Поурочное планирование по литературному чтению. Школа 2100. 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Денисова Надежда Сергеевна

Поурочное планирование по литературному чтению. Школа 2100. 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_pourochka_2100_literaturnoe.rar154.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5

П. Ершов. «Конек-Горбунок»

Цели: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знания.

– Пожелайте удачи друг другу.

Проверка  домашнего задания.

– Понравились ли вам новые окончания сказок?

II. Постановка проблемы.

– А понравились бы они Саше и домовому Афанасию? Хотели бы вы узнать об этом?

III. Открытие детьми нового знания.

Чтение и работа  с авторским текстом на с. 16.

– Из каких слов видно, что сказка понравилась Саше?

– В каких сказках Афанасий мог летать на Змее Горыныче, в ступе Бабы-Яги, на Коньке-горбунке?

– Что значит народная сказка?

– Как Ершов сочинил сказку?

IV. Первичное закрепление.

Чтение по строфам  с комментированием.

1-я строфа:

– Чем занималась семья старика?

– Как шли дела у братьев?

2-я строфа:

– Какое горе произошло?

– Что придумали братья?

3-я строфа:

– Что вы можете рассказать о старшем брате?

4-я строфа:

– Что придумал в свое оправдание средний брат?

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Самостоятельное чтение  5-й и 6-й частей.

– Где же происходили все события?

– Какое событие было главным?

– Какой отрывок сказки вам показался смешным?

Льется чистая водица

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

(Слова текста сопровождаем действиями.)

Упражнение  «Раскрашивание»

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим. Но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.

«Раскрашивать» необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

VI. Повторение пройденного.

Повторное чтение с целью выбора правильной интонации (с. 18–22 до 6-й строфы). Упражнение в выразительном чтении.

VII. Итог урока.

– Хотелось бы вам прочитать всю сказку?

– Про кого интересно было читать?

– Кто пока вам понравился?

Самооценка  своей работы на уроке.

Домашнее задание: выполнить задание № 3 в тетради, с. 3.

Урок 6

Сказка П. Ершова

Цели: работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

Проверка  домашнего задания.

– Кто из вас читал всю сказку и знает, что сказал Иван своим братьям, когда вернулся из караула?

– Почему же Иван не рассказал братьям правду?

II. Постановка проблемы.

Чтение присказки  учителем.

– Как много картинок прошло перед вами, когда я читала присказку! Что вы себе представили?

III. Открытие детьми нового знания.

Чтение отрывков  из второй части с комментариями.

– Что приказал царь Ивану?

– Как вы думаете, выполнит ли Иван приказ царя? Почему?

– Откуда царь узнал о Жар-птице?

– Что посоветовал Конек Ивану?

– Расскажите, что бы вы увидели в полночь, если бы находились недалеко от этой поляны?

IV. Первичное закрепление.

– Прочитаем 8-ю строфу. Совпали ли наши предположения с её содержанием?

– Прочитайте, как обращается Иван к Коньку. Только друг может помочь в трудную минуту.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Чтение  сказки до конца.

– Задайте вопросы друг другу по прочитанному.

По дороге Петя шел

По дороге Петя шел,

(Ходьба на месте.)

Он горошину нашел,

(Упор присев, встать.)

А горошина упала,

(Поворот туловища вправо,

правую руку в сторону,

левую на пояс, повторить

в другую сторону.)

Покатилась и пропала.

(Наклоны головы вправо-влево.)

Ох, ох, ох, ох!

(Руки на голову.)

Где-то вырастет горох.

(Прогибаясь назад,

руки развести в стороны.)

Упражнение  «Гуляем на полянке»

Ходьба с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

VI. Повторение пройденного.

– О каком приключении мы узнали, прочитав 2-ю часть сказки?

– Рассмотрите рисунок на с. 28. Почему у Афанасия перо в руке?

Повторное чтение с. 23–28 про себя.

Чтение  по ролям.

VII. Итог урока.

– Вернемся на с. 23 к началу 2-й части. Почему же Ершов начал ее этой пословицей?

– Хочется ли вам узнать о других приключениях Ивана и Конька-горбунка?

Самооценка  своей работы на уроке.

Домашнее задание: нарисовать Жар-птицу. Выучить наизусть отрывок из сказки (по выбору).

Урок 7

«Конек-Горбунок»

Цели: развивать умение находить ключевые слова в тексте; обучать подробному пересказу с соблюдением логики изложения.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

Выразительное чтение  отрывков наизусть.

– Сегодня на уроке мы попробуем создать сказочную поляну. Найдите в тексте описание поляны.

– Вы все дома нарисовали Жар-птицу? Сейчас ваши рисунки оживят нашу поляну.

II. Постановка проблемы.

– Прочитайте 1-й вопрос к сказке на с. 29. ответьте на него.

– Перечислите героев сказки. на какие группы их разделим?

III. Открытие детьми нового знания.

– Заполним схему в тетради (с. 3, № 4).

