А.П.Платонов "Цветок на земле"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Володина Галина Константиновна

Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тип урока -комбинированный.В плане урока разнообразные виды, приёмы работы:выборочное чтение; восстановление содержания рассказа по деформированному плану; работа в парах, группах; индивидуальная работа... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_cvetok.rar956.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

в 3 классе

Тема: А.П. Платонов

 “Цветок на земле”.

Учитель: Володина Г.К.

МБОУ  г. Астрахань

«СОШ № 14»

2012 год

Цели урока:

1) Формировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику герою.

2) Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом, развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.

3) Воспитывать чувства доброты и сострадания;

при работе в парах – чувство коллективизма, уважения мнения одноклассников, умение слушать, обсуждать, принимать единое верное решение.

Тип урока: комбинированный урок.

Используемые учебники и учебные пособия: Л.Ф. Климанова "Литературное чтение" 3 класс. М: Просвещение, 2007.

Используемое оборудование: Компьютер, проектор, колонки, презентация, DVD проигрыватель.

Ход урока

I.Организационный момент.

Что будем делать на уроке чтения? (работать с текстом, развивать речь, пересказывать, читать по ролям)

II.Проверка домашнего задания.

-Как называется рассказ, с которым мы познакомились на прошлом уроке? ( «Цветок на земле»)

-Как зовут  дедушку? («Тит»)

-Как зовут внука?  («Афоня»)

-Кто автор рассказа? («А. П.Платонов»)

III.   Восстановление содержания рассказа по деформированному плану.

Работа в парах.

-  Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.

- Как вы думаете, что это? (План)

- Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)

- Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

На печи рядом с дедом.

Скучно Афоне жить на свете.

Дед Тит.

Опять скучно жить на свете.

Пошли “белый свет пытать”.

Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

Проснулся ненадолго.

Гребешок для деда.

IV. Работа по содержанию.    Выборочное чтение по вопросам.

1.-Как вы думаете, какова структура текста? Какие виды текстов вам встретились? (диалог, описание)

 2.  - Почему Афоне стало «скучно жить на свете»? Прочитайте.

3.  - Какие вопросы задавал внук дедушке в первом диалоге?                Прочитайте.

4.   - Сколько лет деду Титу? Докажите. ( 87 )

5.   - Сколько лет внуку? Докажите. ( 7 )

6.   - Опишите внешность деда Тита по плану: - борода;

                                                                                    - руки;

                                                                                    - глаза.

7. - От чего у деда глаза слабые стали?

8.   - О чём просил Афоня дедушку во втором диалоге?  - Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаем диалог по ролям.

           9.  - Нравится ли вам Афоня? Почему?

          10. - Какими качествами он обладает? Докажите. (Индивидуальная работа по вопросу учебника стр.136)

Внимательный

Заботливый

Вдумчивый

Упорный

Настойчивый

Любознательный

Добрый

V.Выставка рисунков. Цветок какой? Подберите прилагательные.

Физкультминутка.

VI. Словарная работа.

      Объясни значения устаревших слов. Соедини стрелками.

      Самостоятельная работа  уч-ся  по карточкам.

      нынче                    устали

      глаза смежать      теперь, сейчас

      уморились            закрывать

      испить                    рассердился

      осерчал                  попить, выпить

VII.Работа над пословицами и поговорками.

-  Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

1) И старость не страшна, коли молодые помогут.

2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.

VIII.Работа в группах.

Кто главный герой рассказа? Докажите своё мнение. Что нужно сделать? (Вынести хорошее из рассказа, описать своего героя)

IX.Определение главной мысли рассказа.

 - О каком удивительном чуде, главном деле узнал Афоня от своего деда? Прочитай эпизоды, в которых дед рассказывает о цветке маленькому внуку?

- Определите, какая же главная мысль рассказа.

(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.)

-Что же делает труд?(Жизнь)

-Кто помог понять истину?

X. Итог урока.- Почему рассказ назван “Цветок на земле”?

- Чему научил вас этот рассказ?

(Старшее поколение передаёт нам свой жизненный опыт, мудрость; учит правильной жизни)

- Почему этот рассказ отнесли к теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?

XI. Оценки. Домашнее задание.

XII.Рефлексия. (Включаю произведение Чайковского «Вальс цветов»)

-Понравился ли вам урок?

-Что нового, интересного вы взяли для себя с этого урока?

-Кого можно ещё назвать цветами жизни?

-A сейчас я хочу узнать ваше настроение, впечатление от урока. Для этого вы должны мысленно выбрать одну из картинок-рожиц и с помощью наших заготовок продемонстрировать своё настроение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

На печи рядом с дедом.

Скучно Афоне жить на свете.

Дед Тит.

Опять скучно жить на свете.

Пошли “белый свет пытать”.

Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

Проснулся ненадолго.

Гребешок для деда.

На печи рядом с дедом.

Скучно Афоне жить на свете.

Дед Тит.

Опять скучно жить на свете.

Пошли “белый свет пытать”.

Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

Проснулся ненадолго.

Гребешок для деда.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

      Самостоятельная работа  уч-ся  по карточкам.

      нынче                                         устали

      глаза смежать                          теперь, сейчас

      уморились                                закрывать

      испить                                        рассердился

      осерчал                                      попить, выпить

                                           

                                       

                                                   ДЕД

                                                             ( характеристика героя)

     

        Афоня

                                                               ( характеристика героя)

       

      ЦВЕТОК

                                                              ( характеристика героя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земля отцов - моя земля!

Урок, посвященный дню образования Краснодарского края. Проведен в форме урока - путешествия с использованием   буклета - путеводителя....

Земля. Модель Земли

Данный урок разработан согласно УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок-семинар «Солнце — звезда, источник света и тепла на Земле. Луна — спутник Земли. Планеты земной группы».

   Урок помогает формировать у учащихся общие представления о солнечной системе, продолжать выработку целостных взглядов о небесных телах и космическом пространстве, выработ...

Урок знаний "Земля отцов - моя земля"

Первый урок знаний для первоклассников создает  праздничное начало учебной деятельности, задает необходимый эмоциональный настрой. Цель данного урока -  пробудить интерес к школе, воспитать ...

Урок кубановедения "Земля отцов - моя земля"

Форма работы - час общения, проектная деятельность. Дети работают в группах, узнают, обобщают знания о знаменитых людях станицы. Есть презентация....

Классный час "Земля отцов - моя земля"

разработка классого часа посвящена празднованию 74 летия Краснодарского края....

Разработка классного часа "Земля отцов - моя земля!"

Огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты. Одна из важнейших в их ряду – День образования Краснодарского края. Классный час «Земля отцов – моя земля!» ...