Интегрированный рок Литературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир ( 3класс, УМК «Гармония») Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах ( 3класс, УМК «Гармония»)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Ковалевская Татьяна Михайловна

Интегрированный рок

Литературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир ( 3класс, УМК «Гармония»)

Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах ( 3класс, УМК «Гармония»)

 

Цели:  познакомить с жизнью и творчеством Н.Н.Сладкова;

            развивать навыки выразительного чтения произведений;

            формировать умения видеть выразительные средства языка,     

            помогающие рисовать   картины природы;

            развивать и обогащать речь учащихся;

            воспитывать интерес к чтению произведений.

            формировать умения анализировать  слова как части речи,    

            анализировать их грамматические признаки ;

            развивать умения решать задачи, связанные со строением слов, их

            лексическим значением

            развивать абстрактное мышление, коммуникативные навыки работы   

            в парах;

            воспитывать интерес к предмету русский язык.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ковалевская Татьяна Михайловна,

МБОУ СОШ № 28 г.Пятигорска,

Учитель начальных классов

Интегрированный рок

Литературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир ( 3класс, УМК «Гармония»)

Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах ( 3класс, УМК «Гармония»)

Цели:  познакомить с жизнью и творчеством Н.Н.Сладкова;

            развивать навыки выразительного чтения произведений;

            формировать умения видеть выразительные средства языка,    

            помогающие рисовать   картины природы;

            развивать и обогащать речь учащихся;

            воспитывать интерес к чтению произведений.

            формировать умения анализировать  слова как части речи,    

            анализировать их грамматические признаки ;

            развивать умения решать задачи, связанные со строением слов, их

            лексическим значением

            развивать абстрактное мышление, коммуникативные навыки работы  

            в парах;

            воспитывать интерес к предмету русский язык.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. Мы приготовили сразу два учебника: русский язык и литературное чтение. Почему? Сейчас узнаем.   Слайд 1.

II. Актуализация ранее изученного.

1) Сообщение темы урока. Учебник « Русский язык» с. 81                                            -Прочитайте название темы урока.    

-Собери свои знания и дай ответ на вопрос заголовка.                                                      

                                                               

Слайд  2,3,4.5

2) Работа по учебнику « Русский язык» № 549  с. 81

Мы задумали такие слова. Слайд  6.

-Можешь ли ты точно назвать часть речи, к которой относятся слова? Выскажи свои предположения.

- Если задуманные слова- имена существительные, что о каждом можешь сказать? А если они глаголы?

Запиши к каждой схеме по одному слову этих частей речи.( задание выполняется на доске)

- Какое значение слов было представлено в наших схемах- основы( лексическое) или окончания( грамматическое).

- Почему так считаешь?

- А какое значение появилось в твоих примерах?

- Почему так произошло?

Ученики 3 класса подобрали такие слова к схемам. Слайд  7.

Верно ли выполнено задание. Докажи. 

III. Изучение нового.

  1. Сообщение целей урока. Сегодня мы познакомимся с произведением Николая Николаевича Сладкова «Ивовый пир»
  2. Сообщения учащихся.

Николай Николаевич Сладков родился в 1920 году в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много лесопарков. Коля забирался в самые глухие места и слушал жизнь леса. Он научился узнавать по голосам самых разных птиц. Слайд 8

Коля стал читать разные книги о природе. Свои собственные наблюдения стал записывать   со        2 класса в дневник наблюдений. Сначала в дневнике были короткие записи , а затем целые истории из жизни леса.

К началу войны успел окончить первый курс Гидрографического института и добровольцем ушел на фронт. Всю войну прослужил в топографическом отряде. Топограф  - специалист, занимающийся измерением участков земной поверхности и изображением местности на картах и планах.  Он умел все изобразить на плане или карте.    Слайд 9

Профессия  военного топографа помогла ему в работе над книгами, потому что приходилось  много путешествовать.

За всю свою жизнь он написал более 60 книг. В числе самых известных  можно назвать такие издания . как «Краешком глаза», «За пером синей птицы»,»Осиновый невидимка», «Подводная газета» и многие другие прекрасные книги.

Умер в 1996 году в возрасте 76 лет.

3)Первичное чтение текста  (по цепочке)   Слайд 10

Ивовый пир (рассказ)

Зацвела ива — гости со всех сторон. Кусты и деревья вокруг ещё голые, серые. Ива среди них — как букет, да не простой, а золотой. Каждый ивовый барашек — как пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь — пожелтеет палец. Щёлкнешь — золотой дымок запарит. Понюхаешь — мёд!
Спешат гости на пир.
Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди ободки на животах лопнут.
Комарики прилетели: ножки сложены горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолётики.
Жуки какие-то копошатся.
Мухи жужжат.
Бабочки крылья распластали.
Шершень на слюдяных крыльях, полосатый и злой, как тигр.
Все гудят и торопятся.
И я там был, медовые барашки нюхал.
Вот отцветет ива, зазеленеет, потеряется среди других зеленых кустов. Тут и пиру конец.

4)Проверка первичного восприятия. Выборочное чтение текста.

- Объясни значение произведения.

- Найди и прочитай описание ивовых цветков. С чем их сравнивает автор?   Почему?

- Найди  и другие сравнения в этом произведении.

- Определи в этом произведении автор:

        -рассказывает о чем-то;

        -описывает, рисуя картины;

        -повествует о событиях.

  1. IV. Физкультминутка (упражнения под музыку)

V. Закрепление изученного                                                                        

         1) работа  в тетрадях  №550.

 Продолжи собирать слова разных частей речи.

 Из текста Р.Сладкова выпиши    в столбик к соответствующим схемам по одному примеру, а рядом к  каждому припиши существительные. Слайд 11

- Что можешь рассказать о словах?

 Проверка выполнения работы в парах.

          2)работа  в печатных  тетрадях  №551.

        Самопроверка -  Слайд 12.

         3)работа в тетрадях №552,553.

Задумали ещё два слова известных тебе частей речи. Оба они оканчиваются на  –чь.

-Что ты о них можешь сказать?

Запиши примеры слов  в два столбика.

Допиши в начатые столбики слова из задания  № 553.

Проверка  -  Слайд 13.

  1.  VI. Итог урока.                              
  1. -Что нового узнали?

- С творчеством какого писателя познакомились?

VII. Рефлексия.  

- Сегодня я смог…

- За этот урок…

 – Я узнал…

 - Я приобрёл…

 - Для меня было открытием…

-  Мне кажется важным…

VIII. Домашнее задание.    Слайд 14

Учебник «Литературного чтения » -с  164-166 (выразительное чтение);

Учебник «Русского языка » -с.83 №554 (п).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гармония" Русский язык, 2 класс Тема. От значения слова - к правильной букве

"Гармония" Русский язык, 2 класс Тема. От значения слова - к правильной букве . (Способы подбора проверочных слов для названий предметов)Данный урок учит правильно подбирать проверочные слова. Уз...

Карточка по русскому языку. Тема: Правописание безударных гласных. Однокоренные слова. Форма слова. 2 класс.

В карточке ребенок получает задания на отработку навыков определения безударной гласной. Навыков дифференциации понятий  "Однокоренное слово" и "форма слова"...

Конспек урока по русскому языку. Тема: "Родственные (однокоренные) слова. Корень слов (первое представление)."

Данная разработанная  технологическая карта позволяет учителю легко провести урок, а его учащимся получить первое представление о таких понятиях в русском языке, как "корень слова" , "родственные...

Русский язык. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.

Сложные слова. Образование сложных слов....

Конспект урока русского языка Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова».

Конспект урока русского языка, 3 класс, «Школа России»Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова»....