Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc335 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2004г.) и авторской программы  курса «Литературное чтение»  Л.А. Ефросинина (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176с.).

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.  Итак, основными образовательными линиями курса Литературное чтение» являются следующие:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрений писателя, формирование позиции читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  1. изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;
  2. в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
  3.  содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.

2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.

3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

4. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.

5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.

6. Формирование литературоведческих представлении, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

7. Освоение литературных произведений в сочетании  с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

На начальном этапе используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но Разных авторов рассматриваются в сравнении.

Как осуществляется обучение литературному чтению во 2 классе?

Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму читаемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.

Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредметные связи.

Основные линии программы.

Развитие навыка чтения

Развитие навыка чтения идет от формирования громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирована целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объединение слов словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения молча. Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хорошо читающими, так и с теми, кто отстает в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности.

Развитие восприятия произведения

Литература не может выполнять только иллюстративную роль и использоваться как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность читатель-ребенок постепенно осознает, что положительно влияет на его духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведения зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу.

Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Такая структура определяется тем, что многие дети владеют навыком чтения более 30 слов в минуту, что позволяет им включиться в самостоятельную работу с текстом. Опыт работы показывает, что начинающий читатель с большим интересом самостоятельно читает прослушанное произведение. Уже во 2 классе вводится аналитическое чтение (выстраивание цепочки событий выделение героев и их поступков. Учитель ставит перед детьми вопросы: «Как начинается произведение?», «Что было дальше?», «Какие события вас взволновали?», «Как произведение закончилось?».

Развитие литературоведческих представлений и понятий

Во 2 классе учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений.

Развитие речевых умений        

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи слова и выражения.

Развивается один из основных видов речевой деятельности - говорение. Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.

Развитие творческой деятельности

Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т. п.

Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

Программа рассчитана на  136 часов (4 часа в неделю). В используемом учебнике  для 2 класса представлено меньшее количество уроков, оставшиеся резервные часы  используются  для проведения: комплексных разноуровневых контрольных работ.

Основные требования к уровню подготовки  учащихся 2 класса

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь:

  1.  правильно читать текст целыми словами (темп чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся);
  2.  читать молча небольшие тексты;
  3.  пересказывать прочитанный текст по готовому плану;  высказывать свое отношение к поступку героя;
  4.  определять тему и жанр прочитанного или прочитанного произведения;
  5.  читать наизусть 5-6 стихотворений и 1-2 отрывка из прозы;
  6.  самостоятельно знакомится с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие);
  7.  пользоваться словарями, книгами – справочниками;
  8.  самостоятельно отбирать книги для чтения.

 Календарно-тематический план


п/п

Наименование раздела (блока), темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Формы контроля

Контрольная работа

О нашей Родине

5

1 полугодие

-

Народная мудрость (устное народное творчество)

5

1 полугодие

-

О детях и для детей

20

1 полугодие

1

«Уж небо осенью дышало…» Произведения о родной природе

6

1 полугодие

-

«Снежок порхает, кружится». Произведения о зимней природе

19

1 полугодие

-

Здравствуй,  праздник новогодний!

9

1 полугодие

1

Произведения о животных. Разножанровые произведения о животных

15

2 полугодие

-

Зарубежные сказки

11

2 полугодие

-

Рассказы, стихи и сказки о семье

14

2 полугодие

1

«Весна, весна красная…» Произведения о родной природе

24

2 полугодие

1

Волшебные сказки

8

2 полугодие

-

Содержание программы

2 класс (136 ч)

Круг чтения.

 Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение  произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей  разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика.

 Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе  их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и кривде.

Жанровое разнообразие.

Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потеши, былины.

Ориентировка в литературоведческих понятиях.

 Литературное  произведение, фольклор, произведения фольклора народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные,  фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма,  обращение, сравнение.

Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Восприятие литературного произведения.

Создание условия для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской  точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходств и различий). Оценка эмоционального стояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и поступкам.

Творческая деятельность. 

