разработка урока литературного чтения по теме С.Маршак "Ландыш"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Скирденко Мария Николаевна

Урок соответствует требованиям ФГОС. В технологическая карта урока включает работу по развитию УУД на каждом этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл landysh.rar527.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока открытия новых знаний

Тема: С.Маршак «Ландыш»

  1. Цель: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака «Ландыш»;
  2. ввести в круг учащихся произведения С.Я. Маршака (стихи о природе);
  3. способствовать формированию способности у учащихся к полноценному восприятию поэтического произведения; обучению анализу стихотворения;
  4. помочь детям увидеть образные языковые средства, использованные автором при создании стихотворения;
  5. закрепить понятия «эпитет», «сравнение», «олицетворение»;
  6. учить определять тему чтения;
  7. учить определять темп и тон чтения, соблюдать паузы и выделять логические ударения;
  8. развивать  творческие способности детей – учить сочинять стихотворения, используя изученные приёмы.
  9. создать условия для развития  речевой культуры учащихся;   развития связной речи учащихся; выразительного чтения;  для работы над уточнением значения слов.
  10. воспитывать интерес к чтению и литературному творчеству;
  11. учить пользоваться справочными книгами.

Оборудование: учебная презентация, дидактический материал к уроку, рабочая тетрадь на печатной основе для учащихся 3 класса, толковый словарь русского языка О.И. Ожегова, материал для рефлексии («Словарь настроений»), листы с творческим заданием,

Этапы урока

Цель

Ход урока

УУД

Л - личностные

П - познавательные

Р - регулятивные

К - коммуникативные

1.Самоопределение к учебной деятельности(мотивация)

Выработать на личнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

 

- Пусть наш урок пройдёт под девизом: (  слайд)

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет он у вас,

А сердце добрым будет.

Настрой на урок (2 слайд)

- В словаре настроений  подчеркните, пожалуйста, слова, которые соответствуют вашему настроению к началу урока и обоснуйте. Посмотрим, как оно изменится к концу урока. (Выслушиваются ответы детей.)

Словарь настроений:

ОЖИДАЮЩЕЕ           СПОКОЙНОЕ       ПРИПОДНЯТОЕ     ЛИКУЮЩЕЕ      МЕЧТАТЕЛЬНОЕ

ВОЛНИТЕЛЬНОЕ      СДЕРЖАННОЕ       ЭНЕРГИЧНОЕ    БЕСПОКОЙНОЕ

Самоопроеделение к деят- ти –(Л);

-смыслообразование (Л);

--целеполагание-(П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К);

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Но сначала мы вспомним, что мы знаем о С.Я.Маршаке.

Да, это был писатель разностороннего дарования: драматург, сатирик, лирик, критик, детский поэт, переводчик, педагог и редактор.

Индивидуальное сообщение Кондратенко Александр

(Работа в группах)

-  Давайте вспомним  стихи и сказки С.Я.Маршака.  На партах у вас лежат карточки  с отрывками из стихотворений.   Вы должны вспомнить название стихотворения

Раздаточный материал для игры «Вспомни!»

  1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

  1. Захотела девочка котёнка выкупать,

Принесла кусочек  мыла

И мочалку раздобыла,

И водицы из котла

В чайной чашке принесла.

  1. Собирались лодыри на урок, 

А попали лодыри на каток.

  1. Дама сдавала в багаж  

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзинку, картонку

И маленькую собачонку.

  1. Вместо шапки на ходу  

Он надел сковороду.-

  1. Пела ночью мышка в норке:

- Спи  мышонок, замолчи!

  1. Мой  весёлый  звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

-Мыслительные операции(обобщ, анализ,  синтез, сравнение)-П;

-Извлечение необходимой инф. из текста – П;

Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание –П;

- выполнение пробного задания –Р;

-фиксирование инд.затруднений  в пробном учебном действии-Р;

-волевая саморегуляция  в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-К  .

3.Постановска учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

- Отгадайте загадку и попробуйте определить тему урока.

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.

- Что вы ждете от сегодняшнего урока. Сформулируйте цель и  задачи урока.

           Познакомимся

Повторим….

          Расширим…

Успешно справимся….

Оценим…

Выявим трудности

- Что будем делать для достижения поставленных задач. (составление плана работы)

- Сегодня у нас новые открытия поэзии. Мы будем читать стихотворение С.Я.Маршака «Ландыш». Интересно, что оно нам откроет, чем удивит?

-Самоопределение –Л;

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

-самостоятельное выделение и формирование цели-П;

-поиск и выделение необходимой информ.-и-П.

