Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме:
    Урок литературного чтения по теме: С. Есенин «Лебёдушка» 4 класс.

    Лукьянова Светлана Сергеевна

    УМК: «Литературное чтение». Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ (Сост. Л.Ф.Климанова и др.). – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.

    Допущено Министерством образования РФ

     

    Цель: продолжать знакомить учащихся с творчеством одного из величайших русских поэтов С.Есенина, в частности, с его произведением  «Лебедушка».

    Задачи:

    1.    развивать у учащихся осознанность чтения;

    2.    развивать технику выразительного чтения стихотворения;  расширять кругозор;

    3.    развивать умение выделять главное, сопоставлять факты, делать правильные  выводы;

    4.    учить видеть художественные особенности поэтического слова Сергея Есенина;

    5.    развивать монологическую речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного и графического рисования, как способа выражения эмоций при восприятии окружающего мира;

    6.     воспитывать интерес к чтению,  любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому;

    7.    воспитывать умение сопереживать чужому горю.

     

    Оборудование: учебники, интерактивная  доска, лист ватмана, гуашь, кисти, компьютерная презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    s._esenin._lebyodushka.rar2.83 МБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное областное бюджетное образовательное оздоровительное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Зеленоборская санаторная школа – интернат»

    Бинарный урок литературного чтения по теме: С.Есенин «Лебёдушка»

    4 класс.

    УМК: «Литературное чтение». Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ (Сост. Л.Ф.Климанова и др.). – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.

    Допущено Министерством образования РФ

    Авторская разработка учителя 1 кв. кат. Лукьяновой Светланы Сергеевны

    П.Зеленоборский

    Мурманской обл.

    2013 г.

    Бинарный урок литературного чтения по теме: С.Есенин «Лебёдушка»

    Цель: продолжать знакомить учащихся с творчеством одного из величайших русских поэтов С.Есенина, в частности, с его произведением  «Лебедушка».

    Задачи:

    1. развивать у учащихся осознанность чтения;
    2. развивать технику выразительного чтения стихотворения;  расширять кругозор;
    3. развивать умение выделять главное, сопоставлять факты, делать правильные  выводы;
    4. учить видеть художественные особенности поэтического слова Сергея Есенина;
    5. развивать монологическую речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного и графического рисования, как способа выражения эмоций при восприятии окружающего мира;
    6.  воспитывать интерес к чтению,  любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому;
    7. воспитывать умение сопереживать чужому горю.

    Оборудование: учебники, интерактивная  доска, лист ватмана, гуашь, кисти, компьютерная презентация.

    1.Оргмомент.

    Здравствуйте, дорогие ребята! Я прошу вас настроиться на серьёзный лад, так как сегодня мы будем с вами много думать, рассуждать на достаточно серьёзную тему.

    Сегодня наш урок посвящен творчеству величайшего  русского поэта Сергея Александровича Есенина.

    Показ портрета С.Есенина на доске.

    - Какие произведения поэта вы изучали ранее? «Белая берёза», «Поёт зима аукает», «Черёмуха». Давайте почитаем наизусть эти стихотворения.

    О чём эти произведения? Конечно, о природе, о русской природе…

    С.Есенин  воспевал в своих стихах  луга,  поля, реки, туманы и во всём он видел живую душу.


    И жизнь этого замечательного человека тоже была непростой.


    2. Рассказ о Есенине  с демонстрацией презентации


    (Приложение 1.Презентация  «С.А.  Есенина «Лебёдушка»)


    С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

    Родители Есенина были бедные крестьяне.

    У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

    Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

    В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

    Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел этого  и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

    Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.

    И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

    3. Сегодня на уроке мы  познакомимся  одним из замечательнейших стихотворений  С.Есенина «Лебёдушка»

          - Как вы думаете, о ком  это стихотворение?

          - Почему не «лебедь», а «лебёдушка»?

          - Что вы знаете о лебедях?

    Да, действительно, лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

      Проблемный вопрос:

     -  Подумайте, а как можно читать это стихотворение, с какой интонацией, исходя из его названия?

    4.   Чтение учителем первой части (До слов «…Но не чуяла лебёдушка…»)  с сопровождением презентации к стихотворению.

    5. Проверка восприятия услышанного.

    - Какой литературный жанр напоминает произведение? (Русскую народную песню)

    - Почему?  (Напевный, мелодичный тон, много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, есть повторы, например, «из-за леса, леса тёмного»)

    -Если произведение похоже на народную песню, как надо его читать? (Напевно, мелодично, с оттенками нежности)

    6.Выборочное чтение с анализом первой части.

    - Кто главные герои стихотворения?

    - Почему автор называет главных героев «лебёдушка, лебежатушки». - - О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)

    - Как я читала стихотворение? (напевно, как сказку)

    -Прочитайте, как начинался день, как просыпалась природа. (1-3 четверостишия).

