Урок обучение грамоте 1 класс "Мягкий знак - показатель мягкости согласных"
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Иванова Елена Владимировна
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с новой буквой. 2. Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. 3. Закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова. 4. Расширить представление учащихся об окружающем мире, обогатить словарный запас детей. 5. Развивать речь, мышление, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_1_klass.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте 1 класс

Тема: Мягкий знак для обозначения  мягкости согласного.

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с новой буквой.

2. Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

3. Закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова.

4. Расширить представление учащихся об окружающем мире, обогатить словарный запас детей.

5. Развивать речь, мышление, внимание.

Задачи:

  1. Рассмотреть  функции  мягкого знака – обозначение мягкости  согласных на    письме. Учить читать слова  с буквой ь (мягкий знак).

     2.  Развивать фонематический слух, память,  мышление, воображение, умение

           концентрировать и переключать внимание.

      3.  Воспитывать уважительное отношение друг другу, взаимное сотрудничество.

 

Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

1.Организационный момент.  Психологический настрой учащихся.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов в работе.  - Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

- Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы.

Дыхательная гимнастика:

-на задержке дыхания произносятся гласные буквы;

- на выдохе – твёрдые звонкие согласные звуки;

- на выдохе – твёрдые глухие согласные звуки

2. Актуализация знаний

На экране:

-

- Внимательно посмотрите и прочитайте написанное здесь слово.

- Что такое карусель?

- Как она движется?

- Внимательно посмотрите на слово, объедините изученные буквы в 2 группы. Обоснуйте свой ответ.

1 группа:  согласные( к, р, с, л)

2 группа:  гласные (а.у.е).

- Какую гласную можно выделить отдельно? Почему?

- Какие ещё гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного?

- Скажите, почему не включили ни в одну группу букву, которая стоит последней в слове карусель?

- Вы знаете как она называется?

-  На основе наших рассуждений  сформулируем тему урока.

3. Целеполагание.

- Ребята, какая цель будет стоять перед нами на уроке? ( узнать как обозначается мягкость согласного звука на письме. )

- познакомить с ь;

- узнать, какую роль выполняет ь;

- Учиться читать слова с ь.

 Может быть у вас есть какие- то предложения? ( выслушать детей) На самом деле люди давно уже договорились использовать для смягчения согласных такой знак.

Мягкий голос,

Мягкий шаг,

Это буква… (мягкий знак)

А что Вы ждёте от этого урока?

4. Создание проблемной ситуации.

- Ребята,  пришла пора запустить нашу карусель. Будьте очень внимательны, думайте, слушайте, рассуждайте.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

На экране две схемы.

У меня есть такое слово:

- К какой схеме отнесём это слово? Почему?

-  А что нужно сделать, чтобы во втором случае звук  л произносился мягко?

 - Добавляем:

- Сколько теперь букв в слове семь? (4)

- А сколько звуков? (3)

- А почему букв больше, чем звуков? (ь – звука не обозначает)

- Мягкий знак это буква? (да)

- Докажите. (можно написать)

- Как вы считаете , почему этого помощника назвали мягкий знак?

( указывает на мягкость предшествующего согласного)

Буква – помощница, которая сама не разговаривает, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласный произносится мягко. Вот какая замечательная буква!

- Но это ещё не всё.

- Что меняется в слове с появлением в нём ь? ( лексическое значение).

5. Знакомство с буквой.

Показ буквы.

Стихотворение о букве.

Сказка про ь.

- А давайте сами попробуем смастерить эту букву. У вас на столах лежат разноцветные квадраты . С помощью отрывания смастерите букву ь.

- На что похожа буква мягкий знак? (предположение детей)

Буква Р перевернулась

Мягким знаком обернулась.

6. Физкультурная пауза.

7. Первичное закрепление изученного материала.

- Мягкий знак – фокусник.

Придумайте начало:

    - - ль

    - - ль

    - - ль

    - - ль

    - - ль

( нуль, соль, моль, роль, пыль, боль)

- Какие звуки слышим на конце слов?  

- Что с ними произошло?

- Так для чего нам нужен мягкий знак? (чтобы мягко произносить согласный звук)

- Буратино и Карлсон предлагают вам поиграть в игру « Твёрдый – мягкий».

