

- Что меняется в третьей строфе? Как будем читать?

- А теперь такой-то ученик попробует прочитать все стихотворение, учитывая все наши замечания. Остальные внимательно слушают, не мешают, потому что читать выразительно трудно. После чтения мы обсудим исполнение.

- Что получилось у читающего? Что бы вы ему посоветовали изменить? Почему?

Читают стихотворение.


- Второй


- Там музыка была медленная, спокойная и в стихотворении картина представляется неподвижная.

 


- Околдован, неподвижною, немою, сном очарован, окован…


- Зима


- Чародейка


- Волшебница

- Лес околдован, он сравнивается  с человеком.


- Чтобы показать, что лес необычный.


- Разница есть. Слово «заколдован» имеет некую отрицательную окраску.

 












 

- Что лес находится в плену зимы.

 

- Нет. Т.е. все глаголы подчеркивают зависимость леса, его подчиненность зиме.


- Он хотел показать, что лес его удивляет,  восхищает. 

- Мещет и опутан

 





- Cолнце только мечет лучи, м.б., стараясь освободить лес, но пока бессильно.

 

 

Читают.

 

 










- Снежную королеву

- Красивая…

- Восхищение, удивление…

- У нее было ледяное сердце, она похитила Кая….

- Страх…


- Нет, она пугает, красотой ее лучше любоваться.

 




- Красота, от которой слепит глаза.


- Лес блестит, солнце мещет луч, лес заблещет.

- Да, много.


- Снежная бахрома, весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой.

- С пухом, с бахромой.


- Лес  кажется сказочным…



- Восхищение, любование


- Нет. Потому что он пугает, неизвестно, что он скрывает.

 







- С загадочной, восторженной.

 

- Тихо







 - Нет

 


- Нет

 



- Восхищение, неподвижность…

 

1 человек читает

 - 2-3 человека читают, оценивают друг друга.

Этап обобщения

- Молодцы, прочитали стихотворение хорошо. Однако вспомним, в какой роли мы сегодня должны выступить?

- Какую же картину вы представили?

- Краски каких цветов вы бы использовали? Почему?

- Как на картине можно изобразить сказочный лес?

- С какими видами искусства мы сегодня на уроке встретились?

- Что передают авторы в своих произведениях во всех видах искусства?

- Значит, чем похожи все виды искусства?



- Художников

 

- Белый (снег), желтый (солнце), черный (деревья), голубой (небо)…

- Блеск, необычные яркие цвета…


- Музыка, живопись, поэзия.


- Передают нам свои переживания и чувства, которые вызвала у них зима.

Этап объяснения домашнего задания

Дома вам надо будет нарисовать картину к этому стихотворению, стихотворение выучить наизусть и подготовиться к его исполнению.

Записывают в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...

План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...

Конспект урока литературного чтения "Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формировани...