– Почему мы называем это произведение сказкой? Найдем все ее приметы.

IV. Первичное закрепление.

Выполнение задания  5 на с. 3 тетради.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– Кто вам больше всего понравился в сказке? Почему? Подкрепите свой ответ примерами из сказки.

Вот под елочкой зеленой

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны,

(Прыжки на одной ноге, на другой.)

Кар-кар-кар!

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Целый день они летали,

(Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар!

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают,

(Ходьба на месте.)

Ш-ш-ш-ш.

(Присед с выдохом.)

Дыхательная медитация

– Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

VI. Повторение пройденного.

– Просмотрите несколько кадров начала сказки.

– А теперь попробуйте сами озвучить мультфильм.

– Кто, по-вашему, удачнее всего справился с этой задачей?

VII. Итог урока.

– Почему П. Ершов смог написать такую интересную сказку?

Учитель показывает разные издания книги, называет художников, дети рассматривают оформление. Учитель рекомендует прочитать сказку полностью.

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос: чему учит сказка?

Урок 7

«Конек-Горбунок»

Цели: развивать умение находить ключевые слова в тексте; обучать подробному пересказу с соблюдением логики изложения.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

Выразительное чтение  отрывков наизусть.

– Сегодня на уроке мы попробуем создать сказочную поляну. Найдите в тексте описание поляны.

– Вы все дома нарисовали Жар-птицу? Сейчас ваши рисунки оживят нашу поляну.

II. Постановка проблемы.

– Прочитайте 1-й вопрос к сказке на с. 29. ответьте на него.

– Перечислите героев сказки. на какие группы их разделим?

III. Открытие детьми нового знания.

– Заполним схему в тетради (с. 3, № 4).

– Почему мы называем это произведение сказкой? Найдем все ее приметы.

IV. Первичное закрепление.

Выполнение задания  5 на с. 3 тетради.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– Кто вам больше всего понравился в сказке? Почему? Подкрепите свой ответ примерами из сказки.

Вот под елочкой зеленой

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны,

(Прыжки на одной ноге, на другой.)

Кар-кар-кар!

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Целый день они летали,

(Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар!

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают,

(Ходьба на месте.)

Ш-ш-ш-ш.

(Присед с выдохом.)

Дыхательная медитация

– Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

VI. Повторение пройденного.

– Просмотрите несколько кадров начала сказки.

– А теперь попробуйте сами озвучить мультфильм.

– Кто, по-вашему, удачнее всего справился с этой задачей?

VII. Итог урока.

– Почему П. Ершов смог написать такую интересную сказку?

Учитель показывает разные издания книги, называет художников, дети рассматривают оформление. Учитель рекомендует прочитать сказку полностью.

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос: чему учит сказка?

Урок 8

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели: развивать умение прогнозировать содержание текста на основе заглавия и ключевых слов; учить эмоциональному переживанию прочитанного.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

Проверка  домашнего задания.

Чтение авторского текста (с. 29 от слов: «…Наступило утро…».)

Задание 1 на с. 4 тетради.

II. Постановка проблемы.

– Прочитайте имя и фамилию автора и название сказки.

– Что можно узнать из заголовка?

– Кто изображен на иллюстрации? Где будут происходить события? Что еще можно предположить?

III. Открытие детьми нового знания.

Первичное чтение с комментированием. Читает учитель и хорошо читающие ученики.

1-я часть.

По ходу чтения идет словарная работа.

Вопросы после чтения:

– Как жили старик со старухой?

– Какое чудо произошло?

– Каким вам представляется старик? А старуха?

2–3-я части.

Чтение учащимися, попутное объяснение слов.

– Чего теперь захотелось старухе? Как отнеслась рыбка к просьбе старика?

4-я часть.

Читает учитель.

– Успокоилась ли старуха? Чего ей теперь хочется?

IV. Первичное закрепление.

Чтение 5–7-й частей.

Дети читают про себя, затем вслух.

– Кем захотела теперь быть старуха?

– Почему это желание испугало старика?

– Выполнил ли он приказ старухи?

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Чтение  8–11-й частей.

– Чем теперь недовольна старуха?

– А что же старик, попытался ли он остановить старуху?

– Чем закончилась сказка?

Мяч подскакивает вверх

Мяч подскакивает вверх.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Тише, тише, мяч устал,

Прыгать мячик перестал

И под парту закатился.

(Ходьба на месте.)

Ну и мы за стол садимся.

(Дети садятся за парты.)

Упражнение  «Шарик»

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет «один, два, три, четыре» дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет «1–8» медленно выдыхают.

VI. Повторение пройденного.

– Какие чувства остались у вас после чтения?

– Было ли жалко кого-нибудь?

– Хороший ли конец у сказки? Почему?

Чтение  авторского текста на с. 38 и ответ на первый вопрос.

VII. Итог урока.

– Какой урок извлекли вы из сказки?

Выполнение задания  5 на с. 5 тетради.

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: перечитать сказку. Выполнить задание 2 на с. 38 и задание 6 в тетради (с. 5).

Урок 9

Чтение сказки А. С. Пушкина

Цели: развивать умение находить ключевые слова в тексте; учить выражать свое отношение к героям.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

Выборочное чтение  по вопросам и заданиям учителя:

– Как менялись требования старухи? Прочитайте.

– Проследите, как автор описывает море. Как меняется описание? Почему? Какие иллюстрации вы нарисовали в тетради?

II. Постановка проблемы.

– Какие моменты из сказки изображены на иллюстрациях в учебнике? Прочитайте соответствующие отрывки.

III. Открытие детьми нового знания.

Задание 2 (с. 38).

– Значение каких устаревших слов вы выяснили?

IV. Первичное закрепление.

– Назовите героев сказки. К какой группе вы их относите?

Ответы на вопросы 3 и 4 учебника (с. 38).

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Анализ  сказочных примет.

– Еще на 1-м уроке мы говорили, что это произведение – сказка. Так определил жанр и сам Пушкин. Давайте найдем все «сказочные приметы» в ней. А помогут нам в этом вопросы и задания на с. 38. Прочитайте 1-й вопрос.

– Что такое зачин? Прочтите его.

Вопрос  2  о троекратных повторах.

– О каких еще «приметах» сказки надо сказать? Перечислите их.

Ча-ча-ча

Ча-ча-ча,

(Три хлопка в ладоши.)

Печка очень горяча!

(Четыре полуприседа.)

Чи-чи-чи,

(Три хлопка над головой.)

Печет печка калачи!

(Четыре прыжка на месте.)

Эй, кузнец!

Эй, кузнец-молодец,

Захромал мой жеребец.

(Дети шагают, припадают то на одну,

то на другую ногу.)

Ты подкуй его опять.

– Отчего ж не подковать?

(Разводят руки в стороны.)

Вот гвоздь, вот подкова –

Раз, два – и готово!

(Ударяют кулаками перед собой

в воздухе на каждое слово.)

VI. Повторение пройденного.

Упражнение в выразительном чтении вслух.

VII. Итог урока.

– Прочитав сказку, поняли ли вы, когда так говорят: «остался у разбитого корыта»?

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: прочитать последнюю часть сказки (с. 37–38).

Урок 10

Завершение работы над сказкой А. С. Пушкина

Цели: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

Беседа о Пушкине-сказочнике.

В классе организована выставка книг – детских изданий сказок Пушкина. Висит портрет поэта. Рассказ учителя.

II. Постановка проблемы.

– Какие сказки Пушкина вы знаете?

– Какие чудеса в них встречаются?

III. Открытие детьми нового знания.

Дети рассматривают книги.

– Назовите, какие сказки Пушкина вы читали, какие отрывки знаете наизусть.

IV. Первичное закрепление.

– Какими строчками можно подписать иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке»?

Чтение  понравившихся отрывков.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– А что бы вы попросили у золотой рыбки? Почему?

Ученики зачитывают свои работы.

Я иду – и ты идешь

Я иду и ты идешь – раз, два, три.

(Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь – раз, два, три.

(Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем – раз, два, три.

(Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем – раз, два, три.

(Шагаем на месте.)


Класс наш прыгает опять

Класс наш прыгает опять –

Раз, два, три, четыре, пять.

(Прыжки на месте.)

А потом у нас прогулка,

Каждый шаг чеканим гулко.

(Ходьба на месте.)

Мы учиться все готовы

И за парты сядем снова.

(Дети садятся за парты.)

VI. Повторение пройденного.

Просмотр отрывков  из мультфильма.

– Такими ли вы себе представляете героев сказки?

VII. Итог урока.

– Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Имя Пушкина всегда с нами. У каждого возраста свой Пушкин.

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: нарисовать, как бы ты оформил обложку книги «Сказка о рыбаке и рыбке».

Урок 11

В. Одоевский. «Мороз Иванович»

Цели: развивать умение делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

Проверка  домашнего задания.

Выставка  детских работ – обложек книги «Сказка о рыбаке и рыбке».

Анализ работ.

II. Постановка проблемы.

– Вспомните, какую народную сказку мы прочли недавно?

– А почему она народная? Есть ли у неё автор?

– Что же это за авторские сказки? Какие мы уже читали на уроке?

– С каким произведением мы познакомимся сегодня?

III. Открытие детьми нового знания.

Просмотр диафильма.

– Назовите положительных героев сказки; отрицательных; нейтральных персонажей.

– Кто в сказке волшебный персонаж?

– Какое настроение вызвала сказка?

IV. Первичное закрепление.

Выполнение задания  2 на с. 6 тетради.

– Откройте с. 39. прочитайте фамилию автора и название сказки.

– Откуда я узнала, что это сказка?

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 39. вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? Почему так думаете?

– Кто такой Мороз Иванович?

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Чтение сказки по частям.

Вопросы после чтения:

1-я часть.

– Что означает слово «рукодельница»?

– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?