Буратино напечатал слова и доволен. Он думает, что мы не сможем их прочитать:

Угол, мел, ел, брат, стал, шест

Лексическое значение слов.

Карлсон решил его проучить. Как только Буратино отвернулся, он во все слова написал мягкий знак, и все слова Буратино исчезли, появились новые.

Уголь, мель. ель, брать, сталь, шесть.

Брат – брать

- Сколько звуков в первом слове? А во втором?

Ел – ель

- Какой звук на конце в первом слове? А во втором? Почему?

- Что происходит со словом, если после согласного мы поставим ь?(согласный становится мягким)

- А ещё что происходит?( меняется значение слова)

8. Местоположение изучаемой буквы.

. А я предлагает вам поработать в паре. У вас на столах лежат конверты с буквами. Составьте из них слова, которые обозначают такие предметы ( слайд ) (1 банка, 2 галка, 3 полка)

- Есть ь . В каждое слово поставьте его, чтобы получилось новое слово.(банька, галька, полька)

- Что такое галька? (мелкий, гладкий камень, округлой формы) (слайд)

- Что такое полька? (старинный чешский танец) (слайд)

- Всегда ли мягкий знак пишется только на конце слов? ( Нет. Ещё и в середине слов.) Вы молодцы ! У вас всё получилось. Я думаю что это потому, что вы были с товарищем.

9.Физкультурная пауза.

Вижу, сильно вы устали.

Позову Весельчака.

Проведёт он физминутку

Всем понравится она.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке пробежим.

До лужайки добежим

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём.

10. Домашнее задание.

- Белоснежка предлагает вам домашнее задание: напечатать семь слов с ь для каждого из гномиков. ( листочки с изображением гномов для каждого ребёнка)

11. Работа с текстом.

Учебник, стр. 134 – 135.

- ЧИТАЕМ СЛОВА,

- ПОСЛОВИЦЫ.

Вывод о роли ь.

- Чтение текста.

- по предложениям;

- вместе.

Беседа по прочитанному

-Что интересного вы узнали?

-Что люди обычно называют лакомством?

-Почему здесь это слово в кавычках?

-Как лакомился лось?  Выборочное чтение

-Как выглядит поваренная соль? Выборочное чтение  

-Кого называют лесниками?

Лесник- лесной сторож, работник лесного хозяйства.

- Какими качествами обладал лесник?

- Как вы понимаете выражение заботливый человек?

-О ком  заботился?    

 -Что знаете об этом животном?  

Докажите, что это текст?

Найдите слова с ь.

 Какую роль играет ь?

 Найдите в тексте предложение, которое соответствует схеме.          ( слайд )

Сколько слов в предложении?

Что вы знаете о предложении?

Найдите слова в которых букв больше, чем звуков? Почему?

Вторичное самостоятельное чтение. Пересказ.

12. Вторичное закрепление знаний.

- У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно поставить пропущенный мягкий знак там, где это необходимо, чтобы получилось слово.

Лен*, ден*, сон*, тен*, сыр*, лес*, пен*. ( это же задание на слайде. После того как дети сделают, проверка по слайду. Взаимопроверка)

13. Рефлексия.( слайд )

- Наше путешествие завершается. Мы познакомились с ь, справились со всеми заданиями, но давайте вернёмся к нашему вопросу, который мы поставили в начале урока..

- Как обозначается мягкость согласного на письме? Мягкость согласных звуков в речи мы слышим, а на письме обозначаем с помощью мягкого знака.

- Что ещё нового вы узнали?

- С каким настроением вы завершаете урок ? Встаньте те, у кого настроение отличное. А теперь те, у кого настроение не очень хорошее.

- Мне было очень приятно работать с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Урок русского языка для 1-го класса....

Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"

Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...

Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку   « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....

Урок русского языка "Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков"

Данный урок построен в виде интересного путешествия по Хоперскому Государственному заповеднику. Все задания урока дети получают от обитателей заповедника, что делает урок интересным, ярким, нестандарт...

Конспект урока обучения грамоте: «Буква я -показатель мягкости согласных звуков».

Конспект урока обучения грамоте: «Буква я -показатель мягкости согласных звуков»....