Сборник упражнений по развитию речи
методическая разработка (чтение) по теме

Миргородская Татьяна Викторовна

Методическая разработка для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_uprazhneniy_po_razvitiyu_rechi.docx48.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

муниципального образования  город Краснодар  гимназия № 88

Сборник упражнений

по развитию речи.

                                                                             Составитель:

                                                                             Миргородская

                                                                             Татьяна Викторовна,

                                                                   учитель начальных классов

                                                                   МБОУ гимназии № 88

                                                                   г. Краснодара.

                                                                             Рецензент:

                                                                             доцент АГПИ,

                                                                                  кандидат педагогических наук

                                                                             Фоменко

                                                                             Наталья Викторовна.

Краснодар, 2013  год


Одна из важнейших задач учителя начальных классов – научить школьников серьезно относиться к своей речи, выработать у них привычку точно обозначать словом возникшее представление, искать единственно верное, нужное слово.

Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.

Работа по развитию речи многогранна. Учитель должен помочь детям овладеть богатствами родного языка, научить умело пользоваться ими в своей разнообразной речевой практике. В связи с этим одной из практических задач, которую предстоит сегодня решать каждому учителю начальных классов, является совершенствование урока русского языка с точки зрения его направленности на развитие речи школьников.

Успех в работе по развитию речи возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, будет проводиться регулярно и в системе.

В помощь учителю был разработан сборник упражнений по развитию речи. В нем подобраны упражнения, использование которых поможет предупреждать и устранять речевые ошибки младших школьников. Сборником упражнений по развитию речи на уроках русского языка пользовались учителя начальных классов СОШ № 66 г. Краснодара.

Данный сборник упражнений мы рекомендуем использовать учителям начальных классов на уроках русского языка и факультативах для предупреждения речевых ошибок и развитие речи детей.


Содержание.

                                                                                                

Упражнения на выявление активного словарного запаса учащихся.          

Многозначность слов. Омонимы.                                                          

Синонимы.                                                                                        

Антонимы.                                                                                

Упражнения со словосочетаниями и предложениями.                


Упражнения на выявление

активного словарного запаса учащихся.

Слова, обозначающие предметы: фрукты, овощи, деревья, цветы, животные домашние и дикие, птицы домашние и дикие, игрушки, учебные вещи, инструменты, транспорт, мебель, профессии и т.п.

учащиеся должны знать видовые и родовые названия, уметь группировать их, сопоставлять со смежными группами, отмечая сходство и различие.

Слова, обозначающие признаки: цвет, величина, форма, вкус, материал и другие качества предметов (на материале перечисленных выше групп предметов).

Слова, обозначающие действия: способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и др.

1. Назвать действия (перекидывая мяч): метель (что делает?) метет, гром - …, ветер - .., снег - …, солнце - …, ливень - …, молния - …, мороз - …

2. Назвать другой предмет с тем же признаком:

мел белый (и снег белый)

пояс узкий (и лента узкая)

дыня желтая (и тыква желтая)

речка быстрая (и ручей быстрый).

3. Сравнить:

по вкусу – лимон и мед, лук и виноград;

по цвету – василек и гвоздику, грушу и сливу;

по прочности – веревку и нитку, бумагу и ткань;

по ширине – дорогу и тропинку, ручей и речку;

по высоте – дом и шалаш, куст и дерево.

4. Прослушать загадку, выделить слова, обозначающие голосовые действия:

Я лаю со всякой собакою,

Я вою со всякой совою,

И каждую песню твою

Я вместе с тобою пою.

Когда же вдали пароход

Быком на реке заревет,

Я тоже реву: у-у-у!

(эхо)

5. Угадать предмет по его признакам или действиям:

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит –

Сядет и укусит.

(комар)

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает,

Только дождичек пройдет –

Сделает наоборот.

(зонт)

Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит.

(дорога)

Круглый, полосатый,

С огорода взятый.

Сахарный и алый стал –

кушайте, пожалуйста!

(арбуз)

6. Задание: Прочтите. Выпишите слова, обозначающие учебные вещи.

Семь вещей в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно,

И пенал и карандаш,

И букварь – приятель ваш.