2-я часть.

– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?

– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чем попросил?

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

3-я часть.

– Сколько вопросов задала девочка старику?

– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?

– Как отблагодарил ее дед?

Ах ты, Петя-простота

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Имитация движений кота.)

Петя, Петя-петушок!

Что ты раненько встаешь?!

Детям спать не даешь.

(Дети кладут голову на парту,

имитируют сон.)

Чтобы нам совсем проснуться

Нужно потянуться!

(Делают несколько упражнений.)

Упражнение  «Круг»

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

VI. Повторение пройденного.

– Чем отличаются герои сказок? Язык сказок?

VII. Итог урока.

– Это еще не все, чем отличаются народная и авторская сказки. Хотели ли вы узнать продолжение сказки? Как бы вы ее закончили?

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: нарисовать дом Мороза Ивановича (задание 3 на с. 6 тетради).

Урок 12

От сказки народной к сказке авторской

Цели: развивать умение формулировать основную мысль текста, соотносить основную мысль и заглавие.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

– Прочитайте, что говорится в 1-й части о Ленивице, о Рукодельнице.

– Перескажите 2-ю часть.

– Найдите и прочитайте описание дома Мороза Ивановича. Покажите свои рисунки.

II. Постановка проблемы.

– Выскажите ваши предположения о продолжении сказки.

– Давайте проверим, совпали ли наши предположения с авторским.

III. Открытие детьми нового знания.

Чтение 4–5-й  частей сказки с комментарием.

IV. Первичное закрепление.

– Что наказывала нянюшка Ленивице?

– Справилась ли она с работой? Почему?

– Чем наградил Ленивицу старик? Почему?

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, а ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку?

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– Подберите пословицы, которые объясняют, почему у Ленивицы ничего не получилось? («Мало хотеть – надо уметь», «Что испек, то и кушай», «Сделав худо, не жди добра».)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь еще немножко

На другой поскачем ножке.

(Прыжки на одной ножке.)

Упражнение  «Рисование носом»

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

(Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

VI. Повторение пройденного.

Чтение по ролям  (с. 44–47).

– Сколько героев участвует в 4-й части?

– Кто они? Как будете читать за нянюшку?

Чтение по ролям.

VII. Итог урока.

– Прочитайте 5-ю часть про себя.

– Найдите и прочитайте на с. 48 все слова Мороза Ивановича.

– В каких словах выражена главная мысль сказки?

– Сравни с главной мыслью народной сказки «Морозко».

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: выполнить задание на с. 49. Вопросы записать в тетради на с. 7 (задание 8).

Урок 13

Образы девочек в сказке

Цели: обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

– Сегодня на уроке мы попробуем составить цитатный план, который поможет пересказать всю сказку.

II. Постановка проблемы.

– Что такое план и цитата?

III. Открытие детьми нового знания.

План – это заглавия частей текста, расположенные последовательно.

Цитата – дословная выдержка из текста.

– Просмотрите 1-ю часть сказки. О чем нам хотел в ней рассказать автор?

– Найдите соответствующие строчки в тексте 1-й части.

IV. Первичное закрепление.

Так же проводится работа над другими частями.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Пересказ  сказки по плану.

Конкурс  на самый интересный пересказ.

Дружно маме помогаем

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

Упражнение «Буратино»

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

VI. Повторение пройденного.

– В этой сказке две главные героини. Кто они?

– Расскажите о Рукодельнице и Ленивице. Сравните их отношение к работе, просьбам других, их любознательность, ум, скромность.

Заполнение таблицы  в тетради на с. 7 (задание 6).

VII. Итог урока.

– Чему же учит эта сказка? В чем ее мудрость?

Самооценка урока.

Домашнее задание: нарисовать того героя из сказки Одоевского, который, по вашему мнению, интереснее всего описан автором.

Урок 14

П. Бажов. «Серебряное копытце»

Цели: развивать умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию и ключевым словам; учить высказывать свое отношение к прочитанному.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

Выставка рисунков.

– Расскажите, почему вы нарисовали этого героя. Чем он интересен для вас?

Задание 1 на с. 8 в тетради.

II. Постановка проблемы.

– Прочитайте фамилию автора. Знаком ли он вам?

Рассказ учителя о П. П. Бажове.

– Кто из вас может назвать произведения Бажова?

– Откройте с. 50. рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите? Есть ли что-то сказочное на иллюстрации? А в названии?

– Как вы думаете, главный герой изображен на рисунке?

– Кто им может быть?

III. Открытие детьми нового знания.

Учитель начинает чтение, а затем дети читают до конца самостоятельно. (Задача учителя – показать, как необходимо читать сказы Бажова: плавно, с ударением на «о».)

IV. Первичное закрепление.

Повторное чтение  по частям с комментированием.

1-я часть.

– Чем занимается Кокованя летом? Зимой?

– Чем заинтересовал старик девочку?

– Почему девочка пошла жить к Коковане?

– Как он отнесся к кошке?

2-я часть.

