Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему:
    Литературное чтение Рассказы и сказки Н. Носова

    Зайцева Светлана Анатольевна

    Цели урока: О- ознакомить с творчеством Н.Носова, особенностями его рассказов и сказок; Р- развивать интерес к чтению, критическое мышление; развивать мышление, память, наблюдательность, логическое и образное мышление; В- воспитывать умение дружить, честность, ответственность, умение принимать решения, расширять кругозор..

    Оборудование:

    портрет писателя; выставка книг; пословицы, если есть возможность — видеозаписи фильмов и мультфильмов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rasskazy_i_skazki_n.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рассказы и сказки Н.Носова.

    Цели урока: О- ознакомить с творчеством Н.Носова, особенностями его рассказов и сказок; Р- развивать интерес к чтению, критическое мышление; развивать мышление, память, наблюдательность, логическое и образное мышление; В- воспитывать умение дружить, честность, ответственность, умение принимать решения, расширять кругозор..

    Оборудование:

    портрет писателя; выставка книг; пословицы, если есть возможность — видеозаписи фильмов и мультфильмов.

    ХОД УРОКА

    I.Организационный момент. Постановка цели.

    II.Побуждение

    Рассматривание книг на выставке.

    -Какие книги вы прочитали?

    -Что вы видите на иллюстрациях?

    -Каковы главные темы этих произведений?

    -Скажите, что их объединяет?

    -Это произведения Носова Николая Николаевича.

    Рассказ учителя.

    Сегодня вы узнаете, какие ещё рассказы и сказки написал Н.Носов. Вам откроются другие стороны личности писателя, разные грани его таланта.

    Николай Николаевич Носов (1908- 1976)

    Родился Носов на Украине, в г.Киеве. Носов Н. Н. занимает в детской литературе почётное место, хотя никогда не мечтал стать писателем. Он работал в кино. Забавные небольшие рассказы он стал сочинять для своего маленького сына и его друзей. Первый рассказ назывался «Затейники» (1938), а потом стали появляться новые произведения для детей. Рассказы Носова для детей вызывают весёлое настроение у любого читателя, но в то же время заставляют задуматься о своём поведении.

    В годы учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, играл в театре. Впоследствии это очень поможет ему и в жизни, и в творчестве, в частности.

    Поступил в институт кинематографии в г.Москва. По окончании работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награждён орденом Красной Звезды.

    Свои юмористические рассказы начал писать ещё до войны. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Там были опубликованы его первые рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы».

    А после войны вышел сборник его рассказов, куда вошли и новые: «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук». Они сразу полюбились детям. Юмористический дар писателя соединился в них с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно было не только развлечься, посмеяться, но и узнать что-нибудь интересное, полезное.

    Но наибольшую известность принесла писателю его сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и её продолжения «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Такая повесть-сказка из 3 частей называется трилогией.

    Герои Носова Н. Н. заставляют детей задуматься: правильно ли они поступают, умеют ли дружить, честны ли они?

    Отгадайте анаграммы.

    ЙКАЗЕНН   КУНШИПТ   КАБУКОВ

    КИБЮТ  ЗИРБАКУ  МЧУНЛО

    (Незнайка, Тюбик, Шпунтик, Арбузик, Буковка, Молчун)

    -Какие герои встречаются в произведениях Носова Н. Н.?

    Заполнение таблицу ЗХУ.

    ЗНАЮ

    ХОЧУ УЗНАТЬ

    УЗНАЛ

    Незнайка, Тюбик, Шпунтик, Арбузик, Буковка, Молчун…

    -Чем занимались эти персонажи?

    Пилюлькин (Был врачом)

    Тюбик (рисовал)

    Винтик и Шпунтик ( Изобретатели)

    Цветик (поэт)

    Штучкин (режиссёр)

    Гусля (музыкант)

    Буковка (устроила книжный театр)

    Знайка (учёный)

    III.Реализация.

    -Каких ещё героев мы встретим в произведениях Носова Н. Н.?

    Заполнение таблицу ЗХУ.

    ЗНАЮ

    ХОЧУ УЗНАТЬ

    УЗНАЛ

    Незнайка, Тюбик, Шпунтик, Арбузик, Буковка, Молчун…

    -Каких ещё героев мы встретим в произведениях Носова Н. Н.?

    -А сейчас мы прочитаем произведение Носова Н. Н. Живая шляпа.

    Чтение 1 части (учитель)

    -Что мы узнали из этого абзаца?

    -Может ли шляпа быть живой?

    -Подберите иллюстрацию к этому абзацу, дайте название.

    Чтение 2 части (чтение цепочкой)

    -Что решил сделать Вадик?

    -Почему он решил уйти?

    -Как вы думаете, что произойдёт дальше?

    -Найти иллюстрацию к этому отрывку, дать название.

    Чтение 3 части (жужжащее)

    -Что сделали мальчики?

    -Что сделала шляпа?