(С.Маршак)

7. Задание: Спишите. Вставьте нужные слова из скобок.

1. Колхозники собрали большой … (урожай, урожаи). 2. Андрей и Вася - … (мой, мои) товарищи. 3. … (мой, мои) брат-футболист. 4.  Наши летчики-космонавты - … (герой, герои).

8. Задание: Прочитайте слова по слогам. Выпишите в один столбик названия машин, а в другой – названия инструментов.

Ножницы, трактор, пенал, мотоцикл, долото, клещи, книга, шило, щипцы, топор, велосипед, комбайн, автомобиль, молоток, пила.

9. Задание: Напишите предложения о том, кто как передвигается.

Лягушка …, птица …, рыба …, змея …, лошадь ….

Слова для справок: прыгает, плавает, бегает, ползает, летает.

10. Задание: Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Сенокос.

Покрылся цветами (какой?) луг. Колхозники выехали косить траву. Зашумели (какие?) машины. Рядами ложилась (какая?) трава. Колхозники сгребали (какое?) сено. Ребята помогали им.

Слова для справок: зеленый, стальные, высокий, свежее.

11. Задание: Прочитайте. Отчетливо выделяйте ударные слоги.

  1. Я горько плачу. Я плачу деньги в кассу. 2. Тетрадь стоит два рубля. Дежурный стоит у доски. 3. Горы спускались к самому морю. Туристы жили у самой горы. 4. Колхозники возвращались с луга. Они уже косят луга.

12. Задание: Выпишите в один столбик однокоренные слова к слову лиса, а в другой к слову леса.

Слова для справок: лесок, лисенок, лесной, лесник, лисий, лисица, лесочек.

13. Задание: Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

2. Тот герой, кто за Родину горой.

3. Победит тот, кто не дрогнет.

4. Пример героя зовет на подвиг.

14. Задание: Прочитайте. Докажите, что в каждом ряду родственные слова. Спишите слова, выделите корень.

Новый, новенький, обновка, обновить.

Крик, крикнуть, крикливый.

Волны, волнение, волноваться, волнистый.

Плясать, пляска, плясунья, перепляс.

Борозда, бороздка, бороздить.

15. Задание: Прочитайте.

Зарумянилась вишня и слива,

Налилась золотистая рожь;

И, как море, волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдешь.

(Н.Греков)

После чтения текста учитель задает следующие вопросы:

1) Как вы понимаете слова «зарумянилась» вишня и слива, «налилась» рожь?

2) Перечислите признаки лета, о которых говорится в стихотворении.

16. Задание: Объясните, в каких значениях употреблены слова класс, город, урок, школа в данных предложениях.

1. Мы украсили свой класс к празднику. – Мы всем классом ходили в музей. 2. город был украшен флагами. – Весь город встречал героя. 3. На втором уроке мы писали изложение. – Это мне хороший урок: надо готовиться к письменной работе. 4. Наша школа имеет пять этажей. – Вся школа вышла на воскресник.

17. Прочитай загадки. Выпиши слова, которые обозначают действие предмета.

                Ночью ходит, днем спит.

Если сердится – ворчит.

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

18. Образуйте от имен существительных глаголы и запишите их.

Образец: Письмо – пишет, …

Письмо, крик, скрип, свист, корм, боль, шалость, молчание, обед, ходьба, стрельба, пение.

19. Образуй от данных слов существительные в единственном числе.

Образец: Голубиный – голубь, …

Голубиный, зубной, хлебный, дубовый, грибной, ястребиный.

20. Добавь подходящие по смыслу существительные.

(Какой?) Большой косолапый …

(Какая?) Рыжая хитрая, ловкая …

(Какой?) Серый хищный, жадный …

(Какое?) Сухое, свежее, душистое …

(Какая?) Кудрявая белоствольная …

21. Прочитай слова. Раздели их на две группы.

Гора, горелка, горка, горный, горение, горит, гористый, горняк.

22. Выпиши в столбик однокоренные слова в таком порядке: имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Медь, место, пена, резать, решать, крепкий, седой, тень, тесный, медный, местный, резец, решение. Крепость, местность, стрельба, седина, тенистый, теснота, пенистый, решительный, стрелок, седеть, стрелять.