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного и персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения  произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, у роков-конкурсов,  уроков-игр.

Навык чтения*.

Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по  объему (200-250 слов) текстов. Обучение чтению молча на  небольших текстах  или отрывках. Формирование умения  самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение  основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по задания! и вопросам к тексту произведения.

Читательские умения:

  1. самостоятельное чтение небольших произведений детских книг (1-2 страницы);
  2. умение самостоятельно прочитать фамилию автора и заглавие и правильно называть произведение, книгу (фамилия автора, заглавие);
  3. определять тему чтения и жанр книги;
  4. самостоятельно отбирать книгу на заданную тему из группы книг.

Межпредметные связи:

  1.  с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведениям;
  2.  с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
  3.  с уроками музыки: слушание музыкальных произведений к темам изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
  4.  с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки  коллективного творчества (аппликация, лепка, легоконструкции  к изученным произведениям или разделам).

Формы и средства контроля.

Виды проверочных и контрольных заданий

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения мы предлагаем задания разных видов:

• комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);

• литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);

• тесты по изученному произведению, теме, разделу;

• тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;

• диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;

• тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);

• тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 3 и 4 классов);

• комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);

• итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);

• контрольные работы для проверки умений работать с книгой (в конце первого полугодия во 2 классе). Начиная со второго полугодия во 2 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Тесты (вид проверочных и контрольных работ)

Тесты как форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60 % заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20 % заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20 % заданий — учащимся третьего уровня подготовки. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому ребенку на уровне его возможностей. Тест имеет два эквивалентных варианта. Начиная со второго полугодия 2 класса предлагается три варианта теста.

Каждый вариант состоит из пяти заданий. Из предложенных вариантов ответов нужно выбрать верный и отметить его косым крестиком (х). На проведение теста отводится один урок. Задание считается выполненным, если ученик отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное — 0 баллов.

Литературные диктанты

Литературные диктанты — это форма проверки литературной эрудиции. Последняя предполагает знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях. Диктанты позволяют также проверить и повысить грамотность учащихся. Условно диктанты можно разбить на три вида: лексические, информационные, литературоведческие.

Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебниках; литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия, а информационные — имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.

Вводятся литературные диктанты со 2 класса, время их проведения определяет учитель. Количество слов во 2 классе 5-10. Проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии.

Учащиеся проверяют и оценивают свою работу, например так: «У меня всё верно», «У меня одна ошибка, но я её нашёл» и т. д. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:

«5» — если в работе нет ошибок;

«4» — если в работе одна ошибка;

«3» — если в работе две ошибки;

«2» — если в работе более двух ошибок.

Проверка навыков чтения и понимания прочитанного

Чтение и деятельность, связанная с чтением, у младших школьников каждого класса имеет специфические особенности. Во 2 классе оно постепенно становится средством обучения и формируется как общеучебное умение. Этими особенностями определяются цели и содержание контроля за овладением навыком чтения. Так, меняется соотношение чтения молча и вслух. Учитывая уровень сформированности навыка чтения, учитель ставит конкретные задачи контроля.

Во 2 классе проверяются овладение способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее 50 слов в минуту).

При выборе контрольных текстов, предлагаемых для проверки навыка чтения в каждом классе, мы учитывали следующие параметры: 1) объем (количество слов); 2) сложность содержания; 3) язык и строение фраз; 4) размер букв и их начертание (шрифт).

Для определения темпа (скорости) чтения используются тексты, состоящие из слов «средней длины» (в среднем 6,4 буквы). Технология подсчета проста: сосчитать количество букв и пропусков в каждой строке, разделить на 6,4 и в конце каждой строки записать количество слов «средней длины» от начала текста до конца данной строки. Таким образом готовится текст для проверки чтения вслух и молча. Скорость чтения обычно соответствует скорости речи, т. е. темп чтения человека строго индивидуален. Время проверки не менее трех минут. О замере времени учащимся не сообщается.

«Технические» ошибки: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения.

Понимание слова включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.

Понимание текста проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста).

Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания.

Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть  изученных программных произведений.

Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти,  а итоговая – в конце полугодия и года индивидуально. Для провер5ки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.

Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали.

Учебно-методические средства обучения

  1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 4-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2010. – 160 с.: ил.
  2. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочие тетради №№ 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений, 2 класс. - М.: Вентана-Граф, 2010 г.
  3. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176с.
  4. Л. А. Ефросинина. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для поверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 1. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 208 с.
  5. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие/ Л.А. Ефросинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010 г.

 Оборудование

  1. Проектор, компьютер.
  2. CD-диски: Уроки Кирилла и Мефодия по литературному чтению.
  3. Набор предметных картинок.
  4. Презентации.
  5. Портреты писателей, поэтов.

Поурочное календарно - тематическое планирование

по литературному чтению для 2 класса  (136 часов)

2011-2012 учебный год


п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Учебная деятельность учащихся

Кол-во

часов

Дата

проведения

По

плану

Фактическая

I четверть

О нашей Родине (5 ч.)

Знакомство с понятием «рифма». Произведения о Родине. Ф.Савинов «Родина».

Развитие навыка чтения.

Закрепление литературоведческого понятия

1

Стихи о Родине. И. Никитин «Русь».

Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение

1

Рассказы о Родине. С. Романовский «Русь». Знакомство с понятием «диалог».

Чтение «про себя». Определение эмоционального состояния героев. Объяснение учителя

1

Произведения о Родине. С. Романовский «Слово о Русской земле». Знакомство с понятием «летопись».

Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр

1

Стихи современных поэтов о Родине. 

С. Прокофьев «Родина».

Доп.чт. Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну…».

Упражнение в чтении вслух, про себя, выразительно. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихам о Родине

1

Народная мудрость (устное народное творчество) (5 ч.)

Произведения фольклора. Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки.

Сравнение и отличия произведений малых фольклорных форм

1

Знакомство с понятием «былинный сказ» или «былина». Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал».

Формирование читательских умений

1

Былина «Три поездки Ильи Муромца». Текущая проверка навыка чтения вслух.

Обогащение словаря, формирование навыков чтения

1

Произведения устного народного творчества. Доп.чт. Песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы, поговорки, загадки. Литературный диктант.

Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений

1

«Проверь себя». Комплексная разноуровневая проверочная работа.

Самостоятельная работа.

1

О детях и для детей (20 ч.)

Стихи о детях. А. Барто «Катя».

Доп.чт. Б. Заходер «Перемена».

Развитие устных читательских навыков, умения выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения

1

Произведения С. Баруздина о детях. «Стихи о человеке и его словах».

Развитие восприятия художественного произведения. Работа с книгой; усвоение литературных понятий. нравственное воспитание

1

Произведения С. Баруздина о детях. «Как Алешке учится надоело».

Работа с книгой; усвоение литературных понятий. нравственное воспитание

1

Произведения о детях. Е. Пермяк «Смородинка».

Доп.чт. С. Михалков «Прогулка».

Развитие навыка чтения, умения пересказывать текст

1

Слушание произведений о детях. Н.Носов «Заплатка». Л. Сапгир «Рабочие руки». Доп.чт. Нанайская сказка «Айога».

Развитие восприятия художественного произведения, речевых умений, нравственно-эстетическое воспитание

1

Знакомство с понятиями «басня, баснописец, мораль». Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л. Толстой «Страшный зверь».

Доп.чт. Я. Аким «Жадина».

Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности

1

Слушание произведений о детях. М. Зощенко «Самое главное».

Развитие восприятия художественного произведения, умения пересказывать текст по картинному плану

1

Слушание произведений о детях. М. Зощенко «Самое главное». Текущая проверка. Тест.

Развитие восприятия художественного произведения, умения пересказывать текст по картинному плану

1

В. Сутеев «Кто лучше?».

Доп.чт. Л. Осеева «Волшебная иголка».

Развитие навыка чтения по ролям

1

Произведения о детях. А. Митта «Шар в окошке».