    -В тексте мы можем найти эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность) Найдите эпитеты (леса тёмного, красна зорюшка, покрывала златотканые, озеро серебряное, роса жемчужная, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные, гладь зеркальная, трава шелковая и др.)

    - Почему поэт использует слова «изумрудная», «жемчужная», а не «зелёная», «белая»?

    - Как понимаете выражение «Загорались ярким пламенем /Сосны  старые, могучие»?  Как этот приём называют в литературе? (Метафора-слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака)

    - Рассмотрите иллюстрацию на стр.122, найдите строки, соответствующие ей. Прочитайте.

    - Как поэт описывает лебёдушку? Любуется ли он красивой, гордой птицей?

    - Как Есенин называет её детей?  (Лебежатушки,  детки малые, ватага стройная)

    - Как понимаете выражение «ручейки тихозвонные»?

    - Найдите олицетворения (приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым)(«…зорюшка рассыпала…лучи…», «камыши …шепталися», «перешёптывались лилии», «цветы…улыбались дню весёлому» и др.)

    - Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю красоту природы.)

    - Прочитайте строки, в которых говорится о том, какие опасности подстерегали лебедей.

    - Кто оберегал малых деток в минуты опасности? Как?

    -  Как автор показывает, что Лебёдушка была хорошей матерью?

    Подберите синонимы к слову «дозорила».

    Есенин очень любил свою мать. Для него она осталась воплощением нравственной чистоты.

    - Какое настроение было в семье лебедей в то раннее утро?

    - Какая часть речи преобладает в первой части произведения? (Прилагательное).

    - Почему так много прилагательных здесь? (Они помогают ощутить всю красоту природы).

    (Физминутка)

    7.Выразительное чтение детьми «по цепочке»  первой части произведения.

    8.Чтение учителем произведения до конца. Выдерживается пауза.

    9. Анализ второй части.

    - Какое настроение, чувства  вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас? ( Чувство грусти, печали).

    - Кого противопоставляет поэт лебеди? (молодого орла)

    - С чем он его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей). Почему?

    - Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.

    - Какая трагедия произошла в то раннее утро на озере? Как ведёт себя лебедь – мать во время смертельной опасности?

    - О ком она думает в тот момент? Как вы думаете, какие мысли у неё были перед смертью?

    - Что можно о ней сказать, как о матери своих детей?

    - Могла ли она спастись от смерти? (Да)

    -Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

    - О чём говорит поступок матери – лебеди?

    (Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)

    - Такой поступок называется самопожертвованием.

    - Прочитайте вторую часть и понаблюдайте, какая часть речи здесь преобладает.

    10. Чтение учащимися второй части.

    - Какая часть речи преобладает? (Глагол). Почему? (Чтобы показать действия орла, его жестокость, стремительность)

    - На какие части можно разделить стихотворение?

                   1.Описание природы.

                   2.Прогулка Лебёдушки с лебежатами.

                   3. Появление орла.

                   4.Смерть Лебёдушки.

     - Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? Зло? Зло совершает орёл.  В мире животных это закономерно. Но самое страшное, если зло совершает человек.  Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.

    11.Давайте попробуем наши чувства превратить в краски.

    Ведь стихи Сергея Есенина очень живописны. Какие цвета вам представлялись,  когда вы читали стихотворение? Давайте попробуем отобразить их на листе (рисуем называемые детьми цвета на листе ватмана).

    Зеленый, розовый,  желтый,

    Синий, голубой,  красный.

    Серый, черный, белый.

    Зеленый.

     Зеленый – цвет лугов …. Передает чувство слияния человека с природой.

    Синий - цвет реки и цветов.

    Желтый – цвет солнца.

    Красный – радости, удачи, счастья.

    Темные – печаль, тревога, трагедия.

    Белый – перья белой лебедушки.

      Мы попытались передать свои чувства через цветовую гамму.

    12. Вывод по уроку.

    1. В чем же сила есенинской лирики и стихотворения «Лебедушка»? Почему оно так берет за душу? В чем выразилось ваше сопереживание?
    2. Потрясла смерть Лебедушки, умерло живое, частичка природы, мы потеряли что-то с этой красотой. Мы переживаем, что умирает живое существо, красивая лебёдушка, умирает мама, спасая своих детей, умирает природа, значит, чего-то лишаемся мы. Ведь мы  все - дети природы.
    3. Ребята, если бы вы могли что – то исправить, что бы вы изменили в сюжете стихотворения?
    4.  Да, больше  нет лебедушки, но она подарила жизнь своим детям.
    5. Чему учит нас стихотворение?
    6. Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы.  Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.
    7. А что же мы можем сделать? (не быть равнодушными, чутко и бережно относиться ко всему, что и кто нас окружает, относиться по-доброму, по-человечески). Человек – это самая разумная часть живой природы.
    8. И мы в ответе за все живое на планете.

    Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания. 

    Приложение 2 «Работа с понятиями»

    Эпитеты- определения при слове, влияющие на его выразительность.

    Метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким - либо другим на основании их общего признака.

    Олицетворение – прием, когда поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек.