урок обучения грамоте "Непарные по глухости - звонкости звонкие согласные звуки и их буквы" по УМК "Гармония"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Павлова Татьяна Петровна

Урок направлен на решение главной задачи урока: закрепить понятия: звонкие, глухие, парные, непарные согласные. Материал подобран таким образом, что параллельно основной теме отрабатываются понятия: антоним, текст, предложение. Развитие речи на этом занятии занимает центральное место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neparnye_zvonkie_soglasnye_1_kl.rar1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по УМК «Гармония»

Тема: «Непарные по глухости – звонкости согласные звуки и их буквы (л,м,н,р)»

Цели:

  1. вспомнить, чем отличается звук от буквы;
  2. какая буква звука не обозначает, а также, какими бывают согласные звуки по глухости – звонкости, парности – непарности, мягкости – твердости;
  3. развивать речь (учить составлять рассказ по схемам предложений);
  4. учить делить слова на слоги;
  5. работать над развитием навыка чтения целыми словами.

Оборудование:

- «Букварь», УМК «Гармония», 1 класс;

- «лента букв»;

- карточки со словами;

- картинки «Ушастика», «Глазастика», «Мудрейкина»

Ход урока

  1. Организационный момент:

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Начинаем день с зарядки.

1 – мы встали, потянулись,

2 – согнулись, разогнулись,

3 – руками три хлопка,

А   4  - на бока,

5 – руками помахать,

6 – на место тихо сесть,

7,8 – лень отбросим.

- Итак, начинаем урок чтения.

- Чем занимаемся на уроках чтения?

- Сегодня нам помогают все это узнать «Ушастик», «Глазастик», «Мудрейкин».

- Что делает Ушастик? (дети показывают уши)

- Что делает Глазастик? (дети показывают глаза)

- Что делает Мудрейкин (поза «мыслителя»)

  1. Актуализация знаний.

- Для того, чтобы читать надо знать буквы.

- На какие группы делятся все буквы русского языка?(буквы согласных звуков и буквы гласных звуков)

- Как вы думаете, какие из них важнее?

- Вот послушайте такую историю…

Поспорили однажды

Гласные с Согласными

И сказали гласные:

- Какие мы прекрасные!

Чудесно мы поем,

Всем радость мы несем!

Тут гласные запели:

- А-а-а! О-о-о! У-у-у!

Как флейты заиграли

На праздничном балу.

- Да, можете вы петь,

А мы – зззвенеть, шшшумеить! –

Ответили Согласные.

- И мы вам скажем прямо:

Вас очень-очень мало.

А нас ведь все же больше.

Звучать мы можем дольше.

А значит мы нужнее,

И вас мы поважнее.

- Как вы думаете, ребята, кто же прав в этом споре?

- Чем отличается звук от буквы?(звук - произносим и слышим, букву – пишем и видим)

- Сколько гласных букв в русском языке? (10)

- Назовите их (а,о,у,ы,э,и,я,е,ё,ю)

- А сколько звуков? (6)

- Назовите их (а,о,у,э,ы,и)

- Какие гласные обозначают твердость согласных?

- Какие гласные обозначают мягкость согласных?

- Какая буква выполняет роль смягчения согласных?

- Чем она интересна? Почему ее нельзя назвать гласной? А согласной?

- Какой согласный в любом случае произносится твердо?

- Какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я.

- С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (Й) О чем «говорит» ее название? (произносится кратко)

- Каким звуком обозначается?

-Чем интересна? (характеристика звука)

- Повторим чтение слов с буквой «й».

Рай

Чай

Бой

Дай

Май

Лай

Бей

Лей

Вой

Пей

Май

Рой

Ай

Ой

Эй

- Внимание, задание Глазастика. Это значит надо внимательно посмотреть на слова, которые мы прочитали.

- Подбери словак схеме? Объясни свой выбор.

- С помощью слога «КА» пронаблюдаем за превращением слов.

Чай

Май

Лай                           ка

Лей

Мой

3. Проверка домашнего задания.

- Расскажите правила деления слов на слоги, в которых есть «й».

-Дома вы читали слова, которые выписаны у меня на доске. Но вам надо не только прочитать слова, но и «Досказать словечко» и получить словосочетания.

Стайка – ….

Стойка - ….

Стройка - …

Майский - …

Клейкий - …

- Разделим слова на слоги.

4. Сообщение темы и целей урока

- Каждый день мы узнаем что-то новое. Пора узнать, чем мы будем заниматься сегодня. А для этого надо выполнить задание Мудрейкина.

- Найдите «лишнее»  в каждой группе. Объясните свой выбор.

  1. п, р, к, Л, с  (заглавная)
  2. ш, т, с, р, п (звонкий)
  3. а, е, я, у, н (согласный)
  4. О, У, м, Ю, К (строчная)
  5. я, е, ю, й, и (согласный)

(на доске появляется строчка из букв: л, м, н, р, й)

- Что общего у этих букв? Почему они объединились?

- Какие согласные звонкие мы еще изучили?(в)

- Чем отличается от группы букв? (парный)

- Вспомним, как читаются слоги и слова с этими буквами.(задание Глазастика)

Л – Лу – лук (люк)

М – мА – мак

Р – ра – рад (ряд)

Н – ни – Нил ?

Й – Йо - йод

- Прочитайте слова, в которых согласный произносится мягко.

- Замените в выделенных словах гласный, чтобы согласный произносился мягко и получите новое слово.

- Почему слово Нил я написала с большой буквы?

- Какое слово произносится не так как пишется?

- Итак, сегодня мы с вами еще раз  вспомним непарные звонкие согласные звуки и буквы, которые их обозначают. Но сначала, определимся, какими мы хотим быть. А для этого вспомним упражнение из домашнего чтения.

  1. Проверка д/з. (задание Мудрейкина)

Из учебника

На доске

Острый – тупой

Тонкий – толстый

Новый – старый

Левый – правый

Короткий - длинный

Грустный – ….. (веселый)

Слабый – …..(сильный)

Больной – …..(здоровый)

Маленький - ……(большой)

- Подобрать слова – антонимы ко второму столбику.

- Назовите слова, которые начинаются с непарных звонких согласных.

- Так какими же вы хотите быть? (выбрать слова из таблицы)

Внимание, задание Ушастика. ФИЗМИНУТКА (упражнения на внимание)

5.Работа по теме урока. Предварительная беседа.

- Какое сейчас время года?

- Если вы читали сказку «12месяцев», то помните, что для того чтобы собрать подснежники для злой мачехи, девочка оказалась в лесу и встретила там 12 месяцев. Какой месяц помог девочке вернуться в весну (апрель)

- А какой месяц должны встретить мы, чтобы вернуться в лето? (июнь, июль, август)

- Закройте глаза. Представьте себя в заснеженном лесу. Где –то недаолеко вы слышите голоса. Это 12 месяцев собрались перед Новым годом на полянке. Мы подходим к июлю и просим перенести нас в лето. И, о чудо! Мы оказались в летнем лесу. (на доске картина летнего леса)

  1. Работа по учебнику.

- Что вы видите на картине? Что «лишнее» ? Прочему?

- Как можно назвать оставшиеся предметы одним словом?

- Перечислите их название? (ландыш, лилия, мальва, мята, нарцисс, незабудка, репейник)

- Какой цветок занесен в Красную книгу? (из «окружающего мира»)

- Какой цветок служит не совсем для украшения наших садов и парков? (репейник)

- Почему именно эти цветы появились на страничке нашего учебника? (на Л, Н. Р, М)

  1. Звуко-буквенный анализ слова

- В каком из названий встретился звук Й?

- Взяли «звуковички» и составили схему этого слова.

(р – согл., зв.. непарный, мг.. ….)

- Расскажите про звуки этого слова (звуко-буквенный анализ)

  1. Работа по развитию речи.

- Прочитаем слова, которые написаны под картиной?(красный, синий, веселый, маленький, красивый, лесной, высокий)

- Какие из них относятся к цветам, а какие к ручью?

- Добавьте еще несколько слов, чтобы они отвечали на вопрос какой?

- Назовите непарные звонкие согласные в слове: красный, синий, красивый, веселый, маленький, лесной, высокий.

- Что общего в этих словах?

(задание Мудрейкина)

- Мне очень понравился ручей на этой картине и я решила составить рассказ про него. Но у меня он получился какой-то неоконченный. Давайте попробуем вместе его закончить.

На лесу протекал ручей. Он поднимался с горы. Был он ________ и ___________ . Он очень любил         . Они росли за его берегам.          были разные: __________ ромашки, ___________ незабудки,  __________ лилии ,___________ мальвы. Вместе им было __________! (на месте кружков – картинка)

  1. Разбор предложений по порядку:

- Прочитайте 1 предложение. Что надо изменить? Почему?

- Прочитайте 2 предложение. Что надо изменить? Почему?

- Прочитайте 3 предложение. Какими словами дополнить?

(и.т.д. по каждому предложению)

  1. Учимся читать и готовимся к пересказу.

  1. Задавание на дом.

- Отметьте  в учебнике стр.33. На этой страничке вы прочитаете интересный рассказпро муравейник и попробуете отгадать загадки.

7.  Итог урока.

- Ну а теперь возвращаемся из лета опять в зиму. Поблагодарим Июль за чудо. А мне пожалуйста расскажите, чем мы занимались сегодня на уроке?

- Что больше всего запомнилось, понравилось?

- Пользуйтесь при ответах словами – помощниками:

  1. Мы учились…
  2. Мы познакомились..
  3. Мы выполняли…

- Спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте(чтегние) 1 класс ФГОС "Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з

Урок чтения в 1 классе по ФГОС.   На уроке дети гнесколько раз работают в парах, используются дидактические игры, загадки, физ -ки в стихах то теме....

Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.

Урок  по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....

Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"

Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...

Автор: Баранова Анна Викторовна Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: Согласный звук [ч’], буква ч.

Конспект урока обучение грамоте по образовательной системе "Школа - 2100". На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания, ИКТ....

Урок в 1 классе "Глухие и звонкие согласные звуки "

Урок по теме  в 1 классе "Глухие и звонкие звуки "...