К.Паустовский Корзина с еловыми шишками 2 урок
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Данилова Ирина Васильевна

Конспект урока, проведенный для аттестации. На уроке был проведен анализ произведения, показана презентация об Эдварде Григе и подготовлена презентация к уроку. Вывод урока: Чтобы тебе не говорили взрослые помни, что жизнь прекрасна и удивительна. Возможно кто-то воспользуется и освободит время для чего-нибудь приятного! Желаю удачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_na_attestaciyu.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  К. Паустовский  "Корзина с еловыми шишками" (2 урок)

Цель: совершенствование навыка осмысленного, выразительного чтения.

Задачи:

способствовать расширению кругозора  детей, приобщению к искусству, духовной культуре;

способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

развивать речь учащихся и умение формировать идею произведения;

способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, обосновывать свою точку зрения;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Оборудование: мультимедийная презентация

Э.Григ  произведения из сюиты «Пер Гюнт»:  «Утро», «В пещере горного короля», «Вечер в горах»

                Конспект урока

  1. Организационный момент.

Слайд 1

  1. Речевая разминка.

В гости к лету

Мы идем лесной тропинкой,

А куда - не знаем сами

За малиной?

За малиной!

За грибами?

За грибами!

Светит солнце золотое

Сквозь зеленые оконца,

Может, мы идем за солнцем?

Что же!

Может, и за солнцем!

Может, белка попадется,

Может, ежик ждет нас где-то…

Мы идем гурьбой веселой,

Ясным утром в гости к лету!

                                             В.Викторов

1. Отработка разных видов чтения

  1. Жужжащее чтение
  2. Прочитайте медленно
  3. Прочитайте с ускорением, выразительно (на фоне музыки Э.Грига «В пещере горного короля» читают выразительно)

  1. Беседа по прочитанному.

О чем идет здесь речь? А вы любите гулять в лесу? Чем вас привлекают эти прогулки? О чем вы думаете и мечтаете?

  1. Актуализация знаний.

Слайд 2. Откуда эти строки?

…Композитор Э.Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев, но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя, с моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо, оно только и ждёт, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы…

- А вы догадались, из какого произведения этот отрывок? Слайд 3. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»).

  1. Сообщение темы и цели урока.

- А как вы думаете, что предстоит нам сегодня на уроке? (Анализ произведения)

Задачи: понять содержание произведения, объяснить смысл непонятных слов, определить основную мысль текста.

  1. Введение в сюжет урока.

- Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь. О том, в чем заключается творчество Грига, расскажет Трифанова Люда. (Гиперссылка – рисунок «Корзина с шишками» - Презентация «Эдвард Григ»)

Паустовский также как и Григ любил природу. Но писал он не только о природе, но и о замечательных людях, у него даже была мечта – собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни.

… Однажды Григ встретил в лесу девочку с двумя косичками – дочь лесника.

- Почему Григ в рассказе с такой любовью и вниманием относится к девочке?

  1. Проверка домашнего задания. Чтение по ролям.

- Действительно, самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. И поэтому в каждой девочке он видел свою дочь.

- Это, несомненно, знал Паустовский.

Слайд 4. - Дома вы должны были подготовить чтение по ролям отрывка встречи Дагни с Григом.

  1. Проверка восприятия.

- Что в разговоре Грига с Дагни самое главное? (то, что Григ решил сделать подарок Дагни)

- Почему  Григу захотелось сделать подарок Дагни? (она ему очень понравилась: трудолюбива, доверчива, добра)

- Главное, что могло понравиться Григу, наверно то, что девочка умеет думать и печалиться о других.

- Но почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждешь с нетерпением? Найдите и прочитайте об этом в книге. (…я делаю подарки для взрослых, ты еще мала и многого не понимаешь, учись терпению…)

- Конечно же, подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.

- А почему через 10 лет? (потому, что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок)

Работа над 2 частью.

а) Работа с иллюстрацией.

Слайд 5. К какой части рассказа относится эта иллюстрация? Что еще изображено на картине? Где находится Григ? (у себя дома)

б) Выборочное чтение.

- Каких слушателей ценил Григ больше всего?

- Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто ее слушал? Докажите словами из текста.

- О чем же была написана музыка? Прочитать.

- Зачитайте самые важные слова этой части. Слайд 5. 

Работа над 3 частью.

а) Жужжащее чтение

Слайд 6. б) Обсудите ответы на вопросы:

-  Что изменилось в жизни Дагни, когда ей исполнилось 18 лет?

 - С какой целью ее отправили к тете Магде? (чтобы она посмотрела, как устроен свет, как живут люди)

Работа над заключительной частью.

Слайд 7. а) Словарная работа

Симфоническая музыка – в переводе с греческого «симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра

Белые ночи. На севере в начале лета можно наблюдать такую картину – ночью почти светло, стоят легкие сумерки, так как солнце ненадолго прячется за горизонтом.

б) Словесное рисование

--Какой секрет девичьей красоты подсказал Дагни дядя Нильс?

--Какой вы представляете себе Дагни в этот вечер?

Слайд 8. в) Чтение отрывка на фоне музыки

- У вас на партах лежат листочки. Давайте прочитаем о том, как Дагни слушала музыку.

  … Дагни впервые слушала симфоническую музыку.  Она произвела на неё странное действие.  Все переливы и громы  оркестра вызывали множество картин,    похожих на сны.

    Сначала она ничего не слышала.  Внутри у неё шумела буря.  Потом она наконец услышала,  как поёт  ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув,    откликается струнный   оркестр.

      Мелодия росла,  подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев,  срывала листья, качала траву, била в лицо  прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха,   исходивший от музыки,   и заставила себя    успокоиться.

      Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!

г) Вопросы после чтения
- Почему же теперь Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это были слезы благодарности. Дагни  жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за эту чудесную музыку)
- За что Дагни была благодарна Григу? Прочитать.
- Так чем же должен жить человек? Дагни это поняла, а вы?

- Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, что бы о ней ни говорили.
8.
Рефлексия

Слайд 9. - Почему сегодня портреты писателя и композитора рядом? Что объединяет их?

- Музыка Грига вдохновляет писателей, поэтов и художников на создание произведений. Он своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение.

(Э.Григ и К.Паустовский – великие мастера. Один словами, другой – музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И мы должны быть признательны им за это)

Слайд 10. Вступая в жизнь, иди рука об руку с прекрасным, а главное помни, что человек счастлив и красив только тогда, когда отдает людям всю свою  жизнь, работу,  талант.

- Людей искусства благодарят аплодисментами, давайте и мы поблагодарим К.Паустовского за прекрасный рассказ и Э.Грига за чудесную музыку.

9. Оценивание.

 10. Д\З: составить план, пересказать весь рассказ или понравившуюся часть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

        Среди произведений  литературных жанров, особое место занимают лирические. Для полноценного восприятия произведения учащиеся должны проникнуться эмоционал...

К.Г.Паустовский. Корзина с еловыми шишками.1-й урок.

Дополнительный материал к уроку литературного чтения в 4 классе....

К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"- урок литературного чтения в 4 классе

Главная задача урока – это ответ на вопрос «Чему учит нас это произведение и понимание своей значимости на уроке и в жизни»....

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками" (Урок литературного чтения с применением технологии здоровьесбережения) Мастер – класс по обмену опытом в связи с введением ФГОС ООО.

Мастер – класс   по обмену опытом   в связи с введением ФГОС ООО проводит учитель высшей  категори  МБОУ СОШ №8 Данильченко Л.П. Тема: Системно – деятельностный подход ...