23. Сравни слова в каждой строчке, раздели их на две группы. Запиши.

Ураган – буря.

Радость – печаль.

Врач – доктор.

Конец – начало.

Труд – работа.

Холод – жара.

Утро – вечер.

Азбука – алфавит.

Война – мир.

Друг – приятель.

Ночь – день.

Беда – горе.


24. Прочитай стихотворение А.Т. Твардовского.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек.

Ярко-желтая листва.

… Стала ель в лесу заметней –

Бережет густую тень

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

Какое время года описывается в стихотворении. Как ты догадался?

25. Выбери нужное слово.

Мы собирали грибы в (елочном, еловом) лесу.

Бабушка варила вкусное (сливовое, сливочное) варенье.

Не будь таким (обидным, обидчивым).

На море разыгрался сильный (шторм, штурм).

У ребят был (радостный, радушный) вид.

26. Образуйте и запишите сложные слова

сады

рыба

листья

овощи

Водить

вода

падать

скот

снег

птицы

27. Замените данные словосочетания одним словом. Запишите сложные слова.

Человек, любящий труд. Машина, дробящая камни. Человек, стремящийся много знать, любящий знания. Отверстие, по которому выходит дым из печи.

28. Спишите. Раскройте скобки и поставьте слова во множественном числе в нужном падеже.

В новом доме пять (окно). В кинотеатре в каждом ряду двадцать (место). В нашем лесу растет много (березе, осина). В этом году не было сильных (мороз). У своих (гнезда) хлопочут птицы.

29. Сравни по смыслу глаголы в каждой строчке. Распределите их в две группы. Запишите.

Глядит – смотрит.

Спасает – выручает.

Молчит – говорит.

Идет – стоит.

Дремлет – спит.

Начинает – заканчивает.

Сверкает – блестит.

Открывает – закрывает.

Завязывает – развязывает.

Зовет – окликает.

Думает – соображает.

Теряет – находит.

30. Образуйте словосочетания и запишите их.

Сирень, кусты. Тень, парк. Слабость, свет. Молодость. Сады. Глубина, река. Высота, трава. Теплота, погода. Солнце, утро. Польза, вещи.


Многозначность слов. Омонимы.

1. Прочитайте стихотворение:

Шел я с сумкой за плечом

Вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

(В. Лифшиц)

- Какие два слова пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения?

2. Указать оба значения каждого из приводимых ниже:

горы                                        кошки

овсянка                                колонна

Образец: Шашки – игра. Шашки – оружие.

3. Объяснить значение выделенных слов:

Бегут минуты и часы.

Им точный счет ведут часы.

Под кустом ореха норка.

Проживает в норке норка.

4. Какими словами описывает автор дождь:

Дождь уже не шел, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и умолк.

а) Какими еще словами можно охарактеризовать дождь?

(капает, крапает, стучит, сеет…).

5. Отгадай загадку и запиши с отгадкой несколько словосочетаний.

Я в двери, я в замке,

Я и в нотной строке,

Я могу, если хочу,

Телеграмму передать

И загадку разгадать.

Отгадывая загадку, дети записывают словосочетания: дверной ключ, гаечный ключ, басовый ключ.

6. Объясни значение имен прилагательных в словосочетаниях.

Пустой ящик – пустой разговор

Туманное утро – туманный разговор

Мягкая шерсть – мягкий голос

Седая вершина – седая борода

7. Пронаблюдать за прямым и переносным значением слов. Объяснить значение словосочетаний.

Словосочетания с прилагательными, употребленными в переносном значении:

Золотая зорька

Веселая зима

Мягкий ветер

Горячее желание

Тяжелое чувство

Сердитая зима

Бархатная травка

Душистая весна

Сонные березки

Шелковые косы

Серебряные росы

Словосочетания для сопоставления:

Золотая монета

Веселый ребенок

Мягкий пух

Горячая вода

Тяжелая ноша

Сердитая соседка

Бархатная скатерть

Душистый мед

Сонная девочка

Шелковые ткани

Серебряная ложка

8. Заменить в данных предложениях глагол «играет», подходящими по смыслу глаголами.

Мальчик играет в городки. Котенок играет клубком. Девочка играет вальс. Солнце играет в каплях дождя.

Слова для справок: исполняет, сверкает, забавляется.

9. Составь и запиши предложения. Объясни значение выделенных слов.

Мама, молния, пришла, сверкает, молнию.

Пишу, рву, мягкий мох, мягкий знак.

Из трубы, мам, идет, дым, идет.

10. Прочитай. Слова. Которые выделены, раздели на две группы. Какие эти группы? Выпиши каждую группу слов в столбик.

Город Орел – родина моей мамы. Орел – хищная птица.

Черное море омывает берега разных стран. Черное поле зазеленело весной.

Белое море находится на севере нашей страны. Белое платье у Кати.

11. Составь и запиши по два предложения из каждой группы слов. Объясни значение одинаковых слов.

Молния. Оля, красивую, разбила, дерево, чашку, разбила, высокое.

Шум, Сережа, мешал, работе, мешал, ложкой, кашу.

12. Подбери к каждому данному определению такое определение, которое поясняло бы его смысл.

Свежая (……) газета, свежее (……) полотенце, свежий (……) ветер, свежая (……) зелень.

13. Отгадай загадку и объясни значение слова – отгадки.

Я жилище для зверька

Для сверчка и паучка?

Есть еще и тезка мой:

Редкостный зверек пушной.

14. Прочитайте стихотворение. Найдите слова одинаковые по написанию и звучанию. Объясните их смысл.

  1. И сказал попугай попугаю

Я тебя немножко попугаю.

  1. Такса.

Сев в такси,

Спросила такса:

  • За проезд

Какая такса?

А водитель:

  • Денег с такс

Не берем совсем,

Вот так-с!

  1. Медведь и осы.

Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду крынку.

Вдруг на мишку – вот напасть! –

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией – осиной

Дрался выдранной осиной.

Мог ли в ярости он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало.


Синонимы.

1. Подобрать синонимы к глаголам:

смотреть, видеть, …

желать, …

мерзнуть, …

звенеть, …

просить, …

2. Заменить глаголы существительными:

а) возвратить книгу – возвращение книги,

приходить в школу –

встретить товарища –

читать газету –

б) заменить существительные глаголами:

отправление поезда – отправить поезд,

освещение улицы –

собирание овощей –

рисование картины –

чистка зубов –

3. Указать слова, имеющие неодобрительный оттенок:

приехал, прибыл, прикатил, бросился, ринулся, накинулся, отскочил, отпрянул, шарахнулся, пришел, пожаловал, заявился.

а) объясните какое из слов употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи.

4. Из данных ниже слов подобрать парами слова, близкие по значению, хотя и различные по звуковому составу:

а) печаль, азбука, хворостина, месяц, врач, конь, твердый, раньше, льется;

б) прут, луна, доктор, лошадь, прежде, грусть, алфавит, жесткий, течет.

5. Указать четвертое «лишнее» слово (с иным, чем у остальных слов значением):

грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; ломкий, долгий, хрупкий, слабый; крепкий, далекий, прочный, надежный; думать, ехать, размышлять, соображать.

6. Спиши и подчеркни слова, близкие по смыслу прилагательному крутые.

Артек.

Кто хоть раз в жизни был в пионерском лагере Артек, тот долго будет помнить и крут… склоны высоких гор, покрытых кудряв… лесами, и отвесн… скалы, куда свободно залетают только птицы, и обрывист… берега тепл… лазурн… моря.

7. Выпишите слова, близкие по значению существительным: темнота, распорядок, отметка и прилагательным интересный, красивый.

Занимательный, потемки, прекрасный, тетрадь, правила, оценка, забавный, прелестный, сумерки, корабль, балл, увлекательный, картофель, режим.

8. Каким из слов, которые даны в скобках, можно заменить в предложении подчеркнутое слово:

1. Студеный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый). 2. Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное). 3. Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий (огромный, неповоротливый, добродушный). 4. В лесу мы наблюдали, как быстрая белочка перепрыгивала с одного дерева на другое (маленькая, проворная, веселая).

9. К именам существительным, данным в парах слов подобрать существительные, близкие по значению:

Сильная метель - …                        Большое ненастье - …

Плохая погода - …                        Сильный дождь - …

Полная тишина - …                        Буря на море - …

10. Вставить по смыслу слова в предложение:

Летняя гроза.

Темная туча нависла над лесом. Сильный … ветер закачал вершины деревьев. Блеснула … молния. Раздался … удар грома, и гроза разразилась. Дети спрятались в кусты, но … достал их там.

11. Спишите, выписывая из скобок наиболее подходящие по смыслу слова:

Утром к дому прилетела … (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело … (пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина … (вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек.

12. Подбери к каждому существительному близкое слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово зима: работа, родник, холод, деятельный.

Порядок выполнения:

1. Запиши столбиком слова.

2. После каждого слова поставь по одной букве так, чтобы при чтении сверху вниз получилось слово зима.

Образец: Работа – з…

Родник – и…

Холод –  м…

Деятельный – а…

б) Аналогичное задание может быть со словами:

обрыв – к…

пасмурный  –  н…

забава – и…

рубеж – г…

самописка  – а…

13. Задание: К каждому глаголу подберите глаголы, сходные с ним по смыслу.

Бежать …, бороться …, блестеть …, говорить ….

Слова для справок: мчаться, сражаться, снять, плестись, воевать, нестись, светить, рассказывать, объяснять, сверкать, болтать, выскочить.

14. Прочитайте. Спишите словосочетания. В скобках напишите прилагательные, близкие по значению (синонимы).

1. Золотые руки. Золотое сердце. Золотая рожь.

2.Свежий ветер. Свежая зелень. Свежая газета.

3. Горячий чай. Горячие дни. Горячая речь. Горячее солнце.

Образец: Золотые (умелые) руки. Золотое (доброе) сердце.

15. Подберите близкое по значению слово, оканчивающееся на шипящий согласный:

доктор - …                        родник - …

неправда - …                день - …

Задание:

16. Напишите слова, близкие по смыслу к именам прилагательным:

дремучий лес - …

отважный человек - …

прочный мир - …

ясное небо - …

17. Назовите имена прилагательные в таком порядке, чтобы степень качества постепенно уменьшалась:

маленький - … - …

отважный - … - …

стремительный - … - …

18. Выпишите прилагательные, близкие по смыслу.

Платье алое. Платье красное. Дом огромный. Дом громадный. Малыш робкий. Мальчик боязливый. Задача трудная. Задача сложная.

Образец: алое – красное, …

19. Прочитай слова. Раздели слова на группы.

Вода, водитель, водит, водный, водичка, жидкость, шофер, таксист, кипяток.

20. Отгадай загадки.

  1. Я – синоним осьминога,

а без С – метле нас много.

  1. Я то же, что и ураган,

Но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун,

а называюсь я ……

  1. Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток,

пока начнется новый акт,

мы называем все ……

на время что-то прекратив, мы объявляем ……

в борьбе, в труде устали слишком –

дают уставшим …….

после урока непременно

нужна ребятам …….

21. Найдите в стихотворении В. Берестова синонимы.

«Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много шуму, толокни,

Как надоели мне они!» –

Так проворчал Мороз угрюмый,

И речку льдом сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила тишина.


Антонимы.

1. Подберите к данным глаголам противоположные по смыслу глаголы. Напишите.

Образец: говорил – молчал.

Говорил - …, хвалил - …, работал - …, спешил - …, любил - …, строил - …, начал - …, встал - ….

Слова для справок: ломал, кончил, молчал, бранил, сел, медлил,  ненавидел, бездельничал, взял.

2. Подберите к данным прилагательным противоположные по смыслу прилагательные:

Праведный – лживый,        скучный – …,

Робкий - …                        темный - …,

Сильный - …                медленный - …,

Прилежный - …                узкий - ….

3. К словам левого столбика припиши слова, противоположные по смыслу, данные в правом столбике:

Север - …                                                прилететь

Высокий - …                                        отгадка

Улететь - …                                        развязать

Загадка - …                                                темный

Светлый - …                                        низкий

Завязать - …                                        юг

Образец: Север – юг.

4. Подобрать антонимы к выделенным словам:

У короткого ума … язык. Ранняя птичка носок прочищает, а … глазки продирает. Полный колос к земле клонится, а … к небу тянется.

5. Вставь пропущенные слова:

Далеко мой стук слышится вокруг,

Червяками я …, а деревьями ….

(дятел)

Я антоним к слову смех.

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле,

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это ….

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я ….

6. Вставить в текст пропущенные слова «сегодня», «завтра», в соответствии со смыслом высказывания:

« … поучусь, а … погуляю», - говорит ленивый.

« … погуляю, а … поучусь», - говорит прилежный.

7. Напиши, какие из данных пар, обозначают вес, цвет, место, вкус, действие.

Белый – черный, здесь – там, горький – сладкий, потушить – зажечь, легкий – тяжелый.

Образец: Вкус: сладкий – горький.

8. В данных пословицах и поговорках подчеркни слова, противоположные по смыслу. Объясни смысл пословиц.

1. Сей в ненастье, а убирай в ведро. 2. Добро помни, зло забывай. 3. Маленькое дело лучше большого безделья. 4. Мир строит, а война разрушает. 5. Каково начало - таков и конец. 6. Дело веди, а безделье гони.

9. Спишите, заменяя подчеркнутые слова словами, противоположными по смыслу.

Опоздали.

Вечером я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко.  Дул встречный холодный ветер, и идти было трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали.

Живой интерес вызывают у школьников упражнения с элементами занимательности.

10. Пишите слова, противоположные по смыслу, так, чтобы из первых букв получилось слово дом.

Ночь  – день

Раздеться – о…

Старый – м…

11. Прочитай. По какому признаку сравниваются предметы в каждом предложении?

Деревья высокие, а кустарники низкие.

Уголь черный. А мел белый.

Овчарка большая, а такса маленькая.

Сахар сладкий, а перец горький.

Выпиши прилагательные, которые обозначают противоположные признаки:

По высоте –

По величине –

По цвету –

По вкусу –

12. Найди прилагательные, которые обозначают противоположные признаки предмета.

Горячий, широкий, холодный, узкий, веселый, короткая, грустный, длинная. Доброе, храбрый, трусливый, злое.

13. Спиши. Вставь вместо точек подходящие по смыслу прилагательные.

Куст низкий, а дерево …….

Молоко жидкое, а сметана ……

Малина сладкая, а лимон ……

Ночь была холодная, а день ……

Вагон большой, а тележка ……

14. К данным прилагательным подберите прилагательные с противоположными значениями, запишите слова.

Далекий, высокий, широкий, горький, частый, твердый, смелый, жесткий, густой.

15. К каждому прилагательному подберите из правого столбика прилагательное с противоположным значением. Вставьте пропущенные буквы.

Плохая погода

извес(?)ное

Печальное событие

безопас(?)ное

Рискованное дело

прекрас(?)ное

Сухая осень

ненас(?)ная

Туманное утро

гиган(?)ский

Незнакомое слово

яс(?)ное

Маленький водопад

радос(?)ное

16. Найдите в пословицах и поговорках антонимы.

В шутку сказано, да всерьез задумано. Худой мир лучше доброй ссоры. Ученье – свет, а неученье – тьма. Быль что смола, а небыль что вода. Глупый киснет, а умный все промыслит. Добрая слава лежит, а худая бежит.

17. Найдите в загадках антонимы.

Два брата младших впереди, два брата старших позади, бегут, друг друга не догонят. Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. Живет – лежит, умрет – бежит.

18. Отгадай загадки.

  1. Я – антоним в слову «зной»,

Я в реке в тени густой

И в бутылке лимонада,

а зовут меня ……

  1. Я – антоним слова «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я ……

  1. Я – антоним шума, стука,

без меня вам ночью мука,

я для отдыха для сна

называюсь ……


Виды упражнений со словосочетаниями и предложениями.

1. Прочитайте. Вместо вопросов подберите подходящие по смыслу слова. Запишите.

Саша поблагодарил (кого?) …

Ребята смеялись (над чем?) …

Маша сшила (что?) …

Учительница заболела (чем?) …

Слова для справок: бабушка, ангина, платье, шутка.

2. Запишите словосочетания, вставляя вместо точек нужные предлоги.

Просить … помощи                        строить … кубиков

Пить … чашки                                заботиться … брате

Уехать … города                                принести … магазина

Прыгать … вышки                        зайти … товарищу

Предлоги: о, с, из, к, в.

3. Выяснить, как ученики понимают поговорку:

«Всякой вещи – свое место».

Напишите: Где хранят:

платья

книги

чашки

зубные щетки

мыло

ключи

Образец: Платья хранят в шкафу.

4. Где изготовляют ткань, хлеб, часы, книги?

Фабрика, завод, пекарня, типография.

5. Прочитать, изменяя слова в скобках в соответствии с вопросами чем? Кем?

Носорог бодает (рог)

Не шутите с (носорог).

И за (горка), и под (горка),

Под (береза) и под (елка)

хороводят и в ряд

в шляпках молодцы стоят.

( грибы)

6. Заменить по образцу сравнительный оборот творительным падежом.

Образец: Вертится, как волчок – вертится волчком.

Летит, как стрела - …

Вьется, как вьюн - …

Смотрит, как волчонок - …

7. Составьте из слов предложение:

по, глубокие, текут, земле, реки, леса, шумят, высокие.

8. Выделите в тексте предложения:

Вот бежит по лесу рыжая лисица только пушистый хвост мелькает в кустах в густой траве притаился маленький зайчонок.

9. Какая группа слов составляет предложения и почему?

Земля, человек, фабрики, заводы, школы.

Рабочие строят фабрики, заводы, школы, больницы.

10. Составьте предложения по схеме:

Кто? Что делает? Где?

Кто? Какие? Что делает? Как?

11. Выделите из предложения словосочетания. Поставьте вопрос.

В школьном саду растут фруктовые деревья.

12. Прочитайте. Сколько здесь предложений? Спишите. Ставьте, где надо точку.

Зимой птицы голодают Коля повесил в саду кормушки птицы прилетели.

13. Составьте из данных слов пять предложений. Напишите их так, чтобы получился рассказ про весну.

Солнце, ветер, трава, ручей, птицы, журчит, дует, светит, летят, зеленеет, свежая, перелетные, теплый, звонкий, яркое.

14. Дополните каждое предложение второстепенными членами.

Ползла туча. Пошел дождь. Подул ветер. Полетели листья.

Слова для справок: тяжелая, ночью, по небу, с деревьев, желтые, холодный.

15. Восстанови текст:

Теплый, день, летний, был

гуляли, на, дети, лугу

затянула, вдруг, туча, небо, большая

сильный, дождь, полил

быстро ребятишки, домой, помчались.

16. Внимательно прочитать сначала про себя, а потом вслух предложения и ответить, о ком или о чем в них говориться.

Он лежал дома и скучал.

Верные друзья.

- Спасибо вам, друзья!

Прыгает Шарик, смешит Колю.

Вдруг он увидел шар в окошке.

Коля болел.

А на шарике рожица нарисована.

Ответить на вопросы:

- В каких предложениях говориться о Коле?

- Откуда взялся шарик?

- Что нужно сделать, чтобы составить рассказ? (надо найти заглавие).

Прочитайте вопросы (план).

План.

1. Что случилось с Колей?

2. Как порадовали его друзья?

Перечитайте предложения. Выберите те, которые составляют первую часть рассказа. Поставьте в нужном порядке. Запишите заглавие и весь рассказ по частям (каждая часть записывается с красной строки).

17. Вместо вопросов вставьте подходящие по смыслу слова. Предложения запишите.

Дети играют (во что?) (где?). Пчелы (когда?) живут (где?). Хлопок растет (где?)

Слова для справок: в снежки, на школьной площадке, зимой, в ульях, на юге.

18. Дополните предложения левого столбика словами из правого столбика. Если нужно, измените порядок слов.

Перед грозой.

Появилась туча…

Пчелы собрались…

Замолкли птицы…

Наступила тишина…

вдруг в ульях,

на небе грозовая,

полная

в густом лесу,

веселый.

19. Дополните группы слов недостающими словами, чтобы получились предложения.

… … нам интересную книгу.

… … женщине место в трамвае.

… … больному лекарство.

Слова для справок: учительница, прочитала, выписал, мальчик уступил.

20. Прочитай. Составь пословицы из данных слов. Запиши.

Без, ученье, нет, уменье.

Без, терпенье, нет, ученье.

21. Спиши. Поставь точки и замени, где нужно, строчные буквы прописными.

У дома стоит высокий клен серая птица села на ветку рыжий кот спугнул птичку дети прогнали кота.

Сколько предложений получилось? Это текст? Почему?

22. Составьте и запишите предложения, в которых подлежащими были бы следующие слова.

Ветерок, луг, вода, травка, солнышко.

23. Составьте и запишите предложения, в которых сказуемыми были бы следующие слова.

Шумит, печет, росло, играла, работал.

24. Прочитайте слова. Из каждой группы слов составьте и запишите по два предложения.

настал, замолкли, первый, голоса, осенний, птиц, месяц.

гнезда, перелетные, птичьи, птицы, опустели, улетели.

холодный, сосновый, ветер, лес, кружит, шумит, листья.

25. Раскрой скобки и запиши предложения.

Ребята слушали интересный рассказ о (звезда). Солнце показалось из-за (туча). Давно не было интересных футбольных (встреча). С (крыша) капает вода. Нагнулись от тяжести плодов ветви (яблоня). В нашей школе учатся дети из четырех (деревня).

26. Составьте и запишите предложения со следующими словосочетаниями.

Идет, с, ведро; зацепилась, платье; чашка, с, блюдце; хлеб, с, масло; растет, под, дерево; встретил, за, озеро; пробирался, болото; скрылось, за, облако.

27. Прочитайте. Спишите, заменяя выделенные существительные подходящими по смыслу местоимениями.

В зоопарк привезли большую партию лебедей. Лебеди сидели в деревянных ящиках. Птицы были очень усталые после дороги. Таких птиц сразу выпускать в вольеры нельзя. Надо дать лебедям возможность сначала очистить перья, поправиться, а потом уже можно пускать лебедей на пруд.

На первое время лебедей поместили в большое темное помещение с двумя просторными водоемами. Там лебеди купались и чистили свои перья.

(По В. Чаплиной)

28. Составьте и запишите словосочетания с данными глаголами.

Добежал до ……, вылетел из ……, взял со ……, забежал за ……, заклеил ……, зашел в ……, надкусил ……, уехал в ……, рисуют ……, подошел к ……, говорил о …….

29. Прочитайте шуточные стихи. Назовите глагольные словосочетания.

  1. Хомяки раздули щеки.

Спят лентяи на припеке.

  1. Белка бегает с шестом,

Машет в воздухе хвостом.

  1. Черепаха выжать штангу,

помогла орангутангу.

  1. Мишка на велосипеде

Мчится к финишу – к победе.

30. Напишите словосочетания из глаголов и наречия.

Поступать (смелый, отважный, храбрый, решительный)

Отдыхать (веселый, интересный)

Учись (прилежный, старательный, хороший).

Рисует (как?)

Дует ветер (в какой степени?)

Шли (сколько?)

Увидел (где?)

Свернули (куда?)

Шел снег (когда?)

31. Списать словосочетания, раскрывая скобки.

Опушка (большой) леса; хлопья (белый) снега; крыша (старый) дома; кусок (белый) хлеба; (зимнее холодное) времени, в (чистый, свежий) воздухе, под (старый развесистый) дубом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник упражнений по развитию полноценного навыка чтения

Упражнения для развития полноценного навыка чтения у учащихся младших классов. Памятки для родителей и учеников....

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонематического воспр...

Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Приближается 1 сентября. Многие дети впервые пойдут в школу. Это очень трудный и ответственный момент в жизни ребенка. Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привы...

Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привычный уклад жизни, меняется место ребенка в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузк...

Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

В сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста, мы включили теоретический материал по психическим процессам: восприятие, память, мышление, внимание и вообра...

Сборник упражнений на развитие познавательных способностей

Сборник упражнений направлен на развитие познавательных способностей младших школьников...