Урок обучения грамоте в 1 классе "Звуки [ з ] и [ з, ] , буквы З и з".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Мамасуева Нина Ивановна

Цели урока:

  Формировать навыки сознательного, правильного, плавного, выразительного, беглого чтения.

   Учить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки, наблюдать за оглушением согласных в корне, учить подбирать слова для проверки безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне.

    Способствовать развитию речи, фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки  [ з ]   и    [ з, ] , буквы  З  и  з.

(План-конспект урока обучения грамоте в 1 классе)

Мамасуева Нина Ивановна

 ГБОУ школа № 102

г.Санкт-Петербург

Цели урока:

        Формировать навыки сознательного, правильного, плавного, выразительного, беглого чтения.

        Учить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки, наблюдать за оглушением согласных в корне, учить подбирать слова для проверки безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне.

        Способствовать развитию речи, фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.

Учебные материалы:

        Учебник для 1 класса  «Букварь», «Рабочая тетрадь» к «Букварю», «Спутник Букваря» (автор Т.М.Андрианова, издательство «Астрель»).

        

                                Ход  урока

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

        - Чтение стихотворения из «Букваря», с.69.

        - Проверка выполнения задания в тетради, с.33, №4.

3.ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ.

        Идет коза…Растет лоза,

        Густой листвой одета.

        Глядит коза во все глаза:

        - Не для меня ли это?

        Спешит коза – трещит лоза,

        Козе и горя мало.

        Закрыв глаза, грызет коза –

        Всю красоту сжевала.

        Когда, малыш, ты в сад бежишь,

        Обрызганный росою,

        Не  рви цветов, не гни кустов,

        Не надо быть козою.  (П.Воронько)

- Вам понравилось это стихотворение?

- Что такое «лоза»? ( Лоза – кустарник ивовый; лоза – гибкий стебель кустарника.)

- Почему «не надо быть козою»?

- Что вы можете сделать, чтобы сохранить красоту природы?

- Какой незнакомый звук есть в слове «коза»? А в слове «Зина»?

4.РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

        - Какие звуки мы слышим в словах «коза», «зонт», «Зина»? Дайте характеристику этим  звукам. (Артикуляция звуков.)

        -Как поют комарики? (З-з-з…)

Вывод: звук согласный, звонкий, может быть мягким и твердым.

        - Слого-звуковой анализ слов «зонт», «коза», «Зина».

        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

        Зарядка

- Все ли вы делаете по утрам зарядку? Давайте сделаем ее вместе.

        Солнце глянуло в кроватку,

        Раз, два, три, четыре, пять.

        Все мы делаем зарядку,

        Надо нам присесть и встать.

        Руки вытянуть пошире,

        Раз, два, три, четыре, пять.

        Наклониться – три, четыре.

        И на месте поскакать.

        На носок, потом на пятку.        

        Все мы делаем зарядку.

(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении.)

        -А с какого звука начинается слово «зарядка»?

        -Где мы слышим звуки [ з ] , [ з, ] ?

забор                  азбука              Земля            ваза                  розы

(Показ предметных картинок.)

        -Знакомство с буквами «З, з».

Сравнение письменных и печатных букв. Место буквы в алфавите.

        -А на что же похожа буква «З»?

        На эту букву посмотри:

        Она совсем как цифра три.  (С.Маршак)

        -По белому полю

        В туман и в снега

        Бредут потихоньку

        Бараньи рога… (Е.Тарлапан)

        -З не просто завитушка,

        З – пружинка, крендель, стружка. (В.Степанов)

        -Заманите эту птицу

        К нам на книжную страницу.  (Г.Виеру)

        -Извиваюсь, словно змейка,

        Срисовать меня сумей-ка!

(Стихи сопровождаются рисунками и действием.)

5.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА. РЕФЛЕКСИЯ.

Работа с Букварем (с.70)

1)Рассматривание картинки.

        - Вспоминаем, в каких русских народных сказках встречается заяц.

(«Колобок» - первая встреча происходит с зайцем; «Теремок» - заяц поселился в теремке после петуха; «Лиса и Заяц» - «Заюшкина избушка»)

        - В сказках зайца называют по-разному: Косой, Зайчишка-трусишка, длинноухий, Зайчик-попрыгайчик.

2)Работа со столбиками слогов и слов.

        зима                                    мороз                         зоопарк

        зимний(…)                        морозный(…)           зоосад

        зимовал                             заморозки                 зоомагазин

        - Что объединяет слова в столбиках? Как такие слова называются?(Однокоренные, родственные.)

        - Назовите двусложные, трехсложные, четырехсложные слова.

3)Работа в тетради (с.34).

        Составление слова «Зоопарк».

4)Работа с текстом «Зоопарк».

        - Можно ли по названию текста определить его содержание?

        - Бывали ли вы в зоопарке?

Чтение текста и вопросы по содержанию.

        - О каких животных говорится в тексте?

        - О каких характерных признаках этих животных можно узнать из текста?

(Крокодил – зубастый, тигр – грозный, носорог – толстый.)

5)Работа с пословицей «Здоровье дороже богатства».

        -Почему здоровье важнее богатства?

        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

        Заинька

        Раз, два, три, четыре, пять,

        Начал заинька скакать.

        Прыгать заинька горазд,

        Он подпрыгнул десять раз.

6)Работа с текстом Л.Успенской «Я – не заноза».

        Зина очень любит всех дразнить. Васю она называет Зудилой, Настю – Злюкой, Лизу – задирой.

         - Знаешь, как зовут того, кто всех дразнит и задевает? – спросила мама.

        - Как?

        - Занозой.

        Зина насупилась, задумалась, а потом сказала:

        - Никогда никого не буду дразнить. Я – не заноза!

- Чему учит нас этот рассказ?

- В каких словах встретилась буква «з»?

6.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.

- Какую букву мы сегодня изучали на уроке?

- А какие звуки на письме обозначаются этой буквой?

7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Подобрать скороговорку, пословицу, поговорку или загадку с буквой «з».

- «Спутник Букваря», с.70-71 – для читающих детей

(С.Маршак «Воробей в зоопарке»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....


 

Комментарии

Леонтьева Елена Анатольевна

Интересный, творческий урок! Очень понравился! Кое-что можно применить для логопедических групп в детском саду.

Швецова Галина Александровна

Просто замечательно!!! Просматривая Ваши работы, поражаюсь Вашему творческому потенциалу! Хочется пожелать Вам дальнейших успехов в таком нелегком труде!!!

Мамасуева Нина Ивановна

Галина Александровна! Спасибо за добрые слова.Стараюсь работать на совесть.

Урок очень понравился. Просмотрела Ваши материалы и с каждого из них вынесла, что-то для себя. Обязательно применю в работе с детьми. Спасибо!