    -Кто оказался под шляпой?

    -Подберите пословицу к этому рассказу ( пословицы записаны на доске)

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Как аукнется, так и откликнется. Терпение даёт умение.

    Робкого и тень страшит. Много слов, да мало дела.

    У страха глаза велики. Звону много, да толку мало.

    Добро желаешь — добро и делай.

    - Какими себя показали мальчики в момент встречи с "Живой шляпой"?

    Выбрать нужное:

    1. смелыми
    2. трусливыми
    3. шутливыми
    4. находчивыми
    5. догадливыми
    6. добрыми
    7. любопытными

    -Кто главные герои этого произведения? Чему учит этот рассказ?

    -Сейчас вы выберите себе книгу Носова Н. Н., которая вам нравится и мы будет читать в течении 20 минут, а потом поделимся своими впечатлениями.

    IV.Рефлексия.

    -С какими героями вы повстречались в своих рассказах, сказках?

    -С кем случились эти забавные истории?

    Поменял чемоданы в поезде и потерял щенка?(Мишка. Рассказ «Дружок».)

    Принял стук вороны за вора?(Костя и Витя. «Тук-тук-тук».)

    Испугался шляпы?(Володя и Вадик. «Живая шляпа».)

    Испугались волка под одеялом?(Валя и Петя. «Затейники.»)

    К какому рассказу подходит эта пословица и кто главные герои этого произведения? (Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. Котька, Павлик)

    Викторина - путаница по произведениям Носова:

    - Носова зовут Николай Павлович? (Николаевич)

    - "Тараканище", "Мойдодыр" , "Приключения Незнайки"- это сказки Чуковского?(Не все. "Приключения Незнайки" - это рассказ Носова)

    - Детей из рассказа "Затейники" звали Петя и Валя? (Да!)

    - Котенка из рассказа "Живая шляпа" звали Пушок? ( Нет! Васька )

    - Картошка, корзина, шляпа- это предметы из произведения "Фантазеры"?(Нет!"Живая шляпа"

    - Совок, лопата, ведро - это предметы из рассказа "На горке"? (Да!)

    - Машина каких героев, какого произведения заправлялась сахарным сиропом? (Винтика и Шпунтика )

    -Что же можно сказать о всех героях Носова, какие они?

    (Веселые, добрые, непоседливые, очень наивны, хорошие, искренние, трудолюбивые, они честно ошибаются и хитрят бесхитростно)

    Заполнение таблицу ЗХУ.

    ЗНАЮ

    ХОЧУ УЗНАТЬ

    УЗНАЛ

    Незнайка, Тюбик, Шпунтик, Арбузик, Буковка, Молчун…

    -Каких ещё героев мы встретим в произведениях Носова Н. Н.?

    Мишка «Дружок», Костя и Витя. «Тук-тук-тук», Володя и Вадик. «Живая шляпа», Валя и Петя. «Затейники.»…

    Загадка.

    Сбоку марка и картинка

    В круглых штампах

    Грудь и спинка.

    Маленькое очень,

    Быстрое, как птица,

    Если захочет-

    За море умчится.        (Письмо)

    -А не написать ли нам письмо.

    -Пишем письма героям произведений, о которых вы сейчас читали или автору этих произведений Носову Н. Н.

    Читают письма в группах.

    Авторский стул.

    V. Подведение итогов.      

    - Чему учат рассказы Носова?

    "Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству".

    (Сергей Михалков)

    Просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса»


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальные классы)

    Внеклассное чтение. Рассказы Н.Н.Носова

    УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯво втором классе Рассказы Н. Н. Носовао детях и для детей....

    Рассказы и сказки Н . Н.Носова

    Урок внеклассного чтения.На уроке дети знакомятся с романом-сказкой "Приключение Незнайки и его друзей".Составляют портр...

    Урок по программе "Школа 2100" 3 класс литературное чтение "И кот ученый свои мне сказки говорил"Сказки..."Обобщение

    Урок по литературному чтению по программе "Школа 2100" для 3 класса.Тема : "И кот ученый свои мне сказки говорил..."...

    Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ.Незнайка и другие фантазёры. Рассказы и сказки Н. Н. Носова. 2 класс

    Конспект урока внек его лассного чтения для учащихся 2 классов c презентацией. Презентация  знакомит учащихся с &nb...

    "Сочинение-обработка русской народной сказки" (по учебнику "Литературное чтение. 4 класс" (авт. -Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.))

    Содержание материала направлено развитие умения учащихся работать с текстом литературного произведения.   Дети...

    Разработка урока литературного чтения на тему: «Э. Шим. Рассказы и сказки о природе»

    Урок сообщения новых знаний. Одними из задач данного урока являются формирование представлений об отличительных особе...

    План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

    Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Зв...

    С. А. Есение "Бабушкины сказки" (Литературное чтение, 4 класс)

    Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...

    Литературное чтение.

    Конспект урока по литературному чтению....

    литературное чтение

    урок-исследование...