4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Выразительное чтение  стихотворения учителем с. 89-90  (Учитель читает медленно, останавливаясь на отдельных местах, как бы вдумываясь в них. После чтения пауза.)

- Поделитесь своими мыслями, чувствами. (Ответы детей)

-  Когда  вы будете читать стихотворение, обратите внимание на  непонятные слова, подчеркните их.

 Работа по толковому словарю.

Томиться, бутоны, венчики.

Чтение вслух.

Чтение и анализ лирического стихотворения.

Каких 2 весенних образа вы увидели в стихотворении? (Образ леса, ландыша.)

Прочитать те строчки, которые представляют образ леса?

Какой вы увидели лес? (Черный, голый, сонный, с трудом просыпается, томится.)

Он счастлив? (От сотворил нежный цветок – ландыш – это его творение.)

Вы чувствуете, что он живой? (Подтвердите словами стихотворения.)

Какой литературный прием использовал поэт? (Олицетворение.).

Физкультминутка 

Ребята, а что вы еще чувствуете? (Запах ландыша.)

В каких именно образах С.Маршак передает свое восхищение необыкновенным цветком? (С чем сравнивает он ландыш.)

Какой поэтический прием использует поэт? (Метафора.)

Кто помогает раскрыть венчики цветку? (Солнце – олицетворение.)

Каким вы увидели ландыш? (Хрупкий, душистый, нежный, чистый.)

Как называются эти образные определения? (Эпитеты.)

Зачитать, как поэт передает чистоту и хрупкость цветка?

Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Очарование цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным.

Как лес относится к ландышу? (Чудо.)

Как много нам открыл поэт? (В образе ландыша мы увидели большую картину весны) (П – Ф)

Как надо читать это стихотворение? (Нежно, тихо.)

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

-поиск и выделение необходимой информ.-и-П;

Установление причинно – следств. связи-П;

-сам-ое создание способов решения проблем тв-го и  поискового хар-ра  на основе метода рефлексивной деят- ти.-Р;

-адекватное использование речевых средств для решения  коммуник-ых задач-К;

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-К.  

5.Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия.

Работа с обложкой  к стихотворению

1) – Составим модель обложки к данному произведению, но прежде вспомним, с какими литературными жанрами мы уже знакомы.

- Какой жанр обозначается данной фигурой (Показываю  и т.д., дети отвечают).

- Приведите примеры. (Ответы детей)

2)  Выбор заданной информации из предложенной:

- Перед вами макеты обложек.(в парах)

- Выберите обложку, которая подходила бы к данному произведению.

- Назовите жанр произведения. (Стихотворение)

- Тема произведения (О природе).

- Какой макет подходит к данному произведению?  (Второй).

Извлечение из предметного текста необходимой информации-П;

- Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание – П;

Построение  логической цепи рассуждений и доказательств +КУУД 4 этапа.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и  провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

Чтение стихотворения детьми с выполнением задания  в рабочей тетради № 2, с.30, расстановка логических ударений, пауз, подготовка к выразительному чтению.

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

7.Включение в систему знаний и повторения

 Включить  новый способ действий в систему знаний  при этом  повторить и закрепить  раннее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов.

Выразительное чтение.

(работа в группах)

Все  познавательные УУД +  контроль, корреция, оценка –Р,+ КУУД 1-4 этапов+ постановка вопросов К + все ЛУУД с 1по 4 этапы.

8.Рефлексия деятельности

Оценить учащимися сорбственную учебную деятельность , осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

- Какова была цель урока?

-  Достиг ли урок цели?  Что нового узнали? Что же нам открыло, чем удивило это стихотворение?

- Отметьте слова, которые соответствуют вашему настроению. Изменилось ли оно и почему?

Целая корзина ландышей.

Кому из ребят вы бы подарили сегодня цветок?

Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Спасибо за урок.

Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности-Р;

-самооценка на основе  критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности;

-- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

- планирование успешного сострудничества-К

- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению....

разработка урока литературного чтения по теме Л.Н.Толстой "Прыжок"

Разработка урока литературного чтения, проведенного в 3-ем классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок соответствует требованиям ФГОС НОО....

разработка урока литературного чтения по теме Я . Тайц "По ягоды"

Урок литературного чтения в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Подготовлен в соответствие с требованиями ФГОС НОО....

Разработка урока литературного чтения по теме: "Весна в творчестве С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». "

В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы  - синквейн, рефлексия эмоциональ...

Разработка урока литературного чтения на тему: «Э. Шим. Рассказы и сказки о природе»

Урок сообщения новых знаний. Одними из задач данного урока являются формирование представлений об отличительных особенностях жанра рассказа и сказки. Учить видеть необычное в обычном. ...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....