Доп.чт. В. Берестов «Прощание с другом».

Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст

1

Произведения о детях. Е. Пермяк «Две пословицы».  

Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст

1

Произведения для детей. Л. Пантелеев «Две лягушки».

Доп.чт. В. Катаев «Цветик-семицветик».

Развитие навыка чтения, формирование читательских умений, нравственное воспитание

1

В. Беспальков «Совушка». Литературные (авторские сказки). Текущая проверка. Выразительное чтение.

Развитие умений восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских навыков

1

В. Сутеев «Снежный зайчик». Н. Носов «Затейники».

Доп.чт. Н. Носов «На горке».

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать), нравственное воспитание

1

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Работа с текстом сказки: выделение созвучий и повторов, работа с иллюстрацией

1

Братья  Гримм «Маленькие человечки». Доп.чт. Братья  Гримм «Три брата».

Чтение сказки, выполнение заданий под руководством учителя

1

Авторские сказки. X.-К.  Андерсен «Пятеро из одного стручка».

Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений

1

Комплексная разноуровневая контрольная работа по теме: «О детях и для детей».

1

Литературные (авторские) сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов». Литературный диктант.

Развитие навыков чтения, читательских умений (объяснять заголовок, характеризовать героев, подбирать пословицы)

1

Литературные (авторские) сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов». «Проверь себя».

Выразительное чтение, сравнение сказок с похожими сюжетами

1

2 четверть

«Уж небо осенью дышало…» Произведения о родной природе (6 ч.)

Произведения о родной природе. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...». Г. Скребицкий «Осень».

Доп.чт. М.Пришвин «Осеннее утро».

Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность

1

Произведения о родной природе. Э. Шим «Белка и Ворон». Е. Трутнева «Осень».

Упражнение в чтении вслух и «про себя». Выразительное чтение

1

А. Сладков «Эхо».

Доп.чт. А. Твардовский «Начало осени».

Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи

1

Загадки. Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...». М. Пришвин «Недосмотренные грибы». Литературный диктант.

Самостоятельное чтение, обучение пересказу

1

Э. Шим «Храбрый опенок».

Доп.чт. А. Майков «Осень»

Самостоятельное чтение

1

«Проверь себя». Текущая проверка.

Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности

1

«Снежок порхает, кружится». Произведения о зимней природе (19 ч.)

3. Александрова «Зима».

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к прочитанному)

1

С. Иванов «Каким бывает снег».

Доп.чт. С. Есенин «Пороша».

Обучение работе с рубрикой «Подсказка», самостоятельное чтение

1

Рассказы о зиме. И. Соколов-Микитов «Зима в лесу».

Развитие навыков чтения, читательских умений

1

Э.Шим «Всем вам крышка».

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

1

К. Ушинский «Мороз не страшен».

Самостоятельное чтение рассказа, выполнение заданий под руководством учителя

1

Русская сказка «Дети Деда Мороза». Текущая проверка. Работа с детскими книгами.

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение)

1

М. Пришвин «Деревья в лесу».

Доп.чт. Немецкая сказка «Бабушка Метелица».

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению, выполнение заданий в учебнике и тетради

1

Коллективное творчество. Устное рисование картины «Зима в лесу».

1

Стихи русских поэтов. И. Суриков «Детство».

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора)

1

Литературные сказки. В.Даль «Девочка Снегурочка».

Слушание сказки, выделение зачина, повторов, концовки

1

Литературные сказки. В.Даль «Девочка Снегурочка». Текущая проверка. Навык чтения вслух.

Пересказ от лица одного из героев сказки

1

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

Слушание сказки, выделение зачина, повторов, концовки

1

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

Работа со сказкой. Чтение по частям Сравнение разных сказок о Снегурочке

1

Русская народная сказка «Снегурочка». Доп.чт. Японская сказка «Журавлиные перья».

Чтение по частям

1

Стихи русских поэтов. Н. Некрасов «Саша».

Доп.чт. В. Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза»

Развитие навыков чтения, читательских умений, слушания произведения

1

Научно-познавательные рассказы. Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует».