– Как жили Кокованя, Даренка, Муренка вместе?

– Что мы узнали о Серебряном копытце?

3-я часть.

– Почему Кокованя взял девочку с собой в лес?

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– Объясните значение слов и выражений:

лукаво

дивуются

из ума выжился

балаган.

Загадаю вам загадку

Загадаю вам загадку,

Становитесь на зарядку.

(Ходьба на месте.)

Раз – листочки поднимаем.

(Руки через стороны вверх.)

Два – листочки загибаем.

(Руки за спину.)

Три – еще разок свернули,

(Обхватили руками плечи.)

На четыре – развернули.

(Руки в стороны.)

Буква спряталась внутри.

(Приседания.)

Кто догадлив?

(Прыжки на месте.)

Назови!

Упражнение «Часики»

Развести пальчики и начать ими вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

VI. Повторение пройденного.

– Выполняем задание 2 в тетради на с. 8. составим рассказ о Серебряном копытце.

VII. Итог урока.

– Что интересного и нового узнали на уроке?

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: выразительное чтение 2-й части. Подготовиться к чтению по ролям.

Урок 15

Завершение работы над сказкой

Цели: учить высказывать свое отношение к героям, событиям; развивать умение формулировать основную мысль текста.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

Чтение по ролям  2-й части.

II. Постановка проблемы.

– Ваши предположения о продолжении сказки.

III. Открытие детьми нового знания.

Чтение 4-й части.

– Как получилось, что Даренка осталась в лесу одна?

– Расскажите, что увидела девочка в первую ночь. О чем подумала?

– А что она услышала и увидела во вторую ночь?

IV. Первичное закрепление.

Чтение 5-й части.

Работа по вопросам:

– Как вы понимаете выражение «затуманилась Даренка»?

– Прочитайте (выборочное чтение), что увидела Даренка в третью ночь; описание козлика на крыше балагана; сказочное исчезновение Муренки и козлика.

– Почему Даренка попросила деда не трогать камни?

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Задание 4, с. 9 тетради, уточняется значение слов, называющих черты характеров героев.

– Как вы думаете, почему козлик Серебряное копытце показался именно Даренке и Коковане? Какие они были по характеру?

Льется чистая водица

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

(Слова текста сопровождаем действиями.)

Упражнение «Раскрашивание»

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим. Но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.

«Раскрашивать» необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

VI. Повторение пройденного.

Работа с авторским текстом  (с. 62–63 до вопросов).

Чтение вслух учащимися.

– О чем писал П. Бажов в сказках?

– Чем сказы отличаются от сказок?

– Что вы еще знаете об авторе?

VII. Итог урока.

– Какие качества людей привлекают автора?

– Кому должны открываться сокровища земли?

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: задание 3 на с. 8 в тетради.

Урок 16

Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок
и девочка Золотая Коса»

Цели: развивать навыки самостоятельного формулирования вопросов, учить выражать свое отношение к героям произведения; познакомить с языком литовских сказок.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

Дети зачитывают, как выполнили задание 3 в тетради.

Дети читают авторский текст на с. 63 по ролям. Учитель – за Афанасия.

II. Постановка проблемы.

– Что же такое Прибалтика? Почему эти страны объединены таким названием?

Учитель показывает на карте.

– В этих странах живут люди разных национальностей: литовцы, латыши, эстонцы. У каждого народа своя культура, свой язык, свои песни, танцы, сказки, свои национальные костюмы, архитектура городов и сел.

III. Открытие детьми нового знания.

– Откройте тетрадь на с. 10, задания 1 и 2.

– Прочитайте название сказки на с. 64, рассмотрите иллюстрацию.

– Что вы можете предположить о содержании, о героях?

– Рассмотрите одежду. Где носили ее?

– Кто написал эту сказку?

– Из скольких частей она состоит?

IV. Первичное закрепление.

Читается сказка по абзацам учениками, словарная работа ведется по ходу чтения.

Вопросы  после чтения 1-й части:

– Какой себе представляете бедную девушку? С чем и с кем ее сравнивают?

– Как вы думаете, за что невзлюбила его мать девушку?

– Какие слова передают отношение авторов сказки к этой женщине?

– Какие злые деяния она совершила?

– Как отнесся сын, когда увидел в колыбельке кота, усатую черную кошку?

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Чтение 2-й части и ответы на вопросы:

– Как оказались дети в семье рыбака?

– Почему мальчика назвали Золотой Хохолок, а девочку Золотая Коса?

По дороге Петя шел

По дороге Петя шел,

(Ходьба на месте.)

Он горошину нашел,

(Упор присев, встать.)

А горошина упала,

(Поворот туловища вправо, правую руку в сторону,

левую на пояс, повторить в другую сторону.)

Покатилась и пропала

(Наклоны головы вправо-влево.)

Ох, ох, ох, ох!

(Руки на голову.)

Где-то вырастет горох.

(Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)

Упражнение  «Гуляем на полянке»

Ходьба с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

VI. Повторение пройденного.

Чтение 3-й части:

– Как жилось детям в семье рыбака?

– Как получилось, что они оказались в том же городе, где жили их настоящие родители?

– На этом кончается как бы первая большая часть сказки. Вспомним все события последовательно.

– О чем говорится в 1-й части? Во 2-й части? В 3-й части?

Ученики озаглавливают части и записывают заголовки в «Тетради по чтению» (с. 10, задание 3).

VII. Итог урока.

– Хотелось бы дочитать сказку до конца? Осталось читать 5 частей. Как вы думаете, о чем в них будет говориться?

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: пересказ 1–3-й частей с использованием плана.

Урок 17

Работа над сказкой

Цели: развивать умение находить ключевые слова, высказывать свое отношение к прочитанному.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

Выборочный пересказ по вопросам:

– Как злая старуха обманула своего сына?

– Какие находки ожидали рыбака в ящиках?

– Расскажите, как брат с сестрой искали своих родителей.

II. Постановка проблемы.

– Кто из вас дочитал сказку до конца?

– Чем она закончилась? Ожидали ли вы того, что произошло в остальных частях сказки?

III. Открытие детьми нового знания.

– Теперь всем захотелось узнать, что же случилось дальше.

Чтение сказки по частям, словарная работа по ходу чтения.

Вопросы после чтения 4-й части:

– Зачем старуха рассказала детям про золотые колокольчики?

– Какая опасность поджидала мальчика в заколдованном саду?

– Каким мы видим Золотого Хохолка?

– За что вам понравилась девочка?

IV. Первичное закрепление.

Вопросы после чтения 5-й части:

– Успокоилась ли злая старуха?

– Что значит выражение «позеленела от злости»?

– Перечитайте отрывок про пруд с золотыми рыбками. Каким вы его представляете?

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Ученики читают про себя 6-ю часть.

Вопросы после чтения:

– Что случилось с мальчиком? Почему?


Вот под елочкой зеленой

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны,

(Прыжки на одной ноге, на другой.)

Кар-кар-кар!

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Целый день они летали,

(Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар!

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают,

(Ходьба на месте.)

Ш-ш-ш-ш.

(Присед с выдохом.)

Дыхательная медитация

– Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

VI. Повторение пройденного.

Чтение 7–8-й частей.

– Помните, Саша просил Афанасия о встрече с волшебными героями, где немного страшно, но все обязательно хорошо кончается. Согласны ли вы с Афанасием, что прочитанная сказка именно такая? Докажите.

VII. Итог урока.

– Понравилась ли вам сказка? Чем?

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: тетрадь, с. 10–11, задание 4.

Задание дается по группам.

1. Нарисовать волшебный колокольчик или сад с волшебными колокольчиками.

2. Нарисовать волшебный пруд.

3. Нарисовать сказочный чудесный дом с говорящей птицей.

Урок 18

Продолжение работы над сказкой

Цели: развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте; обучение выборочному пересказу.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

Анализ рисунков. Выборочный пересказ.

II. Постановка проблемы.

– Перечислите героев сказки. Распределите героев сказки по группам (тетрадь, задание 5, с. 11.)

– Кто вам понравился больше других? За что? Расскажите.

– Как было наказано зло в сказке?

III. Открытие детьми нового знания.

Чтение авторского текста на с. 78–79 до конца 2-го вопроса. Отвечаем на вопрос, выполняя задание 6 в тетради на с. 11.

IV. Первичное закрепление.

– Мы сегодня будем пересказывать сказку подробно и кратко.

– Пролистайте всю сказку. Вспомните, что за чем следует.

– Прочитайте свой план в тетради.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

На доске составляется список учеников, которые будут пересказывать по частям.

Пересказ сказки.

Мяч подскакивает вверх

Мяч подскакивает вверх.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Тише, тише, мяч устал,

Прыгать мячик перестал

И под парту закатился.

(Ходьба на месте.)

Ну и мы за стол садимся.

(Дети садятся за парты.)

Упражнение  «Шарик»

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет «один, два, три, четыре» дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет «1–8» медленно выдыхают.

VI. Повторение пройденного.

Определение главной мысли каждой части.

Упражнение в кратком пересказе.

VII. Итог урока.

– Мы на уроке пересказывали сказку подробно и сжато. Когда сказка звучит интереснее? Чтобы почувствовать красоту сказки, богатство образов, чарующую силу слова, надо уметь сказку рассказывать подробно. Мастера-сказочники могли одну сказку рассказывать несколько вечеров, насколько богата была их речь.

– А когда может пригодиться краткий пересказ?

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: выучить концовку сказки наизусть от слов: «Надел я на ноги…» и до конца (с. 78).

Урок 19

Завершение работы над сказкой

Цели: развивать умение формулировать основную мысль текста; учить выражать свое отношение к языку произведения.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

– Вы хорошо знаете содержание сказки, научились читать ее, а как вы умеете ориентироваться в тексте, мы сейчас увидим.

– Найдем в сказке и прочитаем те строчки, которыми можно подписать иллюстрации.

II. Постановка проблемы.

– Прочитаем авторский текст на с. 79 до конца.

– Давайте определим план нашего урока исходя из вопросов и заданий учебника, запишем его на доске:

1) найти «сказочные приметы»;

2) перечитать концовки сказок;

3) самим сочинить сказку.

III. Открытие детьми нового знания.

– Прочитайте 1-й вопрос.

Ученики перечисляют «сказочные приметы» и зачитывают их.

IV. Первичное закрепление.

Прочитаем концовки сказок из учебника:

«Царь-девица» (с. 16);

«Мороз Иванович» Одоевского (с. 49);

«Серебряное копытце» Бажова (с. 62).

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

У сказок разные концовки, вы это услышали. Попробуйте их разделить на группы.

1-я группа. В нее входят сказки, в которых в концовке как бы подводится итог, эти концовки заставляют задуматься.

2-я группа. Шутливые, комичные концовки.

3-я группа. В концовке объясняется, откуда появился какой-то предмет, почему произошло какое-то событие.

Ча-ча-ча

Ча-ча-ча,

(Три хлопка в ладоши.)

Печка очень горяча!

(Четыре полуприседа.)

Чи-чи-чи,

(Три хлопка над головой.)

Печет печка калачи!

(Четыре прыжка на месте.)

Эй, кузнец!

Эй, кузнец-молодец,

Захромал мой жеребец.

(Дети шагают, припадают то на одну,

то на другую ногу.)

Ты подкуй его опять.

– Отчего ж не подковать?

(Разводят руки в стороны.)

Вот гвоздь, вот подкова –

Раз, два – и готово!

(Ударяют кулаками перед собой

в воздухе на каждое слово.)

VI. Повторение пройденного.

– Прочитайте последнее задание в учебнике на с. 79.

– Какие сказочные герои в ней будут?

– С каких слов начнется сказка?

– Чем закончится?

VII. Итог урока.

– Что нового узнали о сказках?

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: сочинить волшебную сказку.

Урок 20

«Самые интересные книги,
прочитанные летом»
(
внеклассное чтение)

Цели: достигать понимания детьми текста на уровне содержания.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

Составление книжной выставки по разным направлениям.

– О чем вы читали?

Беседа по книгам с выставки:

– Кто читал эту книгу?

– О чем она?

– Чем интересна?

– Кто проиллюстрировал эту книгу?

– Читали ли вы другие произведения этого автора?

II. Постановка проблемы.

– Рассказы о каких книгах вы хотели бы услышать сегодня?

III. Открытие детьми нового знания.

Ученики кратко пересказывают содержание.

IV. Первичное закрепление.

Ученики отвечают на вопрос, что нового узнали из прочитанных книг, что открыли для себя и кто в этом помог.

Рекомендации для друзей: что посоветовали бы вы одноклассникам (прочитать всю книгу; самое интересное произведение из нее).

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Знакомство учеников с книгами  Б. В. Заходера.

Чтение стихов  Б. Заходера учащимися.

Знакомство с новыми стихотворениями и переводами-пересказами.

Я иду – и ты идешь

Я иду и ты идешь – раз, два, три.

(Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь – раз, два, три.

(Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем – раз, два, три.

(Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем – раз, два, три.

(Шагаем на месте.)

Класс наш прыгает опять

Класс наш прыгает опять –

Раз, два, три, четыре, пять.

(Прыжки на месте.)

А потом у нас прогулка,

Каждый шаг чеканим гулко.

(Ходьба на месте.)

Мы учиться все готовы

И за парты сядем снова.

(Дети садятся за парты.)

VI. Повторение пройденного.

Просмотр видеофильма «Борис Заходер» из серии «Свободный ум».

VII. Итог урока.

– Чем интересно творчество Б. Заходера?

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: к следующему уроку подготовить пересказ волшебной сказки.

Урок 21

Русские народные скороговорки

Цели: развивать умение читать скороговорки, словесно рисовать по ним; развивать дикцию.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

Упражнение в технике чтения. Задание 1 на с. 12 в тетради.

II. Постановка проблемы.

– Вспомним наших друзей Сашу и домового Афанасия. Куда теперь отправились они? Прочитаем об этом на с. 79–80.

– Что такое скороговорка?

III. Открытие детьми нового знания.

– Из каких двух слов состоит слово «скороговорка?»

– Кто их придумал? Когда?

– Какую скороговорку прочитал Саша? Прочитайте ее. У кого получилось правильное чтение с первой попытки?

– Как мы будем работать со скороговорками?

IV. Первичное закрепление.

Прочитаем текст дальше и составим план работы (или алгоритм).

– Почему скороговорку нелегко произнести?

– Как научиться читать скороговорки?

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– Выполните задание 2 на с. 12 тетради.

Коллективно составляем план:

1. Прочитай скороговорку медленно и по слогам.

2. Какие звуки, слоги повторяются в ней?