Чтение рассказа «про себя», выполнение заданий в учебнике и тетради

1

И. Соколов - Микитов «Узоры на снегу». Итоговая проверка. Тест.

Самостоятельное чтение рассказа, подготовка к подробному пересказу

1

И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?».

Слушание. Упражнение в правильном чтении. Выделение сравнений

1

Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича». Литературный диктант.

Развитие навыков чтения, работа в группах

1

Здравствуй,  праздник новогодний!

(9 ч.)

Стихи современных поэтов. С. Михалков «В снегу стояла ёлочка».

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

1

Рассказы современных писателей. А. Гайдар «Ёлка  в тайге». Итоговая проверка. Выразительность чтения.

Слушание. Беседа по содержанию рассказа

1

Книги А. Гайдара.

Работа с книгой А.П.Гайдара «Чук и Гек»

1

Административная контрольная разноуровневая работа.

1

Рассказы для детей. А.Гайдар «Ёлка в тайге» (продолжение)

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

1

Стихи современных поэтов. С. Маршак «Декабрь». Книги С. Маршака».

Чтение стихотворения молча, беседа после чтения. Работа с текстом произведения

1

Книги Х.-К. Андерсена.

Доп.чт. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла». 

Развитие речи учащихся, умения работать с произведениями, определение уровня начитанности

1

Урок-утренник «Идет волшебница-зима».

Развитие читательского интереса, выставка творческих работ

1

        3 четверть

«Проверь себя». Текущая проверка.

Сформированность учебной и читательской деятельности

1

Произведения о животных. Разножанровые произведения о животных

(15 ч.)

Народная песня «Буренушка». В.Жуковский «Птичка».

Доп.чт. Е. Чарушин «Перепелка».

Развитие навыков чтения, читательских умений. Сравнение произведений

1

К. Ушинский «Кот Васька». Е. Благинина «Голоса леса». Произведения фольклора (считалки, загадки). Текущая проверка. Выразительность чтения.

Развитие навыков выразительного чтения, читательских умений.

1

Рассказы и стихи о животных. М Пришвин «Старый гриб». П. Комаров «Олененок».

Доп.чт. Н. Рубцов «Про зайца».

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

1

К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». Текущая проверка. Навык чтения вслух.

Развитие навыков читательских умений

1

В. Бианки «Еж-спаситель».

Доп.чт. М. Пришвин «Журка».

Работа с рассказом, развитие навыков читательских умений

1

М. Дудин «Тары - бары…»

Доп.чт. В. Бианки «Хвосты». Литературный диктант.

Развитие восприятия художественного произведения, выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения

1

М. Дудин «Тары - бары…»

Доп.чт. В. Бианки «Хвосты».

Развитие восприятия художественного произведения,

1

Литературные (авторские) сказки. К. Ушинский «Плутишка кот».

Доп.чт. К. Паустовский «Барсучий нос».

Развитие восприятия художественного произведения, умения работать с книгой

1

Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля».

Доп.чт. Африканские сказки «О том, как лиса обманула жену»

Самостоятельное чтение, анализ текста

1

Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля».

Доп.чт. Африканские сказки «О том, как лиса обманула гиену»

Самостоятельное чтение, анализ текста

1

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

Работа по заданиям в тетради. Развитие читательских умений

1

Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».

Доп.чт. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».

Развитие навыков чтения, читательских умений. Работа с текстом

1

Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».

Доп.чт. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».

Упражнения в чтении. Сравнение литературных сказок

1

Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».

 Доп.чт. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».

Сравнение литературных сказок

1

Русская народная сказка «Белые перышки». Текущая проверка. Тест.

Развитие навыков чтения, читательских умений

1

Зарубежные сказки (11 ч.)

Украинская сказка «Колосок».

Доп.чт. Французская сказка «Волк, улитка и осы».

Развитие читательских навыков. Работа с текстом

1

Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать».

Развитие читательских навыков. Работа с текстом

1

Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать».

Пересказ сказки от лица Джека; развитие речи учащихся

1

Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе».

Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся

1

Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе».

Развитие навыков чтения и читательских умений

1

Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг». Литературный диктант.

Развитие навыков чтения и читательских умений

1

Братья Гримм «Бременские музыканты». Текущая проверка. Начитанность, работа с детскими книгами.

Знакомство со сказкой, беседа

1

Братья Гримм «Бременские музыканты».

Сравнение сказок разных народов, работа с книгами братьев Гримм

1

Английская народная сказка «Сказка про трех поросят».

Доп.чт. Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха».

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, развитие речи учащихся

1

Английская народная сказка «Сказка про трех поросят».

Доп.чт. Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха». 

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

1

«Проверь себя». Текущая проверка навыка чтения молча.

Определение уровня начитанности, читательских умений

1

Рассказы, стихи и сказки о семье (14 ч.)

Л. Толстой «Лучше всех».

Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей

1

Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песня М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...».

1

Е. Пермяк «Случай с кошельком», С. Аксаков «Моя сестра». Литературный диктант.

Отработка навыка чтения, сочинение рассказа «Вся семья вместе – и душа на месте»

1

В. Осеева «Сыновья» А. Майков «Колыбельная песня».

Развитие навыков чтения и читательских умений

1

Л. Толстой «Отец и сыновья», А. Плещеев «Дедушка». 

Доп.чт. И. Панькин «Легенда о матерях».

Развитие навыков чтения и читательских умений, определение главной мысли произведений

1

Рассказы и стихи о мамах. Л. Воронкова «Катин подарок», Ю. Коринец «Март».

Развитие навыков чтения и читательских умений

1

Стихи о мамах, о родном доме. А Плещеев «Песня матери». А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...».

Развитие навыков чтения и читательских умений

1

Комплексная разноуровневая  контрольная работа по теме: «Разножанровые произведения».

Стихи о мамах, о родном доме. А Плещеев «Песня матери». А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...». Текущая проверка навыка чтения молча.

Развитие навыков чтения и читательских умений

1

Сказки народов России. Татарская сказка «Три сестры».

Доп.чт. С. Михалков «А что у вас?»

Развитие навыков чтения и читательских умений

1

Сказки разных народов.

Знакомство с новыми книгами, развитие читательского интереса. Проверка навыка чтения

1

В. Солоухин «Деревья». Итоговая проверка навыка чтения вслух.

Развитие навыков чтения и творческих способностей

1

4 четверть

Книги о семье.

Умение подбирать книги на заданную тему

1

 «Проверь себя».

Проверка уровня начитанности

1

«Весна, весна красная…» Произведения о родной природе (24 ч.)

Народная песня «Весна, весна красная!», А. Чехов «Весной».

Развитие навыков выразительного чтения . Работа над восприятием художественного произведения

1

Стихи и рассказы о родной природе. А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...»

Слушание. Комментирование заглавия

1

Скребицкий «Весна-художник». Литературный диктант.

Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения

1

К. Сладков «Снег и ветер».

Доп.чт. Н. Сладков из цикла «Лесные шорохи». Текущая проверка навыка чтения молча.

Развитие навыков чтения и читательских умений

1

Сравнение произведений о природе. С. Маршак «Весенняя песенка».

Развитие навыков чтения и читательских умений

1

Сравнение произведений о природе. Э.Шим «Чем пахнет весна».

Развитие навыков чтения и читательских умений

1

Сравнение произведений о природе. Е. Боратынский «Весна, весна!». 

Доп.чт. В. Маяковский «Тучкины штучки».

Развитие навыков чтения и читательских умений

1

Произведения о Дне Победы. С. Михалков «Быль для детей».

Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения

1

С. Баруздин «Салют».

Отработка навыков чтения, беседа о произведениях, посвященных Дню Победы

1

Произведения о родной природе. Ф. Тютчев «Зима недаром злится...». 

Доп.чт. К. Ушинский «Проказы старой зимы».

Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения

1

Произведения о животных весной. А. Куприн «Скворцы». П. Сладков «Скворец-молодец».

Развитие навыков чтения

Сравнение произведений А.Куприна и Н.Сладкова

1

Произведения современных писателей. П. Сладков «Апрельские шутки», А. Барто «Апрель».

Развитие навыков чтения и читательских умений

1

Народное и литературное (авторское) произведение. Г. Скребицкий «Жаворонок». Доп.чт. К. Коровин «Баран, заяц и ёж».

Развитие навыков чтения и творческих способностей

1

Фольклор: песенка, закличка, загадка. Итоговая проверка. Начитанность, работа с детскими книгами.

1

Стихи о родной природе.  В. Жуковский «Жаворонок».

Работа с текстом стихотворения, выразительное чтение; заучивание наизусть.

1

О. Высотская «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луг».

Сравнение произведений о весенней природе

1

П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Доп.чт. Э. Шим «Муравейник».

Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание)

1

Н. Сладков «Весенний гам». А. Барто «Воробей». 

Доп.чт. Р. Сеф «Чудо».

Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание)

1

Рассказы о детях и для детей. М. Пришвин «Ребята и утята». Текущая проверка навыка чтения молча.

Самостоятельное чтение произведения. Составление рассказа по иллюстрациям

1

Сказки в стихах. Б. Заходер «Птичья школа».                                                      

Развитие восприятия художественного произведения, читательских навыков

1

Сказки в стихах. Б. Заходер «Птичья школа».                                                      

Выразительное чтение

1

Произведения о родной природе. К. Ушинский «Утренние лучи». 

Доп.чт. М. Пришвин «Лесная капель».

Развитие навыков чтения и читательских умений (выразительное чтение)

1

Административная комплексная разноуровневая контрольная работа

1

А. Барто «Весна, весна на улице...».

Развитие навыков чтения и читательских умений

1

«Проверь себя». Литературный диктант.

1

Волшебные сказки (8 ч.)

Русская народная сказка «Хаврошечка». Доп.чт. Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное».

Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев)

1

Русская народная сказка «Хаврошечка». Доп.чт. Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное».

Развитие навыков чтения, пересказа

1

А.С. Пушкина.     А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 

Доп.чт. А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

1

А.С. Пушкина.     А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 

Доп.чт. А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

Работа с книгами сказок А.С.Пушкина

1

Ш. Перро «Кот в сапогах». 

Доп.чт. Индейская сказка «Золотая

рыбка». Литературный диктант.

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги

1

Ш. Перро «Кот в сапогах».

 Доп.чт. Индейская сказка «Золотая рыбка».

Развитие навыков выразительного чтения, работа с иллюстрациями

1

«Проверь себя»

Доп.чт. Л. Керролл «Алиса в стране чудес».

Определение уровня сформированности учебной читательской деятельности

1

9. Особенности контроля и оценки

Чтение и  читательская деятельность

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

  1. навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
  2. умение выразительно читать и пересказывать текст;
  3. учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Кроме техники чтения, контролируется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.)

        Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения, ставятся следующие задачи контролирующей деятельности: во 2 классе – проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года);

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.

Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы – небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно использовать и тестовые задания.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (предлоги считать). Для проверки понимания  текста после чтения  учитель  задает  вопросы.

        Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки понимания текста заготавливаются индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими и дифференцированными.

10. Классификация ошибок и  недочетов, влияющих на снижение оценок.

Ошибки:

  1. искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  2. неправильная постановка ударений (более 2);
  3. чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  4. непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  5. неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  6. неумение выделит основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  7. нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  8. нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  9. монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  1. не более двух неправильных ударений;
  2. отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  3. осознание прочитанного текста  за  время, немного превышающее установленное время;
  4. неточности при формулировке основной мысли произведения;
  5. нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общепринятым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века" Н.Ф.Виноградовой.

Рабочая программа по литературому чтению содержит пояснительную записку, в которой представлены основные цели, задачи, ценностные ориентиры содержания, результаты освоения курса (личностные, метапредм...

рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение

Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...