3. Выясни смысл.

4. Прочитай еще раз медленно и плавно.

5. Читай быстрее и представь то, что читаешь.

Ах ты, Петя-простота

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Имитация движений кота.)

Петя, Петя-петушок!

Что ты раненько встаешь?!

Детям спать не даешь.

(Дети кладут голову на парту,

имитируют сон.)

Чтобы нам совсем проснуться

Нужно потянуться!

(Делают несколько упражнений.)

Упражнение  «Круг»

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

VI. Повторение пройденного.

Несколько скороговорок разбирается коллективно.

– Нужно ли читать скороговорки? Зачем?

VII. Итог урока.

Прочитайте, что записано в тетради на с. 12, задание 3.

– Что это?

– Как вы понимаете ее?

– Научимся читать, а потом скажем наизусть. Скороговорок очень много. Они бывают народные и авторские, как сказки.

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: выучить и научиться говорить 3 скороговорки.

Урок 22

Обобщающий урок по разделу
«Там, на неведомых дорожках…»

Цели: развивать умение отличать язык народных сказок от языка авторских; продолжать знакомство с литературной сказкой.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

– Сегодня мы вспомним сказки, которые мы читали на уроках, которые вы слышали от мам, бабушек, читали сами.

Утром я нашла на столе записку: «Ребята! Я в беде. Думал, что со мной ничего не случится. Попал на остров Сна и засыпаю здесь, как все. Аф…»

– Кто это Аф…? Он оказался в беде. Поможем ему? Для этого надо пройти все препятствия, но как же найти этот остров Сна?

II. Постановка проблемы.

На доске табличка «село Иваново».

– Куда это мы попали?

– Каких Иванов вы знаете? Из каких они сказок?

III. Открытие детьми нового знания.

– Вспомните, какие испытания выпали на долю Ивана из русской народной сказки «Сивка-Бурка»?

– А что приказывал царь Ивану в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»?

IV. Первичное закрепление.

Вывешивается табличка «город Лодыринск».

– Сколько здесь лентяев! Вы знаете их?

– Скучно им! А давайте поиграем в скороговорки (проверка д. з.)

– Повеселили мы лентяев.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– Подберите сами подходящую пословицу для героев, чтобы пожелать им избавиться от лени.

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь еще немножко

На другой поскачем ножке.

(Прыжки на одной ножке.)

Упражнение  «Рисование носом»

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

VI. Повторение пройденного.

                        Куда мы попали? Не видно небес.

                        Как страшно здесь! Это же сказочный лес!

                        Все тайны, загадки нам надо открыть,

                        Чтоб злых колдунов их чар лишить.

– Прочитайте отрывки-подсказки. Угадайте, кто они и в каких сказках мы их встретили.

Чтение отрывков о Бабе-Яге, Лешем, Водяном.

VII. Итог урока.

– Все загадки отгадали – к морю Желаний попали.

– Это море необыкновенное. Около него сбываются желания. Представьте, что у него очутилась старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке». Что бы она попросила?

– Что хотел иметь в саду Золотой Хохолок?

– Коль мы попали к морю Желаний, давайте пожелаем, чтобы Афанасий очнулся ото сна.

– Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось ли оно вам?

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: перечитать полюбившиеся сказки первого раздела.

Урок 23

Проверочная работа по теме
«Герои, персонажи»

Цели: проверить умение самостоятельно работать над образом литературного героя (портрет, черты личности, отношение автора к герою, собственное отношение к герою).

Ход урока

I. Организационный момент.

– Пожелайте удачи друг другу.

II. Выполнение работы.

Работа выполняется на листе, вынутом из середины «тетради по чтению».

Урок 24

Анализ проверочной работы

Цели: развивать умение находить свои ошибки и работать над ними; повторить работу над образом героя.

Ход урока

Учитель работает над ошибками и недочетами, допущенными в проверочной работе, либо индивидуально с каждым учащимся, либо коллективно.

Итог урока.

– Кто уже заглянул в следующий раздел? Как он называется?

Домашнее задание: перечитать полюбившиеся сказки первого раздела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по литературному чтению "Школа 2100" 3 класс

Развернутое тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Школа 2100" 3 класс...

Планирование по литературному чтению "Школа 2100" 1 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. Школа-2100. 2 класс.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. Школа-2100. 2 класс....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению. Школа 2100. 3 класс. 136 ч. ФГОС (с УУД). 2015-2016 уч.год.

г.Волгоград. 47 страниц.Рабочая программа содержит следующие разделы (по ФГОС НОО):Пояснительная записка.Общая характеристика учебного предмета.Описание  места учебного предмета в учебном плане.О...

Тематическое планирование уроков литературного чтения "Школа 2100" 3 класс

Тематическое планирование к учебнику "В одном счастливом детстве"...

Поурочное планирование по литературному чтению для 2 класса УМК Школа России

Представлена поурочно-тематическая разработка по литературному чтению УМК Школа России 2 класс....